7.06M
Категория: ИсторияИстория

Искусство средних веков. Готика

1.

Искусство средних веков. Готика.

2.

Готика. Архитектура.
• Термин «готика» возник в
эпоху итальянского
Возрождения как выражение
пренебрежения к искусству
тех варварских племен,
которые еще в V—VII вв.
заселили западную Римскую
империю и с которыми
ассоциировался у
итальянцев последний
период искусства
средневековья, которое
считалось варварским.
«Реабилитировали» его
только романтики в начале
XIX столетия.

3.

Готика. Архитектура.
• Развитие ремесел и
торговли привело к росту
городов и в 12 веке они
становятся
самостоятельными
городами-коммунами.
Они обносились
мощными крепостными
стенами, укреплялись
рвом, у мостов и
городских ворот стояла
стража, улицы на ночь
перегораживались цепями
на огромных замках.

4.

Готика. Архитектура.
Городская жизнь порождает
новые типы здания, прежде
всего гражданского
назначения: биржа,
таможня, суд, больницы,
склады, рынки и т. д.
Складывается облик
городского муниципалитета
— ратуши. Это двух- или
трехэтажное сооружение с
галереей в нижнем этаже, с
парадными залами, где
заседали городской совет и
суд — во втором, с
подсобными помещениями
— в третьем.

5.

Готика. Архитектура.
Готическое искусство целиком
связано с городом. Это искусство
цветущих торговых и ремесленных
городов коммун, добившихся
самостоятельности внутри
феодального мира.
Расцвет ГОТИКИ пришелся на 12 –
13 века. Как верно замечено
исследователями, готика — и
кульминация, и отрицание
романского искусства. Она явилась
как бы итогом развития грубого и
тяжеловесного романского стиля.
Особенно это заметно в культовой
архитектуре.
Городской собор был символом
благосостояния граждан коммуны.

6.

7.

Готика. Архитектура.
• Готический собор,
имеет новую
конструкцию свода,
основой которого
является каркасная
система с нервюрами.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Готика. Архитектура.
Появились нервюры ( « прожилка»,
выступающее ребро готического
свода).
Они сходятся в пучки на опорных
столбах, на которые теперь
концентрируется вся нагрузка
перекрытий, в отличие от
романского храма, где вся тяжесть
перекрытия ложилась на стены
(отсюда их толщина и малый
размер окон).
Этому же активно служили
аркбутаны, контрфорсы и
стрельчатые арки.
Аркбутан — арка, переброшенная
от центрального, более высокого
нефа через низкие боковые на
наружные опоры стен —
контрфорсы.

15.

16.

17.

Стрельчатая арка также уменьшает нагрузку на стены: чем она выше
и острее, тем меньше распор (давление).

18.

19.

Готика. Архитектура.
• Новый свод привел к
неизбежному
преобразованию
интерьера.
Преобладающими в нем
стали: грандиозная
высота, сравнительно
небольшая толщина
столбов и стен, по сути,
вытеснение стены
огромными
пространствами окон, что
привело в итоге к
появлению витража.

20.

21.

22.

Готика. Архитектура.
• Архитектуру готического
собора, с его высокими
окнами и сводами,
стрельчатыми арками,
башенками - пинаклями,
устремленными к небесам,
часто уподобляли молитве
в камне.
• «Чувственною красотою
душа возвышается к
истинной красоте и от
земли возносится к
небесам».
Аббат Сугерий

23.

Готика. Архитектура.
В экстерьере стали
господствовать
вертикальные тяги,
гладкая поверхность
стен скрылась под
«каменным
кружевом», т.к.
скульптура стала
покрывать весь храм.

24.

25.

Готика. Архитектура.
• Художественный образ
готического храма
выражает прежде всего
устремление к Богу.
• Снаружи во всем была
подчеркнута роль
вертикали,
устремленность ввысь:
острые треугольные
вимперги над порталами,
башенки-пинакли,
завершающие
контрфорсы, стрельчатые
арки, скульптура.

26.

Готика. Архитектура.
• Невероятно тяжелые
каменные своды искусством
архитекторов визуально
превращены в легкое
кружево. Дневной свет,
проникая через цветные
витражи, становится
таинственным, мистическим.
Напомним, что готика была
полихромной: стены
раскрашивали, как и
скульптуру. К этому
многоцветью добавлялся
блеск золота, церковной
утвари, сияние свечей.

27.

Для записи
• Готическое искусство - 12-14 века. Это искусство
торговых и ремесленных европейских городовкоммун.
• Городская архитектура: ратуша, рынок, больница.
• Городской собор был символом благосостояния
граждан коммуны.
• Новое в архитектурной конструкции: легкий
каркасный свод с нервюрами (ребрами). Давление
на стены стало меньше, появилось обилие
скульптуры на стенах, обилие окон, возникновение
витражей.
English     Русский Правила