2.00M
Категория: ФилософияФилософия

Философия Древней Греции. Аристотель. Лекция 7

1.

1
Лекция 7.
Философия Древней Греции.
Аристотель.

2.

2
Вопросы
1. Биография Аристотеля.
2. Сочинения Аристотеля.
3. Философия Аристотеля и учение Платона.
4. Логика Аристотеля.
5. Метафизика Аристотеля.
6. Аристотель о душе.
7. Этика Аристотеля.

3.

3
Биография Аристотеля
Великий древнегреческий философ Аристотель родился в 384 г. до
н.э. в Стагире – греческой колонии на северном берегу Эгейского
моря, близ Македонии.
Его отец Никомах был личным врачом македонского царя Аминты II,
отца знаменитого Филиппа II. Близкие связи Аристотеля с
македонским двором идут ещё с детских его лет.
Ещё ребёнком Аристотель лишился родителей и жил в доме своего
опекуна Проксена, который дал ему хорошее воспитание. В 367 году
17-летний Аристотель поехал в Афины, чтобы изучать там
философию.

4.

Аристотель. Скульптура работы Лисиппа.
4

5.

5
Аристотель поступил учеником в Академию –
школу, открытую великим мыслителем
Платоном.
Заметив блестящие таланты Аристотеля, Платон
стал отличать его среди прочих своих учеников.
Но молодой философ вскоре начал отступать от
многих идей своего учителя и вырабатывать
собственное мировоззрение.
Заметив это, Платон с горечью сказал, что
«Аристотель оттолкнул нас от себя, как
жеребенок – свою мать».

6.

6
Аристотель и Платон. Скульптор Лукка делла Роббиа.

7.

7
Зная о близких связях Аристотеля с македонским двором, афиняне
отправили его послом к царю Филиппу II во время конфликта с ним
из-за Олинфа. Когда философ вернулся из этой поездки, Платон уже
умер (348), и главой Академии стал его племянник Спевсипп.
Из-за народного недовольства результатами посольства к Филиппу
(которое не смогло спасти от разрушения взятые македонянами
города), Аристотель и другой выдающийся «академик», Ксенократ,
покинули Афины.
Они отправились в Малую Азию к их общему другу Гермию, тирану
городов Атарнея и Асса. Аристотель и Ксенократ прожили у Гермия
три года, пока персидский царь Артаксеркс Ох не приказал распять
того за попытку восстания.
В память о погибшем жестокой смертью Гермии Аристотель
написал стихотворный гимн.

8.

8
В 343 году царь Филипп II пригласил его в учителя и
воспитатели к своему сыну, Александру Македонскому,
будущему великому завоевателю.
Аристотель занимался с Александром восемь лет, до
самого его воцарения и пользовался огромным уважением
юноши.
Аристотель привил своему воспитаннику любовь к
«Илиаде» Гомера – книге, с которой Александр потом не
расставался всю жизнь.
В благодарность Аристотелю Филипп II даже восстановил
из руин родной город философа Стагиру, разрушенный
македонянами вместе с Олинфом.

9.

9
Незадолго до выступления Александра в восточный поход, Аристотель
возвратился (335 г.) из Македонии в Афины.
Он прожил в Афинах последующие 13 лет. Главой платоновской
Академии был тогда Ксенократ, а Аристотель основал собственную
философскую школу в Ликее – гимназии на востоке города, близ
храма Аполлона Ликийского. Слово «Ликей» (лицей) стало с тех пор
нарицательным – так же, как и слово «Академия».
Аристотель имел привычку учить, прогуливаясь взад и вперед по
аллее. От этого он и его ученики получили прозвище «перипатетиков»
(«прогуливающихся»). Аристотель читал в Ликее два вида лекций:
для широкой публики (экзотерические – «внешние») и для лучших,
хорошо подготовленных воспитанников (акроаматические или
эзотерические –«внутренние», «глубинные»). Во время этого
вторичного своего пребывания в Афинах Аристотель, вероятно, и
написал большинство своих главных произведений.

10.

10
Аристотель и его ученики.
Слева - Александр Македонский и Деметрий Фалерский,
справа - Теофраст и Стратон.
Фреска Э. Лебедицкого и К. Раля

11.

11
Александр Македонский поддерживал связь с Аристотелем и из
Азии.
Некоторые историки утверждают, что царь выделил своему
бывшему наставнику огромную сумму в 800 талантов на научные
исследования.
В восточном походе Александра сопровождал племянник
Аристотеля, Каллисфен.
Человек образованный, но очень честолюбивый, Каллисфен вскоре
вовлёкся в оппозицию Александру.
Македонская знать, недовольная тем, что царь в ущерб ей
приближает к себе побеждённых персов, составила против
Александра заговор (327 г.).
К этому заговору имел отношение и Каллисфен, был казнён.

12.

12
Гибель Каллисфена разрушила дружбу Аристотеля и Александра.
По окончании восточного похода Александр умер (323 г.) не своей
смертью, а был отравлен, и что яд для царя прислал из Греции
Аристотель в ослином копыте. Эти рассказы маловероятны, однако
целиком пренебрегать ими всё же нельзя.
После смерти Александра греки восстали против македонской
гегемонии, начав Ламийскую войну.
Аристотель имел репутацию сторонника македонян. Возможно, по
этой причине он подвергся обвинению в атеизме и счёл за лучшее
бежать из Афин (конец 323 или начало 322).
Философ уехал на остров Эвбею, в город Халкиду, где спустя
несколько месяцев скончался от гастрита (322 г.). Жители родной
Стагиры позже чтили Аристотеля как героя и учредили в его честь
особый праздник. Почести философу воздавались даже в
священных Дельфах.

13.

Преемником Аристотеля на посту главы Ликея стал его самый
талантливый ученик Теофраст (Феофраст).
Судьба сочинений Аристотеля после его кончины.
13
Римский учёный Страбон утверждал, что богатая библиотека философа перешла к
Феофрасту, а потом – к потомкам последнего, людям необразованным.
Они свалили книги в ящики и заперли в подвале, где их попортили сырость и
черви.
Согласно Страбону, многие труды Аристотеля были неизвестны даже тогдашним
перипатетикам.
Во время войны с Митридатом Сулла увёз частично погибшую библиотеку
Аристотеля из Афин в Рим.
Многие важные места в сочинениях философа пришлось переделывать и
дополнять. Подробности рассказа Страбона опровергаются фактами, но, как бы то
ни было, до нас дошла лишь четвёртая часть из весьма многочисленных
произведений Аристотеля.

14.

14
Подобно большинству древнегреческих мыслителей,
Аристотель кроме чистой философии широко занимался
естественными и иными науками.
Он основал многие разделы последних – грамматику, логику,
научную риторику.
Аристотель первым создал теорию поэзии, философию
искусства, установил много важных новых фактов в зоологии
и анатомии.

15.

15
Некоторые сочинения, дошедшие до нас с именем
Аристотеля, считаются подложными.
Другие, очевидно, не предназначались для опубликования
– это просто собрания заметок, наброски, или записные
тетради его учеников.
В отличие от Платона, слог Аристотеля обретает
возвышенность и силу только там, где выражается какаянибудь высокая мысль, обыкновенно же он сух и
малохудожественен.
Именно Аристотель первым выработал строго научный
язык.

16.

16
Сочинения Аристотеля
Сочинения Аристотеля не так полно и не так хорошо сохранились, как
сочинения Платона.
До нас дошла только часть его более поздних произведений, а все, что
было написано философом в ранний период его деятельности,
утеряно.
Цицерон хвалит сочинения Аристотеля ранней эпохи за «золотой
поток красноречия», между тем как дошедшие до нас произведения
носят скорее характер черновых работ: настолько небрежно они
обработаны.

17.

17
Сочинения Аристотеля
Под именем Аристотеля до нас дошло собрание сочинений, которое в
существеннейшей своей части сводится к изданию трудов Аристотеля,
составленному перипатетиком Андроником Родосским около 50 – 60
года до н.э. вместе с грамматиком Тиранионом.
Большая часть этих сочинений и важнейшие из них подлинны, хотя
некоторые из них не избегли позднейших вставок и поправок.
Наряду с уцелевшими произведениями мы знаем множество
утраченных, подлинных и неподлинных, известных по цитатам
позднейших писателей и по дошедшим до нас спискам сочинений
Аристотеля.

18.

18
Списки сочинений
Сохранились списки:
1. Гермиппа, который показывает 147 аристотелевских сочинений,
содержащих 400 книг; но в этом каталоге еще не упомянуто много
важнейших произведений, входящих в наше собрание: этот список,
по-видимому, содержал только сочинения, существовавшие во
время его составления в александрийской библиотеке.
2. Другой, позднейший список, известный через арабских писателей,
был составлен неким Птоломеем, который дает общее число всех
книг около 1000.
Мы располагаем менее чем шестой частью.

19.

19
Сочинения Аристотеля распадаются на несколько классов
Дошедшие до нас сочинения все относятся к
позднейшему периоду деятельности философа, когда
его система сложилась окончательно, то для нас не
представляет особенного интереса определение
порядка их написания.
Поэтому сочинения Аристотеля распределяют на
группы по их содержанию.

20.

Зрелые труды Аристотеля делятся на восемь групп:
20
1. Логические труды Аристотеля («Органон»): «Категории», «Об
истолковании», «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О
софистических опровержениях».
2. Философия природы Аристотеля: «Физика», или «Лекции по
физике», в 8-ми кн., «О небе» в 4-х кн., «О возникновении и
уничтожении» в 2-х кн., «О небесных явлениях» («Метеорологика») в
4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские труды
включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире»,
написанный уже в I в. до н. э.

21.

21
Зрелые труды Аристотеля
3. Психология Аристотеля: «О душе» в 3-х кн., а также
«Малые труды по естествознанию», включающие трактаты:
«О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и
воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении
приходящем во сне», «О длительности и краткости жизни»,
«О жизни и смерти», «О дыхании».

22.

22
Зрелые труды Аристотеля
4. Биологические труды: «О частях животных», «О движении
животных», «О передвижении животных», «О происхождении
животных». Эти труды самого Аристотеля обычно дополняются рядом
трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не
установлены. Важнейший из них – «Проблемы», где рассматриваются
разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики,
оптики и музыки.
5. Первая философия Аристотеля: труд в 14-ти книгах, получивший
название «Метафизика».

23.

23
Зрелые труды Аристотеля
6. Этика Аристотеля: «Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика»
в 2-х кн., «Евдемова этика».
«Большая этика» признается неаутентичной (не принадлежащей
Аристотелю); также неаутентичен трактат «О добродетельном и
порочном», относящийся ко времени между I в. до н. э. – I в. н. э.

24.

24
Зрелые труды Аристотеля
7. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми кн.; «Экономика» в 3-х
кн. В трудах школы Аристотеля было описано государственное
устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был найден
папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.
8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в 3-х кн., за которым
печатается неподлинный трактат «Риторика против Александра» –
ранняя перипатетическая работа. За нею идет трактат «О поэзии».

25.

25
Философия Аристотеля и учение Платона
Платон: общие понятия нашего сознания (идеи) имеют
самостоятельное существование вне призрачного мира
материальных вещей.
По Аристотелю: идеи неотделимы от вещей и имеют свое
бытие в них. Аристотель полагает, что идея и реальное
явление существуют не отдельно друг от друга, а в
неразрывном сочетании. Идея – только форма, дающая
материи смысл.

26.

26
Философия Аристотеля и учение Платона
Согласно философии Платона, источник истинного знания – в
воспоминаниях о мире идей, который душа созерцала до своего
«телесного рождения».
Аристотель считает, что никакого особого мира идей нет, и в начале
жизни душа подобна чистой вощёной дощечке для письма (tabula
rasa), на которой ещё ничего не начертано.
Затем она постепенно заполняется «отпечатками», приобретаемыми
из опыта. Аристотель, в отличие от Платона, убеждён, что мир явлений
не есть «ложный призрак», а обладает подлинной реальностью и
содержит в себе истину.
Получая от него простые чувственные впечатления, душа при помощи
индукции переходит к более сложным общим понятиям.

27.

27
Философия Аристотеля и учение Платона
В соответствии со всеми этими взглядами, эмпирическое
исследование, маловажное для Платона, делается у
Аристотеля основой философии.
Платон считает путем к истинному знанию диалектику
понятий, Аристотель – рациональную логику. Эта отрасль
знания образует краеугольный камень его философии.
Аристотель разработал её в такой полноте, что впоследствии
к ней не было сделано почти никаких дополнений.

28.

28
Логика Аристотеля
• Аристотель – признанный основатель логики. Правда, не он дал
науке это имя, пущенное в оборот его комментатором
Александром Афродисийским полтысячи лет спустя.
• Однако уже в трудах Аристотеля логика достигла такого
совершенства, что еще в конце XVIII в. Иммануил Кант мог сказать,
что после него она «до сих пор не могла сделать ни шага вперед и,
судя по всему, она кажется наукой вполне законченной и
завершенной».
• Аристотель выработал парадигму логического исследования,
которая господствовала на протяжении более двух тысяч лет.
• Радикально новое в логике рождается только в XIX – XX вв. на
основе диалектики, с одной стороны, и математического
истолкования логической науки – с другой.

29.

29
Логика Аристотеля, категории
В «Категориях» идет речь о словах, высказываемых «без какой-либо
связи» и обозначающих самые общие характеристики бытия.
Аристотель перечисляет 10 категорий (kategoreo – высказываться,
утверждать, судить): сущность, качество, количество, отношение,
место, время, положение, обладание, действие, страдание.
Они отвечают на вопросы: «что именно есть?», «какое?», «сколько?» и
т. д.

30.

30
Категории
С анализом категорий связан существенный, уже не чисто логический
вопрос.
Что такое категории?
Роды бытия?
Или формы мысли?
Или грамматические формы, попросту имена, слова?
Все эти точки зрения высказывались в историко-философской
литературе.
Одновременно характеристики бытия, как и логические и
грамматические характеристики.

31.

31
Сущность
Первая из «Категорий» – сущность. В «Категориях»
Аристотель выделяет «первые» сущности, которыми
являются, с его точки зрения, отдельно существующие
предметы, «как например отдельный человек или отдельная
лошадь» – индивидуальный, единичный предмет, который
мы определяем, присоединяя к нему предикаты,
обозначающие качество, количество.

32.

32
Сущность
Выразив диалектику единичного, особенного и всеобщего в
единичных вещах – «первых сущностях», он затем отступает от этой
точки зрения, толкуя роды и виды, как «формы» (morphe, idea), т. е.
«суть бытия», понятийные определения, внутренне присущие
отдельным предметам. Поэтому изменяется и определение сущности.
А именно, «формою я называю, – говорит Аристотель, – суть бытия
каждой вещи и первую сущность».
Но тем самым предполагается тождество формы и единичного
предмета: суть бытия тождественна с единичной вещью, взятой
самою по себе; они тождественны всегда, когда речь идет обо всем
том, что «получает обозначение не через отношение к другому, а как
самостоятельное и первичное», т. е. об единичных вещах.

33.

33
Силлогизм Аристотеля
Силлогизм – «речь, в которой, если нечто
предположено, то с необходимостью вытекает нечто,
отличное от положенного в силу того, что положенное
есть».
Так, из того, что все люди смертны и Сократ человек,
вытекает, что Сократ смертен.

34.

Логика, выводы
Логика Аристотеля завершается анализом логических ошибок,
сознательно или бессознательно совершаемых людьми. В своем
последнем логическом трактате «О софистических опровержениях»,
он показывает, что все логические ошибки суть не что иное, как
погрешности в силлогизме.
Они, в свою очередь, разделяются на языковые ошибки
(двусмысленность слов – омонимия или выражений – амфиболия;
неправильность соединения или разделения мыслей; ошибки в
ударениях и подстановка одной грамматической формы вместо
другой) и ошибки внеязыковые (собственно логические: подмена
сущности случайным признаком, смешение абсолютного и
относительного, незнание сущности доказательства, предвосхищение
основания, предположение причины в том, что не может ею быть, и
соединение многих вопросов в один).
34

35.

35
Метафизика Аристотеля
Метафизика – это учение Аристотеля о причинах и началах
бытия и знания, о том, что такое истинное бытие само по
себе.

36.

36
Метафизика Аристотеля
Главное содержание метафизики («первой философии») Аристотеля
сводится к критике платоновского учения об обособленности мира
идей от мира вещей. Аристотель доказывает, что «идея» – лишь
конкретная форма материи, которую последняя приобретает при
помощи «движения» (то есть, любого изменения). Материя и форма
нераздельны, они не могут существовать друг без друга. В природе
нет ни чистой, бесформенной материи, ни нематериальной,
неовеществлённой идеи. Материя каждого предмета содержит в себе
возможность (потенцию) его существования, а форма даёт этой
возможности осуществление. Материи всегда присуще внутреннее (а
не получаемое извне) стремление воплотить содержащиеся в ней
возможности – получить тот или иной конкретно-предметный вид. Эта
присущая материи внутренняя тяга к «оформлению» в философии
Аристотеля именуется энтелехией.

37.

37
Бог
Любой переход возможности в действительность, в осуществление,
по философии Аристотелю, есть движение. Благодаря
порождаемому энтелехией движению, из простых материальных
форм создаются всё более и более сложные, постепенно восходя к
первоисточнику всякого движения – «Первому двигателю», Богу.
Бог есть «форма форм» – чистое мышление, чьим предметом
может быть только высочайшее и совершеннейшее, то есть только
он сам. Мышление Бога о самом себе не сопровождается никаким
развитием, ибо он – законченная «высшая форма», последняя
ступень совершенства, которую уже невозможно превзойти.
Деятельность Бога, таким образом, состоит лишь в блаженном
теоретическом самосозерцании, без практических актов.

38.

38
Бог
Бог Аристотеля, по сути, безличен. Он является не столько
источником, сколько конечной целью природного движения,
которое создается не его собственным деятельным усилием, а
лежащей внутри материальных вещей тягой обрести более
высокую идею и тем самым приобщиться к красоте и блаженству
Божественного Разума.
В философии Аристотеля Вселенная стремится к Божеству, но оно
само относится к этому стремлению бездейственно.
Важно, что как никакая форма не может существовать без материи,
так, по мнению Аристотеля, и Бог не может существовать без
материального мира.

39.

39
Материя и форма
Принципиальное отличие концепции Аристотеля от концепции
Платона заключается в том, что он видел сущность вещей не в идеях, а
в самих вещах. Если Платон был идеалистом, то Аристотеля называют
дуалистом. Аристотель считал, что основой всякого бытия является
первая материя, как потенциальная предпосылка существования всего
сущего. Аристотель считал, что материя вечная, несотворимая и
неуничтожимая. Материя не может увеличиться или уменьшиться в
своем количестве. То есть Аристотель фактически этим признает
объективность существования материи.

40.

40
Материя и форма
Однако сама по себе материя инертна, пассивна. Она содержит только
возможность возникновения вещей. Как глина содержит возможность
возникновения скульптурки или любой вещи из глины. Глине можно
придать любую форму. Для того чтобы это стало возможно, надо
придать материи соответствующую форму.
Под формой Аристотель подразумевал активный творческий фактор.
При этом Аристотель не отрицал существования сверхъестественных
сил, и поэтому первой формой из всех форм является Бог. Форма и
материя неразрывны между собой. Весь мир представляет собой ряд
форм. Это учение о материи и форме – важнейший шаг к познанию,
обобщению познаний о мире.

41.

41
Материя и форма
В некоторых сочинениях Аристотеля учение о материи и форме
получает расширенную трактовку. Понятие «формы» рассматривается
там с трёх различных сторон: не только как идея предмета «в
настоящем времени», но и как совокупность возможностей, которые
могут реализоваться из неё в будущем, а также как итог некоего
создавшего её творческого акта.

42.

42
Аристотель о душе
Все живые существа земли обладают собственной энтелехией –
душой.
Аристотель подразделяет души на три вида:
1. питающаяся (растительная),
2. чувствующая (животная),
3. разумная (человеческая).
Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не
имеет бытия без тела. Последнее утверждение Аристотель относил
лишь к первым двум видам души, а третью, разумную, её сторону,
сопричастную Богу, он в некоторых отрывках признаёт бессмертной.
Человеческую волю Аристотель решительно полагает свободной.

43.

43
Этика Аристотеля
Добродетель состоит не в знании добра, ибо это знание само по себе
не удерживает от дурных поступков. Философская этика призвана
через многократное упражнение выработать в человеке сознательную
тягу к доброму, сделав её постоянным качеством воли.
Суть добра – в господстве разумного элемента души над
чувственными страстями. Истинное этическое поведение состоит в
том, чтобы занимать разумную средину между противоположными
крайностями, которые и есть пороки. Без добродетели невозможно
счастье, составляющее цель жизни. Аристотель признаёт важность
наслаждения, но считает высшей его разновидностью чувство
довольства, вызываемое в человеке сознанием, что его поступки
нравственны и хороши.

44.

44
Этика Аристотеля
Добродетель является совокупностью целого ряда
нравственных качеств. Каждый класс людей имеет
свои особые этические обязанности, но некоторые из
них – в первую очередь, справедливость – являются
долгом всех. Истинная нравственность теснейшим
образом связана с идеей блага государства, потому
Аристотель считает этическую философию очень
близкой к общественной – «политике».
English     Русский Правила