Похожие презентации:
Этнопедагогика - 2
1.
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ* КОНКУРСЫИНСЦЕНИРОВКИ СКАЗОК * ТЕМАТИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
2.
Методическая подборка включает сценариифольклорных праздников, спектаклей, конкурсов
и тематических классных часов, опубликованные
в журнале «Народное творчество» (2004-2008).
Составитель: Васильева Е.В.
(зав. инф.-библиогр. отделом библиотеки)
Рецензент: Маринченко И.А.
(к. филол. наук, доцент кафедры РЯЛиМП)
3.
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ* НОВОЛЕТИЕ. ЗАКЛИНАНИЕ ВЕСНЫ
* ЗДРАВСТВУЙ, АНГЕЛЬСКАЯ ДУШКА
* СВОЯ ХАТКА, ЧТО РОДНАЯ МАТКА
* ВЕСЕЛЫЕ СВЯТКИ
* ТРАДИЦИОННЫЕ КУПАЛЬСКИЕ ОБРЯДЫ
* САМОВАР КИПИТ, УХОДИТЬ НЕ ВЕЛИТ
* РУССКАЯ ЧАСТУШКА
* СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ
* СУЩЕВСКАЯ ДОРОЖКА (КАДРИЛЬ)
* ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
* КРАСНАЯ ГОРКА
* МАСЛЕНИЦА
* НОВОГОДНИЕ КОЛЯДКИ
* ПРОВОДЫ ЗИМЫ
* СВАДЬБА В КОЛОМНЕ
* СВАТОВСТВО. СМОТРИНЫ. СГОВОР
* ЕМЕЛИНЫ СМОТРИНЫ
* СВАДЬБА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
4.
Кликание (закликание весны) – славянский обряд, главнымсимволом которого является птица. Он заключался в том, что в
особый день пекли жаворонков из теста. Дети привязывали их к
ниткам, подбрасывали в воздух или клали на возвышенное место,
исполняя песни «веснянки», чтобы вызвать прилет птиц и начало
весны. Сценарий фольклорного праздника знакомит с традициями
кликания весны в Московской и Пензенской области. Он содержит
заклички, частушки, дразнилки и обрядовый хоровод «капустку».
5.
Появление ребенка в крестьянской семье сопровождал целый комплекс обрядов ипримет. С помощью специальных действий младенца старались уберечь от сглаза, порчи
и болезней. Важное значение имел выбор имени. Сценарий рассказывает об обычаях,
связанных с рождением ребенка, функциях имени и прозвища, первых игрушках, которыми
ребенок забавлялся в колыбели. В представление включены произведения детского
фольклора (колыбельные, потешки, заклички). Во второй части проводится викторина и
народные игры «Ключик», «Дударь».
6.
Сценарий праздника знакомит с народными традициями и обрядами тульских крестьян:их особым отношением к природе, постройке дома и его внутреннему убранству. Первая
часть праздника представлена в виде диалога бабушки Ульяны и ее соседа Николушки,
который задает различные вопросы о крестьянских обычаях. Во второй части проводится
викторина для тех, кто внимательно слушал беседу, и народные игры «Кружева»,
«Колокольцы-бубенцы».
7.
СВЯТКИ (зимние святки, веселые святки) –славянский народный праздничный комплекс
зимнего календарного периода. Он состоит из
двенадцати праздничных дней «от звезды и до
воды». Сценарий детского праздника в
увлекательной форме знакомит со святочными
обычаями и традициями Смоленской, Московской,
и Вологодской областей России.
Святки связаны с играми, гаданиями,
вертепами и ряжеными. Примечательная черта
святочных дней - колядование: исполнение
специальных песен. В разных районах России этот
обычай выглядел по-своему. Внеклассное
мероприятие рассказывает о том, как проходили
святочные гуляния в Поволжье, Сибири и на
русском Севере. Особое внимание уделяется
игровой традиции Святок.
8.
Иванов день (праздник Ивана Купалы) является одним из самых почитаемых летнихнародных праздников у славян. Важными составляющими купальской обрядности были
солярный культ, культ воды и культ растительности. Характерная особенность Ивана Купалы –
это обычаи и предания, связанные с папоротником. Цветок папоротника раскрывался в полночь
всего на несколько мгновений и помогал обнаружить клады.
Данная сценарная разработка включает рассказ о праздновании Иванова дня, песни,
заклички, игры, заговоры, загадки, пословицы и поговорки, приметы, схемы хороводов.
9.
Сценарий праздника знакомит с историей русского самовара, обобщает традиционныенародные представления о правилах гостеприимства и нормах поведения в семейном кругу. В
празднике принимают участие сказочные персонажи: Снегурочка, Царевна-лягушка. Ведущий
предлагает участникам праздника разгадать тематический кроссворд; определить, каким писателям
и поэтам принадлежат строки о самоварах. В текст сценария включены отрывки из русского
фольклора и детской литературы (К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр»; В. Бианки «Сова»; М.
Горький «Самовар» и др.).
Может быть использовано как внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6
классов.
10.
Сценарийфольклорного праздника
для
детского разновозрастного
пришкольного лагеря. Действие праздника происходит в русской избе. Ведущий
рассказывает о том, как появилась коротенькая плясовая песенка в русском
фольклоре; какие названия ей давали в разных регионах; какие темы и сюжеты
являются для частушки традиционными.
Зрители знакомятся с народными
традициями исполнения частушек: с топотушками, с вызовом на досточку, с
передачей платочка.
11.
Пасха в православной традиции играет важную роль, составляя основу всего православногомировоззрения. Действие праздника происходит в крестьянской избе. Сценарий знакомит
зрителей с народными пасхальными традициями и произведениями русского фольклора,
посвященными Пасхе. В ходе праздника дети совершенствуют уровень исполнения русских
народных песен, частушек, хороводов, игр, закрепляют навыки игры на народных инструментах.
12.
КАДРИЛЬ – народный парный танец, который произошел от салонного французскоготанца. В России он появился в эпоху Петра I и быстро ассимилировался в крестьянский
быт, приобретя национальные разновидности. Русскую кадриль танцует четное число пар.
В танце от 5 до 12 фигур. Есть три группы русских кадрилей: квадратная, линейная и
круговая.
В костромском селе Сущёво испокон века плясали линейную кадриль «Дорожку» под
аккомпанемент гармошки или балалайки. Представленная веселая костромская кадриль
«Сущёвская дорожка» рассчитана на шесть пар и включает 7 танцевальных фигур. Дано
подробное описание костюмов танцоров.
13.
Фольклорный праздник знакомит с народной традицией устраивать в Вербное воскресенье детскиебазары, где торговали преимущественно игрушками: дудочками и свистульками. Праздник,
организованный в форме ярмарки, начинается со встречи с персонажами русского фольклора Фомой и
Еремой, которые идут на базар. Вместе со скоморохами они открывают праздничное действие,
рассказывают об истории Вербного воскресенья и о традициях русской ярмарки, исполняют потешки,
загадывают загадки. На ярмарке представлена аллея игр, настольные народные игры в «бирюльки»,
игры и фокусы с нитками, викторина по русским сказкам. Заканчивает праздник старинный обряд
«вербохлест».
14.
Цель праздника – подвести итог годовой работы кружков искусствоведческогонаправления; закрепить и выявить знания учащиеся; создать творческую дружескую
атмосферу.
Праздник включает экскурсию по выставке, на которой учащиеся представляют
свои работы и рассказывают о народных промыслах; игру «Эрудит-лото» об истории
и культуре; этнографический конкурс; эстафеты и чаепитие.
15.
Масленица начиналась у древних славян за 8 недель до первого весеннего полнолуния и длиласьсемь дней. Каждому дню соответствовали специальные обрядовые действия, которые символизировали
противостояние старого и нового, света и тьмы, жизни и смерти. Молодые навещали старших, умерших
родственников поминали блинами и др. Идея всеобщего объединения выражалась в таких действиях,
как круговое катание на лошадях, круговая пляска, костер вскладчину: от каждого двора по полену и
ветошке. Заканчивался праздничный цикл сжиганием чучела Масленицы. Для духовного очищения в
Прощеное воскресенье с поклоном просили прощения за вольные и невольные обиды. В Чистый
понедельник мылись в бане, перемывали всю посуду.
Фольклорный праздник знакомит с масленичными традициями; включает конкурс народных загадок,
пословиц и поговорок про Масленицу; игры и соревнования; исполнение частушек.
16.
Сценарий предназначен для учащихся начальной школы. Он рассказывает отом, как праздновали Масленицу в русской деревне. Праздник в игровой форме
знакомит с одним из народных обычаев устраивать за неделю до настоящей
Масленицы детскую «малую масленку». Дети собирали по всей деревне лапти и
встречали всех въезжающих в деревню вопросом: «Масленицу везешь?» За
отрицательный ответ били лаптями под общий смех. В сценарий включены:
народная игра «Горелки», загадки о зиме и весне, песенки и потешки.
17.
Праздник Коляды – зимний праздник славян в честь возрожденного солнца. Он проходил 24 декабряс играми и песнями, славящими языческое божество Коляду. Суть древней традиции состояла в
проведении определенных аграрных магических обрядов: посыпание зерном; хождение с плугом
(символическая пахота); вождение ряженых животных (козы, коня, медведя) и др.
После принятия христианства праздник в честь Коляды был приурочен к зимним Святкам. Он
сопровождался исполнением колядок. Предложенный сценарий фольклорного праздника представляет
обычай колядования в русской деревне и включает пение колядок, народную игру «Ящер», одаривание
колядовщиков. Сценарий предназначен для учащихся старших классов.
18.
Сценарий народной свадьбы в Коломне носит познавательно-развлекательный характер.Он отражает региональные особенности свадебного обряда, его необычную и интересную
атрибутику. Представлена встреча новобрачных; величание молодоженов; испытания жениха и
невесты, гостей; одаривание и угощение. Используются народные костюмы, куклы-обереги,
свадебные рушники и др. Зрителей знакомят с народными забавами: «Шумовой оркестр»,
«Косы», «Пляска с комочком», «Лапти» и др.
19.
Осень имела особое значение в народной жизни. К октябрю заканчивались полевые работыи наступало время свадеб. Христианский праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября)
считался покровителем невест. Сохранились пословицы и поговорки, связанные с этим днем:
«Придет Покров, девке голову покроет» и др.
Сценарий фольклорного действия представляет фрагмент свадебного обряда. Цель –
освоение школьниками народных традиций в процессе исследовательской и декоративноприкладной деятельности. Обряд проходит в доме невесты. В нем принимают участие жених,
невеста, родители невесты и жениха, сваты, подружки невесты.
20.
СВАДЬБА относится к числу семейных обрядов. В русском языке бытуетвыражение «играть свадьбу», потому что в свадебном ритуале установлена
строгая последовательность символических, магических и игровых действий, где
каждому участнику отведена определенная роль. По народному календарю
свадебные недели проходят не только осенью, но и после Крещенья. Говорили:
«Крест в воду – жених на гору». В конце зимы подводился итог бракам,
заключенным в течение года.Сценарий праздника знакомит с традициями и
обрядами каргопольской свадьбы.
21.
Старинный свадебный обряд в русских сёлах среднего Поволжья делился на две части.Первый этап состоял из прощального обряда в доме невесты и подготовки к переходу в
другую семью. Второй этап – свадебный пир в доме жениха. Представленный сценарий
свадебного обряда был записан в Сергиевском районе Самарской области. Он включает
описание сватовства, девичника, бани, свадьбы и сопровождается различными свадебными и
плясовыми песнями.
22.
ИНСЦЕНИРОВКИТЕМАТИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
* ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ
* КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА
* ЧУДЕСНОЕ ЯБЛОКО
* ЛОДКА (НАРОДНАЯ ДРАМА)
* КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
* СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА
* МАША И ТРИ МЕДВЕДЯ
* БУДЕТ ГИТЛЕРУ КАПУТ
* ГЛАГОЛОМ ЖЕЧЬ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ
* ПЛЕННИК КАВКАЗА
* ИДЕТ МАСЛЕНИЦА С ЗИМОЙ ПРОЩАТЬСЯ
* РУССКИЙ ЛУБОК
* ИЗ ФРОНТОВОГО ПЕСЕННИКА СОЛДАТА
* ГЕРОИ И ГЕРОИЧЕСКОЕ В РУССКОМ ЭПОСЕ
* ТРОИЦКИЕ ТРАДИЦИИ НА БРЯНЩИНЕ
* ЮЖНОРУССКИЕ ОБРЯДЫ В СИБИРИ
* ПЕСНИ «ОРЛЁНКА»
* НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ
РАЗВЛЕЧЕНИЯ * КОНКУРСЫ
* РУССКИЙ СУВЕНИР
* ПРОВОДЫ АЗБУКИ
* ПРАЗДНИК ЦАРИЦЫ ОСЕНИ
* НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА
* БАБКИ-ЁЖКИ (КВН)
* СКАЗОЧНЫЙ ДЕНЕК (КВН)
* ПЕТЯ, ДЕТИ И ОПАСНЫЕ СЕТИ
23.
ЧАСТУШКА была самым распространенным песенным жанром на фронте и в партизанских отрядахво время Великой Отечественной войны. Армия состояла в основном из крестьян, которые хорошо знали
народные частушки и исполняли их под аккомпанемент гармони. Частушки быстро складывались, легко
запоминались, поднимали настроение бойцам. Газеты часто публиковали подборки таких четверостиший
на злобу дня, их использовали во фронтовой самодеятельности и отправляли в письмах домой.
Классный час рассказывает о роли частушки во фронтовом фольклоре. Представлены тематические
циклы частушек: фронтовые, тыловые, партизанские. Отдельный раздел составляют костромские
частушки военного периода: расставание-проводы, тоска-разлука, письма-тревога и фронт-победа.
24.
Музыкально-поэтическая композиция, посвященная М.Ю. Лермонтову, составлена по архивнымдокументам. Она состоит из восьми действий, охватывая период с 29.01.1837 года (смерть Пушкина) до
13.07.1841 года (ссора с Мартыновым). Действующие лица: Лермонтов, Столыпин, Гончарова, Монго,
Мартынов; ведущие, чтецы.
В композиции используются стихотворения М.Ю. Лермонтова, романсы на его стихи, музыка
Альбиони, Чайковского, Шопена, Хачатуряна (к драме «Маскарад»).
Представленная композиция может служить сценарной основой для школьной или студенческой
театральной постановки.
25.
Кавказ с давних времен привлекал внимание русских поэтов. Особое место этот край занимал вжизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, который в своих стихотворениях изображал Грузию, Осетию,
Чечню, Ставрополье и Тамань. Представленные материалы описывают разные периоды жизни
Лермонтова, связанные с Кавказом: детство, кавказские поэмы 14-летнего поэта («Черкесы»,
«Кавказский пленник» и др.), ссылку в Грузию, участие в чеченской кампании 1840 года, жизнь в
Ставрополе и Пятигорске, дуэль с Мартыновым. Рассказывается о знаменитом домике Лермонтова и
памятнике поэту в Пятигорске.
26.
Когда в конце зимы ощутимо удлинялся день и начинало капать с крыш, наступал древнийславянский праздник Масленица: пора по горам покататься, в блинах поваляться, сердцем
потешиться. Название Масленица (Сырная Седмица) возникло потому, что по православному
обычаю в течение этого многодневного праздника в пищу включали молочные продукты и масло, а
от мяса отказывались, готовясь к длительному посту. На Масленицу пекли блины. В каждый день
недели с блинами были связаны особые традиции: первые блины отдавали нищим на помин
усопших, в третий день тещи пекли блины для зятьев и т.д.
Представленный материал подробно рассказывает об особенностях каждого дня
масленичной недели в русской культуре.
27.
ЛУБОК (народная картинка, эстамп) изготавливалась методом ксилографии. Их вырезали ипечатали с липовых досок (луба). Картинки разносили на продажу офени-коробейники в лубяных
коробах. С XVII- XVIII вв. лубок составлял необходимую принадлежность крестьянской избы,
постоялого двора и почтовой станции в России. Тематика картинок охватывала религию, мораль,
народный эпос и фольклор, космографию, географию, историю, медицину, литературу. Эти темы
получали в лубке своеобразную графическую интерпретацию и сатирическую оценку, отражая
народный менталитет и русскую культуру.
Представленный материал рассказывает об истории развития русского лубка, интересных
сюжетах и образах народных картинок.
28.
Классный час посвящен народному творчеству Великой Отечественной войны. Он рассказывает отом, что пели солдаты на фронте, какие слова песен хотели запомнить и переписывали друг у друга в
записные книжки. Материалом служит дневник Анатолия Волкова. 18-летний солдат начал вести его в
1942 году, а закончил после победы. В окопах он писал красными чернилами, приготовленными из
содержимого сигнальных ракет. Солдатская и партизанская тематика песен и стихов переплеталась с
любовной и семейной. Есть в песеннике фольклорные тексты: разбойничьи, городские, тюремные,
цыганские песни с комментариями и рисунками. Особенно много песен-переделок на темы любви и
верности («Катюша» и др.), которые больше всего волновали солдат на фронте.
29.
Сказка является более древним жанром фольклора, чем былина. В нейравноправными героями выступают и мужчины, и женщины. Для былевого эпоса
характерен герой-мужчина. Исследование образов народной песни, былины и сказки
выявляют два типа любимых народных героев: крестьянин и воин.
Цель мероприятия – познакомить с жанрами русского фольклора, представить
образ крестьянского героя, который наиболее рельефно отражен в былине и сказке.
Используются тексты русских былин о Микуле Селяниновиче, Илье Муромце,
Добрыне Никитиче и др.; рисунки И. Билибина.
30.
Празднование Троицы в брянском полесье соединило в себе православные и аграрныеязыческие мотивы и обычаи поминовения усопших, воспевания природы. Завивание березки,
кумление, похороны кукушки, проводы русалки, вождение коня и многие другие действия
символически регламентировали взаимоотношения крестьян с окружающим миром. Обычаи и
ритуалы Троицына дня отразились в народной песенной культуре, играх и танцах. Фольклорное
занятие знакомит школьников с обрядовыми функциями песен, которые исполняются на Троицу, и
объясняет важные бытовые детали песенных текстов, сохранивших диалектные особенности
произношения слов.
31.
Традиции и обычаи, бытующие на территории Сибири, сложились в результате слияния культурразных народов. Культура русского населения формировалась на протяжении нескольких столетий и
хранит пласты дохристианских и христианских представлений.
Представленный материал посвящен календарно-обрядовой традиции сел Кемеровской области:
празднованию молодежного праздника Костромы, зимнего праздника Кузьмы-Демьяна, Масленицы,
Троицы и др. Описаны этапы родильно-крестильного, свадебного, похоронного обрядов. Раскрываются
исторические предпосылки становления традиций, прослеживаются общие тенденции и принципы
развития русской культуры в этом регионе.
32.
В детском лагере «Орлёнок» песни сопровождают работу и отдых, звучат в походах и намероприятиях. Первые песни привезли в «Орлёнок» в 60-е годы ХХ века известные вожатые и педагоги
из Новосибирска. Бардовская песня стала основой для создания особой детской песенной культуры. На
большом стадионе лагеря проводится фестиваль песни «Поющий “Орлёнок”». Тексты пишут
профессиональные поэты и любители, в том числе дети. Эти песни включают в свой репертуар
известные музыкальные коллективы, одним из которых является хор «Пионерия» под руководством Г.
Струве. Классный час рассказывает об истории создания и традициях исполнения знаменитых песен:
«Звездопад», «Орлята России», «Орлятская колыбельная» , «Аю-Даг», «Ребята» и др.
33.
В Орловской области широко распространено празднование Троицы. В деревню стараются приехатьвсе родственники, сохраняя традицию общего сбора. Традиционным остается обряд украшения березы,
а также хороводы, детские забавы, качели. В хороводах и играх принимают участие и те, кто знаком с
ритуалом, и те, кто хочет его узнать.
Весенне-летние Святки связаны с праздником Вознесения, совпадающим с периодом созревания
озимой ржи и формирования ее колоса. Это один из важных периодов в аграрном календаре. В
Орловской области в день Вознесения принято проводить ритуал «похорон кукушки».
Представленные материалы рассказывают о том, как празднуется Троицко-Семицкая неделя в
средней полосе России, какие древние обычаи сохраняются в современной деревне и какие функции они
выполняют в наше время.
34.
.Инсценировка состоит из 15-ти миниатюр - «вредных советов»,
относящихся к особому жанру детской литературы, созданному Г.
Остером. Провокационная ситуация, описанная в стихотворении,
превращается в веселую игру, в которой дети могут увидеть себя со
стороны и сделать вывод о том, как не стоит поступать. В. Акулов
придал сюжетам стихотворений и героям Г. Остера сатирическое
содержание. В некоторые сценки введены дополнительные
персонажи со своим текстом .
35.
Композиция составлена по мотивам русскойнародной сказки. В нее включены хороводы,
заклички, игры, дразнилки, детские песенки в тех
вариантах, которые бытовали в народном
фольклоре Нижегородской области.
Сценарий предназначен для дошкольников и
учащихся начальной школы.
36.
Сценарий сказки-представления из литературного наследия художника и поэта Ефима Чистякова. Всценарии сохранен говор крестьян Костромской губернии. Сюжет этой кумулятивной сказки сходен с
фольклорной сказкой «Репка»: крестьянин отправился в лес за дровами и увидел старую яблоню, а на
ней – огромное яблоко, такое, что одному не увезти. Поехал он домой за старухой, сыном с женой, но они
не смогли сдвинуть с места телегу с яблоком. Пришлось звать на помощь няньку с ребенком. Все вместе
привезли чудесное яблоко домой, и всей деревней ели всю осень и зиму.
В представлении исполняют русскую народную песню и хоровод вместе со зрителями. Сценарий
можно адаптировать для кукольного театра.
37.
НАРОДНАЯ ДРАМА возникла из обрядовых ритуалов и действ. Важную роль в этом жанрефольклора играют песни, которые служат для передачи эмоционального состояния персонажа,
оповещения о его действиях, намерениях и т.п. Разбойничество – одна из любимых тем
народной драмы. Она интерпретируется как образ жизни, привлекательный своей свободой от
социальной иерархии.
Представленный сценарий разбойничьей драмы «Лодка» традиционно объединяет
разнородные по составу фрагменты пьес «разбойничьей» тематики, давая представление о
специфике этого фольклорного жанра.
38.
Жила-была девочка Ворчунья и всем вокруг завидовала. Онаузнала, что в лесу появилась Фея, которая доброту раздает, собралась и
пошла в лес, чтобы получить самый большой кусок доброты. В лесу ей
встретились разные звери, которым была нужнапомощь, но Ворчунья
отказалась помочь. Потом сама Ворчунья попала в плен к жестоким
разбойникам. Фея спасала девочку и объяснила ей, что такое доброта.
Сказка учит доброму отношению к окружающим и взаимопомощи.
39.
Кроме традиционных персонажей русскойнародной сказки в сценарий введены лесные
жители: белки, ворона, филин, ведьма. Герои
сказки исполняют песни и танцы. Инсценировка
предназначена для учеников 2-3 класса. Она
знакомит с русским фольклором.
Сценарий составлен по мотивам русской
народной сказки и предназначен для учеников 1го класса. Действующие лица: дедушка; бабушка;
Машенька и Настенька (подружки); медведи:
Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка.
Цель инсценировки – знакомить с русским
фольклором.
40.
Программа составлена из блоков, которыелегко менять местами или дополнять новыми. На
основе этой программы можно смоделировать
открытое внеклассное мероприятие, концерт,
праздник с участием родителей.
Сценарий, предназначенный для школьников
1-5 классов, построен на известных народных
мелодиях. Действие происходит в деревенской
избе.
Праздник рассчитан на учеников 1-го класса.
В нем принимают участие: ведущий, учительница,
ученик; сказочные (Клякса, Незнайка, Буратино,
Мальвина) и условно исторические (Солдат,
Офицер, крестьянский мальчик Алесь) персонажи.
В доступно и интересно рассказана история
создания русской азбуки и развития печатного
дела в России. Зрителям предлагают отгадать
загадки о книгах и литературных героях.
41.
Праздник адресован учащимся 1-2 классов.Он знакомит с приметами осени. Действующие
лица: ведущий; царица Осень; царевичи Сентябрь,
Октябрь и Ноябрь; Пугало Огородное. Дети
изображают глашатаев, грибы, овощи, фрукты,
птиц, листья, снежинки. Звучат стихотворения и
песни об осени. Пугало загадывает зрителям
загадки об осенних дарах природы.
Программа праздника составлена для
учащихся 3-го класса. Зима
со своими
помощниками Вьюгой и Снежинками спасает
Снегурочку и лесных жителей от Огня, который
хочет помешать празднованию Нового года.
Действие
сопровождается
новогодними
песенками, танцами. Завершает праздник Дед
Мороз, который зажигает огни на елке и дарит
подарки.
42.
Сценарий конкурса составлен по мотивамрусского фольклора. Домашнее задание для
команд-участниц – инсценировка
сказки
«Репка». В роли ведущих конкурса выступают
сказочные персонажи: Баба-Яга и ее внучки
Ёжки. Они предлагают участникам выполнить
различные задания. Конкурс будет интересен
учащимся 3-4-х классов.
Развлекательно-шуточное
мероприятие
традиционно включает представление команд,
групповые конкурсы, состязание капитанов и
домашнее задание. Все задания созданы на
основе русских фольклорных сказок: угадать,
из какой сказки отрывок; назвать главных
персонажей сказки; разгадать кроссворд и др.
Конкурс адресован учащимся 5-го класса.
43.
Действие происходит в канун Нового Года. Мальчик Петя играет в компьютерную игру,засыпает, и вдруг в комнате появляются дети в русских народных костюмах – его
сверстники из далекого прошлого. Они рассказывают Пете о своих играх, игрушках,
жанрах русского детского фольклора, а он им – об увлечениях современных школьников.
В сценарии много комических ситуаций, построенных на контрасте. В увлекательной
форме зрители знакомятся с народной детской культурой.
44.
В 2020 году планируются следующие презентации о народной культуре поматериалам журнала «НТ»:
«Вопросы народной культуры на страницах «НТ» 1937-1939 гг.»
«Концепты народной культуры»
«Музыкальные народные инструменты»
«Народная игрушка»
«Народные ремесла и промыслы»
«Народный костюм»
«Тряпичная кукла в народной культуре России»
«Этнопедагогика-1: программы, конспекты уроков, вопросы методики»
«Этнопедагогика-2: сценарии праздников»
«Этнопедагогика-3: мастер-классы»
Составитель: Васильева Е.В. ([email protected])
Рецензент: Маринченко И.А., к. филол. наук, доцент кафедры РЯЛиМП