Похожие презентации:
Православная церковь в истории России
1.
2.
ОГЛАВЛЕНИЕКрещение Руси
Влияние принятия
христианства на развитие
древней Руси
Татаро-монгольское иго
Русское православие. XV-XVII века
АВТОКЕФАЛЬНАЯ РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ
ВВЕДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В РОССИИ
РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА
Храмы России
Храмы Югры
Православная церковь в Х-ХIVвв.
Православная церковь в ХV-ХVIIвв.
Над проектом трудились
3.
"Киевский князь Владимир возгорелся духом, чтобы бытьхристианином. И вошел в святую купель, и возродился от Духа и
воды, во Христе крестившись... став сыном нетления..."
Повести временных лет
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
4.
Это совершилось в 988 году в Корсуни, первом городе нашей земли,принявшем крещение еще в апостольские времена.
"И сошлось людей без числа: вошли в воду и стояли одни по
шею, другие по грудь, малых держа на руках. Священники же стояли,
творя молитвы... Владимир же рад был, когда познал Бога сам и
люди его, и воззрев на небо изрек: "Боже, сотворивший небо и землю!
Прими этих новых людей..." Днепр стал крестильную купелью для
нашего народа. Так сбылось пророческое предсказание апостола
Андрея Первозванного, еще на заре христианства провидевшего
будущее Киевской земли: "Видите ли горы эти?" На этих горах
воссияет благодать Божия и встанет великий город, и церкви многие
воздвигнет Бог ".
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
5.
• В той сложной иерархии государств, которую представлял собой средневековый мир,Русь после крещения заняла новое, высокое место. Совершенно по-новому, более
широким потоком вливаются и глубже проникают в жизнь христианской Руси блага
византийской христианской культуры. Вечные основы европейской культуры, те
античные римские и эллинские начала, хранительницей которых была Византия,
открываются Руси вместе с воспринятым из Византии христианством. С ним Русь
воспринимает из Византии первоосновы богословской и философской мысли, первые
элементы образованности, литературы и искусства, основные правовые нормы и
политические идеалы. Здесь начало того процесса, который, возвысив Русь, подготовил
ее к принятию великого христианского наследия, а позднее, после падения старой
империи, поставил Московское царство во главе православного мира. Тринадцатиглавый
Софийский собор в Киеве был сооружен в первой половине XI века в период расцвета
Киевской Руси при великом князе Ярославе Мудром.
• О Софии Киевской первый русский митрополит Илларион писал: "...Ярослав создал
Дом Божий великий и святый. Церковь сия заслужила удивление и славу всех
окружающих народов". Здесь митрополит Илларион обратился к православному народу
со своим знаменитым "Словом о законе и благодати", здесь принимали послов, у храма
собирались киевские народные веча, здесь писалась древнерусская летопись и была
собрана первая в Древней Руси библиотека, здесь до сегодняшнего дня сохранились
гробницы святой равноапостольской княгини Ольги и самого Ярослава Мудрого.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
6.
• В Киевской Руси, где поднялись к небу храмы и утвердилась православная вера,появились и первые ее подвижники — преподобные Антоний и Феодосий
Печерские. Вселившись в пещеру на холме Киевском и засветив Господу свечу в
подземном храме, они положили начало иноческому подвигу, а основанная ими и
прославленная в последующие века Киево-Печерская Лавра стала главной святыней
Православия в Киевской Руси.
• Преподобный Нестор, постриженник Феодосиев, вошедший в историю, как первый
русский летописец, оставил нам свое свидетельство о Киево-Печерском монастыре:
"иные построены златом и серебром, а монастырь Феодосиев — его слезами и
молитвою". Сюда приходили избранные, оставившие земное ради небесного. Среди
них преподобный Илья (Илья Муромец) — святовитязь, прославленный в русских
былинах богатырь, при конце жизни принявший иноческий постриг в КиевоПечерской Лавре, и премудрый в своем деле художник — иконописец Алипий,
Нестор — летописец и двенадцать цареградских каменоздателей, построивших
Успенский собор, и множество святых и праведников, нетленные мощи которых
покоятся здесь и по сей день.
• С благословения двух великих старцев печерских — Антония и Феодосия, их
начинанием и радением выросло великое древо киевского монашества, процветшее
богоугодными делами и чудесами его великих святых. "И по всей земле нашей
монастыри на горах и черноризцы явишася".
• И во все последующие времена православные монастыри были училищами
Христианской веры, средоточием духовной жизни, праведности и благочестия.
• В монастырской жизни каждый несет послушание на том месте и в том деле, к которому
он более всего призван.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
7.
• В иконописи и архитектуре возникла на Руси самобытная школа, связанная снациональным характером, с народно-религиозным пониманием "меры и красоты".
• Первые века становления христианства на Руси были временем рождения отечественных
форм его понимания, выраженного в красках, в камне, в слове.
• В отличие от западного образования, получившего еще до христианства целую систему
культурных и философских начал от времен языческого Рима, наша отечественная
образованность, кроме самобытных народных взглядов, имела единственным источником
Священное Писание. Богослужения и книги Священного Писания, в отличие от Запада,
Русь, благодаря подвигу славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия,
изначально получила на родном, понятном языке.
• Книги священного писания и толкования к ним святых Отцов Церкви Православной и
стали основой христианского мировоззрения, просвещения умственного и
нравственного воспитания народа. С той древней поры и на столетия сохранилась в
русском народе доверчивое и благоговейное отношение к книгам.
• Со скорбью повествуют древние летописи о мученической кончине двух братьев,
младших сыновей киевского князя Владимира, князей Бориса и Глеба. Первые русские
святые были названы страстотерпцами. Они первыми на Руси повторили подвиг Христа
Спасителя, добровольно и с кротость приняли на себя мученический венец. А, как
известно из истории, первые святые как бы указывают, преобразуют путь своего народа.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
8.
• Даже беглый взгляд на историю второй половины Х века показывает, что на Руси шлаборьба между старыми языческими кланами, которые в случае необходимости
обращались на север страны, к варягам, и той частью знати (преимущественно южной,
киевской), что давно поняла необходимость реформ, которые приобщили бы
тогдашнюю Русь к наиболее цивилизованным странам эпохи. К этому вели и реформы
Ольги и, очевидно, Ярополка. Однако время таких реформ тогда еще не наступило.
Поэтому и Владимир, победив брата и утвердившись в Киеве, поначалу должен был
следовать тем, кто помог ему утвердиться на великокняжеском столе — язычникам.
Объединение вокруг Киева восточнославянских "племен" не было устойчивым и
необходимы были какие-то более действенные меры для сплочения державы.
• Началось это, согласно летописи, с прибытия в Киев посольства волжских булгар, "веры
бохмиче", то есть мусульман, которое будто бы предложило князю стать почитателем
Мухаммеда. Рассказ летописи сопровождается полулегендарными деталями, которые с
той поры неоднократно цитируются не только специалистами.
• В летописи приведен знаменитый рассказ об испытании вер Владимиром. Он,
разумеется, дошел до нас в обрамлении разного рода легенд, но, возможно, имеет
рациональное зерно. Последнее состоит, прежде всего, в том, что киевский князь
действительно задумался над необходимостью принять какую-то монотеистическую
религию, по своей сути укреплявшую власть единого государства. Это было тем более
необходимо, что такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь
государства.
• Еще в 962 г. крестился (от Рима) польский князь Мешко. Еще раньше христианской
стала Чехия.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
9.
• На востоке преобладал ислам, но в остатках некогда могущественной Хазариидоминировало иудейство, последователи которого были и в Киеве: недавно
найдено письмо, происходящее из иудейской общины (кагала) Киева. К тому же,
роль еврейских купцов в Восточной Европе продолжала сохраняться. Даже в
Скандинавии тамошние языческие конунги все больше склонялись к
христианизации, и не за горами было время, когда шведские короли крестились.
Разумеется, не следует преувеличивать влияние на Руси ислама, а тем более
иудаизма. Можно даже сразу сказать, что Русь была обречена на христианизацию,
и христианская религия пробивала себе дорогу вопреки всем препятствиям уже
более ста лет. Однако все говорит за то, что Владимир был осторожным и умным
политиком, который стремился прозондировать все варианты и избрать из них
лучший для своего народа.
• Подробно описанные летописью религиозные искания Владимира в деталях,
разумеется, — плод ума позднейших христианских книжников, которые
стремились доказать преимущества не только христианства как такового, но и
византийской его формы. Уже это заставляет предположить, что эти рассказы
сложились во второй половине XI века после разрыва между греческой и римской
церквями (1054). Вполне возможно, что инициаторами такого
противопоставления двух ветвей христианской церкви стали внуки Ярослава
Мудрого, а точнее - потомки его сына Всеволода, женатого на византийской
принцессе (Мономаховичи). Это можно подкрепить и тем, что, например, в
сказаниях о славянских просветителях Кирилле и Мефодии, включенных в самые
первые разделы Повести Временных Лет, не усматривается никакой вражды по
отношению к Риму.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
10.
Там, наоборот, подчеркивается благовидная роль папы Николая, который способствовал
просветительской деятельности моравских братьев (и даже не препятствовал переводу Священных
книг на славянский язык, что, в общем, в ту пору принято не было, особенно в Западной Европе, где
каноническим текстом Библии считался латинский их перевод — Вульгата).
Иное дело иудаизм. Согласно ПВЛ, Владимир на диспуте выслушал раввина и задал ему один
вопрос: где ваша земля? А, получив ответ, что таковой нет, отказался вести с поклонниками
иудаизма разговор.
Наконец, рассказы летописи о зондаже великим князем в области исламской религии могли бы быть
также отброшены в сторону, если бы в нашем распоряжении не существовало апокрифического
рассказа, созданного в Средней Азии и сохраненного одним источником начала XIII века. Этот
источник (автор — некий Ауфи) повествует о посольстве русского князя Валдемара (здесь это имя
фигурирует как титул) в Хорезм. Дата такого посольства у Ауфи, разумеется, неверна (она на
пятьдесят лет старше Владимира), неверно и утверждение о принятии русами после этого ислама.
Однако и в русской летописи есть упоминание о посольстве в Волжскую Булгарию, откуда киевские
послы могли направиться и в Хорезм, с которым у Поволжья были давние и прочные связи.
Поэтому вполне можно допустить, что Владимир направил и посольство в мусульманские страны, а
таковыми могли быть именно Волжская Булгария и Хорезм. Но что его послы могли там увидеть во
второй половине 80-х годов Х в? Государство Саманидов, еще недавно цветущее и сильное (а ему
подчинялся Хорезм), быстро приходило в упадок и было на краю гибели. И если Владимир искал
религию, способную подкрепить сильную государственную власть, то на востоке такой власти он в
эти годы найти не мог — ее там, в мусульманском мире, просто не было. А вот Византия являла
пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей
успешную политику как на востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах. Власть императора
была почти безгранична, и греческая церковь ее подкрепляла.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
11.
• К тому же, эта церковь, в отличие от римской, была, по сути дела, включена вобщегосударственную систему и полностью зависела от императора.
• Правда, отношения с Византией со времен Святослава оставались более чем
прохладными, а по утверждению некоторых источников — и просто
враждебными. Однако здесь именно в эти годы появились обстоятельства,
которые должны были такие отношения улучшить.
• В Малой Азии то и дело происходили восстания тех или иных мятежных
военачальников. В августе 987 года один из таких мятежников, Варда Фока,
провозгласил себя императором, а в начале 988 года его отряды двинулись на
Константинополь. В этой ситуации старший из двух официально правивших
тогда братьев-императоров Василий II обратился за помощью к Владимиру, и
последний на этот призыв откликнулся, направив 6-тысячный отряд, с
помощью которого мятежники были разгромлены. Этот отряд скорее всего
состоял из варягов, с помощью которых Владимир за несколько лет до этого
одержал победу в борьбе с Ярополком. Русская летопись в связи с этим пишет,
что Владимир отпустил этих варягов в Константинополь, одновременно
сообщив об этом императору. Князю был резон отделаться от буйных
искателей военных приключений, а император получил сильную военную
поддержку. К месту сказать, по-видимому, с этого времени такие пришедшие из
Руси военные отряды становятся постоянными в Византии, и мы знаем об их
использовании, например, в войне империи с грузинами в начале XI века.
Состояли они не только из варягов как таковых, но, очевидно, и из славян.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
12.
• Кстати, как раз с этой поры в Византии функционирует так называемая варяжская дружина,также многонациональная по своему составу (позже в ней служили и выходцы из стран
Западной Европы).
• Помощь империи со стороны Руси была обговорена двумя важными условиями. Во-
первых, императоры обязались отдать в жены князю свою сестру Анну. Во-вторых,
Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это был весьма редкий
случай, когда гордые ромейские императоры согласились выдать византийскую принцессу
за «варвара», каковым в их глазах был Владимир.
Однако восстание Варды Фоки было подавлено, а императоры тянули с браком Анны. И
тогда Владимир с войском направился в Крым и осадил важнейшую византийскую
крепость Херсонес (Корсунь). Это и решило вопрос. Анну прислали к Владимиру, а вместе
с ней на Русь приехали епископы и митрополиты. Такое сообщение есть у современных
арабских историков (христиан), хорошо знакомых с церковными событиями.
• Как это ни странно, такое важное событие, как принятие христианства, в русских
источниках освещено крайне смутно. Как ни странно, неизвестна даже точная дата
крещения Руси. Летопись дает 988 год, и именно с ней был связан тысячелетний юбилей
принятия христианства Русью, отмеченный в 1988 г. Однако один ранний древнерусский
памятник ("Похвала князю Владимиру" Иакова Мниха) утверждает, что Владимир
крестился на десятом году после гибели Ярополка, что приходится уже на 990 г
Христианские же восточные писатели XI—XII веков позволяют отнести крещение Руси
даже на время между 987 и 989 гг. Очевидно, трудно свести дело к одной точной дате, и
сам процесс христианизации Владимира и его подданных растянулся по крайней мере на
два-три года (987—989).
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
13.
• Неясно и где крестился князь, так как источники называют и Корсунь и Киев.Но вот о крещении киевлян в Днепре, летопись рассказывает весьма живописно,
упоминая и крушение идола Перуна и прочих языческих богов. А в северном
Новгороде сопротивление христианству было довольно упорным, и дядя
Владимира Добрыня вынужден был использовать силу.
• Как происходило принятие христианства в других частях Руси, мы не знаем.
Очевидно, на юге оно проходило более спокойно и было сложнее на севере.
Выступления против новой веры имели место в разных частях страны на
протяжении, очевидно, всего XI в. Но можно сказать, что в целом в городах
процесс христианизации шел успешно, тогда как в сельской местности,
особенно в северо-восточной. Да и в юго-западной Руси население упорно
держалось за старых богов еще и в XIII—XIV веках.
• Немногое мы знаем и об организации ранней русской церкви. До сих пор
неизвестно имя первого митрополита Руси, и некоторые даже сомневаются в
том, что он был поставлен изначально, хотя на это есть четкие указания
источников.
• После работы М. Д. Приселкова получило распространение мнение, что
первоначально русская церковь подчинялась не Константинополю, но
болгарскому иерарху в Охриде. Вряд ли это так. Однако, очевидно, при сильных
киевских князьях шла борьба за митрополичью кафедру в Киеве, и, например,
Ярославу Мудрому удалось в последние годы жизни поставить митрополитом
русского человека — Илариона. Однако после смерти этого князя все
митрополиты, исключая Клима Смолянича (середина XII века), были греки.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
14.
• Тем не менее, русская церковь изначально (по образцу греческой) зависела от великогокнязя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в чисто церковных делах.
Показательно, что по рассказам летописи (правда, поздних вариантов) Владимир
обменивался посольствами с римским папой.
• Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии
восточнославянской цивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов) стали
существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом,
политическом и культурном развитии Руси.
• В плане этническом принятие христианства ускорило консолидацию древнерусской
народности, общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Процесс этот
начался раньше, но тормозился существованием местных политических объединений и
локальных идеологических (языческих) центров. Еще для 80—90-х годов Х века русская
летопись оперирует старыми местными этнополитическими понятиями: радимичи,
вятичи, хорваты и т.д. Их в ту пору меньше, нежели, скажем, для первой половины Х века,
но они еще есть. Очень рано исчезают поляне, вместо древлян как этноса почти столь же
рано появляется территориальное понятие "дереве", "Древлянская земля", вместо словен
ильменских — Новгородская земля. Дольше всего в представлении киевских летописцев
сохраняются понятия вятичи, дреговичи, что, возможно, объясняется их относительной
отсталостью, сравнительно с такими центрами, как Киев, Новгород, Полоцк. В целом же к
рубежу XI века местные этнополитические единицы почти полностью исчезают,
покрываясь терминами "Русь", "Русская земля", а ее обитатели именуются русичи, русины,
в иностранных источниках — русы, росы, рутены.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
15.
• Этому, несомненно, способствовало создание и единой государственности, и единойцерковной организации, заменившей разнообразные местные культы.
• Нет сомнений, ускорилась и социальная дифференциация древнерусского общества,
формирование господствующего слоя, группировавшегося вокруг киевского князя и его
представителей на местах. Эта консолидирующаяся древнерусская знать отныне могла
опираться и на многосотлетние церковные каноны, пришедшие из Византии и
получившие свои дубликаты на Руси (церковные уставы Владимира, Ярослава и т.д.).
• Следует отметить роль принятия христианства в возникновении и укреплении земельной
собственности на Руси. То, что мы знаем о IX—Х вв., позволяет констатировать только
возникновение земельных владений (личных) великого князя и, возможно, местных
князей. С XI века можно говорить и о ранних ростках боярской земельной
собственности, а также землях монастырей и церкви в целом. Это произошло не сразу, и
первоначально церковь существовала за счет десятины от княжеских доходов, как
определил еще князь Владимир. Кажется, церковная собственность на землю возникла
раньше боярской и в определенной мере стимулировала появление последней. Перевод
и распространение на Руси византийских сборников права должны были ускорить эти
процессы.
• Яснее вырисовывается влияние принятия христианства на политическую структуру
Древнерусского государства. Но именно здесь отчетливо проявились противоречия
между мероприятиями киевских князей, пытавшихся с помощью новой религии укрепить
центральную власть, и, в конечном счете, реальным ходом социально-экономического
развития, которое вело "державу Рюриковичей" к неизбежной победе раздробленности
уже на новой основе.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
16.
Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, несомненно помогло
Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Но затем князь еще при жизни рассадил
своих двенадцать сыновей по важнейшим восточнославянским городам и землям, рассчитывая таким
путем держать в повиновении недавно им же усмиренные области (вятичей, радимичей и т.д.). Однако
некоторые основы местного сепаратизма сохранились, и опирались они на местную знать. В
последние годы жизни Владимира против него составил заговор Святополк, сидевший в Турове, а
буквально накануне кончины великого князя возмутился правивший в Новгороде Ярослав, который
через свою мать Рогнеду был связан с убитым полоцким князем Рогволдом. Владимир начал
готовиться к походу на Новгород, но умер. За всеми этими событиями стояла местная знать земель.
Тем не менее, центральная власть была укреплена, о чем говорит и необычайно поднявшийся уже при
Владимире международный престиж Киева. Об этом свидетельствуют ряд фактов, в их числе
начавшиеся уже при Владимире брачные связи киевского дома с известнейшими правящими домами
Европы. В конце Х века мы видим усиление влияния Руси на Северном Кавказе, где русы играли
видную роль в событиях в Дербенте, что было, несомненно, связано с русскими владениями на
Тамани (Тмутаракань).
Огромную роль сыграло принятие христианства в развитии и формировании единой древнерусской
культуры. Прежде всего речь идет о возникновении, точнее распространении письменности и
литературы. То, что письменность появилась на Руси еще раньше, ныне вряд ли кто будет оспаривать.
Деятельность славянских просветителей Кирилла и Мефодия имела в ту пору практически
общеславянское значение, тем более, что македонское наречие, на котором творили солунские братья,
в ту пору было понятно всем славянам, и, прежде всего южным и восточным. Известны единичные
находки надписей на Руси дохристианской поры, а арабский библиограф ан-Надим, писавший
буквально накануне христианской реформы Владимира, упоминает о переписке русского князя с
каким-то кавказским владетелем, приводя даже образец этих письмен. (Кстати, выполненный, повидимому, на бересте!)
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
17.
• Однако письмо, пришедшее на Русь от южных славян, не получило в дохристианской Русисколько-нибудь широкого распространения, и нет никаких оснований говорить о
появлении на Руси до Владимира литературы. Так что широкое внедрение письменности и
появление литературы, сначала переводной, затем оригинальной, следует отнести только к
христианскому времени. Кстати, и "Повесть временных лет" отмечает, что на Руси "не
слышали прежде учения книжного". О том же говорят и все наши конкретные известия о
древнерусской словесности. И в этом распространении славянского письма и появлении
древнерусской литературы несомненна ведущая роль христианства и ранних деятелей
русской церкви.
• Если переводная литература поступала в основном первоначально из Болгарии, то первые
оригинальные произведения принадлежат перу русских духовных лиц. Это митрополит
Иларион с его "Словом о законе и благодати" — проповедью, произнесенной им на
гробнице Владимира в Десятинной церкви. Это упомянутый Иаков Мних и другие. К
сожалению, от ранней русской литературы сохранилось немногое, но, несомненно, и
возникновение древнерусского летописания связано с христианской средой. Если мы
посмотрим на "Повесть временных лет", то легко убедимся, что в росписи событий
правления Владимира видное место занимают упоминания дат, связанных с рождением или
кончиной членов княжеской семьи. Это говорит о том, что летописцы использовали скорее
всего церковные записи, обычные в связи с подобного рода событиями.
• Владимир еще при жизни рассадил своих многочисленных сыновей по разным частям
державы, надеясь таким путем сохранить ее единство. Жизнь показала, однако, что это было
сделать нелегко. Народная память прочно удержала образ просветителя Древней Руси — из
всех ее властителей лишь Владимир стал героем русских былин, где вместе с ним действуют
другие лица, также имеющие своих исторических прототипов (Добрыня Никитич, Путята и
другие).
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
18.
«Татаре, — писал Пушкин, — не походилина мавров. Они, завоевав Россию, не подарили
ей ни алгебры, ни Аристотеля»
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
19.
• Татаро-монгольское нашествие огненным смерчем пронеслось надхристианской Русью. Русские княжества, молодые русские города, разбросанные
на огромных пространствах, стали жертвой и добычей жестоких завоевателей.
Героическое сопротивление всего русского народа не спасло его от порабощения,
но именно Русь в Батыевом нашествии 1237 году приняла на себя всю
сокрушительную мощь татаро-монгольского нашествия и стала заслоном на пути
дальнейшего пути Орды в Европу. Русь была разгромлена, но не погибла. Что же
помогло народу выжить? Терпение, вера и горячая молитва Спасителю,
Богоматери и Святым. И осознание своей вины перед Богом. И всенародное
покаяние принесло свои плоды.
В Москве - небольшом городе Руси, который получил в наследство младший
сын князя Александра Невского (в свое время сохранившего и укрепившего
северо-западную Русь) князь Даниил зародилось великое дело - собирание
разрозненных русских земель.
В начале XIV века этим глава Русской Церкви сделал малую тогда Москву
церковной столицей, провидя ее великое будущее. До совершеннолетия князя
Дмитрия его крестный отец и воспитатель митрополит Московский Алексий
долгие годы нес бремя правления церковными и государственными делами,
неустанно умножая силы Московского княжества. Москва становится общерусским
центром при князе Дмитрии Донском. Он воплощал в себе лучшие черты
Московских государей: глубокую религиозность, рьяный и сметливый ум, талант
полководца, высокую христианскую нравственность и третьей провиденциальной
личностью стал преподобный Сергий Радонежский.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
20.
• Преподобного Сергия история назвала Игуменом земли русской. Игумен - значитведущий. Преподобный Сергий первый основал монастырь вдали от города и
положил начало новой русской святости - в пустынножительстве. Ученики
преподобного поставили в отдаленных, глухих местах 40 монастырей. Ученики
учеников еще более 60-ти. Княжеская власть продолжала подбирать под одну
государственную руку новые уделы, а добровольное духовное миссионерство
соединяло их внутренним единством. Народ веками шел под покровительство
монастырей и святых старцев, способных защитить от неправедности. Среди
ближайших сподвижников, учеников и последователей преподобного Сергия преподобный Стефан Пермский, просветитель народов коми и зырян,
основатель Боровского монастыря - преподобный Панфутий, преподобный
Макарий Унженский, положивший начало Желтоводскому монастырю на Волге
и Унженскому в далеких костромских лесах, преподобный Сава Сторожевский основатель Сторожевского монастыря близ Звенигорода, преподобный
Александр Свирский, возродивший Волаамский монастырь.
В канун Куликовской битвы, перед лицом грядущих испытаний преподобный
Сергий молился в созданной им Лавре у иконы Живоначальной Троицы о
ниспослании помощи Божией. Он провидел победу над врагом. Благословляя
князя Дмитрия на битву с ордынцами, он дал ему в помощь двух своих иноков Пересвета и Ослябю. Битва пришлась на 8 сентября 1380 г., в день, когда Русская
Православная Церковь празднует Рождество Богородицы. На поле Куликовском
встретились две всемирные исторические силы. Но “не в силе Бог , а в правде”.
Победа на Куликовом поле имела и общемировое значение. Она возвращала
Православную Русь, окрепшую в своем сознании и назначении, в число великих
самостоятельных держав, влиявших на ход всемирно-исторического процесса.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
21.
• Свержение татаро-монгольского ига вызвало национальное и культурное возрождениеРуси. Русская Православная Церковь приняла в этом самое деятельное участие.
• В XIV-XV веках на русский язык были переведены творения виднейших святых отцов и
учителей Восточной Христианской Церкви: Василия Великого, Григория Богослова,
Иоанна Лествичника, Иссаака Сирина, и других. Достигло расцвета и творчество
гениальных иконописцев: Даниила Черного, Феофана Грека, преподобного Андрея
Рублева. В древней Руси христианское отношение художника к творчеству создавало
особый тип иконописца, для которого иконопись была средством выражения личного
духовного опыта. Иконописание особенно широко было распространено среди
монахов. Иконописец становился как бы проповедником воли Божией. Когда в
древнем монастыре писалась икона молилась вся братия монастыря.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
22.
«Се повести времяньных лет, откуда есть пошлаРуская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и
откуда Руская земля стала есть». Нестор
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
23.
• В начале XV века Русская православная церковь находилась в каноническойзависимости от константинопольского патриархата. Возглавлял русское духовенство
митрополит, который ставился на должность в столице Византийской империи Константинополе патриархом. Византийские власти стремились к тому, чтобы русский
митрополит проводил на Руси политику, отвечавшую интересам Византии, которая в
описываемое время находилась в глубоком кризисе, окруженная владениями турок
османов, угрожавших самому существованию империи. С целью иметь во главе
русской митрополии преданных интересам Византии людей, патриарх ставил на эту
должность главным образом греков, хотя и бывали исключения - например,
митрополит Киприан (1390 - 1406) (вероятнее всего, болгарин по национальности).
Официальной резиденцией митрополита в то время являлся город Владимир исторический центр Северо-восточной Руси, но фактически митрополиты проживали
в Москве, что в реальности усиливало позиции московских князей и делало Москву
религиозным центром Руси.
В ведении митрополита находилось многочисленное духовенство, которое делилось
на две части: черное (монашествующее) и белое (мирские священники). Из числа
монашествующих избирались епископы и архиепископы, называвшиеся также
архиереями. Вся территория Руси делилась на епархии, во главе которых и находились
епископы и архиепископы. Назначал епископов на должность митрополит. Большая
часть духовенства судилась по церковным законам митрополитом или епископами и
была не подведомственна светскому, княжескому суду.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
24.
Черное духовенство (монахи) проживали обычно в монастырях, количество которых
в русских землях очень быстро увеличивалось в XV - XVI вв. Монахов также называли
иноками или чернецами - по цвету их одежды (отличительная черта монахов - черная
одежда). Самыми известными монастырями были: Троице-Сергиев, КириллоБелозерский, Ферапонтов, Симонов, Соловецкий. Во главе монастыря находился
настоятель, называемый также игуменом или, в наиболее крупных обителях,
архимандритом.
После смерти Киприана русским митрополитом стал грек по национальности Фотий
(1408 - 1431), игравший большую роль в московском правительстве в период
малолетства Василия II. Через несколько лет, в 30-е гг. патриарх поставил
митрополитом также грека Исидора (1437 - 1441). Исидор оказался последним
митрополитом на Руси, присланным из Константинополя. Разрыв с патриархией был
вызван следующими событиями. Как уже отмечалось выше, Византийская империя
находилась в глубочайшем кризисе, со всех сторон была окружена турками. Падение
Константинополя было лишь делом времени. В таких условиях византийское
правительство решило обратиться за помощью к европейским странам.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
25.
• Но в Европе господствующей религией был католицизм, и руководители европейскихдержав, подстрекаемые римским папой, явно не желали оказывать помощь православным
грекам. В таких условиях император Византии принял решение согласиться на заключение
Унии между католической и православной церквями. Для обсуждения вопроса об Унии был
созван церковный Собор в Италии (1438 - 1439). Он называется Ферраро-Флорентийским
по городам, в которых проходили заседания Собора. От русской митрополии на этом
собрании присутствовал митрополит Исидор. После долгих и бесплодных споров
православному духовенству пришлось уступить католикам по всем пунктам. Уния была
подписана. Главой церкви признавался римский папа, признавались и католические
догматы. Единственной уступкой православным было то, что сохранялись обряды
восточной церкви. Византийское духовенство пошло на заключение Унии лишь под
нажимом государственной власти, которая рассчитывала, что после преодоления
религиозных разногласий европейские державы окажут помощь против турок. В числе
подписавших Унию оказался и Исидор. Вернувшийся на Русь в 1441 г. Исидор был
арестован по приказу великого князя Василия II за измену православию. Это означало, что
Русь не признает Флорентийскую унию. Через несколько дней Исидор сумел бежать из
заключения, отправился в Литву, а затем оказался в Риме, при папском дворе.
После ареста Исидора встал вопрос о том, кто должен возглавить русскую церковь.
Традиционное обращение в Константинополь к патриарху оказалось невозможным Византия приняла Унию и, следовательно, изменила православию. В конечном итоге в
1448 г. русские епископы самостоятельно поставили митрополитом рязанского епископа
Иону (1448 - 1461), не испрашивая санкцию патриарха.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
26.
• С тех пор митрополиты на Руси ставились без участия патриарха. Решающие влияние навыбор главы русской церкви имел теперь великий князь. Иона же, ставший митрополитом
при помощи Василия II, оказывал ему всемерную поддержку в его борьбе с Дмитрием
Шемякой.
В 1453 г. турки взяли Константинополь в результате длительной осады и штурма.
Последний византийский император погиб в бою. Империя перестала существовать.
Европейские державы не оказали Византии реальной помощи, ради которой византийцы
и пошли на церковную Унию. Падение Константинополя (или Царьграда, как его
называли на Руси) произвело большое впечатление на русских. Был сделан вывод о том,
что город был взят из-за того, что византийцы отступили от православия, пошли на
соглашение с католиками, и за это Бог предал империю на растерзание туркам.
Принятие Византией Унии, избрание Ионы и падение Константинополя привели к
прекращению контактов между русской православной церковью и константинопольской
патриархией на несколько десятилетий. Даже после того, как греческое духовенство
официально отказалось от Унии, на Руси продолжали самостоятельно ставить
митрополитов. Это означало административную независимость русской церкви от
Константинопольского патриархата (или автокефалию).
Собор русских епископов впервые независимо от Константинополя избрал
митрополитом Московским и всея Руси епископа Рязанского и Муромского Иону. После
падения Византийской империи после захвата ее турками Константинополя Русская
Православная Церковь, будучи самой большой и значительной среди Православных
Церквей, стала естественным оплотом Вселенского Православия. Памятником
самосознания стала вся русская культура того времени, с его соборами, монастырями,
палатами, соборной живописью.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
27.
• Символом Русской Церкви становится в это время Успенский Собор, заменивший вправославном сознании вселенскую Святую Софию. "То было в белокаменной Москве, на
Святой Руси.. ". История Москвы, по слову старца Филофея,- "Третьего Рима" - история
Московского царства XV-XVI веков - это история уникальной христианской цивилизации с
уникальной православной культурой, сокрушенной в XVII веке церковным расколом и
реформами Петра I Духовная жизнь русского Православия продолжала развиваться,
прибавляя к собору русских святых новые лики. Конец XV начало XVI веков
ознаменовались явлением двух великих подвижников, почитаемых Русской Православной
Церковью, преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского.
Преподобный Иосиф начал свой иноческий путь, приняв постриг у великого старца
Пафнутия Боровского. Достигнув духовной зрелости, Иосиф основал свою монашескую
обитель недалеко от древнего Волоколамска и ввел в ней строжайший общежительный
устав.
На Соборе 1503 года был поднят вопрос о монастырских владениях. Преподобный
Иосиф был убежденным сторонником монастырских владений. На Соборе ему
противостоял преподобный Нил Сорский, Так, по разному и продолжалось дело
преподобного Сергия в двух течениях монашеской жизни XVI века. В 1552 году царь Иоанн
IV (Грозный) покорил Казанское ханство. Бывшие правители Казанские добровольно
приняли Православие. В честь покорения Казанского ханства на Красной площади был
воздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, увенчанный мавританским, индийским,
китайскими куполами. А над ними - купол русский. "Русь должна объединить
разноплеменные народы и быть их водителем к небу". Русь того времени поражала
величием, многообразием жизни.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
28.
• Глава Русской Церкви – митрополит Московский Макарий, был советником царя. В XVIвеке в царствование Иоанна Грозного началось промыслительное движение России на
Восток. Начал этот поход Ермак Тимофеевич со своим войском, но вслед за ними
двинулись и другие герои - русские иноки, православные миссионеры, умирая и
просвещая местные языческие племена.
Эпоха Иоанна Грозного закончилась мученической кончиной его младшего сына юного царевича Дмитрия. «У тебя, государь, новое ожерельице?» - с этими словами
злодеи «заклаша ножем благородного и безгрешного младенца царевича Дмитрия.
Десятилетний царевич, по свидетельству современников, был одарен острым умом и на
него возлагали большие надежды. с его гибелью прервалась династия Рюриковичей
на Московсом престоле. Царевич - мученик был причислен к лику святых.
Духовное возрастание Русской Церкви и укрепление Московского государства
привели к идее зарождения патриаршества. Первым Московским Патриархом стал
митрополит Иов (1589) В 1989 году Русская Православная Церковь торжественно
отмечала это знаменательное событие. Зловещее убийство царевича Дмитрия.
Потом, внезапная смерть царя Бориса Годунова оставили много неясного в той
исторической драме.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
29.
АВТОКЕФАЛЬНАЯ РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ (15–16 вв.)
Главным содержанием исторического периода, начинающегося с середины 15 в., является становление
автокефалии Русской церкви и определение ее юридического статуса среди церквей христианского
мира. В 1453 под ударами турок пала Византийская империя, традиционно выступавшая гарантом
сохранения православия. В этих условиях позиции Константинопольской патриархии были настолько
ослаблены, что она не смогла противостоять окончательному разделению Русской митрополии на
Московскую и Киевскую, и в Риме состоялось беспрецедентное поставление митрополита на
Киевскую митрополию.
После смерти Фотия на русский митрополичий стол был наречен рязанский епископ Иона (1433).
Сложные исторические обстоятельства сделали невозможной его поездку в Константинополь. Когда
же в 1435 посольство Ионы готово было отправиться, в Москве узнали, что Константинополь поставил
в русские митрополиты сторонника унии Исидора. После долгих переговоров, не решившись
нарушить традицию, князь Василий II принял Исидора. Вскоре новый митрополит отбыл из Москвы
во Флоренцию для участия в униатском соборе. Вернулся он в 1441 и вошел в город как папский легат
и кардинал. Русские власти, как светские, так и церковные, проявили единодушие в неприятии
новоиспеченного кардинала. Исидор был немедленно схвачен и заключен под стражу. Василий II
созвал церковный собор, на котором было составлено послание, адресованное патриарху. В нем весьма
четко излагалась позиция неприятия Русской церковью Исидора как иерарха, который публично
проповедует ересь, а также содержалась просьба разрешить собору русских епископов самостоятельно
поставлять митрополитов с последующим благословением их в Константинополе. Посольство с
посланием было отправлено, но по неизвестным причинам возвратилось, не достигнув
Константинополя. К тому времени Исидору дали возможность бежать, и в 1448 князь Василий вновь
созвал собор, который на сей раз посвятил Иону в митрополиты. Именно с этого момента можно
говорить о фактической автокефалии Русской церкви.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
30.
• Следующие за Ионой митрополиты были возведены в сан без всякой апелляции кКонстантинополю. Отныне при избрании и поставлении митрополита в первую очередь
придавали значение согласному волеизъявлению митрополита-предшественника, великого
князя и освященного собора, что отвечало каноническим церковным нормам и
соответствовало принципу симфонии царства и священства, на котором основывалось
управление православной державой.
• Рост авторитета церкви в этот период своеобразно отразился в изменениях в лике русской
святости. Теперь он пополнялся не святыми князьями, а святителями и монахами.
Митрополит Иона уже в 1448 установил общецерковное празднование святителю
Алексию, а в 1472 митрополит Филипп учредил день памяти св. Ионы. Главная проблема,
перед которой стала Русская церковь в условиях самостоятельности, были вопросы
внутреннего устроения, противостояния латинству и борьбы с ересями. Великий князь
литовский и король польский Казимир IV не оставляли попыток распространить свою
власть на северные русские земли. Им даже удалось добиться от патриарха Дионисия
передачи всей полноты митрополичьей власти митрополиту Киевскому Григорию. В
Новгороде организовалась сильная оппозиция, согласная на церковное подчинение Литве.
Митрополит Филипп и великий князь Иван III неоднократно обращались к новгородцам с
увещаниями сохранять верность православию, но "взмятение великое" продолжалось. В
этих условиях обоюдным решением князя и митрополита явилась организация похода на
Новгород, которому придавался смысл защиты православия от латинства. Однако ситуация
"симфонии царства и священства" продолжалась недолго. Уже святительство митрополита
Геронтия (1473–1489) было отмечено конфликтами с княжеской властью. Так, в 1479 между
князем и митрополитом разгорелся спор о том, как надо совершать крестный ход –
"посолонь" или против солнца.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
31.
• Отстаивание принятого в русской традиции хождения против солнца чуть нестоило Геронтию митрополичьего сана, хотя на сей раз князь смирился и признал
свою неправоту. Весьма сложными в этот период были отношения церкви с
великим князем в связи с ересью жидовствующих. Князь не поддерживал
"розыски" против еретиков, предпринимаемые церковью. Во время пребывания в
Новгороде Иван III познакомился со священниками, причастными к еретическому
движению, и пригласил их в Москву, сделав протопопами кремлевских соборов.
Разногласия церкви и князя продолжались вплоть до 1504, когда девять еретиков
были отлучены от церкви и приговорены к смертной казни. Собор 1503 обсуждал
вопросы церковного землевладения. Иван III предложил программу отчуждения
земельных владений церкви в пользу государственной власти. Фактически это
было первое наступление светской власти на имущество церкви, однако
церковным иерархам удалось отстоять свои права.
• Важным событием церковной жизни 16 в. стало восстановление связей с
Константинопольским патриархатом: в 1518 в Москву прибыло посольство
патриарха Феолипта с просьбой о денежной помощи. Титулатура грамот
свидетельствовала о признании патриархом митрополита Московского.
• Значительным этапом в истории Русской церкви стало святительство митрополита
Макария (1542–1563). Этому пастырю, с одной стороны, удавалось противостоять
хаосу боярского правления, с другой – сдерживать гневные порывы первого
русского царя Ивана IV. В его первосвятительство состоялся целый ряд соборов,
имевших чрезвычайно важное значение для жизни церкви и государства.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
32.
• Соборы 1547–1549 установили официальное церковное празднование большомучислу русских святых, стихийное почитание которых уже имело свою историю. На
Соборе 1551 (Стоглавый собор) была юридически закреплена норма симфонии
царской и святительской власти – изменение, внесенное в связи с состоявшимся в 1547
венчанием на царство Ивана IV. Здесь же был вновь поднят вопрос о земельных
владениях церкви. Теперь царю удалось рядом мер ограничить рост церковного
землевладения, причем предусматривалась и возможность конфискаций церковных
земель.
• После смерти митрополита Макария гармония взаимодействия церковной и светской
власти была нарушена. Царь установил в стране режим террора, который
распространился и на святителей. Теперь он возводил и свергал митрополитов,
руководствуясь лишь своей волей. В 1568 Иван IV публично подверг поруганию
митрополита Филиппа II, сорвав с него святительскую мантию во время службы в
Успенском соборе. Митрополит Филипп II стал последним первосвятителем, не
побоявшимся открыто выступить против неправедной власти тирана. Сменивший его
Кирилл и позднейшие митрополиты уже не могли оказывать власти какого-либо
сопротивления.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
33.
• ВВЕДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В РОССИИ (16 в.)• В царствование Федора Иоанновича в 1586 в Москву за милостыней приехал патриарх
Антиохийский Иоаким. Это был первый вселенский патриарх, посетивший Россию.
Московское правительство воспользовалось его визитом, чтобы поднять вопрос об
учреждении патриаршества в России. Иоаким пообещал ходатайствовать за Русскую
церковь перед другими патриархами по возвращении на Восток. Через два года Москва
торжественно встретила патриарха Константинопольского Иеремию. Однако вопреки
ожиданиям государя выяснилось, что он не был облечен полномочиями на поставление
русского патриарха. Переговоры об учреждении патриаршества были возобновлены.
Неожиданно для русских Иеремия выразил желание остаться на Руси и стать первым
русским патриархом. Царь Федор Иванович согласился, но с условием, чтобы кафедра
находилась не Москве, а во Владимире. Иеремия, чего и добивалась Москва, не принял
столь унизительного условия, по которому он находился бы вдали от двора, не имея
никаких шансов влиять на государственную политику. В 1589 собор русских архиеереев
избрал на учрежденный патриарший престол митрополита Иова. Возвел его в сан патриарх
Константинопольский Иеремия. В 1590 и 1593 на Константинопольских соборах
первосвятители подтвердили легитимность акта и определили патриарху Московскому
пятое место среди вселенских предстоятелей.
• В 1591 со смертью царевича Дмитрия пресеклась династия Рюриковичей (царь Федор
Иванович детей не имел). На царский престол был избран Борис Годунов. Патриарх Иов
всячески способствовал его возведению на трон, а впоследствии, после смерти последнего,
противостоял самозванцу Лжедмитрию I, насаждавшему католичество и западные обычаи.
Новому самозванному правителю удалось заставить собор архиереев свести Иова с
престола и отправить в ссылку. Патриархом стал бывший архиепископ Рязанский Игнатий,
лояльно относившийся к западническим нововведениям Лжедмитрия.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
34.
• После свержения самозванца был смещен с патриаршего престола и его ставленникИгнатий. Новым патриархом избрали Казанского митрополита Гермогена. В 1611–1612
именно он, в условиях польско-шведской интервенции и фактического безвластия,
возглавил национально-освободительное движение, обратившись к народу с призывом
защитить православную веру от иноверцев. Поляки заточили Гермогена в Чудовом
монастыре, где он принял мученическую смерть от голода. Благодаря его воззваниям
освободительное движение приняло всенародный характер и привело к изгнанию поляков
из Москвы.
• В 1613 Земский собор избрал на царство Михаила Романова. За отцом молодого царя,
митрополитом Ростовским Филаретом, находившимся в польском плену, был утвержден
титул «нареченного патриарха». Филарет возвратился из плена в 1619 и был поставлен в
патриархи находившимся в то время в Москве патриархом Иерусалимским Феофаном IV.
• Одним из первых деяний нового патриарха стало восстановление Печатного двора, на
котором началась работа по исправлению богослужебных книг, поскольку за годы смуты в
богослужебный обиход вошло большое количество книг южно-русской печати,
требовавших приведения их в соответствие с греческим каноном.
• Важным событием церковной жизни этого времени стал собор, созванный по инициативе
Филарета и посвященный вопросу о перекрещивании католиков, которых многие
священники принимали в православие через миропомазание. Собор решительно
постановил необходимость перекрещивать католиков. Были даже утверждены специальные
"чины присоединения", составленные еще патриархом Гермогеном.
• Дальнейшая политика патриарха Филарета, опиравшегося на личный опыт пребывания в
Польше, была направлена на всемерное ограждение Русской церкви от латинских влияний.
Официальная доктрина объявляла Россию единственной хранительницей древнего
благочестия, чей религиозный опыт не подвергался воздействию западных влияний.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
35.
• В соответствии с этой точкой зрения по благословению Филарета в Москве устраивалисьпубличные чтения новых богословских сочинений, создававшихся на Украине или в
Польше, во время которых они подлежали детальному разбору и критике московских
«справщиков». Несколько таких сочинений были осуждены за латинские влияния и
сожжены.
• Кроме установления жесткого контроля за книгоиздательской и богослужебной
деятельностью, Филарет, как фактический соправитель Михаила Романова, самым
активным образом участвовал в решении важнейших государственных вопросов. При нем
авторитет и власть патриарха были подняты на небывалую ранее высоту.
• Преемники его, Иоасаф (1634–1640) и Иосиф (1640–1652), такой властью не обладали. В
период их святительства в религиозной жизни на первый план выдвинулись вопросы
упорядочения приходской и монастырской жизни, несовершенство которых стало
вызывать острейшее беспокойство как мирян, как и представителей духовенства.
Значительное число поучений и посланий, написанных Иосифом, обличают чародейство,
скоморошество, пьянство среди белого и черного духовенства, всевозможные нарушения
богослужебных уставов священниками. Кроме указания на темные стороны русского
религиозного быта, сочинения патриарха свидетельствуют о том, что в этот период миряне
стали значительно более активно интересоваться вопросами веры и церковной жизни.
• В конце 1640-х годов вокруг духовника царя Алексея Михайловича, Стефана Вонифатьева,
сформировался кружок ревнителей благочестия. Он ставил перед собой цель упорядочить
церковную жизнь путем восстановления древних традиций. Возросшая активность
религиозной жизни во всех слоях населения не могла не способствовать и появлению
новых еретических движений. Среди них выделялась ересь монаха Капитона, который
видел единственное средство достижения спасения в жесткой аскезе, а также отрицал
таинства и иерархию.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
36.
• В 1630–1640-е годы в мировом сообществе утверждаетсяпредставление о России как о защитнице покоренных турками
народов Это обстоятельство способствовало развитию процесса
сближения с православными народами Востока и, вследствие этого,
ослаблению политики изоляционизма. Опыт религиозной жизни
других народов стал интенсивно проникать в русскую церковную
жизнь. В 1649 царь издал Соборное уложение, имевшее значение
законодательного кодекса, который закреплял главенствующее
положение Православной церкви в российской государственной
системе. Этим актом власть брала под защиту и покровительство как
церковь, так и само православное вероучение, при этом она
устанавливала гражданский статус для лиц духовного звания и
ограничивала власть церкви созданием Монастырского приказа,
которому передавался суд над духовенством, от митрополитов до
причетников. Уложение вызвало резкое неприятие в среде
духовенства. Ответом на издание этого документа стал выход в свет
Кормчей книги, где гражданское право было приведено в
соответствие с церковным согласно древней византийской
традиции. Издание Кормчей и Уложения продемонстрировало
тенденцию к разделению права на светское и церковное.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
37.
• РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА• В 1652 на патриарший престол вступил митрополит Новгородский Никон. На его
кандидатуру указал сам царь Алексей Михайлович вопреки мнению многих ревнителей
благочестия. В молодом, энергичном и честолюбивом епископе царь увидел близкого по
духу человека, с которым, как ему казалось, он имел много общего во взглядах на будущее
России и Русской православной церкви. В 1653 энергичный Никон при поддержке Алексея
Михайловича начал проведение церковной реформы, основное содержание которой на
первых порах состояло в организации исправления богослужебных книг по греческим
образцам. Фактически реформаторы использовали книги белорусской и украинской
печати, которые в свою очередь ориентировались на венецианские издания. Созванный
Никоном церковный собор поддержал курс, избранный царем и патриархом.
• Кроме проблемы исправления богослужебных книг, реформа затронула и обрядовую
сторону церковной жизни, что вызвало сопротивление нововведениям Никона не только в
среде духовенства, но и в народе и привело в конечном итоге к расколу церкви и
возникновению старообрядчества.
• Первые успехи на пути преобразования Русской церкви и покровительство государя
способствовали тому, что Никон стал и в других вопросах действовать столь же
решительно, а порой и деспотично, явно превышая свои полномочия. Невиданное со
времени Филарета возвышение патриаршей власти и ее активное вмешательство в дела
управления государством в конце концов вызвало недовольство царя. Почувствовав "грозу",
Никон решился самовольно покинуть кафедру, надеясь на то, что царь вернет его.
Неверным шагом Никона немедленно воспользовались для того, чтобы составить
обвинение против патриарха. Собор 1666 постановил лишить Никона сана и избрать
нового предстоятеля Русской церкви. Решительная позиция Никона, доказавшего через
своих посредников неканоничность соборного решения, отсрочила его исполнение.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
38.
• Никон настаивал на том, что священство превыше царства и судить патриарха могут тольковселенские патриархи. В 1666 в Москву прибыли патриархи Антиохийский и
Александрийский. Собор низвел Никона с престола и отправил его в ссылку. Преемником
патриаршей власти стал Иоасаф II, который решительно продолжил богослужебные
преобразования Никона, осознав, что осуждение Никона нанесло авторитету церкви
серьезнейший ущерб.
• Сменившие его сначала Питирим, а затем Иоаким с трудом сдерживали решительное
наступление светской власти на права церкви. Патриарх Иоаким добился упразднения
Монастырского приказа и возвращения в руки духовенства финансовой, судебной и
административной власти в решении вопросов, связанных с церковью. Немало
поспособствовал патриарх и ограничению распространения старообрядчества. Его перу
принадлежит ряд противораскольничьих сочинений. С его благословения уничтожались
раскольничьи монастыри и скиты; вместо старопечатных книг священникам бесплатно
выдавались богослужебные книги новой печати. В 1682 церковный собор вынес решение
считать пребывание в расколе гражданским преступлением. В том же году под давлением
стрельцов и их предводителя князя Хованского патриарх Иоаким согласился на открытый
диспут с вождем старообрядчества Никитой Пустосвятом. Прения проходили столь бурно,
что регентша, царевна Софья, пригрозила дискутирующим отъездом из столицы. Диспут
прекратили. Никиту Пустосвята вскоре схватили и казнили по приказу Софьи. В период
патриаршества Иоакима по-прежнему остро стояла проблема все более
распространявшегося католического влияния. Его мощным источником стали сочинения
Симеона Полоцкого, писателя, находившегося под личным покровительством царя.
Важным событием этого времени стало возвращение Киевской митрополии под
юрисдикцию Москвы.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
39.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ40.
Над проектом трудились:ОБУЧАЮЩИЕСЯ МБОУ Излучинская
ОСШУИОП № 2 :
Дугина Мария
Дугина Л.Б.
Хиран Александра
Яковлев Денис
Небогина Алина
Сыресенков Илья
УЧИТЕЛЯ МБОУ ИЗЛУЧИНСКАЯ
ОСШУИОП № 2 :
Яковлева Е.Р.
ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР :
Горелова Е.В.
КУРАТОР ПРОЕКТА :
Африкян Т.Г.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ
41.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ42.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ43.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ44.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ45.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ46.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ47.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ48.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮ49.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮВелико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для
русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец — монах КиевоПечерской Лавры, отец русской истории.
9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него
буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого
чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не
захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей. Кем же был
преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому
старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь
Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому
времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор. В то время, по словам преподобного
Нестора, «чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении
или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с
водой; иные варёное зелье, другие — только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея
и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли
и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по
великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании».
И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он
по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец
называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение,
богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы
представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень
мысли о грехе», даже малейший помысел.
50.
Возврат к ОГЛАВЛЕНИЮГлавным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести
временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки
зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории,
истории спасения человеческого рода.
«Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов: Лаврентьевской летописи (1377 г.),
Первой Новгородской летописи (XIV в.) и Ипатьевской летописи (XV в.). Предполагается, что Нестор
использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (10931095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы.
Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают
историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси. «Повесть временных
лет» — великое создание отца русской истории. Не врéменных, а временны́х лет — охвативших не какойто малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се
повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская
земля стала есть».
История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых
равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения
её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец
сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью.
Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд
высочайших творений мировой письменности.