Похожие презентации:
Фаюмские портреты
1.
Фаюмские портретыВЫПОЛНИЛА: МОСКОВЦЕВА КРИСТИНА НТ-208
2.
Фаюмские портретысоздавались для
ритуала погребения в
Древнем Египте во
времена римского
владычества I—III веков
нашей эры.
Первая находка в
Фаюмском оазисе в
1887 году закрепила за
ними название
фаюмские. Портреты
так и продолжали
именовать, даже
обнаруживая подобные
сокровища в других
районах Египта. К
настоящему моменту
собрано около 750
древних шедевров.
3.
Первые открытияПервым египетские портреты для
Европы открыл путешественник
Пьетро делла Валле: в 1615 году
он привез из Египта два образца.
В 1820-х годах благодаря Леону де
Лаборде и британскому консулу в
Каире Генри Солту в Старом Свете
появилось ещё несколько
портретов.
Но настоящую известность они
обрели к концу XIX века. Тогда
историк и путешественник
Даниэль Мари Фуке, будучи в
Египте, услышал историю о
найденных в гробницах портретах
усопших, запеленатых в мумии
поверх лиц. Он сразу отправился
на место находки, но обнаружил
только два уцелевших
изображения из пятидесяти.
Женская мумия с портретом. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж
4.
Вскоре удивительныепортреты привлекли
австрийского коллекционера
Теодора Графа. Он приобрел у
перекупщиков часть
живописных дощечек и
показал египтологу и писателю
Георгу Эберсу. Признание
Эберсом подлинности и
значимости находки
позволило открыть её миру. В
конце 1880-х годов портреты
побывали на выставках во всех
крупных европейских
столицах, также были
показаны в Нью-Йорке.
Портретами заинтересовались,
о них заговорили.
5.
Новая сенсация не заставиласебя долго ждать. В 1887 году
британский археолог Флиндерс
Питри обнаружил в некрополе
римского города Хавары (близ
Фаюма), по разным сведениям,
81 — 90 мумий с портретами. В
следующую экспедицию, через
два десятилетия, Питри
отыскал ещё 70 портретов,
однако часть из них оказалась в
жалком состоянии. Но всё же
работа Питри стала первым
примером систематического
изучения этих древних
шедевров для последующих
исследователей.
Некрополь Хавары
6.
Новый этап в истории изученияфаюмских портретов положил
немецкий археолог фон Кауфман.
В 1892 году он открыл Гробницу
Алины, а в ней — несколько
знаменитых в наши дни
портретов.
КА́УФМАН Константин Петрович фон
Фаюмский портрет Алины. 24 г. н.э. Египетский музей в Берлине
7.
Две мумии младших девочек до сих пор не вскрыты. В начале 1990-х годов они были обследованы сиспользованием современных методик. Портрет старшей девочки, вероятно, средней из трех дочерей
Алины и ее мужа, напоминает портрет ее матери.
8.
Союз культурВ IV веке до нашей эры Египет
завоевала Греция, а в I веке
до нашей эры — Рим.
Сплетение культуры
завоевателей
и древнеегипетских традиций
образовали новый
невероятный поток.
Греческое влияние сказывалось
в умении художников
передавать объем с помощью
светотени, использовать
перспективу, применять
колористику. Из Греции пришла
и одна из основных техник
фаюмских портретов —
энкаустика.
Древнеримская портретная
живопись привнесла больше
индивидуальности
в изображения. Манера письма
стала свободной, художники —
внимательней к чертам лица.
9.
Согласно древнеегипетской традиции, такиепортреты должны служить предметом культа
мертвых. И тут соседство разных культур породило
два живописных направления: эллинистическое
и египетское. Римляне, хоть и перенявшие местные
обряды, сохранили свой обычай украшать
портретами атриумы, и лишь после смерти —
мумию. Портреты для римской знати писались
опытными художниками и были высокого качества.
Второе направление не так заботилось
о художественности и создавало портреты
в местной египетской манере исключительно для
погребального обряда. Постепенно египетское
течение одержало верх над эллинистическим.
Эта особенность раскрывает одну из загадок
фаюмских портретов…
10.
Молодостьпортретируемых
На большинстве портретов
изображены молодые люди
и дети. Сначала это объясняли
малой продолжительностью
жизни. Наряду с этим возникла
и версия о том, что портреты
делались «впрок» в 15−25 лет.
Современные исследователи
благодаря компьютерной
томографии подтвердили это
предположение и пришли
к выводу, что до того, как стать
ритуальным атрибутом, портреты
по греческому обычаю украшали
гостевые комнаты жилых домов.
Это означает, что возраст
на портрете и возраст усопшего
различаются, но не всегда. Всё же
часть портретов выполнена уже
на бинтах мумий, а значит —
после смерти человека.
11.
Существуют также другиеособенности:
1) Реальные люди.
Фаюмские портреты, как
древние
фотографии, показывают
настоящих людей, живших
много веков назад. Поэтому
каждый портрет — это
история, это неповторимый
внутренний мир и характер
отдельного человека.
12.
Ассиметричные лица. Дляжизни явление обычное, а
древние художники так
пытались передать
перспективу образа.
Большие глаза. Писать людей
с увеличенными глазами
начали со II века нашей эры.
И, скорее, здесь сказалась
египетская культура. По
верованиям древних египтян,
душа покидает тело через рот,
а возвращается через глаза.
Поэтому в гробнице (на стене
или на саркофаге) делались
изображения усопшего —
своеобразные «паспорта», —
с открытыми, подчеркнутыми
глазами. А вот замазать
«врата души» — страшная
месть.
13.
Портреты для богов.По древнеегипетской традиции
портреты, а до них
маски, делались исключительно
для ритуала погребения. Мастера
не пытались
самовыразиться, произвести
впечатление на потомков.
Предполагалось, что портреты
не увидит ни одна живая
душа, только боги. Это главное
отличие портретов от обычной
живописи.
Отрешенный взгляд.
Люди на портретах редко
изображались анфас — головы
чаще повернуты на три четверти.
При этом взгляд обращен
не на зрителя, а как будто сквозь
него, в бесконечность.
14.
Веяния модыВ древнем римском
обществе, как
и сегодня, мода не стояла
на месте. Тон здесь задавала
императорская семья.
Каждый император
отличался собственным
стилем, а императрица
придумывала
индивидуальную
прическу, образцы которой
в виде моделей-головок
отправляли из столицы
в провинции. Мужчины
ориентировались
на императора, женщины
копировали прическу
императрицы. Это помогло
наряду с научными данными
датировать много
портретов.
Женщина в красной тунике. Хавара, Египет, 110-130 гг. н.э. Национальный музей
Шотландии, Эдинбург
15.
Материалы итехника
Портреты писали на дощечках
из кипарисового дерева или кедра.
Техник использовали две: энкаустику
и темперу. Первые и самые лучшие
портреты исполнены восковыми
красками. Для этой техники
художники вместе с кистью
применяли горячий металлический
стержень, вроде тонкого ножа.
Плавясь при высокой
температуре, восковые краски
застывали, создавая неровности
и эффект объема.
16.
Для темперного портретадоставало только кисти.
Работа обходилась
дешевле, но не была более
легкой. Растёртые
на яичном желтке краски
сохли в момент, поэтому
и писать надо было
быстро, точно и без
исправлений.
Иногда мастер
собственными
пальцами «моделировал»
форму лица — так
впоследствии будут делать
некоторые
импрессионисты.
17.
Яркий атрибут фаюмскихпортретов — сусальное золото.
Золотился либо фон, либо
только венки, драгоценности
или детали одежды.
Со временем темпера окончат
ельно заменила восковые
краски. Вместе с техникой
обеднел и стиль изображения:
потеряв былую
объемность, сделался
схематичным и менее
реальным.
Сама Римская империя
разрушалась, уступая место
другой силе — христианству.
С распространением новой
религии в Египте утрачиваются
ритуальные традиции…
и фаюмский портрет.
18.
«Предтеча иконописи»«Портрет этот
не исчезает, но изменяется
стилистически. В нем по-иному
осмыслен образ человека».
19.
Стремясь изобразить не тольковнешний облик, но и вечную душу
усопшего, древние художники
невольно повлияли
на формирование иконописных
канонов.
Печальный, устремленный
в вечность взгляд на фаюмских
портретах как нельзя лучше
подходил для передачи святых
образов в религиозном искусстве
Византии.
Конечно, христианская икона не вы
ходит полностью из фаюмского
портрета. И всё же эти древние
образы не перестают иногда
называть «иконами до иконописи»,
потому как в них впервые человека
стали изображать «с точки зрения
вечности».
20.
Где можноувидеть?
Сегодня фаюмские портреты
пополнили собрания главных
музеев
Лондона, Парижа, Нью-Йорка
и других городов мира.
Бесценную коллекцию этих
древних сокровищ хранит
Государственный музей
изобразительных искусств
им. Пушкина. Самый
значимый портрет московског
о музея изображает юношу
в белой тоге и с венком
из золотых лавровых листьев.
Датированный I веком нашей
эры, экспонат хорошо
сохранился и стал важным
источником для
исследователей.
21.
Фаюмские портреты в Пушкинском музее22.
I векФаюмский портрет мужчины. Вторая половина I века
нашей эры. Пушкинский музей, Москва.
23.
I векФаюмский портрет юноши. Начало II века нашей эры.
Пушкинский музей, Москва.
24.
I векФаюмский портрет молодой женщины. Начало II века
нашей эры. Пушкинский музей, Москва.
25.
I векФаюмский портрет подростка. Начало II века нашей
эры. Пушкинский музей, Москва.
26.
II век (середина и вторая половинавека)
Фаюмский портрет мужчины. Первая половина II века.
Пушкинский музей, Москва.
27.
II век (середина и втораяполовина века)
Фаюмский портрет мужчины. Середина II века нашей
эры. Пушкинский музей, Москва.
28.
II век (середина и втораяполовина века)
Фаюмский портрет молодой женщины. Середина или 2
половина II века. Пушкинский музей, Москва
29.
II век (середина и втораяполовина века)
Фаюмский портрет молодого мужчины. Конец ii века.
Пушкинский музей, Москва.
30.
II век (середина и втораяполовина века)
Фаюмский портрет мужчины и женщины. Вторая
половина II века нашей эры. Пушкинский музей,
Москва.
31.
III векФаюмский портрет женщины средних лет. III век нашей
эры. Пушкинский музей, Москва.
32.
III векФаюмский портрет молодой женщины. III век нашей
эры. Пушкинский музей, Москва.
33.
https://artchive.ru/encyclopedia/3591~Fayum_Mummy_Portraitshttps://фактъ.рф/арт/искусство/фаюмские-портреты-удивительные-факты
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=27271
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.2a406ae6-61f10905-726853e674722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Tomb_of_Aline
https://www.arts-dnevnik.ru/fayumskie-portrety-pushkinsky-muzey/