Задание
Тема урока:
Домашнее задание:
План:
Духовенство и миряне
Духовенство и миряне
Задание
Задание
Изменения в Русской православной церкви
Задание 2 - раб. тетрадь, стр.46
Задание
Нестяжатели и иосифляне
Монастыри в конце XV – нач. XVI в.
Задание
Иосифляне и нестяжатели
Задание
Задание
Ереси
Ереси
Задание по тексту документа
Ереси
Ереси
Ереси
Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
Задание 3 - раб. тетрадь, стр.46
Церковь и государство
Митрополит Филипп
Митрополит Дионисий
Патриарх Иов
Оформление идеологии самодержавия
Оформление идеологии самодержавия
Оформление идеологии самодержавия
Задание
Задание 1 - раб. тетрадь, стр.45
Задание
Итоги:
11.83M
Категории: ИсторияИстория РелигияРелигия

Русская Православная церковь и государство в XVI в

1.

О ком эти слова?
А.К. Толстой
Вчерашний раб, татарин, зять
Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы
Мономаха…
«Он не Алексеева верста, то был
великий человек- боярин, а се
государю нашему шурин, а
государыне нашей брат родной, а
разумом его бог исполнил и о земле
великой печальник»
дипломат
Лука Новосильцев

2. Задание

Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день
из временной меры превратилась в постоянную? Как
в связи с этим изменилось положение крестьянства?
«Заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в
постоянную потому, что необходимо было преодолеть хозяйственный кризис.
Основными производителями в сельскохозяйственной стране были крестьяне. Их
прикрепление к земле обеспечивало стабильность хозяйств, обработку пахотных
земель. В связи с этим изменилось положение крестьянства: теперь они не только
экономически зависели от бояр и помещиков, но и попадали в личную зависимость.

3.

Актуализация знаний
Какое значение имело учреждение патриаршества
для Российского государства?
Для развития Российского государства учреждение патриаршества имело
большое значение: учреждение патриаршества укрепило влияние Русской
православной церкви как внутри страны, так и за рубежом, сделало ее
независимой от греческой.

4. Тема урока:

История России , 7 класс
Тема урока:
«Русская Православная
церковь и государство в
XVI в.»

5. Домашнее задание:

Параграф 12
Вопросы и задания на стр. 100
Рабочая тетрадь № 4-7
Рубрика «Думаем, сравниваем,
размышляем». (стр. 100).
Задание 1,4 – сообщение.
презентация

6. План:

1. Духовенство и миряне.
2. Иосифляне и нестяжатели.
3. Ереси Матвея Башкина и
Феодосия Косого.
4. Церковь и государство.

7.

Проблемный вопрос ! (стр. 95)
Какую роль играла церковь в
Российском государстве в XVI в?
Как складывались ее отношения с
властью?

8.

1. Духовенство и миряне.

9.

Духовенство и миряне
В период феодальной раздробленности Православная церковь
сохраняла единство, способствуя объединению земель Руси. Она
поддерживала политику князей, направленную на преодоление
власти монголо-татар и междоусобиц.

10. Духовенство и миряне

До 1589 г. Главой Русской православной церкви
являлся митрополит Московский и всея Руси. Под
его властью находилось 11 епархий.
Архиерей – общее название для священнослужителей
высшей (третьей) ступени христианской церковной
иерархии.
Центром религиозной жизни человека был приходской
храм. Его возводили на пожертвования земледельца,
крестьянской или посадской общины. Она же давала
средства на обеспечение храма утварью, книгами
иконами.

11. Духовенство и миряне

• Деревянная Успенская
церковь в Ельце была
построена вместе с
Елецкой крепостью в
1592 г. елецкими
служилыми людьми,
в связи с выделением
священнослужителям
этого храма «земли
Дикого поля».

12. Задание

• Какую роль играл приходской храм для округи?
• Приходской храм для округи играл большую роль: все важные события в
жизни прихожан проходили в нем – крещение, венчание, отпевание
покойников, учили грамоте, проводили сходы и т. д.

13. Задание

• Как управлялась Русская православная
церковь в XV в.? Какие изменения
произошли в ней в XV в.- используйте пункт
1 параграфа.
• В XV в. возглавлял Русскую православную церковь митрополит,
территориальными отделениями — епархиями руководили архиереи.
Главные вопросы решались на Соборе русских епископов. В XV в. Русская
православная церковь стала автокефальной, т. е. самостоятельной.

14. Изменения в Русской православной церкви

1448 год -Собор русского православного
духовенства избрал митрополитом
рязанского епископа Иону.
1453 год - выборы митрополита
становятся внутренним делом церкви.
Церковь становится независимой, ее
возглавляют подданные русского
государя

15.

До 1448 Русская церковь находилась в юрисдикции Вселенского
(Константинопольского) патриархата, составляя отдельную
Русскую митрополию и пользуясь большой автономией, хотя её
митрополиты и ставились Константинополем.
Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в
1299 (по другим данным — в 1309) была перенесена во Владимир,
а в 1325 при митрополите Петре кафедру переместили в Москву.
В 1448 Архиерейский собор
Русской церкви самостоятельно,
без согласия Вселенского
патриархата, избрал
митрополитом епископа
Рязанского Иону, который
получил титул митрополита
Московского и всея Руси.

16. Задание 2 - раб. тетрадь, стр.46

Заполните пропуски в схеме
«Изменения в положении русской
православной церкви», используя
текст учебника.

17.

2. Иосифляне и нестяжатели.

18. Задание

• Что составляло основу экономического
могущества церкви?
• Основу экономического могущества церкви составляли земельные владения,
вклады прихожан.

19.

Церковь проповедовала,
что добиться вечного
блаженства на том свете
можно через посмертную
молитву, а чтобы
обеспечить ее необходимо
мирянам не скупиться на
щедрые пожертвования.
Богатые бояре, князья,
купцы при разделе земли и
другой собственности
между наследниками
обязательно выделяли
значительную долю в
пользу монастыря.
Церковь получала с
населения и церковную
десятину.

20. Нестяжатели и иосифляне

В конце 15 века, с образованием единого
Российского государства, светские
власти все чаще предпринимали
попытки изъятия земель у церкви. Это
было вызвано не только стремлением
великого князя и государя всея Руси
получить в свое владение
плодородные и богатые монастырские
земли, но и его желанием подчинить
церковную власть светской.
Иван III задумывал изъять земли,
находившиеся во владении и
митрополита, епископов и
монастырей. Взамен он обещал
содержать церковь за счет средств из
казны, что означало бы утрату ею
независимости. Против этого
выступил церковный собор 1503 года.
Иосиф Волоцкий

21.

22.

ВозросшийВавторитет
1479 г. Иосиф
русской
православной
Волоцкий
церквиосновал
привел к
росту числаИосифо-Волоколамский
церквей и монастырей.
В начале XV
монастырь.
века монахами –
Германом, Савватием,
Зосимой
был
Среди монахов
монастыря
основан монастырь
напредставители
берегах
были бояре,
Белого моря,
которыйродов.
получил
княжеских
название -
Соловецкого.

23.

Одним из самых богатых монастырей был ТроицеСергиев монастырь, основанный в XIV веке Сергием
Радонежским.

24.

Соловецкий монастырь – основан тремя монахами на Соловецких
островах Белого моря

25.

26. Монастыри в конце XV – нач. XVI в.

В 1479 г. Иосиф
Волоцкий основал
Иосифо Волоколамский
монастырь

27.

28.

В XIV в. Сергий Радонежский основал Троице-Сергиев
монастырь

29. Задание

•В чем суть спора между иосифлянами и
нестяжателями?

30.

В конце XV века
начались разногласия
среди духовенства о
церковных богатствах.
В результате православное духовенство
раскололось на две части. Одних,
обличающих богатство церкви,
«нестяжателей», возглавил старец
НИЛ СОРСКИЙ.

31.

Защитников
монастырских
владений,
«иосифлян»,
возглавлял
настоятель
ИОСИФ
ВОЛОЦКИЙ.

32. Иосифляне и нестяжатели

1 ряд – Нестяжатели (стр. 188, абзац № 2)
2 ряд – Иосифляне (стр. 188, абзац № 3).
3 ряд – великокняжеская власть (стр. 188 – 189,
абзац № 4)
Задание:
1, 2 ряд: выявить суть основных идей, главных
идеологов,
3 ряд: выявить отношение великокняжеской
власти к церковному спору

33.

Иосифляне
Глава движения
Основные идеи
Нестяжатели

34.

Нестяжатели и иосифляне
Во главе – Нил Сорский.
Считали, что монах должен
вести аскетический образ
жизни, питаться своими
плодами труда.
Церковь должна быть
независима от гражданских
властей.
Против монастырского
землевладения.
За сильную великокняжескую
власть
Во главе Иосиф Волоцкий.
Защищали монастырские
владения.
Считали, что церковь
должна иметь большие
средства, чтобы
распространять свои идеи,
заниматься просвещением и
благотворительностью.
Власть царя – отражение
власти патриарха.

35.

Нестяжатели и иосифляне
Нил Сорский (Николай Федорович Майков)

36.

Нестяжатели и иосифляне
Иосиф Волоцкий (Иван Иванович Санин)

37.

Нестяжатели и иосифляне
Кирилло-Белозерский монастырь

38.

Нестяжатели и иосифляне
Нил Сорский
выступали против
«стяжания» церковью
земель и другого
имущества за аскетизм
церковь должна быть
независима от
государства за сильную
княжескую власть

39.

Нестяжатели и иосифляне
Он утверждал, что монастыри не
должны заниматься
благотворительностью и
хозяйственной деятельность, а
следовательно, им не нужны
земельные владения. Нил призывал
монахов вести аскетичный образ
жизни, отрешиться от мирской суеты.
Выступал против казни за
еретические высказывания.
Нестяжатели – сторонники Нила
Сорского.
Последователи:монах Вассиан,
Максим Грек.

40.

Нестяжатели и иосифляне
Иосиф Волоцкий
защищали
монастырское
землевладение за
материальные блага
церкви первенство
царской власти, в том
числе в решении
некоторых церковных
вопросов

41.

Нестяжатели и иосифляне
Церковный собор 1503 г. выступал против
изъятия церковных земель. Защитником
церковного землевладения выступил
Иосиф Волоцкий.
Иосифляне – сторонники идей Волоцкого

42. Задание

•В чем суть спора между иосифлянами и
нестяжателями? Как в итоге решился этот
спор?
• Суть спора между иосифлянами и нестяжателями в вопросе владения
церковью землей и отношениями с государством. Решился этот спор
подчинением церкви государству.

43.

3.
Ереси Матвея Башкина и
Феодосия Косого.

44. Задание

• Что такое ересь? Вспомните, как поступали с
еретиками в средневековой Европе.
• У верующих: отклонение от норм господствующей религии,
противоречащее церковным догматам. В средневековой Европе еретиков
сжигали на костре.

45. Ереси

Ересь (греч. «выбор,
направление, мнение») —
сознательное
отклонение от
догматов веры,
предлагающее иной
подход к религиозному
учению; выделение из
состава церкви новой
общины.

46. Ереси

Ереси
(отеретичества
греческого
слова «ересис»,
что означает
«особое
На Русь
волна
докатилась
во второй половине
XIV — начале
XV в., и не
случайно
первые ее—
ростки
проявились в Новгороде
и Пскове — крупных
торговых
вероучение»)
это отступление
от официального
церковного
Еретики
отрицали
божественное
происхождение
Иисуса
городах, тесно
связанных
с западными странами.
Еретики (их называли
учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням
стригольниками
из-за того, что
в ихчеловеческой
числе были расстриженные
духовные
лица, т. е.
Христа и говорили
о его
сущности,
отвергали
— иконам,
святых
т. п.монастырскую братию,
лишенные духовного сана)
обличали мощам
церковников,
в томичисле
почитание икон, монашество, поклонение святым.
.за жадность, мздоимство, погоню за «имением» и говорили, что такие люди не могут
учить людей верить.
Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь
поддерживала государство, обосновывала божественное
происхождение верховной власти, власти великих
московских князей, то борьба против церковных устоев
означала и подрыв государственных интересов.

47. Задание по тексту документа

•В Чем видит опасность ересей митрополит
Зосима?

48.

«Речью глаголю вам, прелестникам и отступникам
веры Христовы и всем вашим единомысленникам,
мудрствующими с вами злую вашу окаянную и
проклятую ересь, что есте чинили в Великом
Новгороде злая и проклятая дела неподобная: мнози
от вас ругалися образу Христову и пречистые образу,
написанным на иконах, а инии от вас ругалися кресту
Христову, а инии от вас на многиа святыя иконы
хулные речи глаголали, а инии от вас святыя иконы
щепляли и огнем сжигали, а иные от вас крест
силололен (крест из дерева алоэ) зубы искусали, а
инии от вас святыми иконами и кресты о землю били
и грязь на них метали, а инии от вас святыя иконы в
лоханю метали, да иного поруганиа есте много
чинили над святыми образы написанных на иконах. А
инии от вас на самого Господа нашего Иисуса Христа
Сына Божья и на Пречистую Его Богоматерь многиа
хулы изрекли…»
Церковный собор 1490г. (Митрополит Зосима)

49.

Во второй половине XVначале XVI века на Руси
стал распространяться
еретические учения.
Большинство ереси
зарождалось в Новгороде
и Пскове.
Что такое ереси?
Как вы думаете, почему?
Новгород и Псков – центры международной торговли, здесь
встречались представители различных конфессий.
Занятия ремеслом и торговлей порождали у людей
самостоятельность, инициативность…
Митрополиты выбирались на вече и они были тесно связаны

50.

Первое еретическое движение
возникло в XIV века, в Новгороде и
Пскове. Оно получило название
«СТРИГОЛЬНИКИ».
Представители этого учения
отвергали церковную иерархию и
монашество, выражали
недовольство практикой симонии,
отвергали таинства.
Стригольники объединялись в
особые группы, во главе которых
стояли наставники — «простецы».
Основными идеологами
стригольников считались
новгородские диаконы Никита и
Карп.

51. Ереси

Дьякон Карп –
новгородский
цирюльник
- выступали против
взяточничества
- отвергали церковные
обряды
- выступали против
монашества
- возрождали
языческие ритуалы

52.

Возникновение ереси
«ЖИДОВСТВУЮЩИХ» в
Великом Новгороде во второй
половине XV века обычно
связывают с неким
проповедником по имени Схария
и его сторонником Истомой.
Проповедник, известный как
«Схария Жидовин», предположительно прибыл в Новгород из
Киева в свите литовского князя
Михаила Олельковича в 1471г. и
«совратил в жидовство» новгородских священников Алексея и
Дениса, Фёдора Курицина, Ивана
Чёрного, которые, по-видимому,
стали главными
распространителями ереси в
Новгороде, а затем и в Москве.

53. Ереси

Люди из свиты
литовского князя –
Великий Новгород
Христос только
пророк, а не сын
Божий Отрицали
Святую Троицу
выступали против икон
и икон, крестов,
храмов против
монашества выступали
за западноевропейские
порядки

54.

На
Церковных
соборах 1490 и
1504 годов
осудили
еретиков и
приговорили к
смертной
казни.

55. Ереси

Стригольники
Выступали против:
• взятия священниками
платы за посвящение в
духовный сан,
•Церковной иерархии,
•Сомневались в
правильности священных
таинств.
Жидовствующие
•Не признавали догмата о
троичности Бога,
•Отрицали священность
икон,
•Отрицали церковную
иерархию,
•Критиковали монахов,
считая, что они не ведут
достойный образ жизни.

56. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

• Ересь – сознательное отклонение от общепринятого
религиозного учения .
Матвей Башкин: сомнения относительно правильности некоторых
важных решений Священного Писания и церковных обрядов.
Феодосий Косой и его последователи не признавали Святой Троицы,
Иисус Христос, по их мнению, был не Сыном Божьим, а
основателем религиозного общества.
Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы,
не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и
иконы, не поклоняться мощам святых.
Башкин, Косой и их единомышленники полагали, что следование
заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне
церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему.

57.

Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
Во время следствия Косому удалось бежать в Литву, где он стал
одним из протестантских лидеров. Матвея же направили в
Иосифо-Волокамский монастырь для «вразумления».
Обычно еретики отрицали божественное происхождение Иисуса
Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали
почитание икон, монашество, поклонение святым.
Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала
государство, обосновывала божественное происхождение
верховной власти, власти великих московских князей, то борьба
против церковных устоев.

58.

Ереси
Матвей
Башкин
Осудил холопство
Максим
Грек
Наблюдая «дефекты» и
социальную несправедливость
русской жизни, которая была в
прямой оппозиции его
христианским идеалам,
Максим Грек начал
критиковать власти
Феодосий
Косой
Провозглашал
равенство людей

59.

Матвей Башкин
Церковные обряды не нужны
Отрицал иконы и тайну исповеди

60.

Считал,
что холопство против
христианской веры:
«У меня что было кабал
полных, то есеми все
изодрал»

61.

Феодосий Косой
Отрицал
христианскую
символику, так как
крест – орудие
казни Христа
Выступал за
равенство народа

62.

Максим Грек –
«О грамматике»
Максим оставил после себя
многочисленные сочинения
разнообразного характера:
богословские,
духовно-нравственные
послания и письма к частным
лицам.

63.

Начиная с XVI века, его
труды распространяются
в многочисленных
рукописных списках,
например, в Библиотеке
Троицко-Сергиевской
лавры имеются его
рукописи

64. Задание 3 - раб. тетрадь, стр.46

Заполни пустые графы в схеме,
используя текст учебника.

65.

4. Церковь
и государство.

66.

В 1448 году русский
православный собор избрал
митрополитом рязанского
епископа Иону.
После 1453 года русская
православная церковь стала
самостоятельной.

67. Церковь и государство

В 16 веке в России существовало около 500 монастырей.
Некоторым из них принадлежали обширные земли.
Объединяя русские земли князья ограничивали налоговые
льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей по
своему суду по светским делам. Однако светская власть
еще не имела надежного аппарата управления страной и
нуждалась в поддержке церкви.
Василий 3 покровительствовал Иосифу Волоцкому и
вышедшему из его обители митрополиту Даниилу.
Митрополит разрешил ему развод с первой женой и
оправдал расправы князя с политическими противниками.
Иосиф провозглашал божественный характер власти
государя, утверждал, что является высшим судьей в
светских и церковных делах и его суд «не посуждается».
Российские государи в 16 веке выступали покровителями
православия. В Москву приезжали греческие, сербские
монахи, посланцы находившиеся под властью турецких
властью православных иерархов Востока.

68.

Церковь и государство
В 1448 г. Собор
русских епископов
впервые без участия
Константинополя
избрал
митрополитом
русского человека —
Иону. Русская
Православная
церковь стала
независимой.

69.

Митрополит Макарий
• В 1547 году Макарий стал одним из
сторонником и организаторов венчания
Ивана 4 на царство. Он же и возложил на
Ивана шапку Мономаха.
• Был ярым сторонником сильной
воинствующей церкви, на Стоглавом
соборе 1551 года он выступил против
попыток правительства ограничить права
церкви. По его инициативе с целью
ликвидации местных культов
церковные соборы 1547 и 1549 годов
канонизировали около 50 новых «святых».
При участии Макария составлены
«Степенная книга», «Минеи Четьи»,
Лицевой летописный свод. В них Макарий
идеологически обосновывает необходимость
укрепления самодержавия, а также усиления
роли церкви в государстве. Макарий
содействовал открытию первой русской
типографии в Москве.

70. Митрополит Филипп

На смену Макарию митрополитом
стал Филипп, который уже
также знаком нам. Он был
противником опричнины, за что с
него был низложен сан, после
отправили монастырь, где он
был задушен Малютой
Скуратовым в 1569 году.
Следующие митрополиты уже были
покорны светской власти и
благословляли действия царя.

71. Митрополит Дионисий

• Со смертью Ивана
Грозного испытания для
церкви не закончились. С
периодом правления
Годунова сана лишили
митрополита Дионисия.
Новой главой церкви стал
монах Иов, который
являлся
сподвижником Бориса.
• Вспомните роль Иова в
становлении Бориса Годунова
на власть.

72. Патриарх Иов

В 1575 году святитель Иов был
назначен настоятелем НовоСпасского монастыря и в течение
шести лет возглавлял древнюю
московскую обитель.
В 1581 году архимандрит Иов был
рукоположен в сан епископа
Коломенского. В 1586 году стал
архиепископом Ростова Великого и в
1587 году — митрополитом
Московским.
23 января 1589 года при участии
Патриарха Константинопольского
Иеремии II состоялось наречение, а
26 января — торжественное
поставление митрополита Иова в
Патриарха Московского и всея Руси

73. Оформление идеологии самодержавия

Теория «Москва – третий Рим»
в истории христианства
существовало три великих
центра:
Рим
Константинополь
Москва – третий Рим

74.

Оформление идеологии самодержавия
Митрополит Зосима
Монах Филофей

75. Оформление идеологии самодержавия

Теория «Москва — Третий
Рим» послужила смысловой
основой представлений о
роли и значении России,
которые сложились в период
возвышения Московского
княжества. Московские
великие князья (притязавшие
начиная с Иоанна III на
царский титул) полагались
преемниками римских и
византийских императоров.
Шапка Мономаха

76.

Первый Рим –
«ветхий»
Второй Рим –
Константинополь
Третий Рим –
Москва
Пал под ударами
язычниковварваров
Заключил унию с
католической
церковью. Пал от
мусульман.
Остался верен
православию
Четвертому Риму
не бывать
Обязан сохранить
чистоту веры и
защитить православные народы.

77. Оформление идеологии самодержавия

- Верность
православию
- Центр христианства
- Моральная
ответственность
- Защита
православных
народов

78. Задание

•Почему для светской власти была важна
поддержка церкви?
• Для светской власти была важна поддержка церкви потому, что
светская власть не имела надежного аппарата управления страной и
нуждалась в поддержке церкви.

79.

Проблемный вопрос ! (стр. 95)
Какую роль играла церковь в
Российском государстве в XVI в?
Как складывались ее отношения с
властью?

80. Задание 1 - раб. тетрадь, стр.45

Выберите правильный ответ,
используя текст учебника.

81. Задание

•Какую роль играла церковь в Российском
государстве в XVI в.? Как складывались ее
отношения с властью?
• Церковь в Российском государстве в XVI в. играла большую роль. В XVI в.
Россия стала единственной православной державойЕвропы. Интересы
государства и церкви не всегда совпадали. Во внутренней и внешней
политике правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от
ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои
земельные владения и обрела статус патриаршества.

82. Итоги:

• В 16 веке Россия стала единственной
православной державой в Европе. Интересы
государства и церкви не всегда совпадали; во
внутренней и внешней политике государство
нуждалось в поддержке церкви, но требовало от
ее иерархов повиновения. Русская православная
церковь сохранила свои владения и обрела статус
патриархии.
Русская православная церковь, избавившись от
Византийской зависимости, значительно повысила свой
авторитет как духовного центра русского государства.
• Однако она постепенно стала попадать в зависимость от
великокняжеской власти.
English     Русский Правила