Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ)
Теория познания (гносеология) – раздел философии, в котором изучаются познание и его возможности, отношение знания к миру,
Формы научного познания
Структура познавательной деятельности
Проблема: Подобен ли человек зеркалу, отражающему объективный мир, или он активно участвует в познавательном процессе?
Существенное место в гносеологии занимает вопрос о познаваемости мира
Исторические формы агностицизма
Познавательные способности человека. Основные этапы познания.
Основные этапы познания
Формы чувственного познания
Формы рационального познания
Особенности чувственного и рационального познания (абстрактного мышления)
Проблема: Что является источником познания: чувственные данные или разум?
Проблема истины в философии и науке
Философские аспекты истины
Проблема: Получает ли человек истинное знание о предмете сразу, полностью, или это знание расширяется и углубляется в процессе
Почему абсолютная истина всегда является относительной?
Взаимосвязь абсолютной и относительной истины
Наука как социокультурный феномен
Наука как социокультурный феномен
Наука как социокультурный феномен
5.20M
Категория: ФилософияФилософия

Философское учение о познании (гносеология)

1. Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ)

1

2. Теория познания (гносеология) – раздел философии, в котором изучаются познание и его возможности, отношение знания к миру,

условия
достижения истины.
• Гносеология — фундаментальная
философская наука. Её предметом
является совокупный процесс познания мира,
включая научное,
художественное, философское и др. виды
познания, сопоставление и
оценка философских точек зрения на процесс
познания, разработка
современной теории познания, учения об истине.
2

3.

Виды и формы познания
Два основных вида познания: научное и
вненаучное.
Вненаучные формы познания:
- Мифологическое
- Обыденное
- Религиозное
- Паранучное
- Художественное
3

4. Формы научного познания

• -Научный факт
• - Гипотеза
• - Идея
• - Закон
• - Теория
• - Научная картина мира
4

5.

Сущность познания. Структура
познавательной деятельности.
Познание – активная деятельность
человека, целью которой является
получение нового знания.
Познание осуществляется на основе
отражения мира (объективного и
субъективного) в сознании человека.
Знание – результат процесса
познания, идеальное отражение
действительности в сознании человека.
5

6. Структура познавательной деятельности

Средства познания
Объект познания (Оп) – часть природы, на которую
направлен познавательный интерес субъекта.
Субъект познания (Sп) – человек, обладающий сознанием,
активно взаимодействующий с объектом с целью
получения нового знания, человечество в целом
Средства познания – совокупность методов и приемов,
используемых для познания объекта.
6

7. Проблема: Подобен ли человек зеркалу, отражающему объективный мир, или он активно участвует в познавательном процессе?

Человек не просто отражает мир, а активно познает его.
1. Он определяет цели познания
Почему человек
активен
в процессе
познания?
2. Он выбирает объект познания
3. Он выбирает методы познания
4. Он интерпретирует результаты
познания
7

8. Существенное место в гносеологии занимает вопрос о познаваемости мира

Агностицизм – направление
в гносеологии, отрицающее
возможность достоверного
познания сущности объектов
действительности.
8

9. Исторические формы агностицизма

1. Агностицизм английского философа Д. Юма (17111804) –человек не может выйти за пределы своего
восприятия мира, поскольку мир дан человеку только в его
восприятиях.
2. Агностицизм немецкого философа И. Канта (1724-1804)
– человек может познать только то, как вещи являются ему, а
сущность вещей («вещь в себе») непознаваема.
3. Иррационализм антисциентистской философии
(«философия жизни», экзистенциализм, персонализм и др.) –
человек не может познать мир, который им переживается,
научными средствами.
9

10.

Скептицизм- 1) философское направление,
подвергающее сомнению возможность познания
реальности 2) гносеологическая позиция, выдвигающая
в качестве принципа мышления сомнение. Особенно
сомнение в надежности истины.
Скептицизм античных философов (Пиррон,
Протагор (480-410 г.г до н.э.) –о любом предмете
можно высказать различное мнение, каждое из
которых будет правильным для того, кто его высказал.
10

11.

Гносеологический оптимизм- это
философское направление, настаивающее на
существовании объективной истины и
способности человека познать ее.
Ф.Бэкон: «Знания- сила»
Г.Гегель: « Человек должен уважать самого
себя и признать достойным
наивысочайшего…Скрытая сущность
Вселенной не обладает в себе такой силой,
которая была бы в состоянии оказать
сопротивление дерзновению познания»
11

12. Познавательные способности человека. Основные этапы познания.

Выделяют две познавательные способности
человека:
Чувственность –
способность к
формированию
чувственных образов.
Мышление способность к
формированию
понятий.
12

13. Основные этапы познания

1. Чувственное познание –
непосредственное отражение
действительности с помощью
органов чувств.
2. Рациональное познание (абстрактное
мышление) - выделение в сознании
отдельных свойств предмета и соединение
их в особые сочетания с целью
получения нового знания.
13

14. Формы чувственного познания

Ощущение
Отражение в сознании
отдельных сторон и свойств
явлений и предметов
Восприятие
Целостный образ предмета,
формирующийся на основе
ощущений
Воспроизведение в памяти
чувственных образов ранее
Представление воспринимаемых объектов
(общезначимая схема
чувственного образа)
14

15. Формы рационального познания

Понятие
Форма мышления,
отражающая общие свойства
предметов.
Суждение
Форма мышления, в которой
утверждается или отрицается
наличие признака в предмете.
Вывод нового знания на
Умозаключение основе имеющихся суждений.
15

16. Особенности чувственного и рационального познания (абстрактного мышления)

Чувственное познание
Рациональное познание
1. Непосредственное
отражение
действительности.
1. Опосредованное
отражение
действительности.
2. Отражение осуществляется 2. Отражение
в форме наглядных
осуществляется в форме
образов.
понятий.
3. Отражаются внешние,
случайные, стороны,
свойства предметов.
3. Отражаются внутренние,
существенные свойства
предметов.
16

17. Проблема: Что является источником познания: чувственные данные или разум?

Эмпиризм –
абсолютизация
роли чувств в
познании
(Демокрит, Дж. Локк,
Л. Фейербах).
Рационализм –
абсолютизация
роли разума в
познании
(Платон, Декарт,
Лейбниц).
В процессе познания
чувственное и рациональное
неразрывно взаимосвязаны.
17

18. Проблема истины в философии и науке

Истина – это такое содержание наших
знаний, которое соответствует
действительности.
Аристотель
• Что есть истина?
• Возможно ли постичь истину?
• Существует ли истина вечно или она связана со
временем?
• Представляет ли она собой саму действительность
или отражение её в ощущениях либо суждениях
людей?
• Истина – одна для всех людей или у каждого своя
индивидуальная истина?
18

19. Философские аспекты истины

1. Гносеологический- отражение в знании
объекта
2. Бытийственный- существование истины
как данности
3. Праксеологический- вовлеченность
истинного знания в практику
4. Аксиологический- истина как ценность
5. Социокультурный- роль истины в
социализации человека
19

20. Проблема: Получает ли человек истинное знание о предмете сразу, полностью, или это знание расширяется и углубляется в процессе

познания?
Рассматривая истину как процесс, в нем обнаруживают
диалектику объективного и субъективного,
относительного и абсолютного.
Абсолютная истина – такое знание об
объекте, которое не может быть
опровергнуть в процессе развития познания.
Относительная истина – неполное знание
об объекте, знание, которое может быть
уточнено и дополнено в процессе развития
познания.
20

21.

Объективность истины означает, что
содержание знания не зависит ни от
человека, ни от человечества как субъекта
познания.
Однако, истину добывает субъект, а потому по
форме она всегда будет субъективна.
21

22. Почему абсолютная истина всегда является относительной?

1. Любое знание
является
достоверным
только для
определенных
условий.
2. Любое знание
является верным
только
на определенном
этапе познания.
Уровень наших знаний
исторически ограничен,
процесс познания
бесконечен.
22

23. Взаимосвязь абсолютной и относительной истины

1. Абсолютная истина складывается из
относительных истин.
2. Относительная истина всегда содержит
зерно абсолютной истины.
23

24.

Философские концепции истины
Концепция истины
Определение истины
Критерии истины
Классическая (Платон,
Аристотель, Фейербах,
Декарт)
Соответствие мыслей и
высказываний
действительности
Чувственный опыт;
ясность и отчетливость
Когерентности
(Нейрат, Карнап)
Согласованность,
непротиворечивость знаний
Согласованность с
общей системой знания
Прагматическая
(Джеймс, Маркс)
Практически полезное
знание
Эффективность,
практика
Конвенциональная
(Пуанкаре, Полани)
Соглашение
Всеобщее согласие
24

25.

Наиболее достоверный
критерий истины:
ПРАКТИКА
На основе критерия практики человек
убеждается в истинности,
правильности своего мышления и в
познаваемости мира. Практика
является истоком и основой, движущей
силой познания. Практика – конечная
цель познания.
25

26.

Догматизм – направление в науке,
утверждающее, что все знания
являются абсолютной истиной и
верны при любых гносеологических и
исторических условиях.
Социальной основой догматизма являются
периоды устойчивости в развитии научного знания.
Релятивизм – направление в науке,
утверждающее, что все знания относительны.
Социальной основой релятивизма
являются периоды крупных научных открытий,
приводящих к коренной ломке установившихся научных
знаний.
26

27.

Ложьпреднамеренное
возведение
неверных
представлений в истину
Заблуждение
непреднамеренное
несоответствие
суждений
действительности
Правда = объективная
истина + моральная
справедливость
27

28. Наука как социокультурный феномен

Наука- это форма духовной деятельности,
направленная на производство новых знаний.
Современная наука возникла в Европе в ХV-ХVII
веках, но предпосылки зародились в Древнем
мире
Основные этапы развития науки:
1. Классическая наука (15- нач.19 в)
Объект изучения- простые системы. Непрерывные
объекты и процессы
Противопоставление субъекта и объекта
Механический детерминизм
Наличие аксиом, из которых вытекают все
28
положения

29. Наука как социокультурный феномен

2. Неклассическая наука (19-середина 20 в)
Объект изучения- сложные системы, дискретные
объекты и процессы
Субъект и объект не противопоставляются друг
другу
Вероятностный детерминизм, допускающий и
учитывающий случайности и погрешности
Широкое использование моделирования,
применение математических методов
Создание системного подхода как метода изучения
сложных объектов.
29

30. Наука как социокультурный феномен

3. Постнеклассическая наука (50-70е гг 20 в- по
сегодняшнее время)
Объект изучения- сложные саморазвивающиеся системы
Введение этической составляющей в процесс познания
Сближение естественных и социогуманитарных наук
Преемственность знания
30
English     Русский Правила