Похожие презентации:
Философия права: общее и особенное
1.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО»
(ФГАОУ ВО «КФУ ИМ. В. И. ВЕРНАДСКОГО»)
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
НА ТЕМУ: «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ»
ВЫПОЛНИЛА:
ОБУЧАЮЩИЙСЯ ГРУППЫ С/Ю-М-З-211
КОЛЕНЮК В.Н.
2.
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ПРАВА..
Принято считать, что философия права как учебная дисциплина
появилась в XVIII в. Существуют различные мнения относительно того, кто же
является основателем философии права и кто впервые использовал само
понятие «философия права». Полагают, что впервые термин «философия
права» использовал Г. Гуго (1764–1844) — один из основателей исторической
школы права, выразитель философии позитивного права. Свое влияние на
философию права оказал Ф.В.Й. Шеллинг (1775–1854). Если Г.
Лейбниц (1746–1816) рассматривал право как необходимый минимум
нравственности, то И. Кант (1724–1804) прямо противоположно показывал
необходимость нравственного основания в праве, обращаясь к
нравственному закону внутри человека, где сам категорический императив
есть предел, предостережение от пагубности выхода за пределы
нравственности как основы бытия.
3.
Иммануил КантНемецкий философ
Гуго Гроций
Нидерландский
юрист
Фридрих Вильгельм
Йозеф фон Шеллинг
Немецкий философ
Готфрид Вильгельм
Лейбниц
Немецкий философ
4.
Предметом философии предстает широкий круг вопросовмиропонимания, совокупность наиболее общих знаний о мире в
целом, закономерностях его развития, месте и роли человека в
нем, смысле жизни. Философское знание имеет отличие от
других видов знаний, так как опирается на категории,
сложившиеся в рамках философского познания: бытие,
сознание, истина, ценность, субстанция. Используются
философские методы для познания — например, диалектика,
метафизика. Философия реагирует на изменения в
эволюционном развитии человечества, отчего меняются подход,
осмысление тех или иных крупных событий, фактов, процессов
исторического движения цивилизаций.
5.
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК.Правовая тематика, как известно, изучается всей юридической наукой, предметом
которой является так называемое позитивное (положительное) право. При этом для
традиционных юридических дисциплин (от теории государства и права до отраслевых
наук) официально-властная данность позитивного права выступает в качестве высшего
авторитета в вопросе о том, что есть право в данное время и в данном месте.
Необходимость и важность как официально-властного установления действующего
права, так и его изучения методами и средствами юриспруденции (юридико-аналитическая обработка нормативного материала, его комментирование, систематизация и
классификация, разработка вопросов законодательства и правоприменения,
юридической техники и т. д.) очевидны и общепризнанны. Все это имеет большое
практическое и научное значение. Но вне сферы юридико-аналитического подхода к
позитивному праву (т. е. того, что традиционно именуется "юридической догматикой")
остается целый ряд проблем общетеоретического, философского профиля, которые
входят в предметную область философии права. Официально-властный авторитет,
которым установлено позитивное право, — это, конечно, существенный факт, значимый
не только для практики, но и для любой теории. И с этим обстоятельством считается не
только юридическая догматика, но и любая философия права.
6.
По своему статусу философия правапредставляет собой комплексную, смежную
дисциплину, находящуюся на стыке философии и
юриспруденции. Данное обстоятельство требует
четкого определения ее места и роли в системе
философии и правоведения.
Выход на проблематику философии права
может быть осуществлен с двух противоположных
сторон: от философии к праву и от права к
философии.
7.
Первый путь выхода на философско-правовую проблематику(философский подход к праву) связан с распространением той или
иной философской концепции на сферу права. Такое обращение
философии к осмыслению правовой реальности, особенно
характерное
для
эпохи
Просвещения,
оказалось
весьма
плодотворным для самой философии. Известно, что многие из
серьезных достижений классической философии — результат такого
обращения.
Другой путь формирования философии права (юридический
подход к праву) направлен от решения практических задач
юриспруденции к их философской рефлексии. Например, от
осмысления таких частных правовых проблем, как основания
уголовного права, вина и ответственность, выполнение обязательств и
др., к постановке вопроса о сущности права. Здесь философия
права предстает уже как самостоятельное направление в
правоведении, специфический уровень изучения собственно права.
8.
СУЩНОСТЬ ПРАВА: ПРАВО КАК ФОРМАЛЬНОЕРАВЕНСТВО; ПРАВО КАК СВОБОДА; ПРАВО КАК
СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Право как формальное равенство. В науке равенство обычно трактуется как
результат сознательного абстрагирования от различий, присущих сравниваемым
объектам с помощью определенного критерия уравнивания. Основанием
правового уравнивания различных людей является свобода индивида в обществе,
признаваемая в форме его правоспособности и правосубъектности. Это
означает, что правовое равенство представляет собой равенство свободных и
независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу. Но в
конкретном обществе кроме свободных могут иметься и несвободные люди. Тогда
несвободные будут не субъектами, а объектами права. Принцип правового
равенства на таких людей не распространяется. Иначе говоря, правовое
равенство является равенством свободных людей и равенством в свободе. Право
оказывается общим масштабом и равной мерой свободы индивидов. Оно
выступает как форма выражения и осуществления свободы в обществе.
Правовое равенство может быть только формальным, так как оно достигается
за счет абстрагирования от фактических различий. Именно благодаря своей
формальности правовое равенство может служить средством регуляции
социальных отношений.
9.
Право как свобода. Наш исходный тезис состоит в том, что свобода вцивилизованном обществе возможна только в правовой форме. Эта форма дает
единый масштаб и меру свободы индивидов. Получается, что свобода индивида не
беспредельна. Она заранее ограничена рамками права. Зато в рамках этого правового
поля субъекты права свободны в проявлении своей воли и способны защитить себя от
любого произвола. И.А.Ильин писал об этом следующим образом: "…человеческая
история показала и подтвердила много раз, что лучше пользоваться более ограниченной
системой субъективных прав, крепко огражденных и действительно обеспеченных, чем
видеть, как твой безграничный круг субъективных притязаний попирается произволом
соседей и деспотической властью.
Право оформляет свободу индивидов, определяет пределы свободы индивида,
достигнутой конкретным обществом. Никакая социальная революция не избавляет людей
от правовых рамок свободы. Революции лишь приводят к тому, что старые правовые
рамки сменяются новыми. Не ограниченная правом свобода означает анархию,
произвол, уничтожение государства и цивилизации. С этой точки зрения прогресс в
истории общества представляет собой постепенное освобождение людей от произвола,
личной зависимости и развитие правовых форм выражения свободы индивидов.
Совершенствуются правовые формы выражения свободы и все большее число людей
становится субъектами права.
10.
Право как справедливость. В словаре Даля справедливость объясняется через понятия правдыи правосудия. Право должно обеспечивать справедливость. Речь здесь идет не о законе, а
именно о праве в философском смысле. Ведь закон бывает разный и применение неправового
закона обязательно приводит к торжеству несправедливости.
Аристотель полагал, что понятие справедливости связано с представлением о государстве,
так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой
политического общения. Всякий закон в своей основе предполагает право. Отступление закона
от
права
приводит
к
вырождению
закона
в
средство
деспотизма.
Разумеется, далеко не все мыслители разделяли такую точку зрения. Так, Н.А. Бердяев исходил из
того, что право и закон являются непримиримыми противоположностями, исключая тем самым
возможность существования правового закона.
В духе анархизма и нигилизма Бердяев отрицает правовые рамки справедливости, считая это
недопустимым насильственным способом осуществления справедливости. Кроме того, выше
справедливости он ставит христианскую идею правды. Если обратиться к истории философскоправовых идей, то нужно признать, что уже на рубеже 16-17 вв. в работах голландского правоведа
Гуго Гроция была дана критика использованной Бердяевым идеи о правовой насильственности
осуществления справедливости. Гроций писал, что положение о том, что люди принуждаются
своего рода насилием к осуществлению справедливости, относится не к самому праву, а
"только к тем установлениям и законам, которые должны способствовать осуществлению права
на деле"
Справедливость предполагает существование в обществе правового начала и способов его
применения для регулирования общественных отношений. Дошедшее до нас из римского права
слово юстиция означает справедливость и правосудие.
11.
ПОНЯТИЕ ПРАВА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ. МНОГООБРАЗИЕОПРЕДЕЛЕНИЙ И ЕДИНСТВО ПОНЯТИЯ.
Право — совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой
государства.
Термин «право» используется в нескольких смысловых значениях: 1) правовые
(юридические, от лат. juris — право) нормы; 2) возможность поступать определённым
образом; 3) естественное право (дано от природы человеку при его рождении: право на
жизнь, на свободу, право иметь собственность и др., никто не может его отнять).
Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности
человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к
нему как к целостному социальному явлению.
Множественность
теорий
правопонимания
обусловлена
различными
национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими
воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями.
Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно
заметил, что "юристы до сих пор ищут свое определение права". В силу того что право
находится как бы на "перекрестке" удовлетворения интересов различных социальных
групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.
12.
ТИПОЛОГИЯ ПРАВОПОНИМАНИЯ.Значение типологии обусловлено тем, что именно определенный тип
правопонимания определяет парадигму, принцип и образец (смысловую
модель) соответствующего философского познания права и
государства, собственно теоретико-правовое содержание, предмет и
метод соответствующей концепции философии права.
Типологию правопонимания, т.е. определенную классификацию
различных видов трактовки права и их разбивку на однотипные
(однородные) группы, можно проводить по разным основаниям
(критериям). Существенное значение имеет выделение следующих трех
типов правопонимания: легистского, естественноправового и
либертарно-юридического.
13.
ПРАВО И РЕАЛЬНОСТЬ.Понятие правовой реальности в мире юридических наук достаточно размыто и неоднозначно. Чтобы немного
разобраться в его сущности, стоит обратиться к онтологии права – науке о правовом бытие. Правовая онтология
являет собой формы всего сущего в окружающем мире, где, благодаря понятию бытия, можно разглядеть что-то
конкретное
в
«общем
котле».
Исходя из этого, правовую реальность можно охарактеризовать как систему, существующую в рамках
человеческого бытия. Но есть и другие методики, которые используют при изучении правовой реальности, одной из
них является диалектико-материалистическая. Этот подход рассматривает правовую реальность как
материальное и идеальное единство, а также как целостность объективного и субъективного. В его структуру
входит две составляющие – правосознание и правоотношение. Где правовое сознание будет представлять собой
комплекс убеждений объективной и субъективной реальности, как одного человека, так и общества в целом по
отношению к праву и правовой деятельности. А правоотношением будут являться идеологические и материальные
отношения между участниками права, касательно правового объекта. Также существует феноменологический
подход, который представляет правовую реальность как взаимосвязь между обычной реальностью и системной
реальностью. Принцип его действия состоит в том, что мир социального субъекта охватывают правовые нормы и
отношения свобод, равенства и справедливости.
Правовая реальность (действительность) — это комплекс всех юридических явлений, включающий как
позитивные (положительные, соответствующие праву), так и негативные компоненты, т. е. как право и правовую
систему, правосознание, юридическую практику и правопорядок, законность, так и противоправные явления,
так или иначе дестабилизирующие нормальную правовую жизнь общества (правонарушения, иные
правовые девиации).