Похожие презентации:
Художественная культура Древней Руси
1.
Художественная культураДревней Руси
2.
Крещение Ольги• Княгиня Ольга стала первым
правителем Киевской Руси,
принявшим крещение, хотя и
дружина, и древнерусский
народ при ней
были языческими.
• Согласно ПВЛ крещение
произошло в 955
году в Константинополе, Ольгу
лично крестили
император Константин VII
Багрянородный спатриархом
(Феофилактом): «И было
наречено ей в крещении имя
Елена, как и древней царицематери императора
Константина I». ПВЛ и Житие
украшают обстоятельства
крещения историей о том, как
мудрая Ольга перехитрила
византийского царя.
3.
Выбор веры• Согласно «Повести
временных лет», до
крещения князя Владимира
имело место «испытание
вер». В 986 году к князю
Владимиру прибыли послы
от волжских булгар,
предложившие ему перейти
в ислам. Когда они
рассказали князю об
обрядах, которые
необходимо соблюдать, в
том числе и о запрете на
питье вина, Владимир
ответил знаменитой фразой:
«Руси есть веселие пити»,
после чего отверг
предложение булгар.
4.
• После них в Киевприбыли немецкие
миссионеры,
посланные Ватиканом.
Однако русский князь
не захотел принять от
них крещения.
5.
• Следующими былихазарские евреи,
предлагавшие
Владимиру принять
иудаизм. В ответ на это
он, зная что Хазария
была разгромлена его
отцом Святославом,
спросил, где их земля.
Евреи были вынуждены
признаться, что у них
нет своей земли — Бог
рассеял их по другим
странам. Владимир
отказался от иудаизма.
6.
• Затем на Русь прибылвизантиец, которого русский
летописец за мудрость назвал
Философом. Он рассказал
русскому князю о библейской
истории и христианской вере.
Однако Владимир еще не
принял окончательного
решения и советовался со
своими ближайшими боярами.
Было решено дополнительно
испытать веру, побывав на
богослужениях у мусульман, у
немцев и у греков. Когда после
посещения Константинополя
посланники вернулись в Киев
они с восторгом сообщили
князю: «Не ведали где мы есть
— на небе или на земле». В
итоге Владимир сделал выбор в
пользу христианства по
греческому обряду.
7.
Митрополит Иларион• <…> и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумѣти
суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога,
сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую.
Паче же слышано ему бѣ всегда о благовѣрьнии
земли Гречьскѣ, христолюбиви же и сильнѣ вѣрою,
како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются,
како въ них дѣются силы и чюдеса и знамениа, како
церкви людии исполнены, како веси и гради
благовѣрьни вси въ молитвах предстоять, вси
Богови прѣстоять. И си слышавъ, въждела
сердцемь, възгорѣ духомъ, яко быти ему христиану
и земли его
8.
Крещение Владимира• … и побудила его [императора Василия] нужда послать к
царю русов — а они его враги, — чтобы просить их
помочь ему в настоящем его положении. И согласился
он на это. И заключили они между собою договор о
свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия,
после того как он поставил ему условие, чтобы он
крестился и весь народ его стран, а они народ великий
[…] И послал к нему царь Василий впоследствии
митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И
когда было решено между ними дело о браке, прибыли
войска русов также и соединились с войсками греков,
которые были у царя Василия, и отправились все вместе
на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей.»
• Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский
9.
• Хотя христианские храмы существовалив Киеве и раньше, именно после 988 года
началось строительство первой каменной
церкви в Киеве,
названной Десятинная. Десятинная
церковь не сохранилась, но
археологические находки позволяют
утверждать, что важнейшие части её
росписи были выполнены в
технике мозаики, а весь остальной храм
был украшен.
10.
• Курс внутренней политикиЯрослава Мудрого был в
основном направлен на
повышение уровня
грамотности и
образованности
населения. Он построил
училище, где обучали
юношей церковному делу.
Ярослав так же заботился
о просвещенности
граждан, поручал
монахам делать переводы
святых письмен и
переписывать греческие
книги.
11.
Золотые ворота в Киеве• Колоссальный труд был
проделан Ярославом Мудрым в
направлении
культурного развития Руси. Так
же его правление было
отмечено возведением
множества храмов, церквей,
монастырей. Во главе
церковной иерархии был
избран первый русский по
происхождению митрополит
Илларион. В те времена на Руси
появляются зодчества и
живопись. Так же развивается
святое песнопение, перенятое с
Греческих напевов.
12.
Киевская София13.
• Первоначально Софийский собор представлялсобой пятинефный крестово-купольный храм с
тринадцатью главами. Собор имел
пирамидальную композицию.
Цилиндрические своды, перекрывавшие его
центральный и поперечный нефы, ступенчато
поднимались к центральному куполу. Большой
центральный купол на высоком барабане с
двенадцатью оконными проемами был
окружён четырьмя меньшими, более низкими,
ниже которых располагались остальные
восемь куполов.
14.
15.
16.
• «Виждь и град величеством сияющ, виждьцеркви цветущи, виждь христианство
растуще…И си видев, возрадуйся, и
взвеселися, и похвали…всем сим
строителя.» Митрополит Иларион, XI век.
17.
• Собор сложен ввизантийской технике
смешанной кладки из
чередующихся рядов камня
и плинфы (широких, тонких
кирпичей), уложенных на
известково-цемяночном
растворе. Фасады храма не
штукатурились, кладка
оставалась открытой. Для
того, чтобы можно было
представить исходный облик
собора, на фасадах
реставраторами оставлены
зондажи — участки
раскрытой древней кладки.
18.
• Соборстроился константинопольскими зодчими, хотя
ему нет прямых аналогов в византийской
архитектуре того времени. Храмы,
строившиеся тогда в империи, были
меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу.
Предполагается, что местной властью перед
византийцами была поставлена задача
создания великолепного собора для
торжественных церемоний, главного,
наибольшего храма Руси, которую они решили
путём увеличения числа нефов и добавления
световых барабанов для их освещения.
19.
20.
• Первоначальное архитектурное решениесобора имело свою символику.
Центральный высокий купол храма всегда в
византийской архитектуре напоминал о
Христе — Главе Церкви. Двенадцать
меньших куполов собора ассоциировались
с апостолами, а четыре из них — с
евангелистами, через которых христианство
проповедовалось во все концы земли.
21.
Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век22.
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век23.
Христос Пантократор24.
Семья Ярослава МудрогоФреска
25.
26.
27.
28.
Новгородская София29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
Дмитрий Солунский Икона 12 век49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Иконопись• Князь Владимир I Святославич привёз в Киев ряд
икон и святынь, но из «корсунских» икон ни одной
не сохранилось. Вообще,
из Киева, Чернигова, Переяславля, Смоленска и
других южных и западных русских городов до
нашего времени не дошло ни одной иконы этого
периода, хотя как раз в этих городах располагались
крупные художественные центры. О иконописи
можно судить по многочисленным настенным
росписям, для исполнения которых князья
приглашали лучших мастеров. Вместе
с христианством Русь получила и достижения
византийской культуры.
61.
Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XI века.• Древнейшие на Руси
иконы сохранились
в Великом Новгороде.
• Из Софийского
собора происходят
несколько огромных икон,
входивших в древнейшее
убранство храма. Хорошо
сохранилась икона
апостолов Петра и Павла,
хранящаяся в
Новгородском музее
вместе со своим
древним окладом.
62.
• Необычным для византийского искусства являетсягигантский размер икон, предназначенных для
огромного храма. Ещё одна икона, находящаяся
в Успенском соборе Москвы — двусторонняя, с
образом Богоматери Одигитрии и
великомученика Георгия.Она могла быть привезена
из Новгорода (или из Киева). Отлично сохранилось
изображение Георгия, имеющее черты
аскетического стиля XI века (изображение
Богоматери поновлено в XIV веке).
• Сохранился ряд новгородских икон XII — начала
XIII вв.
63.
Благовещение «Устюжское». XII век. ГТГ.Из Георгиевского собора Юрьева
монастыря происходит икона 1130-х
гг: «Устюжское Благовещение».
Икона также большого размера и
превосходного исполнения. Размеру
соответствует и монументализм
образов.
Икона «Устюжское Благовещение»
имеет редкие иконографические
детали, выражающие христианское
учение о Боговоплощении. Сверху на
иконе изображён сегмент небес с
изображением символического
образа Христа, от которого на
Богоматерь сходит луч,
показывающий действие Святого
Духа. На фоне фигуры Богоматери в
красных тонах написан сидящий
Младенец Христос, воплотившийся в
Её чреве.
64.
Спас Нерукотворный. Около 1191 года. ГТГ.• В конце XII века была
создана икона «Спас
Нерукотворный» с
изображением на обороте
поклонения кресту (ГТГ).
Величественный лик
Христа исполнен точным
рисунком и мягкой,
плавной моделировкой,
напротив, оборот иконы с
фигурами поклоняющихся
ангелов поражает
экспрессивностью стиля.
65.
Ангел златые власы. Конец XII века. ГРМ.• Небольшая икона
архангела Гавриила (ГРМ),
получившая название «Ангел
Златые власы», некогда
являлась
частью деисусного чина.
Большой, занимающий почти
все пространство иконы, лик
архангела с ещё более
увеличенными глазами
производит впечатление
ясности и спокойствия. В то
же время, этому образу
свойственна особая
лиричность и тонкая
эмоциональность,
унаследованная от
комниновского искусства и
близко воспринятая на Руси.
66.
Боголюбская икона Богоматери. XII век.• Икона
Богоматери Боголюбская бы
ла заказана князем Андреем
для своего дворцового
храма в Боголюбове. На ней
Богородица представлена в
рост в развороте, молящейся
ко Христу. Живопись иконы
сильно пострадала за время
своего существования. В
настоящее время икона
хранится в соборе Княгинина
монастыря во Владимире.