32.75M
Категория: КультурологияКультурология

Культура первой половины XX века

1.

Используя
облако тегов
(слов) назовите
ключевое
понятие темы
урока.

2.

Сформулируем тему урока.

3.

КУЛЬТУРА
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

4.

Факторы, повлиявшие на развитие
культуры в первой половине XX в.
1. Урбанизация.
2. Миграция.
3. Научно-технический прогресс.
4. Социальные потрясения, революции.
5. Первая мировая война.
6. Мировой экономический кризис.
7. Тоталитарные режимы.
8. Вторая мировая война.

5.

Какие проблемные
вопросы можно
обозначить в теме
?
?
?

6.

Проблемные
вопросы к теме
урока
- Влияние исторических
событий на жизнь и
творчество деятелей
культуры, выбор между
свободой и диктатурой
- Выбор между традицией и
новаторством
- Выбор между
официальным искусством
(пропагандой) и желанием
следовать своей
индивидуальности

7.

Повседневность

8.

Группа № 1.
Повседневность первой половины
XX века.
Задание:
1) Используя облако тегов, расскажите об
основных изобретениях первой половины XX
в., изменивших жизнь людей.
2) Назовите имена изобретателей и людей,
связанных с этой сферой.
3) Проанализируйте их судьбы в XX в. (Генри
Форд, Фердинанд Порше, Александр Белл,
Чарльз Линдберг, Чарли Чаплин)

9.

Наука на службе войны

10.

11.

Чаплин: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных
ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать
„Диктатора“, не смог бы смеяться над нацистами,
над их чудовищной манией уничтожения».

12.

Группа № 2.
Наука первой половины XX века.
Задание:
1) Заполните таблицу «Неклассическая наука».
2) Используя облако тегов, расскажите об
основных достижениях науки первой
половины XX в.
3) Как события мировой истории отразились в
судьбах ученых в XX в. (А. Эйнштейн, М.
Планк).

13.

Наука
Классическая картина мира
XVI-XVII вв.
Неклассическая картина мира
рубеж XIX-XX вв.
Коперник Н., Г. Галилей, Р. Декарт,
И.Кеплер, И. Ньютон
М. Планк, Э. Резерфорд, Н. Бор, А.
Эйнштейн
Черты:
1) Механическое понимание
Вселенной: она бесконечна и
объединена действием идентичных
законов.
2) Выделение строго объективных
количественных характеристик
земных тел, выражение их в строгих
математических закономерностях.
Черты:
Чит. стр. 123 учебника
1) _____________________
2) ______________________
3) _________________________
Стремление к абсолютной объективной
истине, противопоставление субъекта и
объекта познания.
Какова роль человека в познании мира?
________________________

14.

Наука
Классическая картина мира
XVI-XVII вв.
Неклассическая картина мира
рубеж XIX-XX вв.
Коперник Н., Г. Галилей, Р. Декарт,
И.Кеплер, И. Ньютон
М. Планк, Э. Резерфорд, Н. Бор, А.
Эйнштейн
Черты:
1) Механическое понимание
Вселенной: она бесконечна и
объединена действием идентичных
законов.
2) Выделение строго объективных
количественных характеристик
земных тел, выражение их в строгих
математических закономерностях.
Черты:
1) Признание роли случайности
(индетерминизм).
2) Относительность и субъективность
взгляда на мир.
3) Интерес к человеку и проблеме
человеческого сознания.
Стремление к абсолютной объективной
истине, противопоставление субъекта и
объекта познания.
Вхождение субъекта познания в «тело»
знания в качестве его компонента. От
позиции человека зависит описание
мира.

15.

16.

Альберт
Эйнштейн
• Создание Теории
относительности
Заключается она в том,
что чем больше у
предмета скорость, тем
больше искажение его
массы и времени.
Можно путешествовать
по времени, если
преодолеть скорость
света.

17.

Эрне́ст
Резерфо́рд
Эрне́ст Резерфо́рд (30 августа 1871
Новая Зеландия — 19 октября 1937,
Кембридж) — британский физик.
Известен как «отец» ядерной физики.
Лауреат Нобелевской премии по
химии 1908 года за революционные
открытия и успешные исследования
процесса распада веществ и следующих
из него химических свойств
радиоактивных веществ.
В 1911 году своим знаменитым опытом
рассеяния альфа-частиц доказал
существование в атомах положительно
заряженного ядра и отрицательно
заряженных электронов вокруг него. На
основе результатов опыта создал
планетарную модель атома.

18.

Макс Планк
немецкий физик-теоретик,
основоположник
квантовой физики. Лауреат
Нобелевской премии по
физике (1918). Научные труды
Планка посвящены
термодинамике, теории
теплового излучения,
Даже когда его
квантовой теории,
собственный сын был
специальной теории
казнен за участие в
заговоре против фюрера,
относительности, оптике. Планк проявлял лояльность
нацистскому режиму.

19.

Группа № 3.
Философы первой половины XX
века.
Задание:
1) Что такое философия иррационализма?
2) Раскройте основные идеи Ф. Ницше. В чем
заключалась трагедия философа?
3) В чем сущность учения о бессознательном
З. Фрейда? Как сложилась судьба
философа в условиях фашистской
оккупации?

20.

21.

Философия иррационализма.
Фридрих Ницше
• Идеал
Ницше

сверхчеловек, который
независимо идет по
жизни, сокрушая все
общепринятые
установления, вековые
привычки, взгляды и
идеалы. Никакого Бога
для него нет. Он сам –
Бог.
• Христианская религия –
порождение трусливых
и слабых.

22.

Ф. Ницше
• Ницше
против стадной морали, против
принципа – жить как все. Истинная мораль –
аристократическая – это мораль человека,
который попирает ногами презренное
благополучие. Если человек знает, зачем он
живет, ему безразлично, как он живет.
• Свободный человек – это человек, который
любит своих врагов, это сильная личность,
готовая принять на себя всю тяжесть мира и
считать себя ответственным за все зло и
несчастья, происшедшие с людьми.

23.

З. Фрейд - австрийский психолог,
психоаналитик, психиатр и невролог.
Благодаря Рузвельту и
др. Фрейд выехал из
оккупированной
Австрии, но четыре
младших сестры
ученого погибли в
фашистских
концлагерях

24.

Модернизм – новый период развития искусства с 1880 - по
1960- е гг., отличающийся от традиций классического
искусства и уходом от реализма, близок авангардизму и
противоположен академизму.
постмодернизм
символизм
постимпрессионизм
импрессионизм

25.

Группа № 4. Модерн как стиль
художественной культуры
Задание:
1) Используя учебник с. 125-126 и облако тегов,
назовите основные черты модерна,
2) приведите примеры произведений искусства,
которые можно отнести к этому стилю.
3) В чем проявилось взаимовлияние
европейского и русского модерна? («Русские
сезоны» С. Дягилева, А. Бенуа и «Мир
искусства», А. Гауди и Ф. Шехтель)

26.

Обри Бёрдслей
английский художникграфик, музыкант, поэт

27.

Альфонс Муха
«Танец» 1897 г.
Чешский художник.
Полотно относится к
стилям модерн и артнуво.

28.

Антонио Гауди
Дом Бальо
(1906)

29.

Искупительный
храм Святого
Семейства
(Саграда
Фамилия).
Архитектор
Антонио Гауди

30.

Ф.О. Шехтель
Особняк Рябушинского в Москве

31.

Особняк Рябушинского. Лестница в виде волны, фонарь-медуза.

32.

Модерн в архитектуре Костромы
Ул. Симановского, д. 10. Дом Ф. Волкова

33.

Романовский музей в Костроме
Это яркий образец модерна в псевдорусском стиле, работы архитектора Н. И.
Горлицина. Открытие музея в 1913 году было приурочено к 300-летнему
юбилею правления династии Романовых.
Кострома, ул. Проспект Мира, д.7

34.

Черты стиля модерн
природные формы
«удар бича»
плавные линии
растительные
мотивы
• синтез искусств
• декоративный
язык

35.

Группа № 5. Символизм.
Задание:
1) Используя текст учебника на с. 125 и облако
тегов, выделите основные черты
символизма,
2) приведите примеры произведений
искусства и аргументируйте их
принадлежность к данному направлению,
3) В чем выразилось взаимовлияние
европейского и русского символизма?

36.

Арнольд Бёклин (Германия)
«Остров мёртвых» 1883

37.

Арнольд
Бёклин
«Автопортрет со
скрипкой
смерти» 18711874

38.

Густав Климт
(Австрия)
«Поцелуй» 1908-1909
гг.
Сын ювелира, Густав умел
писать картины золотом,
он овладел также
искусством византийской
мозаики.
Стефан Цвейг называл время до Первой мировой войны
«золотым веком надежности».
Вы согласны с мнением писателя?

39.

Пюви де Шаванн (Франция)
Надежда (1872 г.)
Песня пастуха (1891 г.)
Н. Рерих считал Пюви де Шиванна
своим вторым учителем после
А.И. Куинджи.

40.

Рерих Н. Заморские гости, 1901 г.

41.

В годы Великой Отечественной войны Николай Рерих
вернулся к патриотической тематике. Он
безоговорочно поддерживал СССР

42.

Шарль
Бодлер
французский
поэт
Участник Революции 1848 года.
Предшественник французского символизма. В
сборнике «Цветы зла» (1857) анархическое
бунтарство, тоска по гармонии сочетаются с
признанием неодолимости зла, эстетизацией
пороков большого города.

43.

Шарль Бодлер
Что скажешь ты, душа, одна в ночи
безбрежной,
И ты, о сердце, ты, поникшее без сил,
Ей, самой милой, самой доброй, самой
нежной,
Чей взор божественный тебя вдруг
воскресил?
– Ей славу будем петь, живя и умирая,
И с гордостью во всем повиноваться ей.
Духовна плоть ее, в ней ароматы рая,
И взгляд ее струит свет неземных лучей.
В ночном безмолвии, в тиши уединенья,
И в шуме уличном, в дневном
столпотворенье,
Пылает лик ее, как факел, в высоте,
И молвит: «Я велю – иного нет закона, —
Чтоб вы, любя меня, служили Красоте;
Я добрый ангел ваш, я Муза, я Мадонна!».
Александр Блок
***
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный.
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.

44.

Черты символизма
синтез искусств
интерес к мифам
иносказательность
мистицизм
присутствие
символов и «знаков»
• культ Вечной
Женственности

45.

Соедини сферу культуры, деятеля и его произведение.
Сфера культуры
Деятель
Произведение, открытие
1. Повседневность
1. Макс Планк
1. «Цветы зла», символизм
2. наука
2. Шарль Бодлер
2. Психоанализ,
бессознательное
3. литература,
поэзия
3. Обри Бёрдслей
3. Телефон
4. философия
4. Антонио Гауди
4. Саграда Фамилия, модерн
5. изобразительное
искусство
5. Александр Белл
5. Квантовая теория
6. архитектура
6. Зигмунд Фрейд
6. Графика в стиле модерн

46.

Выводы
- Что нового появилось в культуре первой половины XX
века?
- Перед каким выбором оказались деятели культуры?
Чем объяснить противоречивость и неоднозначность
этого выбора?
Новые черты в культуре первой половины XX века.
1. переход от реализма к модернизму и авангардизму,
2. интерес к иррациональному, мистическому и
таинственному,
3. стремление к синтезу искусств, создание новых видов
искусства,
4. интерес к технике, изменение облика городов электрическое освещение, общественный транспорт
5. стремление к бессознательному формотворчеству,
6. стремление выразить абсурд.

47.

Домашнее задание:
1) параграф 16 прочитать,
2) на выбор –
а) дать развернутый ответ на вопрос «Новые
черты в культуре первой половины XX века (с
примерами)» или
б) подготовить слайд-загадку о деятеле
культуры изучаемого периода, дав не менее 8
подсказок, расположив их от сложных к
простым.
English     Русский Правила