2.98M
Категория: ИсторияИстория

Характеристика культуры Петровской эпохи

1.

Характеристика
культуры
Петровской эпохи

2.

XVIII век – значительнейший период в русской истории. Реформы Петра
касались не только экономической, государственной, политической,
военной и общественной жизни, но также просвещения, науки и
искусства. В это время шел процесс европеизации во всех областях
русской жизни. Переход от Древней Руси к новой России, от средних
веков к Новому времени был труден, поскольку задержался в России на
сотни лет и происходил при уже сформировавшихся новых формах
жизни на Западе. За каких-нибудь 50 лет России во всех сферах
пришлось пройти тот путь развития, какой на Западе длился несколько
столетий. Это в полной мере касается культуры в целом и
изобразительного искусства в частности. Отсюда и характерная его
черта, которую назвали «спрессованностью» развития. Эта
спрессованность при всем высочайшем уровне древнерусской
культуры, при уже канонизированном западноевропейском опыте
породила в русском искусстве параллельное существование сразу
нескольких стилевых направлений, несоответствие некоторых явлений
культуры объективным условиям, определенные курьезы в процессе
сложения новой культуры, «мирского» ее характера, особенно в первой
трети столетия. Без учета этих особенностей, аналог которым трудно
найти в западном искусстве, невозможно понять самую сущность
русской культуры XVIII столетия. Только с середины века начинается
уже более соответствующее общеевропейскому развитие искусства
барокко, рококо, а затем классицизма.

3.

Несмотря на существенные отличия русской культуры XVIII в. от
предшествующей, в целом ее развитие находилось под влиянием тенденций,
уходивших корнями в предшествующий период.
• Новый импульс получил процесс обмирщения культуры, секуляризации всех
сфер сознания и жизни. Во всех областях культуры утвердилось светское
направление.
• Происходило дальнейшее углубление индивидуализации творческой
деятельности. Произведения искусства приобретали все больше
индивидуальных черт в рамках определенных стилевых художественных
направлений. Анонимные произведения создавались лишь в устном народном
творчестве.
• Рост международного авторитета России, ее успешная внешняя политика
способствовали установлению постоянных контактов со странами Европы.
Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт западноевропейских
стран в различных областях человеческой деятельности, но некоторые
заимствования проводились механически, без необходимой адаптации.

4.

• Процесс освоения достижений западноевропейской
культуры сопровождался формированием новых стилей и
направлений, новых методов художественного творчества.
• Многие преобразования, особенно в области быта,
проводились насильственным путем и зачастую не
соответствовали национальным традициям.
• Петровские преобразования усиливали культурную
дифференциацию. Формировалась ориентированная на
западноевропейские ценности элитарная дворянская
культура, которая все более отрывалась от народной,
сохранившей национальные традиции, устои прошлого.

5.

Общественная мысль не только отражала глубинные процессы,
происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.
В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились
основные экономические и политические проблемы страны, цели и результаты
петровских реформ.
• Выдающиеся мыслители этого периода Ф. Прокопович, А. Кантемир, П.П.
Шафиров с рационалистических позиций обосновывали необходимость
преобразований для преодоления экономической и культурной отсталости
России. Сочинения Прокоповича («Правда воли монаршей», «Слово о власти
и чести царской») отстаивали право монарха на неограниченную власть,
исходя из «особой природы» русского народа.
• И.Т. Посошков («Книга о скудости и богатстве», переданная Петру I и
опубликованная значительно позднее), в целом одобряя преобразования,
пытался совместить элементы рационализма, идеи «государственной
пользы» с развитием русских традиций, требовавших освящения любых
перемен воздействием «Божьей благодати».

6.

В 30-х гг. в России получили распространение идеи
масонства – религиозно-этического движения, охватившего
в XVIII в. практически всю Европу. Проблемы
происхождения и развития масонства в России относятся к
числу наиболее запутанных и сложных в истории русской
культуры. Характер деятельности масонских лож
претерпел существенные изменения на протяжении своей
истории. Наиболее распространена точка зрения, что на
первом этапе масонство в России было исключительно
модным явлением, заимствованным с Запада. Вступление
в орден давало возможность приобщиться к знаменитой
масонской «тайне» и войти в круг представителей
«сильных мира сего». Один из первых русских масонов И.
П. Елагин назвал масонство «игрушкой для праздных
умов». К середине столетия отчетливо проявился
филантропический, религиозно-просветительский характер
деятельности масонов.

7.

При Петре I распространение образования впервые было признано
государственной необходимостью, стало неотъемлемой частью
государственной политики. Особенности этой политики определялись
признанием основной целью образования удовлетворение
государственной потребности в кадрах.
• Главным отличием образования петровских времен стали его
светский характер и соединение обучения с практикой. Богословские
дисциплины в учебных заведениях уступили место арифметике,
геометрии, тригонометрии, фортификации, инженерному делу и другим
наукам.
• Обязательным стало обучение грамоте дворянских детей, которые
могли учиться на дому, в частных или государственных школах. Кроме
того, для овладения ремеслами, обучения разным наукам и искусству
молодых дворян посылали за границу. Указом 1714 г. уклонявшимся от
учебы дворянам было запрещено жениться.

8.

Распространению грамотности, развитию светской школы и
активизации книгоиздательского дела в значительной степени
способствовала проведенная в 1708–1710 гг. реформа алфавита:
старославянская кириллица была заменена более простым
«гражданским» печатным алфавитом, а сложная система буквенного
обозначения чисел – арабскими цифрами. Уже в первой четверти XVIII
в. в качестве учебных пособий были изданы «Букварь» Ф.
Поликарпова, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича,
«Арифметика» Л. Магницкого и переиздана «Грамматика» М.
Смотрицкого. С 1708 по 1725 г. было напечатано около 300
гражданских книг, но небольшими тиражами.

9.

Просвещение
Петр настойчиво заставлял
дворян учиться.
В 1701 г. в помещении
Сухаревой башни была
открыта Навигацкая школа
(с 1715 г. – Морская
академия).
Сухарева башня.
Худ. А.К. Саврасов.
1872.
?
Памятная
монета
Банка России
к 300-летию
Навигацкой
школы.
В 1701 г. создана Артиллерийская школа.
в 1707 г. – Медицинское училище,
в 1712 г. – Инженерная школа.
При Посольском приказе открыта
школа переводчиков.
Чем вызвана забота Петра об образовании дворян?

10.

Просвещение
Для детей провинциальных
дворян и чиновников
были открыты
42 «цифирные» школы,
в которых обучали чтению,
письму и счету.
?
Урок в школе.
Из букваря Ф. Поликарпова. 1701 г.
«Не хочу учиться, а хочу жениться!»
(Митрофанушка в пьесе
«Недоросль» Д.И. Фонвизина).
О чем свидетельствует
текст указа 20.01.1714 г.?
Учеба воспринималась
как тяжелая повинность,
дворян приходилось
буквально заставлять
учиться.

11.

Просвещение
«Арифметика, сиречь наука
числительная» Л.Ф. Магницкого.
Первый в России учебник
математики, изданный в 1703 г.
Российские дети учились
по нему более 50 лет.
Помимо школ для дворян
были созданы горные школы
для мастеровых,
школы для солдатских детей.
В школах петровской эпохи
основное внимание уделялось
не богословию и риторике,
а практическим наукам –
арифметике, геометрии,
астрономии, инженерному делу.
?
Чем объясняется такая
направленность школы
в петровскую эпоху?

12.

Просвещение
В 1702 г. началось издание первой
русской печатной газеты «Ведомости».
При Алексее Михайловиче в Кремле
издавалась рукописная газета
«Куранты».
«Ведомости» сообщали о ходе войны
и событиях за рубежом, биржевых
ценах, строительстве заводов
и поиске минералов.
Страница газеты
«Ведомости».
?
Какое значение имело появление газеты
с точки зрения развития культуры?
Верхушка русского общества обрела
регулярный источник информации.

13.

Просвещение
С 1708 г. Петр заменил
в книгопечатании
церковнославянский
шрифт на гражданский,
который лично разработал.
Образец
церковнославянского
шрифта
?
Какое значение имело
принятие гражданского
шрифта?
Образец
гражданского
шрифта
Книги, напечатанные гражданским шрифтом, были дешевле,
их было гораздо легче читать, по ним легче было учиться.
К концу царствования Петра I в Москве работали десятки
типографий, выпускавшие, в основном, учебники,
официальные документы и гражданские книги.

14.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Пётр же приказал следующий за 7207 годом от сотворения
мира считать 1700, но уже «от Рождества Христова».
Согласно царскому указу, начало года было перенесено на
1 января. Новый год предписывалось отмечать
торжественно.
В. Суриков. «Большой
маскарад в 1722 году
на улицах Москвы с
участием Петра I и
князя-кесаря И. Ф.
Ромодановского»

15.

Интенсивный процесс накопления знаний в
предшествующий период обеспечил бурное развитие в
XVIII в. отечественной научной мысли, сочетавшееся с
овладением лучшими
достижениями европейской науки и техники. Накопленные
в предшествующие периоды разрозненные знания в
большинстве областей начали превращаться в науку.
Государственная политика в области науки. В первой
четверти XVIII в. впервые в истории России процессы
накопления научных знаний и их рационального
теоретического осмысления получили мощную поддержку
государственной власти. Целенаправленная
государственная политика в значительной мере
способствовала быстрому развитию отечественной
научной мысли.

16.

Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки было открытие
в 1725 г. в Петербурге Академии наук и художеств (с 1803 г. – Императорская
Академия наук), ставшей центром русской науки. Петербургская Академия наук
имела твердый государственный бюджет. Первоначально она объединяла три
«класса»: математики, физики и гуманитарный. Для изучения территории
Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических
памятников Академия организовала несколько экспедиций, среди них две
Камчатские (1725–1730 и 1733–1743). Академия наук располагала физическим
кабинетом, химической лабораторией, астрономической обсерваторией,
анатомическим театром, механической и оптической мастерскими, граверной
школой, типографией, библиотекой и архивом. Открытая в 1719 г.
Кунсткамера – первый в России естественно-исторический музей – стала
подразделением Академии. В 1714 г. в столице была открыта старейшая в
нашей стране научная библиотека.

17.

Преобразования Петра изменили все стороны российской
социальной действительности: государственное устройство,
экономику, науку, образование и художественную культуру.
В XVIII в. в России сложился тип культуры Нового Времени.
Её главная особенность – светский характер
(освобождение от религиозного влияния).
Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт
европейских стран (из-за этого – смешение стилей):
1) талантливых отправляли учиться за границу (пансионерство);
2) приглашались заморские мастера;
3) покупались произведения западного искусства.

18.

Русское искусство выходит на
общеевропейские пути развития,
отказывается от средневековой замкнутости,
но не порывает с многовековыми
национальными традициями.
Изменения во всех областях жизни
потребовали нового художественного языка
во всех видах искусства.

19.

Решительный переход от старого к новому, труднейший
процесс усвоения в самый короткий срок европейского
«языка» и приобщения к опыту мировой культуры особенно
заметны в живописи петровского времени. Расшатывание
художественной системы древнерусской живописи
произошло, как мы видели, еще в XVII столетии. С началом
XVIII в. главное место в живописи начинает занимать
картина маслом на светский сюжет. Новая техника и новое
содержание вызывают к жизни свои специфические
приемы, свою систему выражения. Среди станковых картин,
многочисленных монументальных панно и плафонов,
миниатюр и т. д. предпочтительное место отводится
портрету во всех разновидностях: камерному, парадному; в
рост, погрудному, двойному. В портрете XVIII столетия
проявился исключительный интерес к человеку, столь
характерный именно для русского искусства.

20.

Живопись
ИКОНА > ПАРСУНА > ПОРТРЕТ
Парсуна – изображение реальных живых лиц при сохранении
иконописной «постановки», передача портретного сходства
без углубления в психологическую убедительность образа.
Спас
Иван Грозный
Портрет
напольного
гетмана

21.

Изменения в живописи:
1) искусство светотени (иллюзия объёма);
2) линейная перспектива (передача глубины пространства);
3) воздушная перспектива (удалённые предметы размываются);
4) изучение анатомии (достоверность изображаемого);
5) появилась масляная живопись;
6) развивалась станковая живопись.
Появились жанры живописи (в зависимости от тематики):
1) «высокие» жанры:
>исторический;
>мифологический;
>религиозный;
2) «низкие» жанры:
>портрет (парадный, камерный, интимный);
>пейзаж;
>натюрморт;

22.

Адриан Шхонебек
САМЫМ ДОСТУПНЫМ И РАСПРОСТРАНЁННЫМ ВИДОМ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ БЫЛА
ГРАВЮРА. ГРАВЮРЫ ОТРАЖАЛИ ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ, СЛУЖИЛИ
СВОЕОБРАЗНЫМИ УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ. ТРАДИЦИИ РУССКОГО
ГРАВИРОВАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЗАЛОЖИЛИ ГОЛЛАНДСКИЕ МАСТЕРА
АДРИАН ШХОНЕБЕК (1661-1702) И ПИТЕР ПИКАР (1668 ИЛИ 1669-1737).

23.

Панорама Санкт-Петербурга
А. Ф. Зубов
САМЫМ ЗНАМЕНИТЫМ РУССКИМ ГРАВЁРОМ НАЧАЛА XVIII
СТОЛЕТИЯ БЫЛ АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ ЗУБОВ (1682 ИЛИ
1683 – ПОСЛЕ 1749). ЕГО РАБОТЫ ЗАПЕЧАТЛЕЛИ ВОЕННЫЕ
ПОБЕДЫ ПЕТРА I НА СУШЕ И НА МОРЕ, СВАДЬБУ ПЕТРА И
ЕКАТЕРИНЫ В 1712 Г. И ГЛАВНОЕ «ТВОРЕНЬЕ» РУССКОГО
ЦАРЯ-РЕФОРМАТОРА – СТРОЯЩИЙСЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

24.

Архитектура
В Москве на рубеже
XVII–XVIII вв.
преобладало
нарышкинское
барокко, сочетавшее
традиции русского
зодчества
с приемами украинского
и европейского барокко.
Характерные черты –
центрические ярусные
храмы, сочетание
Ц. Архангела
Гавриила
красного кирпича и
(Меншикова башня). белого камня отделки.
Арх. И. Зарудный.
1707 г.
Реконструкция.
Ц. Иоанна Воина
на Якиманке.
Арх. И. Зарудный.
1706–1713 гг.

25.

Архитектура
Ц. Знамения
Пресвятой Богородицы
в Дубровицах.
1690–1704.
Здание увенчано
не куполом, а короной.
Еще одно направление русского
барокко начала XVIII в. –
голицынское барокко, восходящее
к австрийскому и итальянскому
зодчеству.
Название связано с именем
Бориса Алексеевича Голицына.
Здания голицынского барокко в плане
не крестово-купольные и не зальные,
а эллиптические, напоминающие
ротонды.
Архитекторы голицынского барокко
неизвестны, но предполагается участие
западноевропейских зодчих.

26.

Архитектура
В архитектуре 1-й четверти
XVIII в. впервые появились
типовые проекты зданий.
Именно такими зданиями
застраивался Петербург.
Столица строилась по плану:
с прямыми широкими
улицами, пересекающимися
под прямым углом.
Типовой проект для строительства
На центральных улицах
каменных домов в Санкт-Петербурге,
столицы строились каменные
«присланный от его царского
дома в два-три этажа,
величества». 1717 г.
Гравировал Я. Ростовцев.
окнами не во двор,
а на улицу.

27.

Архитектура
Если вплоть до конца XVII в.
каменными были, в основном,
культовые здания,
то в начале XVIII в. велось
широкое гражданское
строительство.
Здание 12 коллегий.
Арх. Д. Трезини.
Старый гостиный двор.
Арх. Д. Трезини. Перестроен Росси.
Летний дворец Петра
в летнем саду.
Арх. Д. Трезини.

28.

Архитектура
Вид дворца А.Д. Меншикова
в 1725 г.
Арх. Дж. М. Фонтана и Г.И.Шедель.
1710–1714 гг.
Реконструкция.
Преобладающий архитектурный
стиль 1-й четверти XVIII в. –
петровское барокко.
Характерные черты:
простота объёмов,
чёткость членений,
сдержанность убранства,
плоскостная трактовка фасадов.
Архитекторы, работавшие
в стиле петровского барокко,
ориентировались на зодчество
северной Европы.

29.

Архитектура
Пример петровского барокко –
самая знаменитая церковь эпохи,
Петропавловский собор в Петербурге.
Он построен не в традициях
древнерусского зодчества, не похож ни
на пятиглавые, ни на шатровые церкви.
Более всего собор напоминает
немецкие и прибалтийские
протестантские кирхи.
Такой тип храма – центрический.
Шпиль колокольни достигал 112 м
(увеличен в 1858 г.), т.е. был выше
колокольни Ивана Великого в Москве.
Петропавловский собор.
1712–1733.
Арх. Д. Трезини.

30.

XVIII век характеризовался ломкой средневекового образа жизни,
правил поведения, усилением западноевропейского влияния на быт
русского дворянства.
Наиболее заметные изменения произошли в период петровских
преобразований. Петр I осознавал единство образа жизни, обычаев,
быта и форм социальной активности, поэтому он начал свои
преобразования с «исправления нравов». Стремясь выкорчевать
«сонный нрав» московской старины, Петр I приказал мужчинам брить
лицо, что противоречило православной русской традиции и раньше
считалось признаком католической «латинской ереси». Теперь бороды
разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие
горожане, стремившиеся сохранить подобие «лика Христова», должны
были платить специальный налог. Повсеместно вводилась одежда,
близкая к европейской. С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали
проводить ассамблеи (балы-собрания).
Разрабатывались специальные правила поведения в обществе,
наибольшей популярностью пользовалось изданное в 1717 г. для
юношества наставление «Юности честное зерцало».

31.

Дворянский быт
?
Укажите основные различия во
внешнем облике служилых людей
XVII в. и начала XVIII в.
Служилый
человек XVII
века.
Современный
рисунок.
Сразу по возвращении
из Великого посольства
Петр провозгласил указ
о брадобритии.
В 1700 г. вышел указ
об обязательном ношении
немецкого или венгерского
Портрет офицера
платья.
петровской эпохи.
Худ.
Ношение русской долгополой
И.А. Горностаева.
одежды было запрещено.

32.

Дворянский быт
Одежда женщин (дворянок и горожанок) XVII в.
Слева – летник, справа – охабень.
1 декабря 1701 г. «женам и дщерям»
дворянским было приказано
носить европейскую одежду,
чтобы они с мужчинами
«в платье были наравне, а не розные».
Дамские платья начала XVIII в.
?
В чем состояли
важнейшие изменения
женского костюма
в эпоху Петра?

33.

Дворянский быт
В 1718 г. Петр ввел в столице
ассамблеи – приемы гостей
в знатных домах.
?
На петровской ассамблее.
Рассмотрите картину.
В чем состояло главное отличие
ассамблей от московских
приемов в XVII веке?
На московских пирах присутствовали только мужчины,
а на ассамблеи надлежало являться с женами и дочерьми.
Вводя ассамблеи, Петр навсегда покончил
с изоляцией женщин в теремах.

34.

Дворянский быт
?
Рассмотрите картину.
Чем занимались на ассамблеях?
На петровской ассамблее.
?
Ассамблея сочетала черты
пира и бала.
Здесь танцевали,
музицировали, беседовали,
играли в карты и шашки.
Какое влияние оказали ассамблеи
на весь быт дворянства?
С появлением ассамблей дворянам, особенно молодым,
пришлось учиться музыке, иностранным языкам,
политесу (хорошим манерам).
Дочерям надо было шить модные туалеты.

35.

Две русские культуры
Портрет
помещика
Н.И. Тишинина.
Худ. И.Я. Вишняков.
?
Петровские
преобразования в сфере
культуры не коснулись
массы крестьянства
и городских низов.
Крестьян не затронули
ни образование,
ни изменения в быту.
Культура простонародья
оставалась традиционной,
дворянская культура стала
чуждой и непонятной
народу.
Странник.
Худ. В.Г. Перов.
Как вы думаете, к каким последствиям
это должно было привести?

36.

Выводы
1. В первой половине XVIII в. были заложены основы системы
профессионального образования; началось формирование
отечественной светской интеллигенции.
2. Рационализм начал вытеснять религиозную средневековую систему
мышления, он внедрялся во все сферы жизни, что, с одной стороны,
дало мощный импульс формированию отечественной науки и
образования, а с другой – подрывало традиционную христианскую
мораль, не заменяя ее, так как большинство населения было еще не
готово к глубокому восприятию идей рационалистической
нравственности.
3. Получили развитие все виды искусств, совершенствовались методы
художественного творчества. Расширение и укрепление международных
культурных связей обусловило сближение отечественного искусства с
западноевропейским, о чем свидетельствует появление общих
художественных направлений.

37.

Выводы
4. Во всех областях культуры победило светское направление, что
способствовало значительному расширению сферы художественного
творчества.
5. В рамках отечественной культуры произошло резкое
разграничение двух ее форм – народной и элитарной дворянской,
ориентировавшейся на западноевропейские духовные ценности.
Возникший социокультурный раскол оказал негативное влияние на
дальнейшее развитие отечественной культуры и стал одной из причин
нарождающегося духовного кризиса.
Петровская эпоха, отличается интенсивной ломкой
средневекового мировоззрения, образа мыслей, жизни, быта и
нравов; установлением активных и целенаправленных
международных художественных связей; формированием
государственной политики, направленной на воспитание
отечественной творческой интеллигенции.

38.

ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ И БЫТЕ
При Петре I началась масштабная «европеизация» России.
В ¼ XVIII века развилась российская система образования.
Наука, архитектура и искусство вышли на новый уровень.
Введение гражданского шрифта упростило
делопроизводство, способствовало просвещению.
Изменения в быту сделали высшее общество России
светским.
Нововведения способствовали сплочению российского
дворянства.
Далеко не все иностранные нововведения и порядки
прижились в России. В дальнейшем они примут
новые формы, создадут новую русскую культуру,
которая, походя на западную, сохранит свои
национальные особенности.

39.

Подводим итоги
?
В чем же состояли важнейшие черты
культурного развития эпохи?
• Дворянская культура приобрела европейский облик.
• Дворянская культура окончательно стала светской:
появилось светское образование, светская литература,
светская живопись.
• Возникли новые стили в архитектуре.
• Стала зарождаться русская наука.
• Обновление культуры не коснулось низов, поэтому
образовался колоссальный разрыв между европейской
культурой дворянства и традиционной культурой народа.

40.

Вопросы
Какие факторы обусловили ускорение темпов культурного
развития в XVIII в.?
Какие изменения происходили в отечественном образовании,
чем они были обусловлены?
Согласны ли вы с утверждением, что преобразования Петра I
в области быта имели лишь декоративный характер?
Аргументируйте свой ответ.
Дайте характеристику всем направлениям культурного
развития XVIII в., обратив внимание на преемственность в их
развитии и на влияние западноевропейской культуры.
Сравните две формы русской культуры XVIII в.: элитарную
дворянскую и народную. Под влиянием каких факторов они
развивались, в чем причины социокультурного раскола и
каковы его последствия?

41.

Домашнее задание
Пройти по ссылке и выполнить задание:
https://onlinetestpad.com/wuuvikjohj6dg
English     Русский Правила