3.77M
Категория: ЛитератураЛитература

Стихотворения поэтов ХIХ века о родной природе

1.

Стихотворения поэтов ХIХ века о
родной природе .

2.

Цели урока: способствовать формированию представления о
поэтах X IX века как певцах родной природы, патриотах своей
Родины.
Задачи:
образовательные: познакомить со стихотворениями поэтов X IX
века; повторить понятия «эпитет», «метафора», «сравнение»..
развивающие: обогатить словарь учащихся; развивать
творческую активность, навыки связной речи;
воспитательные: пробудить интерес к поэтическому творчеству
В.А.Жуковского, А.К. Толстого, И.А.Бунина; воспитывать
любовь к родной природе.

3.

Для изображения природы художники и живописцы
используют краски и кисти. Изображение природы на
картинах называется пейзажем.
Пейзаж – это жанр искусства, в котором предметом
изображения является природа. От этого слова
произошло название лирического жанра –пейзажная
лирика.
Поэты вдохновенно описывают природу, используя
средства художественной выразительности. Осень,
зима, весна и лето в поэзии не просто времена года.
Каждое время года ассоциируется с какими-то
настроениями, этапами жизни человека.

4.

Чтобы свободно ориентироваться в мире живописи и
поэзии необходимо знать литературные термины,
языковые средства выразительности:
– эпитет – это образное определение предмета,
выраженное прилагательным.
– метафора – это переносное значение слова,
основанное на сходстве одного предмета (явления) с
другим.
– гипербола – это чрезмерное преувеличение свойств
изображаемого предмета ( явления).
– сравнение – сопоставление двух предметов
посредством сравнительных союзов (изображение
одного явления с помощью сопоставления с другим).
– олицетворение – перенесение человеческих черт на
неодушевленные предметы или явления

5.

В.А. Жуковский
(1783-1852)
поэт, переводчик и
педагог, он стал одним
из основоположников
литературного
направления романтизм
в России и до сих пор
считается наставником
многих поколений
литераторов.

6.

Белинский заметил:
«Мы бы опустили одну из самых характеристических
черт поэзии Жуковского, если бы не упомянули о дивном
искусстве этого поэта живописать картины природы и
влагать в них романтическую жизнь».
Любовь к родной природе проходит через все
лирические произведения Жуковского. Она близка
чувствам и переживаниям его героев.
Жуковский впервые в русской поэзии сумел найти и
воплотить в своем творчестве удивительные яркие
краски, звуки и запах природы.
Природа не просто одушевленная, она живая.
Поэт восхищается, преклоненяется, благоговеет перед
природой.

7.

Приход весны
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

8.

История создания стихотворения тесно связана с
переводческой деятельностью Жуковского и его
увлечением творчеством немецких поэтов.
“Приход весны” - это вольный перевод произведения
немецкого поэта Людвига Уланда, который был
популярен в 19 веке.
Жуковский сделал перевод в 1832 году, хотя
напечатаны плоды его трудов были лишь сорок
лет спустя в журнале “Русский архив”, где
публиковались литературные произведения и
исторические зарисовки.

9.

Тема стихотворения
– весна, пробуждающая
природу и сердце человека.
Жуковский в своем произведении
мастерски передает эмоции
лирического героя, наблюдающего за пробуждением
природы.
Также в стихотворении прослеживается и тема Родины
– несмотря на то, что это перевод с немецкого, поэт
показывает те признаки пробуждения природы,
которые характерны для России.

10.

Средства выразительности
Эпитет:
теплый дождь использован, чтобы подчеркнуть, что
речь идет именно о весне, дожди бывают и осенью, но
только весной они теплые.
Метафоры :
* лепет рощи – показывает, что лирический герой
относится к весенней природе как к ребенку, который
что-то радостно лепечет, просыпаясь;
* жизни души - ярко показывает отношение самого
поэта к описываемому времени года.

11.

Иван Алексеевич Бунин
(1870 – 1953)
русский писатель и
поэт,
лауреат Нобелевской премии
по литературе. Академик
Санкт-Петербургской
Академии наук. Провел
много лет жизни в
эмиграции, став одним из
известнейших писателей
русского зарубежья.

12.

Самобытность природы России всегда служила
источником вдохновения для большинства
отечественных писателей и поэтов. Не стал
исключением и Иван Алексеевич Бунин, который в
своем стихотворении «Родина» выразил всю гамму
чувств по отношению к отчизне.
Стихотворение написано в 1896 году, в тяжелый
жизненный период писателя, который переживал
финансовую неустроенность и разрыв с
возлюбленной.

13.

Родина
Под небом мертвенносвинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

14.

Тема стихотворения – реалистическая картина
российской природы.
В центре сюжета – унылая картина российской природы на фоне
меркнущего зимнего дня. В отличие от большинства
отечественных поэтов и писателей, Бунин с большой долей
критики относился к окружающей действительности.
Подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни,
не приукрашенной никакими фантазиями.
Поэт не склонен идеализировать русскую природу.
Более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее
созерцания – последние минуты уходящего зимнего дня.
Ощущение тоски усиливается при описании необъятности
просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.

15.

Средства выразительности
Метафоры:
«Родина – снежная пустыня».
Эпитеты:
«сосновые», «мертвенно-свинцовые», «молочно-синий»,
передающие палитру красок унылого зимнего дня.
Сравнения:
«один туман молочно-синий, как чья-то кроткая
печаль…»
Олицетворения:
«угрюмо меркнет зимний день».
Гипербола:
«нет конца лесам сосновым».

16.

Алексей
Константинович
Толстой
(1817-1875)
русский писатель,
поэт и драматург,
переводчик, сатири
к из рода Толстых.
Членкорреспондент
Петербургской АН.

17.

Стихотворения о природе Алексея Толстого
наполнены прекрасным. В своей творческой
биографии поэт выступал в качестве наблюдателя и
созерцателя окружающего мира. Его тонкое
чувствование помогало ему заглянуть намного глубже
всех вещей. Стихотворения Толстого подобны
песням. Они текут рекой и приятны слуху каждого
читателя. Произведения поэта подобны горам, ведь
есть в них стержень, к которому хочется стремиться.

18.

Край ты мой, родимый край…
Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

19.

Стихотворение написано в 1856 году, в период ращвития
литературного таланта и стремительного продвижения по
карьерной лестнице. Он уже успел побывать в разных уголках
России, что и вдохновило на написание стихотворения «Край, мой
родимый край».
В стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине,
восхищение родными просторами.
В центре произведения образы лирического героя и его родного
края. Герой обращается к приволью, восхищаясь необъятными
просторами. Лирический герой наслаждается родными пейзажами,
он умеет не только слушать природу, но и понимает ее язык.
Герой не говорит о широких нивах и высоких горах –
традиционных для русской литературы символах Родины.
Бескрайние просторы он описывает при помощи образов зверей и
птиц.

20.

Особенность данного стихотворения – отсутствие
глаголов.
Этот прием позволяет создать величавые пейзажи,
замедлить движение в окружающем лирического героя
мире, чтобы читатель мог вдоволь насладится природой.
Несмотря на такую особенность, пейзажные зарисовки
не лишены динамизма. Читатель легко представляет, как
по широкой степи мчат кони, а в небе пролетает стая
орлов. Отсутствие глаголов не мешает автору создавать
использовать художественные средства.

21.

Средства выразительности
Метафоры:
«конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай»,
«прозвенит девичий смех»
Эпитеты:
дополняют пейзажные зарисовки и передают эмоции
лирического героя: «край родимый», «бор дремучий»,
«свист соловья».
В некоторых строках настроение лирического героя
подчеркивается аллитерацией.
Например, его восторг передается при помощи
согласного «р»:
«Гой ты, бор дремучий!».

22.

Домашнее задание
Найти средства художественной
выразительности в
стихотворениях поэтов (см.
План урока, работа по группам)
English     Русский Правила