17.77M
Категория: ПолитикаПолитика

Краткий очерк развития социального и политического знания

1.

Краткий очерк
развития социального
и политического
знания

2.

Исторические периоды развития
•Древность
•Средневековье
•Новое время
•Современность

3.

Социально-политические учения
древневосточных мыслителей
•Истоки ранних социально-политических учений следует искать в мифологии и
древнейших философско-религиозных учениях Востока

4.

Древний Египет
•В соответствии с мифологическими и религиозными воззрениями древних
египтян богиня Маат олицетворяла правду, справедливость и правосудие. Бог солнца Ра
считался творцом мира, верховным царем и отцом других богов, который
властвовал многие тысячелетия, а затем передал царствование своим наследникамбогам: Осирису, Изиде, Сету, Гору, от которых, по преданию, произошли земные фараоны.
•Эти ранние представления дошли до нашего времени в виде надписей на стенах пирамид,
в папирусных свитках, саркофагах, в древних литературных памятниках – «Книге мертвых»
(2-е тыс. до н.э.), «Поучении Птахотепа» (XXVIII в. до н.э.), «Жизнеописании вельможи
Уны» (XXVI в. до н.э), «Летописи Тутмоса III» (ХV в. до н.э.) и др.

5.

6.

• Египтяне представляли общество в виде пирамиды, на вершине которой находились
боги и фараоны, у подножия ремесленники, крестьяне, общинники и рабы, а в середине
размещались жрецы, знать и чиновники.
• В «Поучении Птахотепа» раскрываются политические воззрения верхушки египетских
правителей. Птахотеп, занимавший пост министра (джати), рассуждает о принципах
управления обществом.

7.

8.

Тезисы Птахотепа
• Культ фараона как прямого потомка небесных богов (никто не должен стремиться
внушать страх, кроме бога и фараона).
• Необходимость общественного неравенства (повиновение рабов должно быть
безусловным, а наказание — жестким).
• Не вредить «низшим», но свободным людям

9.

Древний Вавилон
Среди политических документов Древнего Вавилона следует отметить «Законы
Хаммурапи», которые были первой в истории древнего общества попыткой заменить
обычаи законами – универсальными, одинаковыми для всех правилами поведения.

10.

В 1901 г. французская археологическая экспедиция, исследуя г. Сузы (к востоку от
Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. На
самом верху столба был изображен Хаммурапи. Он стоял перед троном, на котором
восседал легендарный, верховный бог Вавилона — Мардук. В руках Хаммурапи был
жезл — символ судебной власти, врученной самим богом. Подразумевалось, что
свод законов передан Хаммурапи самим богом (традиция «передачи» законов бога
доверенным лицам широко распространена в истории различных религий). Законы
состояли из 282 статей, сгруппированных по содержанию.

11.

Древний Китай
VI—III века до н.э. можно считать периодом расцвета социально-философской мысли в Древнем
Китае. Наиболее популярными были философские концепции Лао-цзы и Конфуция.
Древнекитайский философ Лао-цзы (VI в. до н.э.) считается основоположником учения, именуемого
даосизм.
Согласно данному учению миром правит всеобщий закон - дао ("путь
вещей"). Познать дао может только мудрый человек, т.к. обычный человек видит
вещи и не видит дао. Он видит, что во всех путях — один и тот же путь. Дао
порождает уравновешивающие друг друга противоположности - «Инь» и «Ян»:
темное и светлое, мужское и женское начала, ночь и день, огонь и вода. Их
гармоничное сочетание образует первооснову жизни.

12.

Устройство общества в даосизме
•В Китае с глубокой древности философами и юристами проводилась мысль о том, что в
государстве должен царить порядок, основанный на законе.
•Лао-цзы уточняет, что увеличение числа законов и приказов может привести не к
сокращению, а к увеличению числа преступников, т.к. люди должны уважать
древние традиции и воспитывать на них новые поколения (тогда законопослушание
станет нормой).
•Он также уверен в том, что бездействие полезнее безрассудной деятельности. Если
правитель неспокоен, деятелен, народ становится несчастным. Государь должен быть
справедливым, а управление страной — спокойным.

13.

Коренным образом отличается от даосизма получившее более широкое распространение
в Китае конфуцианство — учение, основанное на философско-этических взглядах
Конфуция. Конфуций (551-479 до н.э.) — латинизированное имя человека, которого сами
китайцы называют Кун-цзы (Учитель Кун).
Уже в 22 года Конфуций прославился как знаменитый педагог. В школе Конфуция
преподавались четыре дисциплины: мораль («Шицзин»), язык («Шуцзин»), политика
(«Лицзи»), литература («Юэцзин»). В 50 лет Конфуций начал политическую карьеру,
став высоким сановником в городе Лу. Большую часть жизни он также оставался
частным учителем, а его учение обрело всеобщее признание и популярность

14.

Содержание конфуцианства
На примерах, взятых из истории, Конфуций пояснял свои взгляды на политику,
нравственность, обязанности правителя и подданных. Конфуций всегда подчеркивал, что
свою задачу видит не в создании новой концепции, а в том, чтобы собрать воедино все
древние нравственные установления.
Содержание конфуцианства в описании его последователей составляло следующее:
1) культ нормативной этики (знаменитые «китайские церемонии»);
2) культ предков и уважение к старшим, провозглашение ценности семейных уз;
3) культ мудрости древних (знаний, письменности, канонов);
4) идея социальной справедливости, воплощенная в системе
бюрократической администрации;
5) принцип меритократии (власти достойных), подкрепленный хорошо продуманной
системой конкурсных экзаменов на право занятия высших государственных должностей.

15.

Конфуцианство как светское учение об
обществе
Учение Конфуция в строгом смысле слова не является религией, хотя в нем и
присутствуют отдельные религиозные элементы: вера в божественную силу
Неба, обожествление императора, культ предков и т.п. Но главным в нем все же являются
социально-этические идеи (идея «пяти постоянств», или пяти добродетелей:
человеколюбие, долг, соблюдение норм поведения, образованность и правдивость).

16.

Взгляд на государство
•Во взгляде на государство конфуцианство проповедовало незыблемость
существующего строя (идеология патриархальной монархии, ставшая основой
китайского феодализма). Государство представлялось мыслителю большой семьей, в
которой правитель должен играть роль отца, сурового, но справедливого. Мудрый
правитель, по мнению Конфуция, всегда действует по принципу «золотой середины»,
не нарушая гармонию мира. Секрет доброго правления в том, что каждый в государстве
выполняет свои обязанности: правитель остается правителем, подданный подданным,
отец отцом, а сын – сыном.
•Идея «Шу — фу — цзяо» (народ – богатство – воспитание) и идея «малого
благоденствия» — «сяокан», согласно которой правитель обязан заботиться об
обеспечении народа всем необходимым для жизни.

17.

Пять отношений конфуцианства
В «Чжун-юн» («Книге о середине») весь традиционный уклад жизни сведен к «пяти отношениям»:
• государя и подданного: преданность господину была основой характера «благородного мужа»;
• родителей и детей: подчеркивались непререкаемые права родителей, в первую очередь отца, и
священная обязанность детей проявлять сыновнюю почтительность; Конфуций назвал «пять обязанностей сыновнего
благочестия»: выражение полного уважения к родителям; приготовление им любимой пищи, скорбь при их болезни и
глубокие переживания при кончине, непременные жертвоприношения усопшим. Главным объектом конфуцианского культа были духи
предков;
• мужа и жены: права мужа были безграничны, а обязанности жены сводились к беспрекословной покорности,
образцовому поведению и ведению хозяйства;
• старших (не только по возрасту, но и по положению, чину, званию, мастерству) и младших;
• отношения между друзьями: в их основе должна лежать искренняя и бескорыстная взаимопомощь.
Вся конфуцианская этика иллюстрируется противопоставлением поступков «благородного мужа» и «низкого человека».

18.

Античность
Античная социально-политическая мысль опирается на труды Гераклита, Демокрита,
Геродота, Сократа, Платона, Аристотеля.
Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено
Платоном (427-347 до н.э) в работах «Государство», «Законы» и др. Платон создал первую
концепцию идеального государства, в которой еще не разделял государство и общество.
Главным принципом идеального государства, на его взгляд, была справедливость.

19.

Государство по Платону
В государстве Платона существует несколько социальных слоев:
•мудрецы, которые управляют;
•воины, заботящиеся о безопасности;
•крестьяне и ремесленники, призвание которых трудиться.
Государство Платона, воплощающее общественный интерес, воспитывает у граждан
главные добродетели: мужество, доблесть, мудрость, благочестие. Такое положение дел
Платон считал справедливым. В то же время Платон был уверен в том, что там, где закон
не имеет силы, в государстве царят произвол и насилие. Это позволило ему назвать
несовершенные формы государства. Идеи Платона развивал его ученик Аристотель (384—
322 до н.э.). Анализируя понятие «гражданин», Аристотель приходит к выводу, что
гражданином по преимуществу является тот, кто обладает совокупностью гражданских
прав.

20.

«Правильные» и «неправильные»
формы государственного устройства
Правильные виды государственного устройства, по Аристотелю, - монархия, аристократия, полития;
Неправильные - тирания, олигархия, демократия.
Монархия — правление одного, стремящегося к общему благу; тирания — правление одного,
руководствующегося собственной выгодой.
Аристократия — правление немногих, лучших людей, осуществляемое в интересах всех граждан; олигархия —
правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде.
Полития (республика) — правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза и
пекущегося об общем благе; демократия — правление большинства, неимущих, в интересах исключительно
этого большинства. По классификации Аристотеля, существует пять разных видов демократии, худшей
из которых он считает охлократию — власть толпы.
В соответствии со своими этическими взглядами Аристотель в правильных видах государственного устройства
усматривает проявление надлежащей добродетели, в неправильных - ее отсутствие.

21.

Рим
Идеи разумного устройства общества прослеживаются и в работах знаменитого римского
оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона (106—43 до н.э.).
Государство понимается Цицероном как достояние народа, понимаемое не как случайное
или стихийное соединение людей, собранных вместе волею случая, а как союз людей,
связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.
Государство, пояснял Цицерон, — это не правители, а общий правопорядок. В основе же
права должны лежать разумность и справедливость.
Будучи сторонником идеи естественного права, Цицерон был уверен, что права и свободы
не даруются и не устанавливаются ничьей субъективной волей, а принадлежат человеку
по факту его рождения. Важным для формирования основ теории правового государства
явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому под
действие закона должны подпадать все, а не только некоторые избранные граждане.

22.

Сенека
Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей, независимо от их
положения в обществе, нашли отражение в трудах древнеримского философа Сенеки (5 до
н.э. - 65 н.э.). Он был воспитателем будущего императора Нерона и тем не менее выступал
в защиту «говорящих орудий» - рабов. Все люди, согласно учению Сенеки, равны между
собой в том смысле, что они одинаково находятся во власти судьбы.

23.

Средние века
В средневековой Европе учения об обществе и государстве приобрели христианскую окраску.
•Христианский философ и теолог Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354—430 гг. н.э.) считал,
что объективным основанием объединения людей в общество является их происхождение от Адама.
Общество («град земной») должно быть устроено по образу и подобию «Града Божьего» как высшей
духовной общности, которая все более утверждается в человечестве благодаря христианской церкви.
•Другой христианский мыслитель, Фома Аквинский (1225/226— 1274 гг. н.э.), считается главным
теологическим авторитетом католической церкви. В своем труде «О правлении государей» он
доказывал, что человек — существо социальное по природе, а общество — естественное
образование. Государство же представляет собой произведение не только природы, но и искусства
управления.
•Арабский философ и историк Ибн Хальдун (1332—1406 гг. н.э.) считал, что общество в своем
развитии прошло три этапа: «животное состояние», «сельская жизнь» и «городская жизнь». Большое
значение для эволюции общества, по его мнению, имеет географическая среда и производительный
труд.

24.

25.

Макиавелли
Серьезное политическое наследие оставил итальянский политик и дипломат Никколо
Макиавелли (1469—1527 гг.). В работах «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде
Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532) он резко выступает
против средневековой концепции божественного предопределения государства и
политики, выдвигая идею зависимости политики от объективной исторической
необходимости и закономерности — судьбы (fortuna), а также от личной энергии,
воли, предприимчивости и доблести самого человека (virtu). Н. Макиавелли вводит новое
политическое понятие — stato (государство), подразумевая не конкретное государство,
власть, а политическую форму общества в целом. Смена форм государства происходит
циклически, на основе круговорота, что мыслитель объясняет не божественной волей, а
закономерным повторением определенных ситуаций и соотношением борющихся сил.

26.

Тезисы Макиавелли
•Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами
поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия
направляются заботой о процветании и могуществе государства.
•Политические деяния не только наука, но и искусство, опирающееся на знание
психологии, понимание того, как влияют потребности людей на их поступки и умение
использовать эти знания в управлении людьми.
•Правители должны никогда не забывать, что стремление к власти свойственно всем
людям и выступает явным или скрытым мотивом их действий
Позднее термин «макиавеллизм» получил широкое распространение и им стали
обозначать поведение, пренебрегающее нормами морали для достижения политических
целей. Отличительной его особенностью является то, что в основе его лежит тезис: «цель
оправдывает средства», когда ради достижения поставленных целей считаются
оправданными и приемлемыми любые средства
English     Русский Правила