Похожие презентации:
Христианский тип культуры как взаимодействие конфессий
1.
Магнитогорский государственный технический университетим. Г.И. Носова
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Христианский тип культуры как
взаимодействие конфессий
НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Магнитогорск, 2017
1
2.
ПЛАН:1. Основные положения христианства
2. Иисус Христос как основатель религии
3. Православие и католицизм: причины
раскола
4. Протестантизм
2
3. 1. Основные положения христианства 1.1. Догматы христианства
Христианство (от греческого слова christos –«помазанник», «Мессия») зародилось как одна из
сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине.
3
4. 1.1. Кесария Палестинская
1.1. Кесария Палестинская4
5. 1.1. Священное писание
• Это изначальное родство сиудаизмом – чрезвычайно
важное для понимания
корней христианской
религии проявляется и в
том, что первая часть
Библии, Ветхий завет, –
священная книга как
иудеев, так и христиан
(вторая часть Библии,
Новый завет, признается
только христианами и
является для них
главнейшей).
5
6. 1.1. Распространение христианства
• Распространяясь в среде евреев Палестины иСредиземноморья, христианство уже в первые десятилетия
своего существования завоевывало приверженцев и среди
других народов.
Ян
(Бархатный)
Брейгель
Старший
Христос
проповедует
на озере
6
7. 1.1. Основные положения христианства
• Для пониманияхристианства
необходимо знать его
основные положения.
Ими являются:
• 1. Прирожденная
греховность человека
и идея спасения.
Неповиновение Адама и
Евы – в христианстве
грех настолько тяжкий,
что он погубил добрую
природу не только
самого первого
человека, но и всех его
потомков.
Иероним Босх
Сад земных наслаждений,
центральная часть триптиха
7
8. 1.1. Идея спасения
1. Идея спасенияПрошло много тысячелетий, пока Бог Питер Пауль Рубенс
смилостивился и явил Христа,
принявшего мученическую смерть за Страшный суд
грехи людей.
Добровольная смерть Иисуса Христа
– это жертва за все грехи людей.
Бог-отец послал Сына на Землю, и
тот претворил волю Отца, а не свою,
и молился Отцу о защите людей.
Символ веры и формула крещения
– «Во имя Отца, и Сына, и Святого
Духа».
Все верующие («по вере вашей да
будет вам») могут обрести по смерти
загробную жизнь через
искупительную жертву Христа после
Страшного Суда.
8
9. 1.1. Распятие
Иероним БосхРаспятие Христа
9
10. 1.1. Покаяние
Рембрандт ван РейнВозвращение блудного сына
• 2. Покаяние
В христианстве
выражено равенство
перед Богом всех
людей, грехи
которых, как детей
Божьих, искуплены
кровью Христа.
• Для спасения
требовалось
покаяние, причем
не путем внешних
действий, а путем
внутренних усилий
– принесением в
жертву собственного
сердца, своей души.
10
11. 1.1. Вера в воскрешение из мертвых
3. Вера в воскрешение измертвых. Признать
воскресение Иисуса Христа –
значит приобщиться к
надежде на воскресение из
мертвых.
Идея воскрешения из
мертвых важна тем, что
если воздаяния нет при
жизни, то оно
осуществляется после
смерти.
Тинторетто (Жакопо Робусти)
Воскресение Христово
11
12. 1.1. Воскрешение
• Воскресение во плоти– один из основных
догматов
христианства,
вошедший в символ
веры.
• Идея воскрешения из
мертвых важна тем, что
если воздаяния нет при
жизни, то оно
осуществляется после
смерти.
12
Эль Греко Воскресение Христа
13. 1.1. Второе пришествие
• 4. Второепришествие.
После второго
пришествия
Христа на земле
установится
Царствие Божие
– тысячелетнее
царство добра и
справедливости.
Микеланджело
Страшный суд
Фреска на алтарной стене
Сикстинской капеллы в
Ватикане
13
14. 1.1. Вывод
• Таким образом, вера в непорочное зачатие,боговоплощение, воскрешение, вознесение,
второе пришествие – суть христианства.
Триптих
Иеронима
Босха
Страшный
суд
14
15. 1.1. Символ веры
Содержание христианствапочти необозримо, оно
охватывает все стороны
человеческой жизни и
мышления.
«Свод» основных
положений, называемых
Символом веры был принят
на Никейском и
Константинопольском
Вселенских (с участием всех
церквей) Соборах в 325 г. и
381 г. и состоит из 12
частей, которые выражают
основные догматы веры, т.е.
утверждения, не требующие
доказательств.
15
16. 1.1. 12 положений Символа веры
12 положений Символа верыВот их сокращенное изложение:
1. Вера в Единого Бога-Отца, Творца и Вседержителя всего видимого и
невидимого.
2. Вера в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, что Он извечен, рожден,
а не сотворен и имеет одну сущность с Богом Отцом.
3. Вера в то, что Иисус Христос ради спасения людей сошел на землю и
воплотился от Духа Святого у Девы Марии.
4. Вера в то, что Он страдая, был распят и погребен.
5. Вера в Воскресение Христово на третий день после Распятия.
6. Вера в Его вознесение и пребывание одесную (по правую руку) Отца.
7. Ожидание второго пришествия Иисуса Христа для будущего суда над
живыми и мертвыми, наступление Его вечного царства для праведных.
8. Вера в Духа Святого, третье лицо Святой Троицы, который исходит от
Бога-Отца.
9. Вера в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Признание необходимости единого (одного) крещения для оставления
грехов.
11. Ожидание воскресения умерших.
12. Вера в будущую жизнь (блаженство) для достойных после суда Иисуса
Христа.
16
17. 1.2. Таинства
1.2.1. Таинство крещенияВ 10-й части говорится
только о таинстве
крещения. Но их
установлено семь. Таинства
– это не постижимые
разумом действия,
сообщающие
принимаемому их
Божественную благодать и
готовящие его к вечному
блаженству. Благодать же
есть спасительное
воздействие, подаваемое
людям Святым Духом.
17
18. 1.2.1. Кошелев Николай Андреевич Семь Таинств церковных
Эскиз росписи храма Христа Спасителя18
19. 1.2.2. Миропомазание
Другими Таинствами православия являются:Миропомазание. По вероучению, миропомазание
подает помощь к благочестивой жизни.
19
20. 1.2.3. Покаяние
Покаяние (илиисповедь).
Исповедь состоит в
открытии своих
грехов священнику в
доверительной
беседе (один на
один).
Грех понимается как
нарушение
нравственных
законов православия.
Священник отпускает
грехи от имени
Христа и допускает к
таинству
причащения.
20
21. 1.2.4. Причащение (Евхаристия, благодарение)
Производится на главномБогослужении – Литургии
(или обедне) и состоит в
том, что верующий под
видом хлеба и вина вкушает
тело и кровь Христову,
готовясь, таким образом, к
получению спасения
(вечной жизни). Через
причащение человек
становится центром
христианского
богослужения, становится
причастным.
Это таинство было
установлено самим
Иисусом Христом.
Икона Причащение апостолов
21
22. 1.2.5. Таинство брака (Венчания)
Состоит вблагословении
священником
жениха и невесты
на совместную
жизнь и воспитание
детей.
Василий Владимирович Пукирев
Неравный брак
22
23. 1.2.6. Таинство священства (Хиротонии, Рукоположения)
Производится надбудущими
священнослужите
лями-епископами,
священниками и
диаконами. В
таинстве
рукоположения по
особому чину
посвящаемому
передается
Божественная
благодать и право
совершать
богослужебные
действия.
23
24. 1.2.7. Таинство елеосвящения (Соборования)
Состоит в призывании Божьей благодати, прощениигрехов, а возможно, исцелении серьезно больного
верующего.
24
25. 1.3. Двунадесятые праздники
Кроме семи таинств важную роль в христианствеиграют другие обряды и праздники.
Отношения человека с Богом в религиях
опосредуются ритуалами, следованием канонов,
почитанием праздников.
В христианстве это двунадесятые праздники и
Пасха:
Двунадесятые праздники (Рождество Богоматери
(Девы Марии), Введение во храм Девы Марии,
Благовещение, Рождество Христово, Сретение,
Богоявление (Крещение), Преображение, Вход
Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица
(Пятидесятница), Успение Богоматери,
Крестовоздвижение) – наиболее значительные
25
праздники православной церкви.
26. 1.3.1. Рождество Богоматери (21 сентября)
У благочестивой семейнойпары из Иерусалима –
Икона Рождество Богоматери
Нач. XVI века
Иоакима и Анны – долгое
время не было детей. Когда
Иоаким пришёл в храм
принести Богу жертву,
первосвященник ему
отказал, так как он «не
создал потомства
Израилю». Тогда Иоаким в
скорби удалился в пустыню
для молитвы, а его жена
осталась дома в
одиночестве и тоже
молилась.
26
27. 1.3.1. Иоаким и Анна
В это время им обоим быловидение ангела,
возвестившего, что «Господь
внял молитве твоей, ты
зачнёшь и родишь, и о
потомстве твоём будут
говорить во всём мире».
После этого благовестия
Иоаким и Анна встретились у
Золотых ворот Иерусалима.
После этого Анна зачала.
Супруги дали обет
посвятить своего ребёнка
Богу и, как было тогда в
обычае, отдать его в
Иерусалимский храм для
служения до
совершеннолетия.
Витторио Карпаччо
Цикл «Альбанези»,
Рождество Богоматери
27
28. 1.3.2. Введение во храм Девы Марии (4 декабря)
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родителирешили выполнить своё обещание: отдать девочку на
служение в храм. В храме Марию встретил первосвященник
(православное предание считает, что это был Захария, отец
Иоанна Предтечи) со множеством священников.
Родители поставили Марию на первую ступень лестницы,
которая вела ко входу в храм. И все были исполнены Когда
она была поставлена перед храмом Господа, она
поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не
оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это
обыкновенно делают дети. удивления при виде этого, и
священники храма были в изумлении. Затем, по преданию,
первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в
святая святых, куда из всех людей только раз в году входил
первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все
присутствовавшие в храме дивились необыкновенному
событию.
28
29. 1.3.2. Тициан Вечеллио Введение во храм Пресвятой Богородицы
1.3.2. Тициан Вечеллио Введение во храм Пресвятой Богородицы29
30. 1.3.2. Дева Мария во храме
Церковное предание сообщает,что во время пребывания в
Иерусалимском храме Мария
воспитывалась вместе с
другими благочестивыми
девами, изучала Священное
Писание, занималась
рукоделием и постоянно
молилась. Согласно
Протоевангелию Иакова, в
храме Мария находилась до
двенадцати лет, когда по
указанию ангела священник
Захария устроил смотр
женихов, на котором по чудесно
расцветшему посоху в мужья
Марии был выбран вдовец
Иосиф.
30
31. 1.3.3. Благовещение (7 апреля)
События Благовещения описаны единственным евангелистом– апостолом Лукой.
В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после
зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи
Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с
вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира.
Леонардо да Винчи Благовещение
31
32. 1.3.4. Рождество Христово (7 января)
Подробный рассказ о рожденииИисуса Христа приводится
только у евангелистов Луки и
Матфея. Мария и Иосиф
пошли в Вифлеем из-за
переписи населения Римской
империи, проходившей при
императоре Августе.
В это время Сирией управлял
Квириний (Лк. 2:1-2). Согласно
указу императора, для
облегчения ведения переписи
каждый житель империи должен
был явиться «в свой город». Так
как Иосиф с Марией были
потомками Давида, они
направились в Вифлеем.
32
33. 1.3.4. Рождество в византийской иконографии
РОЖДЕСТВОХРИСТОВО
Византия
Первая четверть
XV века.
Афины,
собрание
33
34. 1.3.4. Поклонение пастухов
После рождения Иисуса первымииз людей ему пришли поклониться
пастухи, извещённые об этом
событии явлением ангела.
Согласно евангелисту Матфею, на
небе была явлена чудесная
звезда, которая привела к
младенцу Иисусу волхвов
(мудрецов).
Они преподнесли Христу дары –
золото, ладан и смирну; к тому
времени Святое Семейство уже
нашло приют в доме (или возможно
в гостинице). (Мф. 2:1-11)
Узнав о рождении Мессии и желая
его уничтожить, царь Иудеи Ирод
приказал убить всех младенцев
в возрасте до 2 лет. Однако
Христос был чудесно спасён от
смерти, потому что ангел повелел
Иосифу бежать в Египет вместе с
семьей, где они и жили до смерти
Ирода. (Мф. 2:16).
34
35. 1.3.4. Рождество Христово в русской иконографии
Рождество ХристовоИкона XVI в.
35
36. 1.3.5. Сретение (15 февраля)
На сороковой день после рождестваХристова и по исполнении дней
законного очищения Пречистая
Богородица вместе со святым Иосифом
пришла из Вифлеема в Иерусалим ко
храму Божию, принеся сорокадневного
младенца Христа.
По закону Моисееву, родители
должны были приносить в храм для
посвящения Богу своих первенцев
(то есть первых сыновей) на
сороковой день после рождения.
При этом полагалось в благодарность
Богу принести жертву.
Во исполнение этого закона Матерь
Божия с Иосифом и принесли младенца
Иисуса в храм Иерусалимский, а для
жертвы принесли двух птенцов
голубиных.
Сретение Школа Андрея Рублева
36
37. 1.3.5. Сретение Византийская икона, XV век
3738. 1.3.5. Значение Сретения
Славянское слово «сретение» переводится на современныйрусский язык как «встреча».
Сретение – это встреча человечества в лице старца
Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек
праведный и благочестивый – по преданию, один из
семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым
египетский царь Птолемей II Филадельф (285 – 247 до н. э.)
поручил перевести Священное Писание с еврейского на
греческий язык.
Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и
прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына»,
он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно
стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но
ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил
его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности
пророчества пророка Исайи.
Симеон долго ждал исполнения обещания Божия: он жил, по
преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа
Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом
принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки.
38
39. 1.3.5. Сретение Господне
3940. 1.3.6. Крещение (Богоявление) (19 января)
Согласно евангельскому рассказу, к ИоаннуКрестителю, находившемуся у реки Иордан в
Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос (в
30-летнем возрасте – Лк. 3:23) с целью
принять крещение. При участии Иоанна
всенародно было засвидетельствовано
мессианское предназначение Иисуса.
Во время крещения, согласно Евангелиям, на
Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя.
Одновременно с этим Глас с Небес
провозгласил: «Сей есть Сын Мой
возлюбленный, в Котором Моё
благоволение».
40
41. 1.3.6. Крещение в иконографии
Икона Крещение Господне.15 век,
школа Андрея Рублева
41
42. 1.3.6. Искушение Христа
Согласно евангельскому рассказу, послесвоего крещения Иисус Христос, ведомый
Духом, удалился в пустыню, чтобы в
уединении, молитве и посте подготовиться к
исполнению миссии, с которой он пришёл на
землю.
Иисус сорок дней «был искушаем от диавола
и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их
напоследок взалкал» (Лк. 4:2). Тогда
приступил к нему дьявол и тремя
обольщениями попытался соблазнить его на
грех, как всякого человека.
42
43. 1.3.6. Иван Николаевич Крамской Христос в пустыне (1872)
1.3.6. Иван Николаевич Крамской Христос в пустыне (1872)43
44. 1.3.7. Преображение Господне (19 августа)
7. Преображение Господне (19 августа) – незадолго досвоего страдания и смерти на кресте Иисус Христос сказал
апостолам, что среди них есть те, кто прежде смерти увидит
Царство Божие пришедшее в силе.
Через несколько дней трех из них: Петра, Иакова и Иоанна –
Он возвел на высокую гору и там, во время молитвы,
преобразился перед ними.
«Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как
снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился
им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом».
Так описывает это событие евангелист Марк.
Смысл Преображения Господня для апостолов заключался в
том, чтобы они, когда увидят Иисуса распинаемым, не
усомнились в его учении, а увидели добровольное страдание
и смерть Бога за людей. И проповедали миру, что Господь
Иисус Христос есть истинный Сын Божий.
44
45. 1.3.7. Преображение Господне Феофан Грек Икона. Начало XV в.
1.3.7.Преображение Господне
Феофан Грек
Икона. Начало XV в.
45
46. 1.3.8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи и посвященвоспоминанию одного из ключевых событий евангельской
истории: вернувшись в Иерусалим за шесть дней до Пасхи,
Иисус Христос остановился на склоне Елеонской горы, в доме
Лазаря, совершив на следующий день церемониальный вход
в столицу Израиля.
По описаниям евангелистов, Христос, сидя на молодом осле,
в окружении апостолов, паломников и местных жителей,
торжественно направился к столице, словно желая занять
принадлежащий ему престол.
Как законный представитель династии иудейских царей, Он
удостаивается почестей. «Многие стелили свою одежду на
дороге, а другие – ветви, срезанные с деревьев в поле. И
шедшие впереди, и шедшие сзади кричали: «Осанна!»
(«спасай нас!»). Да будет благословен Идущий во имя
Господа! Да будет благословенно грядущее царство нашего
46
отца Давида! Осанна в небесах! (Мк. 11, 8-11).
47. 1.3.8. Вход Господень в Иерусалим в иконографии
Икона Кирилло-Белозерскогомузея-заповедника
47
48. 1.3.9. Пасха
• 1. В христианстве:ежегодный весенний
праздник,
посвящённый
чудесному
воскресению
распятого на кресте
Спасителя; Светлое
воскресение Христово.
• 2. В иудаизме:
ежегодный весенний
праздник,
посвящённый выходу
евреев из Египта.
Марко Пино Воскресение, ок. 1555 г.
48
49. 1.3.9. История возникновения праздника Пасхи
История возникновения праздника Пасхиуходит своими корнями в глубину веков.
В Библии в главе «Исход» повествуется, что
еврейский народ, бывший в рабстве у египтян,
терпел от своих хозяев великие мучения и
притеснения. Но, несмотря на это, они
уповали на милость Божью и помнили о
данном им завете и о земле обетованной.
Среди евреев был один человек по имени
Моисей, которого Бог и избрал себе пророком.
Отдав в помощь Моисею его брата Аарона,
Господь творил через них чудеса и насылал
на египтян различные казни числом 10.
49
50. 1.3.9. Микеланджело Буонарроти Моисей
5051. 1.3.9. Жертвенный агнец
Египетский фараон долго не желал отпустить своихрабов на свободу. Тогда Бог повелел израильтянам
вечером заколоть на каждое семейство по одному
годовалому ягнёнку мужского пола и без порока. А
кровью его помазать перекладины дверей своего
жилища. Ягнёнка нужно было съесть за ночь, не
ломая его костей. Ночью ангел Божий прошёл по
Египту и умертвил всех египетских первенцев от
скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В
страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но
когда те подходили к берегам Красного моря, он
опомнился и погнался за своими рабами. Однако Бог
разверз воды морские и провёл евреев по морю, как
по суше, а фараон был потоплен. В честь этого
события с тех пор и до сего дня евреи празднуют
Пасху, как освобождение от египетского плена. 51
52. 1.3.9. Симон де Вос Израильтяне после перехода через Черное море
1.3.9. Симон де Вос Израильтяне после перехода через Черное море52
53. 1.3.9. Первая казнь
Наказание кровьюИ поднял [Аарон] жезл и
ударил по воде речной
пред глазами фараона и
пред глазами рабов его, и
вся вода в реке
превратилась в кровь, и
рыба в реке вымерла, и
река воссмердела, и
египтяне не могли пить
воды из реки; и была кровь
по всей земле египетской.
(Исх. 7:20,21)
53
54. 1.3.9. Вторая казнь
Казнь лягушкамиИ сказал Господь
Моисею: скажи
Аарону: простри руку
твою с жезлом твоим
на реки, на потоки и
на озера и выведи
жаб на землю
Египетскую. Аарон
простер руку свою на
воды Египетские; и
вышли жабы и
покрыли землю
Египетскую.
(Исх. 8:5,6)
54
55. 1.3.9. Третья казнь
Нашествие мошек…Аарон простер руку
свою с жезлом своим и
ударил в персть земную,
и явились мошки на
людях и на скоте. Вся
персть земная сделалась
мошками по всей земле
Египетской. Старались
также и волхвы чарами
своими произвести
мошек, но не могли. И
были мошки на людях и
на скоте. И сказали
волхвы фараону: это
перст Божий. Но сердце
фараоново
ожесточилось, и он не
послушал их, как и
говорил Господь.
(Исх. 8:17-19)
55
56. 1.3.9. Четвертая казнь
Наказание песьими мухамиИ сказал Господь Моисею: завтра
встань рано и явись пред лице
фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты
скажи ему: так говорит Господь:
отпусти народ Мой, чтобы он
совершил Мне служение. а если не
отпустишь народа Моего, то вот, Я
пошлю на тебя и на рабов твоих, и на
народ твой, и в домы твои песьих
мух, и наполнятся домы египтян
песьими мухами и самая земля, на
которой они живут; и отделю в тот
день землю Гесем, на которой
пребывает народ Мой, и там не
будет песьих мух, дабы ты знал, что
Я Господь среди земли; Я сделаю
разделение между народом Моим и
между народом твоим. Завтра будет
сие знамение. Так и сделал Господь:
налетело множество песьих мух в
дом фараонов, и в домы рабов его, и
на всю землю египетскую: погибала
земля от песьих мух.
(Исх. 8:20-25)
56
57. 1.3.9. Пятая казнь
Мор скотаУ всех египтян вымер скот, находившийся в поле,
напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда
фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился
и евреев все же не отпустил (Исх. 9:3-7).
57
58. 1.3.9. Шестая казнь
Язвы и нарывыПосле этого Господь повелел Моисею
и Аарону взять по пригоршне печной
сажи и подбросить ее высоко вверх
перед фараоном. Так они и сделали, и
покрылись тела египтян и животных их
страшными язвами и нарывами.
И испугался фараон, что всю
оставшуюся жизнь будет мучиться и
чесаться из-за язв и нарывов и решил
отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил
сердце его и дал ему смелость
поступать согласно своим
убеждениям, ибо хотел, чтобы
отпустил фараон евреев не из страха,
но из осознания того, что ни один
земной царь не может спорить с
Богом. И вновь не отпустил иудеев
фараон (Исх. 9:8-11).
58
59. 1.3.9. Седьмая казнь
Гром, молнии и огненный град...и Господь произвёл гром и град, и огонь
разливался по земле; и послал Господь град на
землю Египетскую; и был град и огонь между
градом, [град] весьма сильный, какого не было
во всей земле Египетской со времени
населения ее. И побил град по всей земле
Египетской все, что было в поле, от
человека до скота, и всю траву полевую
побил град, и все деревья в поле поломал
(Исх. 9:23-25)
59
60. 1.3.9.Джон Мартин Седьмая казнь, 1823
6061. 1.3.9. Восьмая казнь
Нашествие саранчиПодул сильный ветер, а за
ветром налетели на Египет
полчища саранчи, сожрав
всю зелень вплоть до
последней травинки на
земле египетской.
И вновь просил фараон
Моисея вымолить пощаду у
Бога, и вновь обещал
отпустить евреев. Воззвал
Моисей к Богу, и подул ветер
в другую сторону, и унес он
всю саранчу. Но вновь
укрепил Бог сердце фараона,
и снова тот не отпустил
сынов Израилевых.
И началась девятая казнь
(Исх.10:13-15)
61
62. 1.3.9. Девятая казнь
Необычная темнотаМоисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле
Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с
места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в
жилищах их (Исх. 10:22-23)
62
63. 1.3.9. Десятая казнь
Казнь первенцевВ полночь Господь
поразил всех первенцев в
земле Египетской, от
первенца фараона,
сидевшего на престоле
своем, до первенца
узника, находившегося в
темнице, и все
первородное из скота
(Исх. 12:29)
63
64. 1.3.9. Великий четверг
• Великийчетверг –
в христианстве
четверг
Страстной
недели (Великой
седмицы), в
который
вспоминается Та
йная вечеря и
установление
Иисусом
Христом таинств
а Евхаристии.
Икона Тайная Вечеря
16 век
64
65. 1.3.9. Страстная пятница
• Страстная пятница – по традиции, перед праздникомПесах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в
надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако,
подстрекаемый первосвященниками, народ требует
отпустить Варавву.
• Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день
Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в
ветхозаветную Пасху (Песах) есть прообраз Пасхи
новозаветной – заклания Христа как Агнца Божьего за
грехи мира.
• Как кости пасхального агнца (перворожденного и без
порока) не должны быть преломлены, так и Христу не
перебивают голени, в отличие от других казнённых.
• Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата
погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей,
пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб –
пещеру до наступления субботнего покоя.
При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая
Мария».
65
66. 1.3.9. Распятие Русская икона XV в.
1.3.9. РаспятиеРусская икона XV в.
66
67. 1.3.9. Великая суббота
Великая суббота – первосвященники, вспомнив,что Христос говорил о своём воскресении на третий
день, несмотря на текущий праздник и субботу,
обращаются к Пилату поставить стражу на три дня,
чтобы ученики не украли тело, изобразив тем
самым воскресение учителя из мёртвых.
67
68. 1.3.9. Икона Схождение в ад
1.3.9. ИконаСхождение в ад
68
69. 1.3.9. Воскресение Христово
ВоскресениеХристово (первый
день после
субботы) – после
субботнего покоя ко
гробу идут женымироносицы. Перед
ними ко гробу сходит
ангел и отваливает от
него камень,
происходит
землетрясение,
а стража повергается
в страх. Ангел говорит
женам, что Христос
воскрес, и предварит
их в Галилее.
69
70. 1.3.9. Икона Воскресение Христово Соловецкий монастырь
1.3.9. ИконаВоскресение
Христово
Соловецкий
монастырь
70
71. 1.3.9. Красная горка
• Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя, Красная горка).Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через
затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в
раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома
восклицает «Господь мой и Бог мой!».
• В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на
море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает
апостольство Петра, а также более чем пяти сотням других людей.
Кустодиев
Борис
Михайлович
Хоровод
71
72. 1.3.9. Фома Неверующий и Христос
7273. 1.3.10. Вознесение
9. Вознесение (на сороковой день после Пасхи) –двунадесятый господский праздник подвижного
годового цикла православного церковного
календаря, совершаемый в четверг шестой недели.
Название праздника (в западной традиции –
«Восшествие») выражает одно из важнейших
событий новозаветной истории – окончательное
завершение Иисусом Христом времени своей земной
жизни.
Согласно повествованию ап. Луки, автора третьего
Евангелия и Книги Деяний апостольских, Вознесение
Иисуса Христа произошло через сорок дней после
Воскресения, в окрестностях Иерусалима – к востоку
от города, на склоне горы Елеон (гора Олив, или
Масличная гора), после прощальной беседы с
73
апостолами (Лк. 24:50-51, Деян. 1:1-12).
74. 1.3.10. Вознесение Господне Николо-Берлюковская пустынь
7475. 1.3.11. Троица
10. Троица (на пятидесятый день после Пасхи) –в праздник Пятидесятницы вспоминается и
прославляется сошествие на апостолов Святого
Духа в виде огненных языков.
Название Пятидесятницы этот праздник получил
потому, что это событие совершилось в
ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который
отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день.
Этот праздник называется также Днем Святой
Троицы. Последнее название объясняется тем, что
сошествием Святого Духа на апостолов открылась
совершительная деятельность третьего лица
Пресвятой Троицы и учение Господа Иисуса Христа
о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в
домостроительстве спасения человеческого рода
75
достигло совершенной ясности и полноты.
76. 1.3.11. Андрей Рублев Троица
7677. 1.3.12. Успение Богоматери (28 августа)
11. Успение Богоматери (28 августа) – к моментуСвоей смерти Богородица проживала в Иерусалиме,
посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень.
Однажды во время молитвы Ей явился архангел
Гавриил, сообщивший, что через три дня Она
«отойдет ко Христу Богу».
Архангел успокоил Марию, чтобы Она была готова к
Своему смертному часу и вручил Богородице ветвь
райского древа, указав нести её перед гробом
Богородицы при погребении.
Желая видеть перед смертью апостолов, она
обратилась с молитвой к Богу.
Простившись со всеми близкими и сделав
распоряжение относительно Своего имущества,
Богородица приготовилась к смерти.
77
78. 1.3.12. Феофан Грек Успение Богоматери
7879. 1.3.12. Кончина Богоматери
Внезапно в горницезаблистал
несказанный свет
Божественной славы,
помрачивший
светильники.
Все увидели, что
кровля горницы
открыта и Христос со
святыми праотцами и
пророками
приближался к
Пречистой Матери.
После этого Дева
Мария мирно
скончалась.
Эль Греко Успение Богоматери
79
80. 1.3.13. Крестовоздвижение (27 сентября)
• 12. Крестовоздвижение (27 сентября) – крестбыл найден приехавшей в Палестину матерью
императора Константина Великого царицей
Еленой и иерусалимским епископом Макарием
(314 – 333).
• В результате раскопок была найдена пещера
Гроба Господня, а неподалёку от неё были
обнаружены три креста.
• Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда
больная женщина, на которую их поочерёдно
возлагали, получила исцеление.
• По другому преданию, от соприкосновения с этим
крестом воскрес умерший, которого несли по
улице для погребения (отсюда и название
Животворящий Крест).
80
81. 1.3.13. Икона Крестовоздвижение
1.3.13. Икона Крестовоздвижение81
82. 1.3.13. Святая Елена
• Святая царица Елена ознаменовала места, связанные сземной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов,
воздвигнутых в Вифлееме – месте Рождества Христова, на
горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в
Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими
страданиями и где была погребена Божия Матерь после
успения.
• В Константинополь святая Елена привезла с собой часть
Животворящего Древа и гвозди.
• Равноапостольный император Константин повелел
воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный
храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и
Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет.
• Святая Елена не дожила до освящения храма; она
скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На
следующий день, 14 сентября (старый стиль), установлено
было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего
Креста.
• Другие почитаемые праздники: Обрезание Господне,
Торжество Пресвятой Богородицы.
82
83. 1.3.13. Обрезание Господне
Икона СвятоВведенского храма83
84. 1.3.13. Торжество Пресвятой Богородицы
ИконаТоржество Пресвятой
Богородицы,
Порт-Артурская
84
85. 2. Иисус Христос как основатель религии
• Иисус Христос (4 г. до н.э. – ок. 30 г. н. э.) – основательодной из величайших мировых религий – христианства,
центральный персонаж христианской религиозномифологической и догматической системы и объект
христианского религиозного культа.
• Основная версия жизни и деятельности Иисуса Христа
вышла из недр самого христианства. Она изложена прежде
всего в своеобразных свидетельствах об Иисусе Христе –
особом жанре раннехристианской литературы, получившем
название «евангелий» («благая весть»).
• Часть их (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна)
признается официальной церковью подлинными
(каноническими), и они поэтому образуют ядро Нового
Завета; другие (Евангелия от Никодима, Петра, Фомы,
Первоевангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матфея,
Евангелие детства) относят к категории апокрифов
(«тайных текстов»), т.е. неподлинных.
85
86. 2. Значение имени Христа
• Имя «Иисус Христос»отражает сущность
его носителя.
«Иисус» – греческий
вариант
распространенного
еврейского имени
«Иешуа» («Иошуа»),
что означает «Бог
помощь / спасение».
«Христос» – перевод
на греческий
арамейского слова
«мешийа» (мессия,
т.е. «помазанник»).
Симон Ушаков Спас нерукотворный
86
87. 2.1. Рождение Христа
• Евангелия представляют Иисуса Христанеобыкновенной личностью на протяжении всего
его жизненного пути – от чудесного рождения до
удивительного конца его земной жизни.
• Иисус Христос появляется на свет (Рождество
Христово) в эпоху правления римского императора
Августа (30 до н.э. – 14 н.э.) в палестинском городе
Вифлееме в семье Иосифа Плотника, потомка
царя Давида, и его жены Марии.
• Это отвечало ветхозаветным пророчествам о
рождении грядущего мессианского царя из рода
Давида и в «городе Давида» (Вифлееме).
Появление Иисуса Христа предсказано ангелом
Господним его матери (Благовещение) и ее мужу
Иосифу.
87
88. 2.1. Пьетро Перуджино Рождение Христа
8889. 2.1. Бартоломео Эстебан Мурильо Святое Cемейство с птичкой
2.1. Бартоломео Эстебан Мурильо Святое Cемейство с птичкойАпокрифы
рассказывают о
многочисленных
чудесах,
совершенных
двухлетним
Иисусом Христом
на пути в Египет.
89
90. 2.2. Детство Христа
• После трехлетнего пребывания в Египте Иосиф иМария, узнав о смерти Ирода, возвращаются в
свой родной город Назарет в Галилее (Северная
Палестина).
• Затем, по свидетельству апокрифов, в течение
семи лет родители Иисуса переезжают с ним из
города в город, и повсюду за ним тянется слава о
совершенных им чудесах: по слову его люди
исцелялись, умирали и воскресали,
неодушевленные предметы оживали, дикие звери
смирялись, воды Иордана расступались.
• Ребенок, выказывая необычайную мудрость,
ставит в тупик своих наставников.
Двенадцатилетним мальчиком он поражает
необычайно глубокими вопросами и ответами
учителей Закона (законов Моисея), с которыми
вступает в беседу в Иерусалимском храме.
90
91. 2.3. Проповедническая деятельность Христа
• Когда же Иисус Христос достигает этого возраста,он принимает крещение в реке Иордан у Иоанна
Крестителя (это событие Лука относит к
«пятнадцатому году правления императора
Тиберия», т.е. к 30 н.э.), и на него нисходит Святой
Дух, который приводит его в пустыню.
• Там в течение сорока дней он борется с дьяволом,
отвергая одно за другим три искушения – голодом,
властью и верой. По возвращении из
пустыни Иисус Христос начинает
проповедническую деятельность.
• Он призывает к себе учеников и, странствуя с ними
по Палестине, возвещает свое учение, толкует
ветхозаветный Закон и совершает чудеса.
Деятельность Иисуса Христа развертывается в
основном на территории Галилеи, в окрестностях
Геннисаретского (Тивериадского) озера, но на
каждую Пасху он отправляется в Иерусалим. 91
92. 2.3. Харменс ван Рейн Рембрандт Христос в шторм на Галилейском море
2.3. Харменс ван Рейн Рембрандт Христос в шторм на Галилейском море92
93. 2.3. Харменс ван Рейн Рембрандт Христос и грешница
2.3. Харменс ван Рейн Рембрандт Христос и грешница93
94. 2.3. Благая весть о Царстве Божьем
• Смысл проповеди Иисуса Христа – благая весть оЦарстве Божьем, которое уже близко и которое
уже осуществляется среди людей через
деятельность мессии.
• Обретение Царства Божьего есть спасение,
ставшее возможным с приходом на землю Христа.
Путь к спасению открыт всем, кто отвергнет
земные блага ради духовных и кто возлюбит Бога
больше самого себя.
• Проповедническая деятельность Иисуса Христа
проходит в постоянных спорах и конфликтах с
представителями иудейской религиозной элиты –
фарисеями, саддукеями, «учителями Закона», в
ходе которых мессия восстает против буквального
понимания ветхозаветных нравственных и
религиозных предписаний и призывает постичь их
истинный дух.
94
95. 2.3. Харменс ван Рейн Рембрандт Возвращение блудного сына
2.3. Харменс ванРейн Рембрандт
Возвращение блудного
сына
95
96. 2.4. Чудеса Христа
Слава Иисуса Христа растет не только благодаряпроповедям, но и благодаря совершаемым им
чудесам.
• Помимо многочисленных исцелений и даже
воскрешений мертвых (сына вдовы в Наине,
дочери Иаира в Капернауме, Лазаря в Вифании),
это – превращение воды в вино на свадьбе в Кане
Галилейской, чудесный лов рыбы и укрощение
бури на Геннисаретском озере, насыщение пятью
хлебами пяти тысяч человек, хождение по воде,
насыщение семью хлебами четырех тысяч
человек, обнаружение божественной сущности
Иисуса во время молитвы на горе Фавор
(Преображение Господне) и т.д.
96
97. 2.4. Поленов Василий Дмитриевич Воскрешение дочери Иаира
2.4. Поленов Василий ДмитриевичВоскрешение дочери Иаира
97
98. 2.5. Иерусалимский финал истории Иисуса
• Земная миссия Иисуса Христа неизбежно движется к своейтрагической развязке, которая предсказана в Ветхом
Завете и которую он сам предвидит.
• Популярность проповеди Иисуса Христа, рост числа его
приверженцев, толпы людей, следующих за ним по дорогам
Палестины, его постоянные победы над ревнителями
Закона Моисея вызывают у религиозных лидеров Иудеи
ненависть и намерение расправиться с ним.
• Иерусалимский финал истории Иисуса – Тайная Вечеря,
ночь в Гефсиманском саду, арест, суд и казнь –
безусловно, самая проникновенная и самая драматическая
часть Евангелий.
• Против прибывшего в Иерусалим на Пасху Иисуса Христа
иудейские первосвященники, «учителя Закона» и
старейшины составляют заговор; Иуда Искариот, один из
учеников Иисуса Христа, соглашается продать своего
учителя за тридцать сребреников.
98
99. 2.5. Якопо Тинторетто Тайная вечеря
2.5. Якопо ТинтореттоТайная вечеря
99
100. 2.5. Прощание Иисуса Христа с учениками
• На пасхальной трапезе в кругу двенадцатиапостолов (Тайная Вечеря) Иисус
Христос предсказывает, что один из них
предаст его.
• Прощание Иисуса Христа с учениками
обретает универсально-символический
смысл: «И, взяв хлеб и благодарив,
преломил и подал им, говоря: сие есть тело
Мое, которое за вас предается; сие творите
в Мое воспоминание.
• Также и чашу после вечери, говоря: сия
чаша есть Новый Завет в Моей крови,
которая за вас проливается» (Лк. 22:19-20);
100
так вводится обряд причастия.
101. 2.5. Леонардо да Винчи Тайная вечеря
101102. 2.5. В Гефсиманском саду
• В Гефсиманском саду у подножья Масличной горы в скорби итоске Иисус Христос молит Бога избавить его от грозящей ему участи:
«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39).
Перов Василий Григорьевич Христос в Гефсиманском саду
102
103. 2.5. Предательство
• В этот роковой час Иисус Христос остается водиночестве – даже самые близкие его
ученики, несмотря на его просьбы остаться с
ним, предаются сну.
• Приходит Иуда с толпой иудеев и целует
Иисуса Христа, тем самым выдавая врагам
своего учителя. Иисуса хватают и, осыпая
оскорблениями и побоями, приводят в
синедрион (собрание иудейских
первосвященников и старейшин).
• Его признают виновным и передают римским
103
властям.
104. 2.5. Поцелуй Иуды Икона XVI в.
2.5.Поцелуй Иуды
Икона XVI в.
104
105. 2.5. Николай Николаевич Ге Что есть истина?
Однако римскийпрокуратор Иудеи Понтий
Пилат на находит за ним
никакой вины и предлагает
помиловать его по случаю
Пасхи. Но толпа иудеев
поднимает страшный крик,
и тогда Пилат приказывает
принести воды и умывает в
ней руки, говоря:
«Невиновен я в крови
праведника Сего» (Мф.
27:24).
2.5. Николай Николаевич Ге
Что есть истина?
105
106. 2.5. Христос и Понтий Пилат
• По требованию народа он осуждает ИисусаХриста на распятие и отпускает на свободу
вместо него мятежника и убийцу Варавву.
Вместе с двумя разбойниками его
распинают на кресте.
• Крестные муки Иисуса Христа длятся шесть
часов.
• Когда он, наконец, испускает дух, вся земля
погружается во тьму и сотрясается, завеса в
Иерусалимском храме разрывается надвое,
и праведники восстают из гробов.
106
107. 2.5. Николай Николаевич Ге Распятие
107108. 2.5. Плащаница
• По просьбеИосифа
Аримафейского,
члена
синедриона,
Пилат отдает ему
тело Иисуса
Христа, которое
он, обернув в
плащаницу,
хоронит в
гробнице,
высеченной в
скале.
108
109. 2.5. Воскресение Господне
На третий день после казни Иисуса Христа воскресает во плоти иявляется своим ученикам (Воскресение Господне). Он возлагает на них
миссию распространить его учение среди всех народов, а сам возносится
на небеса (Вознесение Господне).
Александр
Андреевич
Иванов
Явление
Христа
народу
109
110. 2.6. Второе пришествие Христа
• В конце времен Иисусу Христу суждено вернуться наземлю, чтобы творить Страшный Суд (Второе Пришествие).
Андрей Рублев. Фрески Страшного суда
110
111. 3. Православие и католицизм: причины раскола
• На рубеже VIII-IX веков из-под влияния Константинополявыходят земли западной части некогда мощной Римской
империи. Политический раскол потянул за собой
разделение христианской Церкви на Восточную и
Западную, имеющие отныне свои особенности управления.
Папа Римский на Западе сосредоточил в одних руках и
церковную, и светскую власть. Христианский же Восток
продолжал жить в условиях взаимопонимания и
взаимоуважения двух веток власти – Церкви и императора.
• Окончательной датой раскола христианства принято
считать 1054 год. Глубинное единство верующих во Христе
нарушилось. После этого Восточная Церковь стала
именоваться Православной, а Западная – Католической.
Уже с момента разделения наметились различия в
вероучении Востока и Запада.
• Обозначим основные отличия православия от католицизма.
111
112. 3. Католическая и православная церкви
112113. 3.1. Организация церкви
• Православие сохраняеттерриториальное разделение на
независимые поместные церкви.
Нынче их пятнадцать, девять из
которых являются патриархатами.
В области канонических вопросов и
обрядов у поместных церквей
могут быть свои особенности.
Главой Церкви православные
считают Иисуса Христа.
• Католицизм придерживается
организационного единства в
авторитете папы с разделением на
церкви латинского и восточного
(униатского) обряда. Монашеским
орденам предоставлена
значительная автономия. Главой
Церкви и непререкаемым
авторитетом католики считают
Папу Римского.
• Православная Церковь
руководствуется решениями Семи
Вселенских Соборов, Католическая
– уже двадцати одного.
113
114. 3.2. Принятие новых членов в Церковь
• В православии это происходит через Таинство Крещениятроекратным, во имя Пресвятой Троицы, погружением в
воду. Креститься могут как взрослые, так и дети. Новый
член Церкви, даже если это ребенок, сразу причащается и
миропомазывается.
• Таинство Крещения в католицизме происходит через
обливание или окропление водой. Креститься могут и
взрослые и дети, но первое причастие происходит в
возрасте 7-12 лет. К этому времени ребенок должен
выучить основы веры.
114
115. 3.2. Никола Пуссен Крещение Господне
115116. 3.3. Богослужение
• Главное богослужение у православных –Божественная Литургия, у католиков – Месса
(современное название католической
литургии).
116
117. 3.3. Православная и католическая службы
Православные РусскойЦеркви во время служб стоят
в знак особого смирения пред
Богом. В других Церквях
восточного обряда во время
богослужения позволено
сидеть. А в знак
безоговорочной и полной
покорности православные
совершают
коленопреклонения.
Не совсем справедливо
мнение о том, что католики
сидят всю службу. Треть всей
службы они проводят стоя.
Но есть такие богослужения,
которые католики
выслушивают стоя на
коленях.
117
118. 3.4. Причащение
• В православии Евхаристия (причащение) совершается наквасном хлебе. И священство, и миряне причащаются и
Кровью (под видом вина), и Телом Христовым (под видом
хлеба).
• В католицизме Евхаристия совершается на пресном хлебе.
Священство причащается и Крови и Тела, а миряне –
только Тела Христова.
118
119. 3.5. Исповедь
Обязательной вправославии
считается исповедь в
присутствии
священника. Без
исповеди к причастию
человек не
допускается, кроме
причащения
младенцев.
В католичестве
исповедь в
присутствии
священника
обязательна хотя бы
только один раз в год.
119
120. 3.6. Крестное знамение и нательный крест
В традиции Православной Церкви – четырех-, шестии восьмиконечные кресты с четырьмя гвоздями. Втрадиции Католической Церкви – четырехконечный
крест с тремя гвоздями. Православные крестятся
через правое плечо, а католики – через левое.
120
121. 3.7. Иконы
Есть православныеиконы, почитаемые
католиками, и
католические иконы,
почитаемые верующими
восточного обряда.
Но все же существуют
существенные различия
в священных
изображениях на
западных и восточных
иконах.
121
122. 3.7. Православная икона
• Православнаяикона
монументальна,
символична,
строгая. Она ни о
чем не повествует
и никого не
поучает.
• Ее
многоуровневость
требует
расшифровки – от
буквального до
сакрального
смысла.
122
123. 3.7. Отличия в иконописи
• Католическое изображение болееживописно и в большинстве случаев
является иллюстрацией к библейским
текстам. Здесь заметна фантазия
художника.
• Православная икона двумерна – только
горизонталь и вертикаль, это
принципиально. Пишется она в традиции
обратной перспективы. Католическая икона
трехмерна, писанная в прямой перспективе.
• Скульптурные изображения Христа,
Богородицы и святых, принятые в
католических храмах, восточной церковью
123
отвергаются.
124. 3.8. Брак священников
Православноесвященство делится на
белое духовенство и
черное (монахов).
Монахи дают обет
безбрачия.
Если
священнослужитель не
избрал для себя
монашеский путь, то он
должен жениться. Все
священники-католики
соблюдают целибат
(обет безбрачия).
124
125. 3.9. Учение о посмертной участи души
В католичестве,кроме рая и ада,
есть учение о
чистилище
(частном суде). В
православии
этого нет, хотя
есть понятие о
мытарствах души.
Джованни Беллини
Аллегория чистилища
125
126. 3.10. Отношения со светской властью
Нынче только в Греции и наКипре православие является
государственной религией.
Во всех других странах
Православная Церковь от
государства отделена.
Отношение Папы Римского со
светскими властями государств,
где католицизм является
господствующей религией,
регулируются конкордатами –
договорами между папой и
правительством страны.
Когда-то человеческие интриги и
ошибки разъединили христиан.
Отличие в вероучении,
безусловно, является
препятствием к единению в вере,
но не должно являться поводом ко
вражде и взаимной ненависти. Не
для этого когда-то на землю
пришел Христос.
Папа Римский Бенедикт XVI
126
127. 4. Протестантизм
Протестантизм – одно из основных (наряду справославием и католицизмом) направлений в
христианстве, состоящее из различных вероучений,
возникших в связи с Реформацией как протест
против католицизма.
127
128. 4. Возникновение протестантизма
В начале XVI в. в странах Западной иЦентральной Европы возник широкое
антифеодальное народное движение в форме
борьбы против злоупотреблений
католического духовенства (торговли
индульгенциями*, инквизиции**) и к
католической церкви в целом.
Это движение получило
название Реформация.
* Частичное или полное освобождение церковью верующего от наказания
за грехи за определенную плату или паломничество к святым местам.
**Общее название ряда учреждений Римско-католической церкви,
предназначенных для борьбы с ересью.
128
129. 4.1. Мартин Лютер
• Началось оно вГермании 31 октября
1517 г., в день
выступления
известного мыслителя
и общественного
деятеля того времени
Мартина Лютера
(1483-1646) с 95
тезисами против основ
католицизма (тезисы
намечены на северные
их дверях Замковой
129
церкви Виттенберга).
130. 4.1. Тезисы против основ католицизма
Вот некоторые из них:– Христос, провозглашая: «Кайтесь, ибо приблизилось Царство
Небесное», тем самым подтверждал, что жизнь верующих от начала и до
конца должно быть непрерывным покаянием.
– Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником (В
первых тезисах Лютер утверждал, что настоящее покаяние – длительный
процесс, а не одноразовое действие).
– Папа может снять только ту кару, которую сам накладывает на грешника
или на основании церковного устава, но небесной кары церковь лишить не
может.
– Каноны покаяния (наставления о том, какие налагать епитимьи на тех,
кто покаялся) должны определяться только для живых (Здесь и в
некоторых последующих тезисах отрицается власть Папы над
чистилищем).
– Учению Христа противоречат те регламентации католицизма, в которых
говорится о том, что нет нужды в покаянии для грешников, которые
покупают индульгенцию для души.
– Истинное, настоящее сокровище церкви – священное Евангелие славы и
благодати Божьей.
– Настоящий христианин стремится двинуться вслед за страстотерпцем
Христом не через разрешительную грамоту, а через чистосердечное
покаяние, является путем к спасению, утверждал Лютер.
130
131. 4.1. Контрреформация
Тезисы сыграли роль сигнала к выступлению всехоппозиционных сил за религиозную и национальную
независимость Германии.
Франсуа
Дюбуа Резня в Варфоломеевскую
Католическая церковь
на Реформацию
ответила ночь в Париже
контрреформацией. Начались жестокие религиозные войны.
131
132. 4.2. Томас Мюнцер
• Один из вождейкрестьянской войны в
Германии того
периода Томас
Мюнцер (1490-1525)
выступил против
католицизма с
позиций пантеизма*.
*Религиозное и философское
учение, объединяющее, и
иногда отождествляющее Бога и
мир.
132
133. 4.2. Концепция Мюнцера
Он доказывал, что Бог – это мир в целом,что Иисус Христос не является
историческим лицом и проявляется через
веру и только благодаря ей, а потому его
спасательная миссия может быть выполнена и
без официальной церкви.
Мюнцер требовал от политических и
религиозных деятелей установления
«Царства Божия» на земле, понимая под
таким Царством «общество без классовых
различий и без чужой для народа
государственной власти».
133
134. 4.2. Распространение протестантизма
• Из Германии Реформация распространилась наШвейцарию, Голландию, Швецию, Англию, Данию
и многие другие страны. Везде она
способствовала ликвидации религиозного
монополизма католической церкви и утверждению
нового направления в христианстве –
протестантизму.
• Итак, история протестантизма начинается с
Мартина Лютера. Он первым порвал с
католической церковью, сформулировал и отстоял
основные положения протестантской церкви День
31 октября, когда в 1517 г. были опубликованы
тезисы Лютера, отмечается протестантами как
праздник святого.
134
135. 4.3. Жан Кальвин
Выдающимся деятелем Реформациибыл также швейцарец Жан
Кальвин (1509-1564).
Его главный труд «Наставления в
христианской вере» была
напечатана в 1536 г.
• К тому времени протестантизм
уже сформировался как религия.
• Это произведение стало основой
нового религиозного течения,
теперь уже в протестантизме,
получившая название
«кальвинизм».
• Последователи протестантских
церквей кальвинистской
ориентации (кальвинисты) имели
большое влияние в Шотландии,
Нидерландах, на севере
Германии, во Франции.
135
136. 4.4. Реформация в Англии
Реформация в Англии имеланесколько иной характер, чем в
Германии или Швейцарии.
В 1534 г английский парламент
объявил независимость своей
церкви от папы и принял решение
считать ее главой короля Генриха
VIII.
Со временем влияние
протестантизма на англиканскую
церковь усилилось, что привело
более глубокое ее размежевание с
католицизмом.
Она переняла протестантские
догматы об оправдании верой и о
Святом Писании как единственном
источнике веры и отклонила учение
католицизма об индульгенции.
136
137. 4.5. Основные течения протестантизма
Таким образом, в период Реформации вГермании и Швейцарии, а затем, во времена
буржуазных революций, в других странах,
прежде всего в Англии, сформировались
основные течения, представляющие
протестантизм и в наше время.
Главными из них были и остаются
лютеранство, англиканство и
кальвинизм.
Все другие протестантские направления лишь
варьируют основные принципы этих течений.
137
138. 4.6. Вероучение протестантизма
Протестантизм разделяет общехристианскиепредставления о бытии Бога, его триединстве, о
бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако,
католическое представление о чистилище.
Протестантизм вернул церковь к трем самым
важным (утерянным католицизмом) Библейским
принципам: спасение личной верой, священство всех
верующих, исключительный авторитет Священного
Писания.
Протестантизм сосредотачивает все вероучение
вокруг Священного Писания, которое считается
Словом самого Бога, и побуждает верующих к
регулярному чтению Библии.
138
139. 4.6. Богослужение в протестантизме
В протестантизме снято принципиальное различие между священником имирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель протестантской
церкви подотчетен Богу и общине.
В протестантизме упразднены многие таинства (за исключением крещения
и причастия), отсутствует целибат. Отвергнута молитва за умерших,
поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон.
Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов.
Отсутствуют монастыри и монашество.
Богослужение в протестантизме максимально упрощено и сведено к
проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке. Библия
признана единственным источником вероучения.
139