9.14M
Категория: ИсторияИстория

Рыцарские ордена

1.

Рыцарские ордена
Работу выполнял ученик 10 А класса.
МБОУ «Школы №130»
Елесин Артем

2.

Рыцарские ордена.
Рыы́царские оы́рдены — сообщества воинов Христовых (milites Christi), в том числе аристократов (рыцарей) в странах Западной Европы, в первую
очередь Священной Римской Империи в период XIV—XV вв.
Рыцарские ордены сыграли немаловажную роль в становлении государственности современных стран Европы, как то: Франции, Германии,
Испании, Португалии, Нидерландов, Великобритании и других. Большинство аристократических семейств Запада так или иначе являются
потомками людей, апеллировавших к идее воинов Христовых средневековья, участников крестовых походов и членов тех или иных
рыцарских орденов.
Учитывая значение сообществ воинов Христовых в истории Европы, вполне объясним достаточно ранний и всесторонний интерес историков
Запада к этой тематике. Несмотря на неудачи крестовых походов, военные ордены и их участников достаточно рано стали идеализировать
и романтизировать, в результате чего в позднее Средневековье в Европе сформировалась идеология «благородного рыцарства» известная
людям во всем мире по книгам, картинам, пьесам и кинофильмам. Точно также на Руси романтизировались богатыри и казаки, такие же
воины Христовы, только православные.
У воинов Христовых, членов рыцарских орденов были разные цели — борьба с язычниками, разбойниками, врагами того или иного короля или
сеньора.
Эти ордены, отличавшиеся один от другого не только задачами, но и численностью, возникали, существовали какое-то время, объединялись
или подчинялись иному ордену на феодальных основах и распускались, не достигнув и тени могущества и влиятельности таких орденов,
как тамплиеры (храмовники), тевтоны и госпитальеры. Однако именно от них пошел обычай носить особые знаки отличия,
изготовляемые из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и жемчугом.
Этим знакам отличия суждено было пережить рыцарские ордены, учредившие их, и в конце концов они сами стали называться орденами.
При вступлении нового члена в состав ордена проводился т. н. обряд посвящения.

3.

Орден госпитальеры.
Госпитальеры или Иоанниты (также известные,
как Суверенный Военный
Странноприимный Орден Святого Иоанна,
Иерусалима, Родоса и Мальты, также как
Орден Святого Иоанна, как Мальтийские
рыцари или Рыцари Мальты). Орден был
основан в 1080 году в Иерусалиме в качестве
амальфийского госпиталя, христианская
организация, целью которой была забота о
неимущих, больных или раненых
пилигримах на Святой земле. После захвата
христианами Иерусалима в 1099 в ходе
Первого крестового похода организация
превратилась в религиозно-военный орден
со своим собственным уставом. На
иоаннитов была возложена забота и защита
Святой земли. Вслед за захватом Святой
земли мусульманами орден продолжил
деятельность на острове Родос, владыкой
которого он являлся, а затем действовал с
Мальты, находившейся в вассальном
подчинении у испанского вице-короля
Сицилии.

4.

Орден госпитальеры.
Предпосылкой к созданию ордена госпитальеров было то, что
еще в 600 году папа Григорий Великий направил в
Иерусалим Аббата Проба для строительства госпиталя,
целью которого должны были стать лечение и забота о
христианских пилигримах в Святой Земле. В 800 году
Карломан, император Священной Римской империи,
расширил госпиталь, а также учредил при нем библиотеку.
Двумя веками позже, в 1005 году халиф Аль-Хаким
разрушил госпиталь и еще около трех тысяч зданий в
Иерусалиме. В 1023 году египетский халиф Али Аль-Заир
позволил итальянским купцам из Амальфи и Салерно
восстановить госпиталь в Иерусалиме. Госпиталь,
построенный на месте, где ранее располагался монастырь
Святого Иоанна Крестителя, принимал пилигримов,
посещавших христианские святыни. Обслуживался он
бенедиктинцами.
Монашеский орден госпитальеров был основан сразу после
Первого Крестового похода Жераром Благословенным,
роль которого, как основателя, была подтверждена папской
буллой, дарованной папой Пасхалием II в 1113 году. На
территории всего Иерусалимского Королевства и за его
пределами Жерар приобретал для своего ордена земли и
имущество. Его преемник, Раймон де Пюи, учредил первый
значимый лазарет госпитальеров возле Храма Гроба
Господня в Иерусалиме. Изначально организация
заботилась о пилигримах в Иерусалиме, но вскоре орден
начал предоставлять пилигримам вооруженный эскорт,
который быстро превратился в значительную силу. Орден
Госпитальеров и орден рыцарей Храмовников, основанный
в 1119 году, стали самыми могущественными
христианскими организациями региона. В сражениях с
мусульманами орден продемонстрировал свои
отличительные признаки, его солдаты были одеты в
черные туники с белыми крестами.

5.

Орден госпитальеры.
К середине 12-ого столетия орден разделился на братьев-воинов, принимавших участие в боевых действиях и братьев-лекарей, заботившихся о
больных. Он по прежнему оставался религиозным орденом и располагал рядом привилегий, дарованным папским престолом. Например, орден
не подчинялся никому, кроме Папы, не платил десятину и имел право владеть собственными духовными строениями. Множество значимых
христианских фортификационных сооружений в Святой Земле были построены Тамплиерами и Госпитальерами. Во время расцвета
Иерусалимского Королевства госпитальерам принадлежали 7 крупных крепостей и 140 других поселений в регионе. Двумя крупнейшими
опорами их могущества в Иерусалимском Королевстве и Княжестве Антиохии являлись Крак де Шевалье и Маргат.Владения ордена были
разделены на приораты, приораты на бейливики, которые в свою очередь делились на комтурства. Фридрих Барбаросса, император Священной
Риской империи, доверил свою безопасность рыцарям Святого Иоанна в хартии привилегий, дарованной им ордену в 1185 году.
Набирающий силу Ислам в итоге вынудил госпитальеров покинуть Иерусалим. После падения Иерусалимского Королевства в 1291 году (Иерусалим
пал в 1187) госпитальеры были оттеснены в Графство Триполи, а после падения Акры в 1291 году, последнего оплота христиан орден
госпитальеров нашел убежище в Кипрском королевстве. Осознав вовлечение госпитальеров в политику Кипрского королевства, великий
магистр ордена Гийом де Вилларе решил основать собственную временную резиденцию. Выбор пал на остров Родос. Его преемник, Фульк де
Вилларе, предварил план в жизнь. 15 августа 1309 года, после более чем двух лет сражений остров Родос сдался госпитальерам. Кроме того,
госпитальеры получили контроль над рядом соседних островов, а также над портами Анатолия, Бодрум и Кастелоризо. Родос и другие владения
рыцарей Святого Иоанна.После упразднения ордена тамплиеров в 1312 году, значительная часть их владений была передана госпитальерам. На
Родосе госпитальеры, называвшиеся тогда также Родосскими рыцарями, вынуждены были стать более милитаризированной силой, постоянно
сражаясь, главным образом с североафриканскими пиратами. В 15 столетии они отразили два вторжения. Первое, возглавляемое египетским
султаном, в 1444 году, второе, возглавляемое турецким султаном Мехмедом II, в 1480 году, который после захвата Константинополя сделал
госпитальеров своей основной целью. В 1494 голу госпитальеры основали крепость на острове Галикарнас (сегодня Бордум). Чтобы укрепить
бордумскую крепость, они использовали камни частично разрушенного Мавзолея Мавсола, одного из семи чудес света древнего мира. Однако, в
1522 году на остров высадилось невиданное ранее войско. Около 400 кораблей под командованием султана Сулеймана Великолепного доставили
200 000 солдат. Госпитальеры под командованием великого магистра Филиппа Вилларе де Л’айл-Адама, могли противопоставить этой силе 7000
солдат, а также фортификационные сооружения. После окончания осады, длившейся 6 месяцев, выжившим госпитальерам позволили отплыть
на Сицилию.
После семилетних скитаний по Европе орден госпитальеров обосновался на Мальте, в замен иоанниты за эту услугу присылали в день всех святых
королевскому представителю, вице-королю Сицилии мальтийского сокола. В 1565 году госпитальеры смогли отстоять Мальту под ударами
османского войска. Это была последняя победа войска, состоящего из рыцарей, ведь время кольчуг и тяжелых доспехов подошло к концу. Орден
существует и по сей день под названием Мальтийский Орден.

6.

Орден госпитальеры.

7.

Тевтонский орден.
Тевтонский орден был учрежден в период третьего крестового похода
(1189 - 1192 гг.). Его полное латинское название - "Ordo domus Sanctae
Mariae Teutonicorum" ("Орден дома святой Марии Тевтонской"), немецкое "Deutscher Order" - "Немецкий орден".
Члены этого немецкого католического духовно-рыцарского ордена считались
одновременно монахами и рыцарями и давали три традиционных монашеских
обета:
целомудрия, бедности и послушания. В то время члены ордена полностью
зависели от папы римского, являясь его мощным орудием и не подчиняясь власти
тех государей, на территории которых находились их владения.
Цель монашеского подвига, подчеркивают христианские богословы, достижение действием Божией благодати духовной чистоты, беспорочности и
полного предания себя воле Божией через аскетический подвиг, совершаемый
каждодневно в течение всей жизни.

8.

Тевтонский орден.
Однако уже в период образования Тевтонского военно-монашеского ордена
редко кто относился всерьез к тому, что монах должен лишать себя радостей
земной жизни, чтобы побеждать искушения плоти и дьявола и достичь
благодати
Духа Святого.
В 1198 году орден был учрежден папой Иннокентием III, а в 1221 году
папа Гонорий III распространил на тевтонцев все те привилегии, иммунитет
и
индульгенции, которыми обладали более старые ордены: иоаннитов и
тамплиеров.
Зловещую роль сыграл Тевтонский орден при завоевании Прибалтики
и
Пруссии. Примерно с 1215 г. по инициативе папы римского Иннокентия III
германские феодалы форсируют проникновение на восточное
побережье
Балтийского моря под предлогом христианизации языческого племени
пруссов.
Еще в 1201 году епископ Альберт основал город Ригу и учредил с
благословения
того же Иннокентия III духовно-рыцарский орден меченосцев, или
Ливонский
орден. С тех пор в Прибалтику стали стекаться рыцари со всей Европы.
Развернулись кровавые операции по обращению в христианство
местного
населения (племен куров, пруссов, ливов, эстов).

9.

Тевтонский орден.
В 1226 году по договору гроссмейстера Тевтонского ордена Германа фон
Зальца с польским удельным князем Конрадом Мазовецким "для защиты Мазовии от
пруссов и литовцев" орден получил Хелминьскую землю и, перенеся свою
деятельность в Восточную Европу, начал покорение пруссов - группы племен,
издревле населявших южное побережье Балтийского моря между нижним течением
рек Вислы и Немана.
Немецкий писатель Август Коцебу, известный монархист, которого
невозможно обвинить в симпатиях к славянам, писал о тевтонских рыцарях:
"Нельзя без содрогания читать описания всех зверств, которые крестоносцы
совершали над несчастным народом. Приведем только один пример. Еще в конце
XIV столетия, когда Пруссия была полностью покорена и усмирена, великий
магистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на
кумерляндского епископа, приказал отрубить правые руки всём крестьянам его
епископства" (Коцебу А Древняя история Пруссии. Рига, 1808).
За неполные 50 лет Тевтонский орден в ходе истребительных войн покорил
все прусские земли. От Польши была оторвана не только Хелминьская земля, но
и Восточное Поморье. Постоянными объектами экспансии тевтонцев стали
Добжинская земля и даже Куявия (раннефеодальное государственное образование
восточнославянских племен Среднего Приднепровья). Крестоносцы представляли
также большую угрозу для Литвы и северо-западных русских земель. Под
постоянным натиском ордена была и западная часть литовской Жемайтии (Жмуди).
В 1261 году после поражения тевтонских рыцарей в сражении с литовцами
пруссы подняли восстание против крестоносцев. Выступления пруссов
прокатились по всей Прибалтике, и только в 1283 году ордену удалось
окончательно покорить это гордое и свободолюбивое племя.

10.

Тевтонский орден.
.
Чтобы удержать господство над Прибалтикой, тевтонцы продолжали
беспощадно истреблять всех, кто пытался оказать им малейшее сопротивление.
Вот, например, как описывает "Хроника Ливонии" поход крестоносных
завоевателей: "И разделилось войско по всем дорогам и деревням, и перебили
они повсюду много народа, и преследовали врагов по соседним областям, и
захватили из них женщин и детей в плен, и, наконец, сошлись вместе у замка.
На следующий и на третий день, обходя все кругом, разоряли и сжигали, что
находили, а коней и бесчисленное множество скота угнали с собой... Многие
язычники, спасшиеся бегством в леса или на морской лед, погибли, замерзши от
холода" (Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. 2-е изд. И. - Л., 1938, с.124 -
125).
В 1236 году большое войско тевтонцев вторглось в ливонские земли,
предав их огню и железу. Но рыцарей опрокинули воины объединенного
Литовского государства.
Через год после этого события Тевтонский орден объединился с Ливонским
орденом. Магистру тевтонцев (получившему титул великого магистра -
гроссмейстера) подчинился магистр Ливонского ордена (который в дальнейшем
стал называться ландмейстером). Объединив таким образом свои силы,
германские рыцари стали готовиться к новому "Дранг нах Остен" ("Натиск на
Восток").

11.

У Тевтонского ордена были могущественные покровители: папа римский и германский император, которые
всегда поддерживали крестоносцев во всех их столкновениях не только с недавней языческой Литвой, но и
с давно уже христианизированной Польшей. Вступив в союз со шведскими феодалами, Тевтонский орден
стал угрожать Пскову и Новгороду. "Укорим словеньский язык" - таков, по словам летописца,был лозунг
тевтонцев. Римские папы давно стремились к мировому господству, и особенно манила их Русь с ее
неисчислимыми богатствами. Поработив ливов, эстов и пруссов руками тевтонцев, католическая церковь
протянула свои щупальца и к Руси. В июле 1240 года в Финском заливе неожиданно появилась шведская
флотилия, которая, пройдя по Неве, стала в устье Ижоры. Утром 15 июля русское войско под
водительством новгородского князя Александра Ярославича напало на шведов и молниеносным ударом
разгромило их. В этой знаменитой битве, за победу в которой Александр был назван "Невским", русский
князь, как повествует летопись, "самому королю возложи печать на лице острым своим мечом".Борьба со
шведскими захватчиками была, однако, лишь составной частью обороны Руси. Тевтонские рыцари в 1240
году с помощью датских феодалов захватили город Изборск, а затем и Псков, после чего появились
вблизи Новгорода. Александр Невский разбил рыцарей под Псковом, вторгся в их владения, "землю
ордена пожже и повоева, и полона много взя, а иных иссече". А 5 апреля 1242 года произошла историческая
битва против тевтонцев на Чудском озере, получившая название Ледового побоища, в ходе которого одних
только рыцарей было убито 500 и 50 тевтонцев попало в плен. "И бысть та сече зла и велика, и треск от копий
ломления и звук от мечного сечения... и не бе видети льду, Победа над тевтонцами на Чудском озере имела
огромное значение для дальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы.
Благодаря Ледовому побоищу был положен предел грабительскому продвижению тевтонцев на
Восток.покрыто бо все есть кровию
.

12.

Тевтонский орден.
В первой четверти XVI века в истории Тевтонского
ордена развернулись интересные события. 2
апреля 1525 года гроссмейстер тевтонцев
Альбрехт Гогенцоллерн въехал в Краков - столицу
Польши в белом плаще "священного воинства",
украшенном черным орденским крестом, а уже 8
апреля подписал с Польшей мир не как
гроссмейстер Тевтонского ордена, а как герцог
Пруссии, находившейся в вассальной зависимости
от польского короля Сигизмунда. По этому
договору все старые привилегии, которыми
пользовались тевтонцы, утрачивались, однако все
права и привилегии прусского дворянства
оставались в силе. А еще через день на старом рынке
Кракова коленопреклоненный Альбрехт принес
присягу на верность королю польскому. Таким
образом, 10 апреля 1525 года родилось новое
государство. Тевтонский орден был ликвидирован
ради того, чтобы существовала Пруссия. В 1834
году орден был восстановлен с несколько
видоизмененными задачами в Австрии (при
гроссмейстере Антоне Викторе, который стал
называться хохмейстером), а вскоре де-факто и в
Германии, хотя официальные орденские власти
утверждают, что в этой стране тевтонцы
возобновили свою деятельность только после
окончания второй мировой войны, ибо
братья-рыцари преследовались при нацизме.

13.

Орден Тамплиеров.
Эта военно-монашеская организация известна у нас под несколькими
названиями:
-Орден бедных рыцарей Иисуса из Храма Соломона;
-Орден бедных братьев Иерусалимского Храма;
-Орден тамплиеров;
-Орден храмовников.
На французском языке также несколько названий этой организации:
-de Templiers;
-Chevaliers du Temple;
-L`Ordre des Tampliers;
-L`Ordre du Temple.
На английском : Knights Templas.
На итальянском: Les Gardines du Temple.
На немецком: Der Templer;
Des Templeherrenordens;
Des Ordens der Tempelherren.
Официальное наименованиие этого Ордена на латинском языке, которое
ему было дано Римским Папой при учреждении -
Pauperurum Commilitonum Christi Templiqne Solamoniaci.

14.

Руководители.
Руководителями Ордена (Великими Магистрами) в различное время
являлись (всего их было 22):
1. Гуго де Пейн (Gugo de Payens) с 1119 по 24 мая 1136;
2. Робер де Краон с июня 1136 по февраль 1149;
3. Эврар де Бар с марта 1149 по май 1150;
4. Бернар де Тремеле (de Tramelay) с июня 1151 по 16 августа 1153;
5. Андре де Монбар 1153-1156;
6. Бертран де Бланфор с 22 октября 1156 по 1169 ;
7.Филипп де Милли с 1169 по 1170;
8. Одон де Сант-Аман (Eude de Saint-Amand) с 16 апреля 1170 по 1180;
9. Арно де Ла Тур с 3 января 1180 по 30 сентября 1184;
10. Жерар де Ридфор с октября 1184 по 4 октября 1189;
11. Роберт де Сабле с 1189 по 1193;
12. Жильбер Эраль с 1193 по 1201 ;
13. Филипп де Плессье с 1201 по 9 ноября 1209;
14. Гийом Шартский с 1209 по 26 августа 1219;
15. Пере де Монтегаудо с 1219 по 1232;
16 Арман Перигорский с 1232 по 17 октября 1244;
17. Гийом де Соннак с 1244 по 1250;
18. Рено де Вишье с 1250 по 1256 ;
19. Тома Беро с 1256 по 25 марта 1273;
20. Гийом де Боже (Guichard de Beaujeu) 13 мая 1273 по 1291;
21.Тибо Години (Thobaut Gaudini) с 1291 по 1298;
22. Жак де Моле с1298 по 6 мая 1312.

15.

Орден Тамплиеров.
В 1118 (1119?) году в период между Первым и Вторым Крестовыми походами французские рыцари Гюг де Пайен (Gugo de
Payens) и Жофруа де Сен-Оме, и еще семь других французских рыцарей (Андре де Монбар, Гундомар, Ролан, Жоффрей
Бизо, Пэйн де Мондезир, Аршамбо де Сент-Эйнан) взяли на себя заботу о защите дороги, ведущей от побережья
Средиземного моря к Иерусалиму, от разбойников и грабителей. Предполагалось в первую очередь защищать
христианских паломников, прибывших в Святую Землю поклониться христианским святыням в Иерусалиме. Король
Иерусалима Болдуин отвел им под резиденцию часть своего замка Тампля (Temple), построенного на месте деревнего
иудейского храма Соломона. Эта группа рыцарей объединилась в военно-монашеский Орден под названием "Бедные
рыцари Иисуса из Храма Соломона" ( по другим источникам "Бедные братья Иерусалимского Храма"), однако их в
обиходе стали именовать по месту резиденции тамплиерами или рыцарями Храма или храмовниками. ordentamplier(3955 bytes)Вступая в Орден рыцари одновременно становились монахами, т.е. принимали монашеские обеты
послушания (покорности), бедности и безбрачия. Устав тамплиеров, как утверждается, был разработан самим
св.Бернаром и утвержден на церковном Соборе во французском городе Труа Римским папой Евгением III в 1128 году.
Основой Устава храмовников послужил устав монашеского Ордена цистерианцев (не военно-монашеского, а просто
католического монашеского), самого строгого и жесткого устава. Рыцарь, вступая в Орден тамплиеров отрекался не
только от всей мирской жизни, но и от родственников. Его пищей должны были служить лишь хлеб и вода.
Возбранялись мясо, молоко, овощи, фрукты, вино. Одежда лишь самая простая. Если после смерти рыцаря-монаха в
его вещах обнаруживались золотые или серебряные изделия, или деньги, то он терял право на похороны на
освященной земле (кладбище), а если это обнаруживалось уже после похорон, то тело надлежало извлечь из могилы и
бросить на съедение псам. На деле оказалось, что эти требования для публики. Тамплиеры прославились самыми
жадными относительно военной добычи, чувственных развлечений и винопития, не стесняясь убивать и грабить кого
угодно, включая и единоверцев. Это хорошо описано в романе В.Скотта "Айвенго". Хоть это и художественное
произведение, но исторические хроники подтверждают этот стиль поведения храмовников в Англии.
Члены Ордена тамплиеров делились на три сословия:
-рыцари;
-священники;
-сержанты (служители, пажи, оруженосцы, прислуга, солдаты, охранники и т.п).

16.

Орден Тамплиеров.
В отличие от, скажем Тевтонского Ордена,
монашеские обеты у тамплеров
принимали все сословия и все строгости
Устава относились ко всем членам
Ордена.
Отличительными знаками Ордена
тамплиеров были белый плащ-мантия
для рыцарей и коричневый для
сержантов с алым восьмиконечным
крестом (известен еще как "мальтийский
крест"), боевым выкриком: "Босеан",
флагом (штандартом) черно-белое
полотнище с девизом "Non nobis
Domine" ( это начальные слова 9 стиха
псалома 113 "Non nobis Domine, non
nobis, sed nomini tuo da gloriam... - не
нам, Господи, не нам, но имени твоему
дай славу...); гербом Ордена стало
изображение двух рыцарей, едущих на
одном коне (символ бедности
тамплиеров).
По некоторым источникам у сержантов
изображение креста было неполным и
он имел вид буквы "Т".

17.

Орден Тамплиеров.
Рыцарями Ордена могли стать только французы (позднее
и англичане) благородного происхождения. Только
они могли занимать высшие руководящие
должности (великий магистр, магистры владений,
капитульеры, каштеляны, драпиеры и т.п.).
Впрочем, относительно национальности
соблюдалось это не слишком строго. Среди рыцарей
встречаются и итальянцы, испанцы, фламандцы.
Сержантами Ордена могли стать как богатые горожане
( занимали должности оруженосцев. счетоводов,
управителей, кладовщиков, пажей и т.п.), так и
простые люди ( охранники, солдаты. прислуга).
Священиками Ордена могли стать священики
католической церкви, однако, вступая в Орден,
такой священик становился членом Ордена и
подчинялся только магистру Ордена и его высшим
сановникам. Епископы католической церкви и даже
сам Папа теряли над ними власть. Священики
выполняли духовные обязанности в Ордене, хотя и
рыцари Ордена были наделены правами
духовников. Любой член Ордена мог отправлять
свои религиозные обязанности только перед
орденскими священиками (исповедь,причастие и
т.п.).
Трудно теперь выяснить чем Орден тамплиеров завоевал
себе очень быстро огромную популярность, но
буквально в течение нескольких лет в его рядах
насчитывалось уже более 300 только рыцарей, среди
которых оказалось немало принцев, герцогов.

18.

Орден Тамплиеров.
В 1147 году начинается Второй Крестовый поход. Составилось две
армии - немецкая и французская.. Последняя двигалась через
Смирну, Эфес и Лаодикию. Небольшой отряд тамплиеров,
находившихся при войске, прекрасно обученных и
дисциплинированных, хорошо ориентировавшихся на
местности неоднократно выручал предволителя армии
французского короля Людовика VII, организуя охранение,
правильное построение колонны и намечая места отдыха и
привалов. Это обеспечило французам возможность
благополучно добраться до порта Аталии. Нехватка кораблей
для переправы в Палестину привела к тому, что морским
путем туда смогли отправиться только рыцари, а пошедшие
сухим путем оруженосцы, пехота крестоносцев все погибли. К
1148 году в Палестине собрались лишь остатки двух армий
крестоносцев - немецкая во главе с королем Германии
Конрадом и французсская во главе с Людовиком VII.
Тамплиеры убедили обеих королей идти завоевывать
Дамасск. Взять Дамасск не удалось. Вскоре стало известно, что
к городу движется большое мусульманское войско во главе с
Атабеком и крестоносцы были вынуждены вернуться в
Европу. Хотя Второй Крестовый поход закончился полным
провалом, но заслуга тамплиеров в том, что крестоносцам
вообще удалось дойти до Дамасска и не погибнуть полностью
еще на полпути. В довольно так как продолжительный
полувековой промежуток времени между окончанием второго
Крестового похода (1148) и началом третьего Крестового
похода (1189) история северной Африки богата событиями
борьбы между христианами и мусульманами. Здесь было все и свирепая жестокость и тех и других, и заключения союзов, и
предательство и успешные штурмы городов как с одной
стороны, так и с другой. Во всех этих событиях тамплиеры
принимают самое активное участие, стремясь как к
насаждению христианства в святой Земле, так и к своему
собственному укреплению. В 1177 тамплиеры участвуют в
битве при Аскалоне и вносят существенный вклад в победу
христиан; в 1179 на берегу реки Иордан они терпят поражение
от Саладина и заключают с ним перемирие.

19.

Орден Тамплиеров.
В 1189 году начинается Третий Крестовый поход. К 1191 году после
двухлетней осады крестоносцам удается овладеть крепостью
Сен-Жан д`Акр (Акра). Тамплиеры, принимавшие активное
участие в осаде крепости размещают в городе свой Тампль
( так традиционно уже называется штаб-квартира Ордена).
15 июля 1199 года, т.е. в самом начале Четвертого Крестового похода
крестоносцам удается вновь овладеть Иерусалимом.
Тамплиеры учиняют зверскую резню мусульман у стен своего
старого Тампля. Как отмечал один из магистров Ордена
тамплиеров в письме папе Римскому "...знайте, что в портике
Храма Соломонова и в самом Храме наши люди проезжали
верхом сквозь нечистую кровь сарацин, которая доходила
лошадям до колен". Историки того времени пишут, что в
Иерусалиме во время резни крестоносцы уничтожили более
30 тысяч мусульман и иудеев.
В октябре 1240 года брат английского короля Генриха III Ричард
Корнуоллл сумел поссорить и натравить друг на друга
мусульман Египта и Дамаска после чего в мае 1241 года
добивается заключения мирного договора с египтянами, по
которому крестоносцы получили большую часть Палестины,
включая Иерусалим. Ему удалось бескровно одержать
крупнейшую по тому времени победу. В это время тамплиеры,
предав общее дело крестоносцев, вступают в сговор с
дамасцами и совместно с ними нападают на войска
египетского султана Аюба. Более того, они нападают на силы
Ордена госпитальеров, выбивают из Акры тевтонских
рыцарей и берут в плен часть госпитальеров, оказавшихся в
Акре. Тамплиеры по отношению к своим собратьям ведут себя
крайне жестоко, не позволяя последним даже похоронить
своих павших.

20.

Орден Тамплиеров.
Юридически Орден Тамплиеров прекратил свое существование на основании булл Папы Римского
Клемента V от 22 марта 1312 года (Vox clamsntis), 2 мая 1312 года (Ad providam) и 6 мая 1312 года
(Considerantes dudum). С точки зрения современного права это законные распоряжения, т.к. и создан
Орден был также буллой Папы Римского.
Последний Великий Магистр ордена Тамплиеров Жак де Моле был признан виновным в предъявленных
ему обвинениях, приговорен к смерти и сожжен на костре в 1314 году в Париже.
Так заканчивается двухсотлетняя история одного из трех наиболе известных и оставивших заметный
след в истории средневековья военно-монашеских организаций эпохи крестовых походов. С началом
крестовых походов эти Ордена родились, расцветали, были детищем эпохи и с ее окончанием
сошли с политической арены. Тамплиеры сошли с арены с шумом, оставив после себя множество
легенд; госпитальеры долго пытались найти свое место в политической мозаике последующих веков
(еще российский император Павел I номинально был избран Великим Магистром этого Ордена) и
их бледная тень под названием Мальтийского Ордена существует и сегодня. Дольше других на
поверхности удерживались тевтоны. Только к середине XVI века начинается закат Тевтонского
Ордена. Он существует и поныне и под своим же названием, но это уже просто общественная
больничная благотворительная организация.
Вокруг имени тамплиеров к веку XIX стало накапливаться немало мифов и легенд мистического толка.
Особенно в это преуспели борзописцы, делавшие сенсации вокруг новомодного тогда течения франкмассонов. Массоны и сами были склонны к мистицизму и любили намекать, что Орден тамплиеров
не прекратил своего существования в 1312 году, а ушел (говоря современным языком) в подополье, и
что франк-массоны прямые продолжатели и наследники дела тамплиеров (какого дела, и в чем его
суть?). В середине XX века ряд шарлатанов от литературы использовали "тайны тамплиеров" как
основу для написания романов с мистическим или полумистическим привкусом. Однако все гораздо
прозаичнее и проще. Орден тамплиеров существовал и был разгромлен, был и умер. Вот и все. Все
остальное от лукавого, точно также, как и новый российский миф о золоте партии.

21.

Благодарю за внимание!
English     Русский Правила