Похожие презентации:
Встреча в храме «Под благовест колоколов»
1.
Встреча в храме«Под благовест колоколов»
"КОГДА Я ВОШЁЛ В ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ,
ЧТО-ТО В МОЁМ СЕРДЦЕ СКАЗАЛО:
ТЫ ДОМА, ПОИСКИ ЗАКОНЧЕНЫ"
Иеромонах Серафим (Роуз)
Подготовили: Благочинный 6-ого округа, протоиерей
Владимир Ильин и учащийся НДС Климашин Михаил
2.
Храм – дом БожийХрам («церковь») есть дом, посвященный
Богу – место особо присутствия Господа,
куда все верующие собираются для молитвы
и службы Богу. Сам Господь заповедал
человекам соборную молитву.
В храме пребывает особенная благодать,
или милость Божия, которая подается нам
через совершающих богослужение –
священнослужителей (епископов и
священников).
Высокопреосвященнейший Варнава, митр. Чебоксарский и Чувашский
3.
Предшественником христианского храма……был Ветхозаветный иудейский храм,
куда ходили для молитвы и проповеди
Евангелия еще не уверовавшим иудеям, а
новозаветное Таинство Евхаристии
совершали в других помещениях, какими
в то время были обычные жилые дома.
Гонения на христиан со стороны иудеев
полностью прервали связь апостолов и их
учеников с Ветхозаветным храмом,
который был разрушен римлянами в 70
году н. э.
4.
По свидетельству Евангелия:Первым православным храмом была Сионская
горница.
Перед Своим распятием Господь заповедал
ученикам отыскать горницу большую, устланную,
готовую (Мк. 14:15) и приготовить все, что нужно
для празднования иудейской Пасхи.
В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря
Господа Иисуса Христа со Своими учениками.
Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам
совершил первую Евхари́стию – Таинство
претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь.
При этом Господь заповедал апостолам, а в их
лице и всем христианам, совершать то же и так
же в Его воспоминание.
5.
День рождение Церкви - ПятидесятницаСио́нская го́рница – прообраз христианского храма, как
особо устроенного помещения для молитвенных
собраний, богообщения, совершения таинств и всего
христианского богослужения. В Сионской горнице в день
Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы,
удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это
великое событие положило начало устройству земной
Христовой Церкви.
В дальнейшем Таинство Евхаристии совершали в других
помещениях. В них для молитвы отводилась комната,
наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума,
называвшаяся у греков "и́косом", а у римлян "э́кусом". По
внешнему виду икосы представляли собой продолговатые
(изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине,
делившими иногда икос на три части.
6.
БазиликиДо Миланского Эди́кта Константина Великого,
изданного в 313 году, христианство в Римской
империи было гонимо. Это не позволяло открыто
строить храмовые здания. Но в связи с быстрым
распространением христианства в Греции, Малой
Азии и Италии такие попытки делались. В основном же
для молитвенных собраний служили дома богатых
верующих римлян и особые постройки в их имениях –
базилики.
Миланский эдикт - знаменитый документ,
даровавший свободу вероисповедания христианам и
возвращавший им все конфискованные церкви и
церковное имущество. Он не только завершил
длинный период гонений на христианство в Римской
Империи, но также и открыл новую историческую
эпоху в истории человечества.
7.
Базилики и катакомбыБазили́ка – прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и
двускатной крышей. Снаружи и изнутри по всему периметру здания
рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию
архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце
здания имелась абсида, отделенная от остальной части помещения
колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем. Но гонения
на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и
богослужений.
Катако́мбы (3 типа: куби́кулы, кри́пты и капе́ллы) – обширные
подземелья в древнем Риме – стали выполнять функцию храмовых
зданий в первые века христианства. Они служили для христиан
убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. В
зернистом туфе верующими были вырезаны сотни помещений и
лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна над
другой делались могилы, закрываемые каменными плитами с
надписями и символическими изображениями.
8.
Символические изображения вкатакомбах
Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные
надписи, сделанные первыми христианами, символические
изображения, настенные росписи, главными персонажами
которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая,
Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники
раннехристианской эпохи.
Рыба и корзина с хлебом - символ Христа и Причащения
Корабль – символ христианской Церкви
Якорь – символ христианской надежды
Феникс – мифическая неумирающая птица, ставшая в
катакомбных росписях символом воскресения
Агнец – символизирует Иисуса Христа, которому в
евангельском повествовании усваивается это Имя и другие…
9.
Формы современных храмовОсновой храмовой архитектуры в Западной Церкви
осталась базили́ка, в то время как в Восточной Церкви в 5-8
вв. оформляется так называемый византийский стиль.
Храмы Православной Церкви своими архитектурными
особенностями символически выражают канонику
церковного вероучения. Существует несколько
общеизвестных типов храмовой архитектуры.
Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест
Христов – основа Церкви, Крестом человечество избавлено
от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный
прародителями рай.
Храмы в форме круга (не имеющий ни начала, ни конца,
символизирует вечность) говорят о бесконечности
существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову
Христа: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее
(Мф. 16; 18).
10.
Формы современных храмовХрамы в форме восьмиконечной
звезды символизируют Вифлеемскую звезду,
приведшую волхвов к месту, где родился Христос.
Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о
своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.
Храмы в форме корабля – самый древний тип храмов,
образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно
кораблю, спасает верующих от гибельных волн
житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
Существовали и смешанные типы храмов,
соединяющие вышеназванные формы. К примеру,
характерно смешение крестообразной формы
храма снаружи с круглой формой внутри. Или
прямоугольной формы снаружи и круглой внутри. Все
эти формы храмостроительства Церковь сохранила
до наших дней.
11.
Формы современных храмовРазное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.
Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две
области творения (ангельскую и человеческую).
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют
Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских
Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать
апостолов.
12.
Формы современных храмовФорма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная
форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания
ведет с силами зла. Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой
свидетельствует Евангелие: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике,
и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые
дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5; 15, 16). Необычная форма и яркая
раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о
красоте Небесного Иерусалима.
По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм.
Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов,
посвященных Христу и двунадеся́тым праздникам (двенадцать главных праздников
церковного года, исключая Праздников Праздник – Пасху). Купола синие со
звездами являются свидетельством того, что храм над которым они воздвигнуты посвящен
Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Храмы
с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый – цвет Святого
Духа. Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так
и серебряными куполами.
13.
Формы современных храмовШлемовидная форма купола
Луковичная форма купола
14.
УстройствоХрама
15.
Колокольня, каким бывает колокольный звон?Колокол – живой свидетель нашей истории.
Он зовет к объединению и молитве.
• Благовест — одиночные удары в большой колокол. Такой звон
возвещает о начале богослужения или оповещает о совершении
таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других
службах.
• Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов. Такой звон
выражает радость и торжество и исполняется после благовеста перед
богослужением или звучит отдельно перед началом торжественных
служб.
• Перезвон — поочередные удары, состоящие из перезвона и трезвона.
Перезвон совершают перед освящением воды во дни храмовых
праздников и при погружении Креста в воду во время водоосвящения.
• Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому.
Он совершается в обратном порядке, чем перезвон, сначала медленно
ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Такой
звон выражает скорбь, его совершают во время отпевания усопших.
16.
Разве не знаете, что выхрам Божий, и Дух
Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает
Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы. (К Кор. 3:16-17)
Бойся же, человек, осквернять свое тело
чем бы то ни было: оно – Божий храм; оно –
не твоя собственность, потому что создано
Богом, и главное – куплено вместе с
душою твоею ценою Крови Сына Божия.
Потому-то и обитает в нас Дух Божий, что
мы – не свои, а собственность Сына Божия.
Будем держать себя в чистоте, приличной
всеочищающему, всесовершенному,
Животворящему Духу.
Свт. Праведный Иоанн Кронштадтский
17.
Есть в куполах загадочная сила …Есть в куполах загадочная сила Они к себе безудержно манят,
Когда их солнце светом озарило,
И зазвучит со звонницы набат.
В тиши церковной, как в тумане, тают
Мирские звуки всякой суеты.
Уставшая Душа здесь оживает
И обретает прежние черты.
Игорь Бизюк