18.65M
Категория: ИскусствоИскусство

Иконы и фрески древней Руси. 11 - 14 вв

1.

ИКОНЫ И ФРЕСКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ. XI XIV ВВ.
Журавлёв Кирилл 10 «Б»

2.

ХРИСТОС-ПАНТОКРАТОР. МОЗАИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО КУПОЛА
СОБОРА СВ. СОФИИ. КИЕВ. 1043-1046.
Пантократор с
греческого
переводится как
«вседержитель» и по
сути может быть
отнесено к любому
образу спаса
Расположен на куполе
в середине храма

3.

БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА МОЗАИКА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АПСИДЕ СОБОРА СВ. СОФИИ. КИЕВ. 1043-1046.
Богоматерь оранта
представляет собой всю
новозаветную церковь
Начиная с 9 века богоматерь
оранта изображается, как
правило, в верхнем регистре
росписи алтарной апсиды
Этот иконописный тип
изображения богоматери
восходит к крайне
христианским изображениям
душ умерших, которые молятся
за оставшихся на земле живых

4.

СЦЕНА БЛАГОВЕЩЕНИЯ. МОЗАИКИ НА АЛТАРНОМ
СТОЛБЕ СОБОРА СВ. СОФИИ. КИЕВ 1043-1046.
На левом столбе помещён
архангел Гавриил, а на
правом дева Мария
Гавриил изображён в
стремительном движении
Богородица изображена с
веретеном, а не книгами как
в европейских храмах

5.

ЕВХАРИСТИЯ. МОЗАИКА В АПСИДЕ СОБОРА СВ.
СОФИИ. КИЕВ. 1043-1046
Евхаристия (от греческого «благодать») главнейшая часть христианского
богослужения
В провославной церкви хлеб и вино символизируют тело и кровь Христа

6.

ИКОНОГРАФИЯ
Главным источником
иконографии служит искусство
Византии
Самая славная из средневековых
икон – Богоматерь Владимирская

7.

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ. ИКОНА. НАЧАЛО XII В.
ГТГ, МОСКВА.
Эта византийская икона
была написана
евангелистом Лукой
На Русь была привезена в
12 веке
В 1155 году князь Андрей
Боголюбский перенёс её в
построенный по его заказу
во Владимире Успенский
собор

8.

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ. НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА. НАЧАЛО
XII В. УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.
Георгий один из самых
чтимых хрестианских святых
Святой Георгий стяжал
мученический венец за своё
стойкое исповеднечество и
подвиг веры
Издревле он считается
покровителем Москвы

9.

ПРОРОК ИЕРЕМИЯ. ФРЕСКА В КУПОЛЕ СОБОРА СВ.
СОФИИ. НОВГОРОД. 1108.
Пророк Иеремия представлен в
новгородском соборе на юговосточном простенке барабана
Его фигура хорошо сохранилась
Пророк изображён со свитком в
левой руке, правой он преподаёт
именословное богославение

10.

ПРОРОК СОЛОМОН. ФРЕСКА В КУПОЛЕ СОБОРА СВ.
СОФИИ. НОВГОРОД. 1108.
Согласно древнему обычаю
изображения царя Соломона
написано на восточном
простенке барабана
Написан он в традиционном
царском облачении
Изображён он в строгой
фронтальной позе со свитком
в правой руке

11.

ФРЕСКИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА
МИРОЖСКОГО МОНАСТЫРЯ ПСКОВ. ДО 1156 Г.
Купол собора украшает
огромная композиция
вознесения христова
В простенках барабана
изображены попарно в рост
святые пророки
В парусах традиционные
фрески четырёх евангелистов
На лицевых сторонах арок 2
нерукотворных образа спаса
В росписи алтаря
представлены деиисус
преображение и евхаристия

12.

ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. МОЗАИКА МИХАЙЛОВСКОГО
МОНАСТЫРЯ. КИЕВ. XII В. ГТГ.
Дмитрий Солунский один из
широко почитаемых на Руси
воинов
Мозаика с изображением
Дмитрия Солунского украшала
один из столбов главного нефа
Михайловского собора в Киеве
Мозаика была снята со стены
при уничтожении собора в
1935-1936 годах и храниться в
Москве

13.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА ИЗ
УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.XII В. ГТГ.
Образ спаса нерукотворного
связан с легендой о лике
Хреста
Спас нерукотворный
почитался как помощник и
защитник страждущих на
Руси
Его изображение помещали
при въезде в города,
крепости и на боевых
знамёнах

14.

БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ. ИКОНА ИЗ СОБОРА СВ.
СОФИИ. НОВГОРОД. XII В.
По приданию икона помогла
новгородцам победить
осадивших город суздальцев
В 1352 году по молитве перед
этой иконой получали
исцеление поражённые чумой
В благодарность новгородцы в
1354 построили храм
знамения православной
богородицы, куда в 1356 году
была перенесена икона из
храма спаса преображения

15.

БОГОМАТЕРЬ ТОЛГСКАЯ. ЯРОСЛАВСКАЯ ИКОНА. XIII
В. ГТГ.
Настоящая икона представляет
собой тронное умиление
Икона отражает изменения, которые
произошли в церковном искусстве
Ростова великого и Ярославля в
начале 14 века
Иконописцы отказались
использовать золотые и серебряные
фоны. Начали использовать неяркие
цветные или белые фоны
English     Русский Правила