Гносеология: предмет, основные принципы, проблемы. Познание как предмет философии
Проблема познаваемости мира
Основные принципы современной гносеологии:
Структура познавательного процесса. Диалектика чувственного и рационального
Теория истины
685.00K
Категория: ФилософияФилософия

Познавательная деятельность и её основные формы

1.

Тема лекции
Познавательная деятельность
и её основные формы
1 Гносеология: предмет, основные принципы,
проблемы. Познание как предмет философии.
2 Структура познавательного процесса.
Диалектика чувственного и рационального.
3 Проблема истины в современной философии.
4 Практика. Роль практики в процессе познания.

2. Гносеология: предмет, основные принципы, проблемы. Познание как предмет философии

Предмет философской теории познания – гносеология.
Термин «гносеология» происходит от греческого «gnosis» –
знание и «logos» – учение, понятие – «учение о знании».
Гносеология есть специализированное учение о сущности
познавательной деятельности, ее предпосылках, условиях
адекватности, закономерностях познавательного процесса.
Задача гносеологии – дать целостную картину, свободную
от деталей картину познания.
Гносеология является фрагментом когнитивистики –
всеохватывающей рефлективной сферы, исследующей весь
спектр ментальных структур и феноменов в различных и
всевозможных ракурсах.
Когнитивистику как пласт интеллектуальных знаний
образуют психология, формальная, диалектическая логика,
медицина (в особенности психиатрия, физиология,
нейрофизиология, нейроформакология), этнология,
кибернетика, социология, культурология, языкознание,
антропология.

3.

Эпистемология – теория научного познания.
Эпистемология как специальная часть в рамках теории
познания исследует особенности и методы научного познания,
структуру и формы.
Формы познания:
1) мифологическое;
2) религиозное;
3) философское;
4) научное;
5) вненаучное познание.
Мифологическое познание представляет фантастическихудожественное постижение реальности.
Религиозное познание – вера в сверхъестественное,
божественное начало мира.

4.

Философское познание стремится к рациональному
осмыслению мира в его целостности и единстве, места
человека в этом мире.
Художественное познание – это эстетическое отношение
человека к миру.
Научное познание представляет собой специфическую
познавательную деятельность, направленную на получение
истинного результата. Цель науки состоит в раскрытии
внутренней природы, сущности предметов и явлений, законов
их функционирования и развития.
Вненаучное знание включает различные специализированные
виды знания, качественно отличные от науки. К вненаучному
относят также знание, которое не соответствует стандартным
нормам научности (алхимия, имеющая традицию
тысячелетнего существования, теология, натурфилософия,
астрология, парапсихология).

5.

Основные проблемы гносеологии:
1. Проблема познаваемости мира, которую можно
сформулировать в форме известного вопроса:
«Познаваем ли мир?»
2. Проблема конструирования знания.
3. Проблема субъекта и объекта познания.
4. Проблема структуры познавательного процесса.
5. Проблема взаимоотношения чувственного и
рационального.
6. Проблема истины и ее критериев.

6. Проблема познаваемости мира

1) Гносеологический оптимизм (гностицизм). Мир познаваем не
только феноменально – на уровне поверхности, но и по
существу. Границ познавательного не существует, человек в
принципе может иметь верные сведения о любом явлении
действительности.
2) Скептицизм (от греческого «скептикос» – рассматривающий,
исследующий) – направление, выражающее сомнение в
достижении истинного знания и требует воздерживаться от
суждений, явно выражающих мировоззренческую позицию
(Пиррон).
3) Агностицизм исторически восходит к античному
скептицизму, который требовал воздерживаться от
суждений, явно выражающих определенную
мировоззренческую позицию. Сам термин «агностицизм»
произошел от греческого «agnostos» – непознаваемый и
впервые и впервые был введен в оборот известным
английским естествоиспытателем Г. Гексли.

7.

Агностическая позиция, в истории философии
существует в нескольких формах:
1) Классический (рафинированный) агностицизм.
2) Кантовский агностицизм.
3) Агностицизм «стыдливых материалистов»
(естествоиспытатель Г. Гельмгольц, немецкий
ботаник К. Негели, крупные электрофизиологи
Э. Дюбуа-Реймон и И. Мюллер, английский
естествоиспытатель Г. Гексли).

8.

Важнейшей проблемой гносеологии является проблема
конструирования и достоверности знания. В истории
философии существует две версии решения этой проблемы:
имманентная и экзогенная.
Эндогенная или имманентная традиция изолируется от
предметного мира, настаивает на самодостаточности
сознания, объясняет происхождение знания множеством
внутрипознавательных причин. Основное их кредо:
«Все содержание сознания объяснимо из него самого».
Мыслить, познавать означает конструировать
существующее, исходя из основополагающих правил
комбинирования идеальных структур.
Экзогенная, или предметно ориентированная, традиция
исходит из единства знания с его предметом, разрабатывает
специальную процедуру перевода объективных предметов в
познавательное измерение. В рамках экзогенной традиции
возникли три основных подхода: натурализм, телеологизм,
панлогизм.

9.

Основные модели решения проблемы объекта и субъекта:
1) объектно-натуралистическая;
2) субъектно-рефлексивная;
3) деятельностная.
Объектно-натуралистическая модель главное место
отводит объекту познания, а само познание понимается как
процесс отражения объекта в сознании субъекта.
Субъектно-рефлексивная модель предпочтение отдаёт
творческой активности субъекта, его теоретическому
осмыслению (рефлексии) объекта и самого процесса
познания.
Если в созерцательном материализме объект познания не
был включен в человеческую деятельность и рассматривался
как внешний субъекту объект, то в современной
деятельностной модели понятие объекта коррелятивно
понятию субъекта, выступающего как активное, «социально
окрашенное», деятельностное начало в познавательном
процессе.

10. Основные принципы современной гносеологии:

1) Принцип познаваемости мира утверждается современной
теорией познания, но при этом отрицается окончательное
завершение процесса познания достижением абсолютного
знания. Всякое познание относительно, ограничено не только
историческими условиями, но и условиями познавательной
деятельности, уровнем имеющегося знания.
2) Принцип познавательного активизма. Познание – это
активная деятельность субъекта, направленная на изменение
объекта познания с целью раскрытия его сущности. Основу
такой целенаправленной деятельности составляет практика –
предметные действия человека. Познавательный объект
«задан» человеку не в форме созерцания, а в формах
деятельности.
3) Субъект познания – всегда социальное явление,
выступающее как часть той или иной общности людей
(коллектива, социальной группы, обществ, всего
человечества). Даже в своей индивидуальной форме субъект
познания связан непосредственными и опосредованными
отношениями с другими людьми.

11.

4) Принцип предпосылочности познавательной
деятельности.
Познавательный процесс направляется и организуется
социокультурной программой. Она формируется под
влиянием личных и социальных потребностей субъекта, его
целей, знаний, мировоззрений и др. компонентов культуры.
Именно культура есть средоточие программ социальной,
практичной, познавательной и др. видов деятельности
социального субъекта.
5) Все основные компоненты познавательного отношения –
субъект, его деятельность, объект познания – динамичны
по своей сути и изменяются с развитием общества.
Увеличивается и «культурный баланс» субъекта, растут и
модифицируются средства его деятельности, расширяются
горизонты познаваемого мира. Иными словами, усиливается
активное вмешательство человека в исследовательскую
реальность, которая служит все более глубокому
проникновению в скрытые сущности вещей.

12. Структура познавательного процесса. Диалектика чувственного и рационального

Для описания структуры познавательного процесса в
истории философии применяют две категории – «чувственное»
и «рациональное».
Чувственное познание («живое созерцание») – это процесс
отображения сферы явлений посредством органов чувств.
Рациональное познание, высшим видом которого является
абстрактное мышление, ориентировано на раскрытие сущности
вещей.
В истории философии существовали два направления,
которые абсолютизировали либо чувственное (сенсуализм),
либо рациональное (рационализм).
Основное кредо сенсуализма (Эпикур, Локк, Гоббс):
«Нет ничего в знании, чего первоначально не было бы в
ощущениях».
Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг)
признавал за разумом решающую роль в познании.

13.

Основными формами чувственного познания являются:
ощущение, восприятие и представление.
Ощущения представляют собой первоначальную форму
познания и в изучении действительности играют решающую
роль.
Ощущение – это чувственный образ, возникший в результате
непосредственного взаимодействия предмета с органами
чувств, образ, который несет информацию об определенных
свойствах предмета.
Восприятие – особая форма чувственного отражения мира,
возникающая при непосредственном контакте предмета с
органами чувств. Оно представляет собой чувственный образ
предмета как совокупности его свойств.
Представление – это чувственный образ предмета как
целостной совокупности свойств, который возникает без
непосредственного влияния предмета на органы чувств,
на основе хранящихся в памяти бывших восприятий.

14.

К основным формам рационального познания относятся
понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это такая форма мышления, в которой
отражаются наиболее общие, существенные стороны и
отношения реальных предметов, явлений.
Суждение – форма мышления, посредством которой
фиксируется наличие или отсутствие у предмета какоголибо признака.
Умозаключение – форма абстрактного мышления, в
которой фиксируются связи между признаками
предметов, зависимость одних признаков от других.

15. Теория истины

Основные концепции истины:
1) Классическая (восходит к Платону и Аристотелю).
Истина – это соответствие мыслей действительности.
Платон: «…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем,
каковы они есть, говорит правду, тот же, кто говорит о них
иначе, – лжет».
2) Семантическая (логик А. Тарский) – указывает условие,
при котором высказывание может считаться истинным. Это
условие состоит в том, что содержание данного высказывания
должно соответствовать действительности.
«Если обозначить через Р содержание высказывания
(содержащуюся в нем информацию), а через «Р» само это
высказывание, то определение истины по Тарскому выглядит
так: «Р» истинно, если и только если Р.
3) Когерентная (от лат. Coharentia – сцепление, связь) –
истинность данных утверждений определяется через
логические операции вывода их из других предложений, ранее
признанных истинными.

16.

4) Прагматическая – истинность знания связывается с его
практической полезностью (У. Джеймс, А. Богданов).
5) Плюралистическая – исходя из объективной сложности
познаваемых предметов, множественности их свойств,
уровней организации, приходят к выводу о наличии не
одной, а многих истин об одном и том же явлении, каждая из
которых чем-то верно отражает предмет и поэтому нельзя
отдать предпочтение ни одной из них.
6) Диалектико-материалистическая выделяет следующие
основные свойства истины:
а) Объективность – содержание наших представлений
должно соответствовать действительности и не зависеть от
воли, желаний, интересов субъекта. Объективная истина
характеризует не факт, предмет, явление, а свойство
содержания нашего знания.

17.

б) Конкретность истины предполагает постоянную
корреляцию мысли с действительностью. Абстрактной истины
нет, истина всегда конкретна.
в) Истина как процесс постижение человеком объективного
мира выступает в двух формах: абсолютной и относительной.
Абсолютная истина – полное исчерпывающее знание об
объекте.
Относительная истина – приблизительно верное
относительно правильное знание об объекте.
Абсолютная истина предстает в нескольких ипостасях:
полное, исчерпывающее отражение мира в целом;
адекватное отражение определенных аспектов, связей,
структур действительности;
как констатация фактов;
как рациональное зерно внутри относительной истины,
которое сохраняется в процессе дальнейшего познания.
г) Критерий истины – практика – предметно-чувственная
материальная деятельность людей, направленная на
преобразование объективной действительности с целью
удовлетворения своих потребностей.
English     Русский Правила