324.83K
Категория: ИсторияИстория

Литература и культура Петровской эпохи

1.

ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА
ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ
1. Реформы Петра I, их
содержание и культурноисторическое значение.
2. Литература Петровской эпохи.
3. Феофан Прокопович –
просветитель и литератор.

2.

«Петровская эпоха является
переходным этапом от
Средневековья к Новому времени и
характеризуется обмирщением и
демократизацией литературного
дела, углублением процесса его
«европеизации».

3.

Двойственность целей (разрыв с
традиционной древнерусской культурой –
создание нового единого национального
секулярного государства европейского
типа) и методов (революционность –
укрепление абсолютизма; цивилизация –
рабство; прогресс – насилие)
петровских преобразований.

4.

Христианские идеи блага на
небе за страдания на земле,
господствовавшие в средние
века, уже не удовлетворяли
людей. При этом благо на
земле, благо для всех
казалось вполне возможным.

5.

Философы Нового времени
(Спиноза, Локк, Гассенди,
Гоббс, Лейбниц) оформили
концепцию «общего блага»
как великой цели
человечества.

6.

Государство и наличие
абсолютной власти
считались непременными
условиями достижения
«общего блага».

7.

Идеалом Петра I было
«регулярное» –
правильное, четко
организованное и
управляемое – государство.

8.

Вследствие развязывания
войн ускоренными
темпами осуществлялось
создание армии нового
типа и военно-морского
флота.

9.

Провозглашалась свобода
торговли и частного
предпринимательства под
контролем государства.

10.

Боярскую думу сменил
Правительствующий
Сенат (1711). Система
приказов уступила место
коллегиям. Учреждена
новая столица – СанктПетербург (1712).

11.

Все население страны
делилось на податное, т.е.
платившее в казну налоги, и
неподатное,
привилегированное,
освобожденное от налогов.

12.

Петровская «Табель о
рангах» (1722) – закон о
делении чиновников всех
ведомств на 14 классов
устанавливал равенство
всех в службе.

13.

В 1721 году в России вместо
упраздненного института
патриаршества был учрежден
Святейший
Правительствующий Синод
(Духовная коллегия) – высший
правящий орган русской
православной церкви.

14.

Указом Петра I (от 15 декабря
1699 года) в России
устанавливалось начало нового
летоисчисления с 1 января 1700
года – от времени «рождества
Христова», а не от даты
«сотворения мира», как было в
Древней Руси.

15.

С конца 1702 года в Москве,
а впоследствии и в
Петербурге стала выходить
русская печатная газета
«Ведомости».

16.

В 1708 году в России был
введен гражданский
шрифт.

17.

В 1719 году была основана
Кунсткамера – музей
редкостей.

18.

Секуляризация («обмирщение»
общества, независимость его
духовной жизни от церкви)
способствовала возрастанию в
светской культуре роли искусства
слова.

19.

В Петровскую эпоху происходила
смена писательского типа:
писательство было выведено за
круг обязанностей ученого
монашества.

20.

Новая европеизированная
культура, с такими ее основными
качествами, как практицизм и
светская направленность,
оказалась чужда простому
народу.

21.

Создатели русской
идеологической ораторской
прозы – Димитрий Ростовский,
Стефан Яворский, Феофан
Прокопович, Феофилакт
Лопатинский, Гавриил
Бужинский.

22.

Другой разновидностью прозы
Петровской эпохи была бытовая
проза, ориентированная на
переводные романы, оригинальные светские
анонимные «гистории»
(повести).

23.

В повестях Петровского времени
впервые начали складываться
некоторые характерные черты
романа, они сыграли
значительную роль в
дальнейшей эволюции русской
прозы XVIII века.

24.

Принято выделять два
этапа русского барокко:
московское и
петербургское.

25.

Стиль русского барокко
характеризуется такими чертами,
как аллегоризм,
эмблематичность, смешение
христианской и античной
мифологии, словесные изыски,
необычная расстановка слов.

26.

Обеспечив преемственность и
единство литературного процесса
в России переходного периода,
русское литературное барокко
открыло возможности для
быстрого развития русского
классицизма. В этом его
историко-литературное значение.

27.

В 1702 году состоялось открытие
в Москве общедоступного
театра с приглашенной
немецкой труппой актеров,
возглавляемой Иоганном
Кунстом.

28.

Неудовлетворенность публичным
театром заставила Петра I
обратить внимание на школьный
театр. Традиция школьных
спектаклей зародилась в КиевоМогилянской духовной коллегии
(впоследствии – КиевоМогилянской академии).

29.

Феофан Прокопович (1681-1736)
– идеолог Петровской
государственности, богослов,
церковный реформатор и иерарх,
выдающийся оратор и публицист,
основоположник русского
классицизма.

30.

Культурная политика Петра I,
ориентированная на «обмирщение»,
светскость, способствовавшая
открытию ценности человеческой
личности, создала определенные
социальные и культурные
предпосылки для возникновения в
русской литературе XVIII века
классицизма.
English     Русский Правила