2.05M
Категория: ИсторияИстория

Русская египтология

1.

Дореволюционная, советская
РУССКАЯ ЕГИПТОЛОГИЯ

2.

РУССКАЯ ЕГИПТОЛОГИЯ
В XIX в. в русском обществе интерес к
истории и культуре Древнего Египта
выражался главным образом в
коллекционировании и описании египетских
редкостей
Блок из гробницы египтянина
Хииу
Древнее царство, 6 династия, ок.
2300–2200 до н. э.

3.

ГОЛЕНИЩЕВ В.С. (1856-1947)
первое путешествие в Египет совершил в 1879 г.;
собиратель и владелец уникальной коллекции. 8
000 экспонатов, включающей круглую
скульптуру, рельефы, изделия художественного
ремесла, предметы быта и погребального культа,
собрание папирусов;
занимался изучением, комментированием и
переводом на русский язык многих
произведений, в том числе «Сказки о
потерпевшем кораблекрушение», «Путешествия
Уну-Амона в Библ» и др;
10 мая 1909 г. в Петербурге Государственная
Дума приняла закон о приобретении в
государственную собственность коллекции
египетских древностей статского советника
Владимира Семеновича Голенищева

4.

ТУРАЕВ Б.А. (1868-1920)
русский историк, создатель
отечественной школы истории
Древнего Востока, в частности,
Древнего Египта и Нубии;
важной заслугой Б. А. Тураева
явилось создание школы
отечественных египтологов,
которые развернули свою
деятельность в 20-—30-х годах;

5.

ТУРАЕВ Б.А.
систематизировал памятники египетской культуры,
хранящиеся в русских музеях, создал Отдел Древнего Египта
в Музее им. А. С. Пушкина;
первая в европейской науке монография по религиозному
культу —«Бог Тот» (1898);
переводы на русский язык египетских биографий («Рассказ
египтянина Синухета и образцы документальных
автобиографий»);
итогом его исследований в области древнеегипетской
письменности стала сводная «Египетская литература» в 2
томах (1-й том опубликован в 1920 г., 2-й том не выщел);
вершиной научного творчества явилась его «История
Древнего Востока

6.

СТРУВЕ В.В. (1889-1965)
Основатель советской египтологии;
Академик Российской академии
наук в Петрограде с 1918;
автор свыше 150 работ, посвященных
проблемам истории, истории религии
и церкви, археологии, искусства,
филологии, источниковедения и
историографии, член Императорского
Православного Палестинского
Общества;
Сочинения: «История «Древнего
Востока», «Манефон и его время»,
«Происхождение алфавита»

7.

СОВЕТСКАЯ ЕГИПТОЛОГИЯ
В. И. Авдиев, М. А. Коростовцев, Ю. Я.
Перепелкин
Ю. Я. Перепелкин исследовал религиознополитическую реформу Эхнатона;
М. А. Коростовцев занимался древнеегипетской
религией;
Н. С. Петровский изучал проблемы египетского
языка;
Их труды свидетельствуют о крупных
достижениях советской школы египтологии, о ее
значительном вкладе в развитие мировой науки

8.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
1. Раннее царство (Верхний и Нижний Египет;
около 3100–2800 до н. э.).
2. Древнее царство (время первой ярко
выраженной централизации Древнего Египта,
около 2800–2250 до н. э.).
3. Среднее царство (около 2050–1700 до н. э.)
4. Новое царство (вначале Древний Египет –
самостоятельная империя, позже становится
провинцией Римского государства, 1575 н. э. –
I в. до н. э.).

9.

10.

ЕГИПЕТ
ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД
ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
(XXVIII—XXIII ВВ. ДО Н. Э.)

11.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Продуктивное земледелие — основа
египетской экономики и богатства
египетского государства в период Древнего
царства:
зерновыми культурами были ячмень и
эммер, или полба;
лен;
разведение мелкого и крупного скота (коров,
овец, коз, ослов, свиней)

12.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Развитие ремесла и техники:
металлургия меди,
обработка камня,
гончарное дело.

13.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Эпоха Древнего царства — начало
строительства грандиозных сооружений из
камня (пирамиды, храмы, крепостные
стены), потребовавших высокого искусства
обработки камня.

14.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Крупное хозяйство вельмож состояло:
«дом отца»;
земли, полученной за службу, которая
считалась лишь условным владением.
Крупное поместье было натуральным,
замкнутым в себе производством, мало
связанным с рыночным обменом.

15.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Организация царского и храмового хозяйства
была такой же, как в вельможных имениях,
хотя, роль рабского труда в них была выше.
Большая часть хозяйств облагалась
многочисленными налогами и повинностями

16.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Верховным организатором и распорядителем
общеегипетской ирригационной системы
было государство, т. е. фараон.
Поэтому фараону принадлежали верховные
права на всю возделываемую землю,
которые не могли не ограничивать права
собственности на все виды египетских
земель.

17.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Социальная структура:
Фараон
вельможи
работники вельможных хозяйств («мерет» или
«хемуу»
рабы («баки»)
жрецы
работники храмового хозяйства
общинники-«царские люди», (нисутиу или хентиуше)
ремесленники

18.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Органы государственного аппарата
центральные,
областные (номового),
местные (на уровне поселений-общин).
Особенностью центрального аппарата Египта
была нерасчлененность придворных функций
по обслуживанию личности фараона,
государственного управления и выполнения
жреческих обязанностей.

19.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Фараон носил титул царя Верхнего и Нижнего
Египта.
Соответственно и государственное
управление имело двойственную структуру:
каждое ведомство практически делилось на
два подразделения, которые обслуживали
Верхний или Нижний Египет.

20.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
АРМИЯ – составная часть государственного
аппарата.
Комплектовалась по царскому набору из
свободных египтян и состояла из отрядов пехоты,
вооруженной луками, стрелами, копьями и
короткими мечами.
По данным биографических надписей вельмож,
в армии находились также отряды наемников,
набираемые из чужеземцев.
Для защиты северных и южных границ
строились крепости, в которых размещались
постоянные гарнизоны.

21.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Номовый аппарат управления копировал
центральные органы и также делился на
подразделения и ранги, но уже областного
значения.
Номовое управление возглавлялось
номархами, представителями древней
аристократии, власть которой передавалась
от отца к сыну, образующих своего рода
номовые династии.

22.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
«Джаджат» и «кенбет» - обозначают советы,
управляющие жизнью общин.
Они наблюдали над местной оросительной
сетью, вершили суд, особенно в области
семейного права, в частности в делах о
наследствах. Постепенно общинные советы
были подчинены вышестоящим властям, а их
члены превратились в низших чиновников.

23.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Сложившаяся в эпоху Древнего царства
система государственного управления определяется как монархия деспотического
типа, или древневосточная деспотия
(от греческого термина «деспотес»-—
господин, которому противостоит термин
«раб»).

24.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ФАРАОНОВ
ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Цель - укрепление единства страны
Задачи:
строительство единой ирригационной сети
для всего Египта,
активизацию внешней политики,
организацию центрального управления,
концепция обоготворения царя.
Одним из путей стало ослабление
наследственной власти местных династий в
номах путем назначения представителей
центра на должности номархов и их
перемещения из нома в ном.

25.

ПИРАМИДА ФАРАОНА ДЖОСЕРА В САККАРЕ (Н. 3
ТЫС. ДО Н.Э.)

26.

ПИРАМИДА ФАРАОНА ДЖОСЕРА В САККАРЕ (Н. 3
ТЫС. ДО Н.Э.)

27.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФАРАОНОВ ДРЕВНЕГО
ЦАРСТВА
завоевательную деятельность (основатель IV династии
Снофру (XXVIII в. до н. э.).
Основные направления внешней политики Египта: 1)
на юг, в Нубию, 2) на северо-восток, на Синай и в
Палестину 3) на запад, в сторону ливийских племен.
присоединение к Египту Синайского полуострова, где
находились богатые медные рудники
Строительство оборонительных сооружений под
названием «стена Князя», а на Синае мощная
крепость была названа «Домом Снофру».
Удачными были походы Снофру в Нубию, после одного
из них он взял в плен 7 тыс. нубийцев и увел в Египет
200 тыс. голов скота. Успешными были и войны с
ливийскими племенами.

28.

ПРАВЛЕНИЕ V ДИНАСТИИ
Характерные черты правления:
привлечение в центральный аппарат
представителей местной и служилой знати,
открывая дорогу вверх более широким кругам
аристократии, укрепление общее положение
египетской знати.
Изменения в религиозной политике. Начинается
активное строительство храмов солнечному богу
Ра, культ которого становится главным
государственным культом.

29.

ПРАВЛЕНИЕ VI ДИНАСТИИ
Характерные черты правления:
продолжается процесс укрепления номовой и
служилой знати;
представители знати добиваются от
фараонов иммунитетных грамот, по которым
их владельцы освобождаются от налогов и
повинностей в пользу центральной власти.

30.

Особенности древнеегипетской цивилизации
Характерные особенности древнеегипетской культуры:
раннее зарождение классовых отношений и
государственности;
изолированное географическое положение страны, что
обусловило отсутствие культурного заимствования
извне;
культ загробного мира, «Царства мертвых»;
обожествление власти правителя, которая
распространяется на подданных и после смерти
фараона;
восточная деспотия, иерархичность власти;
тесная связь искусства и религиозного культа,
заупокойного ритуала;
для искусства характерны монументальная архитектура
и статичная скульптура.

31.

Особенности древнеегипетской цивилизации
Религия и мифология:
Древнейшая форма религии – почитание местных
номовых богов-покровителей;
Каждый ном чтил свое священное животное,
связывавшееся с тем или иным божеством;
Боги изображались или в виде животного, или
смешанном виде (зооантропоморфном виде);
Когда ном становился центром государственного
объединения – его бог-покровитель делался
предметом общегосударственного культа.

32.

Особенности древнеегипетской цивилизации
Религия и мифология:
Создание общеегипетского пантеона повлекло за
собой установление богословско-мифологических
связей между отдельными божествами.
Триады: фиванская – Амон, Мут, Хонсу; мемфиская
– Птах, Сохмет, Нефертум.
Эннеады: гелиопольская – Ра, Шу и Тефнут, Геб и
Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида.

33.

Особенности древнеегипетской цивилизации
Религия и мифология:
Со смертью человека умирает только его тело,
остаются жить другие составные части его существа:
Имя – рен;
Душа – ба – вылетающая из тела в виде птицы;
Двойник человека – ка.
Среднее царство – идея суда над душами умерших.

34.

Особенности древнеегипетской цивилизации
Письменность и книги:
4 тыс. до н.э. – пиктографическое (рисуночное) письмо;
Н. 3 тыс. до н.э. – иероглифика (с греч. – «священные
письменные знаки», с египет. – «священная речь»);
3-2 тыс. до н.э. – иератическое (упрощенное) письмо;
1 тыс. до н.э. – демотическое письмо (скоропись).
К. 4 в. н.э. – после закрытия всех языческих храмов по
приказу Феодосия Великого египетская письменность
забыта;
19 в. – расшифрована Ж.Ф. Шампольоном.

35.

Особенности древнеегипетской цивилизации
Письменность и книги:
Религиозная литература представлена гимнами,
молитвами, заклинаниями.
«Египетская книга мертвых» (египтяне называли –
«Главы о Восхождении к Свету») – носила
магический характер, призвана обеспечить душе
(ка) умершего достижение царства Осириса и
достойную жизнь там.
Светская литература разнообразна по жанрам –
сказки,
поучения,
описание
путешествий,
любовная лирика и пр.

36.

Особенности древнеегипетской цивилизации
Искусство Древнего царства:
Ведущим искусством Древнего царства была
архитектура.
Подавляющее большинство архитектурных построек
было связано с заупокойным культом.
Мастаба - устраивалась над могилами умерших в
виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или
каменной кладкой с наклоненным профилем стен,
напоминающих скамейку (с араб. - мастабу).

37.

Особенности древнеегипетской цивилизации
Искусство Древнего царства:
Первая пирамида была ступенчатой, имела
высоту 60 м и представляла собой как бы
поставленные друг на друга шесть мастаб.
Пирамида фараона Джосера в Саккаре (н. 3
тыс. до н.э.), зодчий Имхотеп.

38.

Особенности древнеегипетской цивилизации
Искусство Древнего царства:
Классическими стали пирамиды Хуфу (Хеопса),
Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина) в Гизе
(29-28 вв. до н.э.).
Самая большая из них пирамида Хуфу (по греч. –
Хеопса) имела высоту 146 м, сложена из 2,3 млн.
блоков по 2,5-3 т, занимает площадь в 5,4 га.
Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра
находится гигантский сфинкс (57 м длины) в образе
льва с портретной головой, возможно самого
Хафра.

39.

ПИРАМИДЫ ХЕОПСА, ХЕФРЕНА И МИКЕРИНА
В ГИЗЕ (29-28 ВВ. ДО Н.Э.).

40.

ПИРАМИДА ХЕОПСА

41.

СФИНКС

42.

СФИНКС

43.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Наряду с архитектурой в Древнем царстве
успешно развивается скульптура:
«египетский
стиль»:
голова
и
ноги
изображаются в профиль, а плечи и тело - в
фас;
портретная
скульптура - связанна с
заупокойным культом;
особенность
египетской
пластики

геометризм:
абсолютная
симметрия,
четкость линий, строгая уравновешенность
правой и левой половины тела.

44.

ПЛИТА ФАРАОНА НАРМЕРА

45.

РЕЛЬЕФ ГРОБНИЦЫ ТИ

46.

«СЕЛЬСКИЙ СТАРОСТА»

47.

«ПИСЕЦ КАИ»

48.

СТАТУИ ФАРАОНА МИКЕРИНА, БОГИНИ
ХАТХОР И БОГИНИ – ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЫ
НОМА

49.

СТАТУЯ ФАРАОНА ХЕФРЕНА
English     Русский Правила