Лекция № 15. Тема: Архитектура готики XIII-XIV вв. Эволюция культовых сооружений.
1. Социально-политические и экономические условия формирования архитектуры Западной Европы XIII-XIV вв.
2. Конструкции готических соборов.
Сантьяго де Компостелло.Испания Собор парижской богоматери
Поперечный разрез готического собора.
Франция. Церковь аббатства в Клюни.
Собор Нотр-Дам де Пари 1163-1345гг.
Франция. Готический собор в Амьене.
Алтарь в Шартре Интерьер
Витражи собора в Шартре.
4. Художественные и конструктивные особенности готики Франции.
13.48M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Архитектура готики XIII-XIV вв. Эволюция культовых сооружений

1. Лекция № 15. Тема: Архитектура готики XIII-XIV вв. Эволюция культовых сооружений.

1. Социально-политические и экономические условия формирования
архитектуры Западной Европы XIII-XIV вв.
2. Конструкции готических соборов.
3. Монастырская церковь аббатства Клюни; собор Парижской Богоматери
(Notre-Dame de Paris), Амьенский собор, Шартрский собор.
4. Художественные и конструктивные особенности готической архитектуры.
Литература:
1.
ВИА (12т.,3-4т.)
2.
ВИИ (6т., 2т.,1кн.)
3.
Бартенев И., Батажкова В. Очерки истории архитектурных стилей.
4.
Гуляницкий Н. История архитектуры, 1т.
5.
Станькова Я. Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры.
6.
Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства.
7.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Готика
8.
http://www.archi-tec.ru/style/gothic/62/

2.

3.


ГЛОССАРИЙ
Опоры – столбы, колонны, пилоны
Перекрытия – нервюрные своды стрельчатой формы
Контрфорс – вертикальный выступ стены, противодействующий распору
Аркбутан – открытая полуарка , служащая для передачи распора
основных
сводов, перекрывающих готическое здание, на контрфорс
Портал – архитектурно обработанный вход в здание
Пинакль – завершённые шпилями башенки на контрфорсах
Фиал – фигурный шпиль, увенчивающий пинакли
Эмпоры – открытая в главный неф галерея, расположенная над входной
стороной или боковыми нефами
Фахверк – каркасная система, состоящая из связанных между собой
деревянных брусьев /стойки, балки, подкосы/.
Краббы – декоративные листья на пинаклях
Крестоцвет – стилизованные цветы, украшающие фиалы
Вимперг – резной фронтон над дверным или оконным проёмом
Витраж – застеклённая поверхность окон или дверей, покрытая
просвечивающей живописью
Маскарон – скульптурная деталь в виде маски
Нартекс – входное помещение в виде закрытой галереи или открытого
портика.
Архитектоника – художественное выражение закономерностей строения,
соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения.

4. 1. Социально-политические и экономические условия формирования архитектуры Западной Европы XIII-XIV вв.

Со второй половины XII-XIII в. западноевропейская архитектура достигает
высокого развития в связи с быстрым развитием в городах ремёсел,
и торговли. В отличие от романского периода, когда центром строительства
были монастыри, город всё более становится средоточием экономической,
политической и культурной деятельности.
В городах ведутся активные строительные работы, возводятся здания ратуш,
монументальные соборы, жилые дома богатых горожан, фасадом на улицу – «фронт
домов». Вырастают кварталы ремесленников и торговцев.
Строительная деятельность, выйдя из-под опеки монастырей становится
уделом профессиональных строителей, скульпторов, художников – горожан,
объединённых в цеховые организации.
Повышается уровень строительной техники, растёт профессиональная
квалификация мастеров. Строители ищут более совершенные методы
возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно
расходовать материал, добыча и транспортировка которого в средневековье
были сопряжены с большими трудностями.
Ведущая роль в строительстве остаётся за архитектурными школами
Франции.

5.

Активное строительство ведётся в наиболее развитых северных районах страны –
Иль-де-Франс, Нормандия, Шампань с главными городами –Парижем, Амьеном,
Реймсом. Здесь зарождается и зреет новое стилевое направление в архитектуре –
готика.
Gotico – итальянское название германского племени готов (подразумевалось –
варварское искусство). Во Франции этот стиль получил более точное название
«Style ogivat» – «стиль стрельчатый».
Из Франции готика распространяется на соседние страны: в XII в. она появляется
в Англии, в следующем столетии в Германии, Италии, Испании. Готика
проникает в различные страны не сразу и неравномерно, - вплоть до XVв. она
получает развитие и в странах Восточной Европы. Со временем готическая
архитектура становится универсальным общеевропейским стилем.
Ведущее значение в архитектуре получают городские соборы – культовые и
общественные центры городов.

6. 2. Конструкции готических соборов.

Самым выдающимся техническим
достижением эпохи является
конструкция готического базиликального храма.
Эволюция романского храма шла по пути постепенного расчленения
стен и сводов с выделением в них наиболее нагруженных элементов –
контрфорсов и нервюр (гуртов).
Готические мастера завершили эту эволюцию, создав качественно новую
каркасную систему, которая позволила предельно облегчить здание,
добиться минимальной толщины конструктивных элементов.
Основными элементами каркаса готического собора являются:
1. Опора в виде столба, колонны, пилона
2. Перекрытия в виде нервюрных сводов стрельчатой формы
3. Контрфорсы, вынесенные за пределы здания
4. Аркбутаны в виде полуарок

7. Сантьяго де Компостелло.Испания Собор парижской богоматери

8.

1
2
3
Планы готических соборов.
1 – Собор Парижской Богоматери (ранний период готики – 1163г.)
2 – Собор в Реймсе (зрелая готика – 1210г.)
3 – Амьенский собор (период поздней готики – 1218 – XIVв.)

9.

Нервюры в виде
арок
накрест
перекрывают каждую отдельную ячейку
нефа
(травею) и, создавая
жёсткие
границы каждой травеи, опоясывают её
щёковые грани. Сочетание нервюр с
крестовым сводом позволило выделить в
своде несущий скелет, воспринимающий
на себя нагрузку от всех четырёх
распалубок свода. Очертания готического
нервюрного свода – стрельчатое.

10. Поперечный разрез готического собора.

11.

12.

13.

14.

15.

а — крестоцвет;
б — фиал;
в — крабб;
г — галерея;
д — вимперг;
е — ажурное окно;
ж — стержень фиала;
з — консоль

16.

а — окно верхнего яруса;
б — трифорий;
в — лопатки (лизены);
г — аркада;
д — импост;
е — опорный столб.

17.

а — нервюры;
б — аркбутаны;
в — фиал;
г — пинакль;
д — контрфорс;
е — опорный столб;
и — центральный неф;
к — боковой неф;
л — цоколь.

18.

а — западные башни;
б — продольный неф;
в — башенка на средокрестием;
г — трансепт;
д — боковой неф;
е — хор;
ж — аркбутаны;
з — галерея хора;
и — капелла хора;
к — двор;
л — соборные залы для бедных и
паломников;
м — контрфорсы.

19.

20.

Окна периода ранней готики.
Окна периода расцвета и
поздней готики.

21. Франция. Церковь аббатства в Клюни.

3. Эволюция готических соборов.
Франция. Церковь аббатства в Клюни.

22.

Эволюция планировочной структуры христианского храма.

23.

Собор в Лане, 1174-1226 гг.
Собор Парижской Богоматери, 1163-1208гг.

24. Собор Нотр-Дам де Пари 1163-1345гг.

1163 г. –первый этап
1196 г. –второй этап
Первая половина XIII века –
третий этап – завершение
западного фасада.
Пинакль – башенки, завершённые
шпилями
Вимперг – резной фронтон над
дверным или оконным проёмом
Замковый камень- клинчатый
камень, завершающий свод
Маскарон – скульптурная деталь
в виде маски
Нервюра – профилированное
ребро готического свода

25.

26.

Париж. Собор Парижской Богоматери, 1163-1208гг.

27.

28.

Гаргульи на фасаде собора Парижской Богоматери.

29.

Собор в Шартре, 1194-1260 гг.

30. Франция. Готический собор в Амьене.

Франция. Собор в Реймсе, 1210-начал

31.

.
Церковь Троицы в Кане.
Собор в Амьене, 1218-1268 гг.
Длина – 145м, высота – 42,5м

32.

Собор Notre Dame в Париже. Разрез.
Собор в Реймсе. Поперечный разрез.

33.

Особую роль в интерьерах готических
соборов играли витражи. Огромные
оконные проёмы покрывались яркими,
многоцветными
композициями.
Выполняемые
из цветных
стёкол,
вставляемых в свинцовые переплёты,
витражи создавали
неповторимую
атмосферу таинственности, окрашивая
пилоны,
своды, полы
в яркие,
красочные тона. Если в XIв. мастера
использовали 7 цветов, то в XII в.
цветовая палитра увеличилась до 21.
Общая площадь витражей в соборах
достигала сотен квадратных метров.
Содержание изображений на витражах
представляло собой мифологические и
религиозные сюжеты.
Богоматерь с младенцем.
Витраж собора в Шартре.

34.

35.

36. Алтарь в Шартре Интерьер

37. Витражи собора в Шартре.

38. 4. Художественные и конструктивные особенности готики Франции.

• Готический стиль возник в середине XII в. Характерными чертами готики
являются:
вертикальность композиции
стрельчатая арка
сложная каркасная система опор
ребристый свод
• Как новая конструктивная система готика обладала рядом преимуществ.
Романские нервюры массивного свода были превращены в скелет, требовавший
лишь заполнения лёгкими каменными плитами. Это позволило перекрывать
сводами пролёты невозможной ранее ширины и на невиданной ранее высоте.
• Оказалось возможным сильно облегчить устои.
• После усовершенствования конструкции аркбутанов и контрфорсов сложилась
система каркасной постройки, т.к. зодчий знал, где локализованы силы распора
и мог принять меры для их нейтрализации.
• Нервюрный свод обладал возможностью некоторой подвижности, и осадка
одного из устоев, катастрофическая для массивного романского свода, в
нервюрном своде вела только к некоторой деформации.
• Усовершенствованные аркбутаны ставили не под прямым углом к своду, а под
острым, чтобы они принимали не только боковой распор, но и часть
вертикальной нагрузки.

39.

• Новые конструктивные возможности готики служили и для
решения
функциональных, идеологических и художественных задач. Городской собор
должен был вмещать всё взрослое население города, а не только монахов,
клириков и паломников, как монастырская церковь романского стиля.
Следовательно, возникла необходимость в грандиозных размерах собора.
• Внешний облик собора претерпел изменения. В романской церкви высокая
башня над средокрестием акцентировала самую важную с религиозной точки
зрения часть, т.е. хор, где был расположен алтарь и где хранились
почитаемые святыни.
• В готическом соборе башня над средокрестием заменяется небольшим
шпилем и акцент переносится на две громадные башни, фланкирующие
западный фасад, т.е. подчёркивающие вход. Готический фасад становится
более «гостеприимным».
• Общим для соборов является: трёхчастное деление по горизонтали и по
вертикали; перспективные порталы; «роза» в центре фасада; две
призматические башни
• Внутренний облик собора претерпевает важные изменения: план
классического готического собора (Шартр, Реймс, Амьен) с трёхнефным
продольным корпусом и трёхнефным же трансептом и пятинефным хором не
состоит из отдельных ячеек, а образует единое целое, вписываясь в форму
удлинённого овала.
• Исчерпав свои технические возможности, перестав отвечать передовым идеям
своего времени готика изжила себя в декорациях.
English     Русский Правила