15.95M

Творческая биография Л.С. Бакста

1.

Творческая
биография
Л.С. Бакста
Выполнил: К.В. Чиркова, ст. группы
ОАБ-44.03.05-42

2.

Лев Самойлович Бакст
( 1866 - 1924)
Российский
художник,
сценограф,
иллюстратор и дизайнер, работавший
преимущественно в Санкт-Петербурге и
Париже. Мастер станковой живописи и
театральной
графики,
участник
объединения
«Мир
искусства»
и
театрально-художественных
проектов
С.П.
Дягилева,
один
из
законодателей европейской моды на
экзотику и ориентализм в начале XX века.

3.

Детство
Леон Бакст родился в 1866 году в Гродно
в еврейской семье. При рождении его
назвали Лейб-Хаим Розенберг. Когда
семья переехала в столицу, мальчик
часто гостил у своего деда, модного
портного — в старинной изысканной
квартире в самом центре Петербурга.
Леон Бакст много читал, ставил детские
кукольные постановки и слушал
рассказы родителей и деда о театре. С
детства Бакст увлекался и рисованием.
Отец
показал
его
рисунки
скульптору Марку Антокольскому, и тот
посоветовал
мальчику
учиться
живописи.

4.

Леон Бакст поступил вольнослушателем
в Академию художеств, но не окончил ее.
Он брал уроки у Александра Бенуа и
подрабатывал, создавая иллюстрации для
детских книг. На первой выставке своих
работ в 1889 году Лейб-Хаим Розенберг
взял себе псевдоним Леон Бакст.
В 1893 году Бакст уехал в Париж. Здесь он
продолжал учиться живописи, а картины
стали единственным источником дохода
молодого художника. В письме к другу Бакст
писал:
«Продавец
картин
нахально
забирает за гроши мои лучшие этюды».
Портрет Вальтера Нувеля. 1895.

5.

Молодой дагомеец, 1895

6.

Портрет Александра Бенуа. 1898.

7.

Во время одного из приездов в Петербург
Леон Бакст стал бывать в кружке
Александра Бенуа. В него входили
художники, писатели и любители искусства,
которые позже образовали художественное
объединение «Мир искусства». Когда
мирискусники стали выпускать свой журнал,
Бакст возглавил художественный отдел.
Вскоре его пригласил к себе великий князь
Владимир Александрович — давать уроки
рисования детям.
Л.С. Бакст. Обложка журнала «Мир искусства» (1902)

8.

В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую
галерею портретов своих современников —
Филиппа Малявина и Василия Розанова, Зинаиды
Гиппиус
и
Жана
Кокто,
Сергея
Дягилева и Айседоры Дункан. Его графические
работы, как отмечали современники, были
"поразительно декоративны, полны особенной
загадочной поэзии.
«Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня
просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до
экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала
«Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять
собак по части умения оживлять и рассказывать
умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр
Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне,
схватившись за кисть». Андрей Белый
«Портрет С. П. Дягилева с няней». 1906

9.

«Портрет Жана Кокто». 1911
«Портрет Айседоры Дункан». 1908
«Портрет художника Филиппа
Малявина». 1899

10.

Портрет сына художника, 1908

11.

Леон Бакст создал ряд пейзажей и
детских портретов, мистические
полотна
«Древний
ужас»
и
«Элизиум». О знаменитой картине
«Ужин»
Василий
Розанов
писал: «Стильная декадентка
конца века, черно-белая, тонкая,
как горностай, с таинственной
улыбкой а-ля Джоконда кушает
апельсины».
«Элизиум». 1906

12.

«Древний Ужас». 1906
«Ужин». 1902

13.

«Париж подлинно пьян
Бакстом»
В 1903 году Леон Бакст впервые
создал декорации для спектакля и
эскизы театральных костюмов.
Братья-балетмейстеры Николай и
Сергей Легаты из Петербургской
Императорской труппы попросили
художника оформить их балет «Фея
кукол». Александр Бенуа позже
вспоминал об этом событии: «С
первых шагов Бакст занял прямотаки доминирующее положение и с
тех пор так и остался единственным
и непревзойденным».
Костюмы
для кордебалета
балета «Фея кукол»
«Элизиум».
1906

14.

Костюмы для кордебалета балета «Фея кукол»
В том же году художник
женился — на Любови
Третьяковой.
Павел
Третьяков дал согласие на
брак с одним условием:
Бакст должен был сменить
вероисповедание. Художник
принял лютеранство. В 1907
году супруги расстались, и
Бакст — теперь это была его
официальная фамилия —
вновь принял иудаизм. За это
его выслали из Петербурга: в
те годы не все евреи имели
право жить в столице.

15.

Леон Бакст отправился в Грецию — вместе с
художником Валентином Серовым. Он
сделал там этюды средиземноморских
пейзажей и зарисовки, которые позже стали
фрагментами
новых
театральных
декораций.

16.

С 1910 года Леон Бакст вновь
поселился в Париже. В эти годы он
заслужил настоящую мировую славу
своими
театральными
декорациями

объемными,
многослойными и сказочными. Он
оформлял балеты Дягилева для его
парижских Русских сезонов —
«Клеопатру»,
«Шехеразаду»,
«Карнавал» и «Нарцисс».
Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра». 1909

17.

Готовя декорации и костюмы к балету «Клеопатра», художник
тщательно изучил египетские барельефы. На основе его эскизов
Фокин придумал характерные движения для своих танцовщиков.
Подобно древним египетским изображениям, голова повернута в
профиль, а тело и руки в фас.

18.

Эскиз костюмов к балету «Клеопатра». 1909

19.

Эскиз декорации к балету "Шехеразада». 1910

20.

Эскиз декорации к балету "Шехеразада». 1910

21.

Созданные Бакстом театральные костюмы, благодаря
ритмически
повторяющимся
цветовым
узорам
подчеркивали динамику танца, движения актера.

22.

Эскиз костюмов к балету "Шехеразада». 1910

23.

Эскизы костюмов к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911

24.

«Нарцисс». Античность предстала перед зрителем в крайне
противоположных проявлениях — как идиллия и как буйство
страсти; здесь соединялись аполлоническое и дионисийское
начала.

25.

Эскизы костюмов к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911

26.

Эскизы костюмов для "Карнавала" Шумана. 1910

27.

Эскизы костюмов для "Карнавала" Шумана. 1910

28.

29.

По его эскизам шили костюмы для
артистов Императорских театров —
Нижинских, Тамары Карсавиной,
Веры
Фокиной.
Также
Бакст
сотрудничал
с
новаторской
театральной
труппой
Иды
Рубинштейн. Художник тщательно
продумывал детали костюмов, их
колористику и узоры, которые во
время
танцев
подчеркивали
пластику и гибкость актеров.
Художественный критик Мстислав
Добужинский писал: «его признал и
«короновал» сам изысканный и
капризный Париж», а Андрей
Левинсон — «Париж подлинно пьян
Бакстом».
Эскиз костюма Жар-птицы для антрепризы С Дягилева. 1910.

30.

Эскиз костюма Саломеи для спектакля Иды Рубинштейн.
1908.
«ассиро-египетского» костюма для Т.
Карсавиной. 1907
Эскиз костюма Сильвии для постановки
Мариинского театра. 1901.

31.

Столицу
Франции
охватила мода на все
восточное и русское, и
это
были
отголоски
Русских
сезонов.
В
магазинах
появились
тюрбаны и парики, шали
и платья, напоминавшие
костюмы актеров. Леон
Бакст
разрабатывал
дизайн интерьеров и
аксессуаров, мебели и
посуды,
ювелирных
изделий
и
даже
автомобилей.

32.

В Париже вышла книга о
творчестве
Бакста,
а
правительство
Франции
наградило
его
орденом
Почетного легиона. Художник
публиковал свои статьи о
современном искусстве, много
фотографировал,
написал
автобиографический роман и
выступал
с
лекциями о
современном
искусстве
в
России, Америке и Европе.

33.

Леон Бакст разрабатывал и дизайн
тканей. После Русских сезонов в
дорогих французских магазинах
стали продавать ткани «Одалиска»
и «Шахерезада». Для парижского
кутюрье Поля Пуаре Бакст создавал
оригинальные
орнаменты
и
утонченные узоры. Ткани Бакста
были популярны не только в
Европе, но и в Америке. Одним из
последних творческих проектов
всемирно известного художника
стала сотня эскизов тканей для
массового производства.

34.

Модели, созданные во время сотрудничества с Полем Пуаре.

35.

Эскизы тканей

36.

37.

В 1921 году Леон Бакст оформил для Сергея
Дягилева балет «Спящая красавица» на
музыку Петра Чайковского. Он стал для
сценографа
последней
крупной
постановкой. В 1924 году художника не
стало — он умер во время работы над
спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн.
Леона Бакста похоронили на парижском
кладбище Батиньоль.
«Портрет С. П. Дягилева с няней». 1906

38.

39.

40.

41.

Особенности творчества
Синтез искусств. Он писал картины, иллюстрировал книги, занимался дизайном
интерьеров, одежды, тканей, украшений, сумок, даже париков
Декоративность. Бакст основывал свою палитру на "исконных" свойствах цвета,
считая, что красочные оттенки сами по себе способны передавать самые
различные состояния и вызывать совершенно определенные чувства.
Эскизы костюмов Бакста обладают всеми качествами законченного произведения.
Рисунок у него отточенный, рафинированный, в известной мере идеальный.
В своих произведениях активно использует стилизацию. Изображая фигуры
пляшущих беотийцев или фавна, он охотно прибегает к ракурсам, к резким
движениям и поворотам; но фигуры в его эскизах всегда гармонично
укладываются в формат листа.
Излюбленными темами были античность и восток

42.

Список литературы
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца Х1Х – начала ХХ века.
М., 1993.
• Видео. Лев Бакст. Мастер линии
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1560&v=ElcAKvOKzXU&feature
=emb_logo
• Леон Бакст
https://www.culture.ru/persons/9331/leon-bakst
• Бакст: театр, мода, стиль и цвет
http://www.muzcentrum.ru/news/2012/05/9561-chast-29-bakst-teatr-moda-stili-tsvet
• Джон Боулт. Ослепительный Бакст
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/12001.php
English     Русский Правила