Похожие презентации:
Аристотель. Философия Аристотеля
1.
Выполнила: Гришина МарияГруппа: ПОд\б-19-1-о
2.
Великий древнегреческий философ Аристотельродился в 384 г. до Р. X. в Стагире – греческой
колонии на северном берегу Эгейского моря, близ
Македонии. Семья Аристотеля по происхождению
принадлежала не к местным «варварским»
племенам, а к природным эллинам. Его отец
Никомах был личным врачом македонского царя
Аминты II, отца знаменитого Филиппа 2. Близкие
связи Аристотеля с македонским двором идут ещё
с детских его лет.
Ещё ребёнком Аристотель лишился родителей и
жил в доме своего опекуна Проксена, который дал
ему хорошее воспитание. В 367 году 17-летний
Аристотель поехал в Афины, чтобы изучать там
философию. В этом самом славном из греческих
городов он прожил двадцать лет. Аристотель
поступил учеником в Академию – школу,
открытую великим мыслителем Платоном.
Заметив блестящие таланты Аристотеля, Платон
стал отличать его среди прочих своих учеников. Но
молодой философ вскоре начал отступать от
многих идей своего учителя и вырабатывать
собственное мировоззрение. Заметив
это, Платон с горечью сказал, что «Аристотель
оттолкнул нас от себя, как жеребенок – свою мать».
Однако личные отношения двух гениев греческой
мысли долго оставались дружескими.
3.
Более всего Аристотельоспаривал платоновские идеи
об учениях. Платон считал,
что идеи образуют особый
высший бестелесный мир, а
Аристотель видел в них лишь
сущности материальных
явлений, заключённые в самих
этих последних. Именно по
поводу этого спора Аристотель
и произнёс однажды довольно
длинную фразу, более
известную в сокращённом
переводе: «Платон мне друг,
но истина дороже».
4.
Учение Аристотеля чаще всего подразделяют на четыре раздела.I. Логика (излагается в группе трудов, получивших общее название
«Органон»).
II. Теоретическая философия. Она в свою очередь делится на: 1.
«Первую философию» – учение об основах истинного бытия. В
своде сочинений Аристотеля «первая философия» была
размещена после его сочинений по физике и из-за этого чисто
случайного обстоятельства получила название «метафизики»,
получившее затем у философов гораздо более важный смысл. 2.
Математику – учение о количестве и протяжении; 3. Физику –
учение о движении предметов. Понятие «движения» Аристотель
толкует весьма широко, понимая его как любое изменение
качества.
III. Практическая философия – учение о принципах человеческой
жизни и деятельности. Она состоит из: 1. Этики (науки о цели
жизни отдельного человека). 2. Экономики (науке о домашнем
хозяйстве). 3. Политики (науки о государстве).
IV. Поэтическая философия: трактаты Аристотеля о поэзии и
риторике.
5.
В основу философской логики Аристотель кладёт ряд «категорий» – наиболееобщих понятий, обозначающих самые общие характеристики бытия. Их
перечень и число различны в разных его сочинениях. Чаще всего он называет
десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время,
положение, обладание, действие, страдание. Категория сущности – то есть,
ответ на вопрос, чем именно является тот или иной предмет (человеком,
лошадью, деревом, камнем и т. п.) – играет в философии Аристотеля особую
роль.
Из сочетания различных категорий создаются сложные высказывания, которые
логика Аристотеля делит на четыре вида общеутвердительные,
общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные.
Высказывания могут обладать различными типами модальности (возможность
и невозможность, случайность и необходимость). Чтобы содержать в себе
истину, они должны подчиняться законам логического мышления (закону
тождества, закону исключения противоречия, закону исключённого третьего).
Высказывания тоже могут сочетаться, образуя силлогизмы с новыми
логическими выводами. Например, из двух разных высказываний: 1. Все люди
смертны и 2. Сократ – человек, вытекает третье: Сократ смертен. В своей
философской логике Аристотель подробно разбирает различные виды
силлогизма, различая в нём три фигуры с 16 модусами каждая. Силлогизмы
могут давать как общие, так и частные выводы.
В сочинении «Топика» Аристотель анализирует свыше 300 «топов» – общих
приемов мышления, направленных на достижение истины. Он излагает правила
диалога, который следует вести посредством топов, и вскрывает недостатки
отдельных их видов.
6.
Главное содержание метафизики Аристотелясводится к критике платоновского учения об
обособленности мира идей от мира вещей.
Аристотель доказывает, что «идея» – лишь
конкретная форма материи, которую последняя
приобретает при помощи «движения» . Материя и
форма нераздельны, они не могут существовать друг
без друга. В природе нет ни чистой, бесформенной
материи, ни нематериальной идеи. Материя каждого
предмета содержит в себе возможность его
существования, а форма даёт этой возможности
осуществление. Материи всегда присуще внутреннее
стремление воплотить содержащиеся в ней
возможности – получить тот или иной конкретнопредметный вид. Эта присущая материи внутренняя
тяга к «оформлению» в философии Аристотеля
именуется энтелехией.
7.
Главное содержание метафизикиАристотеля сводится к критике
платоновского учения об
обособленности мира идей от мира
вещей. Аристотель доказывает, что
«идея» – лишь конкретная форма
материи, которую последняя
приобретает при помощи «движения».
Материя и форма нераздельны, они не
могут существовать друг без друга. В
природе нет ни чистой, бесформенной
материи, ни нематериальной идеи.
Материя каждого предмета содержит в
себе возможность его существования, а
форма даёт этой возможности
осуществление. Материи всегда присуще
внутреннее стремление воплотить
содержащиеся в ней возможности –
получить тот или иной конкретнопредметный вид. Эта присущая материи
внутренняя тяга к «оформлению» в
философии Аристотеля
именуется энтелехией.
8.
Аристотель признаёт четыре первоначальные«стихии», образуемые четырьмя возможными
сочетаниями двух главных материальных
противоположностей: холода – тепла и сухости –
влажности. Стихия теплая и сухая – огонь; теплая и
влажная – воздух; холодная и влажная – вода; холодная
и сухая – земля. Понятия о силе тяжести у Аристотеля
нет. По его мнению, огню и воздуху просто изначально
свойственно стремление вверх, а воде и земле – вниз.
Путём этого своего разнонаправленного движения
стихии смешиваются, порождая всё многообразие
предметов и мира.
9.
Физика АристотеляЗемля и Вселенная, по Аристотелю, имеют
форму шаров. Вселенная ограничена
небом, образованным из пятой,
божественной, вечной и неизменной
стихии – эфира. Небо состоит из
нескольких концентрических сфер. Одна
из них, звездное небо, искони пребывает в
совершеннейшем виде движения –
круговом. Расположенные на ней звёзды –
вечные, блаженные, живые существа,
которые по своей организации
неизмеримо превосходят человека. На
других небесных сферах находятся
планеты (включая Солнце и Луну), чей
ранг ниже звёздного. Наглядно это
подтверждается тем, что движение планет
не чисто круговое. Их орбиты имеют не
совсем правильное, косое положение.
Шарообразная земля образует центр
вселенной.
10.
Все живые существа землиобладают собственной
энтелехией – душой.
Аристотель в своей философии
подразделяет души на три вида:
питающаяся (растительная),
чувствующая (животная), и
разумная (человеческая). Как
любая форма не может
существовать без материи, так и
душа не имеет бытия без тела.
Впрочем, последнее
утверждение Аристотель, судя
по всему, относил лишь к
первым двум видам души, а
третью, разумную, её сторону,
сопричастную Богу, он в
некоторых отрывках признаёт
бессмертной.
Человеческую волю Аристотель
решительно полагает
свободной.
11.
Вследствие вечногостремления материи ко всё
более совершенному
«оформлению»
неорганический мир малопомалу переходит в
органический, а
растительное царство – в
животное. Таким образом,
вся природа составляет
одно целое, и жизнь,
развиваясь вся ярче,
достигает высшей ступени
совершенства в человеке.
Все эти «эволюционные»
идеи подробно развиваются
в научно-философских
трактатах Аристотеля «О
животных», «О душе» и др.
12.
Добродетель состоит не в знании добра, ибо это знание само посебе не удерживает от дурных поступков. Философская этика
призвана через многократное упражнение выработать в
человеке сознательную тягу к доброму, сделав её постоянным
качеством воли.
Суть добра – в господстве разумного элемента души над
чувственными страстями. Истинное этическое поведение состоит
в том, чтобы занимать разумную средину между
противоположными крайностями, которые и есть пороки. Без
добродетели невозможно счастье, составляющее цель жизни.
Аристотель признаёт важность наслаждения, но считает высшей
его разновидностью чувство довольства, вызываемое в человеке
сознанием, что его поступки нравственны и хороши.
Добродетель является совокупностью целого ряда нравственных
качеств. Каждый класс людей имеет свои особые этические
обязанности, но некоторые из них – в первую очередь,
справедливость – являются долгом всех. Истинная нравственность
теснейшим образом связана с идеей блага государства, потому
Аристотель считает этическую философию очень близкой к
общественной – «политике».