Похожие презентации:
Понятие речевого (риторического) идеала
1.
Понятие речевого(риторического) идеала
2.
Понятие об ораторском искусствеРиторика – ораторское искусство –
наука о красноречии:
1) это наука о красноречии, в основу которого положены
правила и закономерности публичной речи с целью
произвести наибольший эффект воздействия на
аудиторию;
2) это высокая степень мастерства публичного
выступления, качественная характеристика ораторской
речи, искусное владение словом;
3) учебная дисциплина, излагающая основы ораторского
мастерства.
Предмет риторики – правила построения и публичного
произнесения речи с целью убедить аудиторию в правоте
оратора.
3.
Истоки риторики: Древняя Греция и Древний РимЭтапы в истории европейской риторики:
древнегреческая риторика
древнеримская риторика
средневековая риторика
новые европейские риторики (XVI-XVIII вв.)
3
4.
История становления риторики:Античность и Средние века
4-5 век н.э.
3-4 век н.э.
1 век до н.э.
3 век до н.э.
4 век до н.э.
5 век до н. э.
5.
Причины возникновения риторики вантичном мире (V век до н.э.)
• Интерес античной культуры к человеку,
человеческой индивидуальности (гуманизм
– от лат. humanus – человечный)
• Античная культура – в большей степени
культура устного, а не письменного слова
• Востребованность риторики в условиях
демократии
5
6.
Общественные демократическиеинституты Древнего мира и современной
России
Древняя Греция Древний Рим
Современная Россия
народное
собрание
совет пятисот
народный суд
•референдум
30.03.2022
народное
собрание
Сенат
народный суд
•Государственная
Дума
•суд присяжных
6
7.
РиторикаЧто вы знаете о риторике? Где и когда она зародилась, как развивалась? Чем
риторика отличается от софистики и кто такие софисты? Определите свое
отношение к ним. Кто из ученых и ораторов античности внес наибольший вклад в
развитие риторики?
Риторика –
теория ораторского искусства
родина риторики
Общественная жизнь Древней Греции
требовала
от
человека
искусного
владения словом. Появились платные
учителя — с о ф и с т ы (от греч. sophistes
— искусник, мудрец)
8.
РиторикаСофисты не только обучали
практическому красноречию, но и
составляли
речи
для
нужд
граждан. Софисты принадлежали
к сложившейся в Афинах во
второй половине V века до н. э.
школе философов-просветителей,
создавших невиданный культ
слова.
Именно они заложили основы
риторики как науки об ораторском
искусстве. По мнению софистов,
цель оратора не раскрытие
истины,
а
убедительность.
Риторика во времена софистов
была «царицей всех наук».
9.
Софизм – особый приём доказательств вспоре. Софизм – это доказательство по форме как
будто правильное, а по существу ложное, основанное
на игре слов.
Примеры софизмов:
Кто лжет, говорит то, чего нет; но того, чего
нет, нельзя сказать , следовательно, никто не
может лгать.
Вор не желает приобрести ничего дурного.
Приобретение хорошего есть дело хорошее,
следовательно, вор желает хорошего.
9
10.
РиторикаПротив
софистов
выступил
Сократ. Он осуждал ораторовсофистов за их готовность силою
красноречия убедить публику в чем
угодно.
Мысли Сократа развил в своих
трудах его ученик Платон.
Риторике
софистов,
которую
Платон не считает наукой, он
противопоставляет
подлинное
красноречие, основанное на знании
истины, а потому доступное только
философу.
Огромное значение, считал Платон,
имеет и построение речи. На первом
месте, в начале речи, должно быть
вступление, на втором - изложение, на
третьем -доказательство, на четвертом
месте - правдоподобные выводы.
11.
РиторикаДальнейшее развитие риторики
связано с именем древнегреческого
ученого Аристотеля. Свои взгляды на
эту науку он излагает в сочинении
«Риторика».
Главным для Аристотеля, как и для
софистов, является убедительность
речи, однако, в отличие от последних,
для него важна достоверность того, о
чем говорится в речи.
Большое внимание в «Риторике»
уделяется стилю и композиции речи.
12.
Достижения Древней Греции в области риторики были творческивосприняты Древним Римом. Вершиной развития ораторского
искусства является деятельность Цицерона.
Цицерон считал, что красноречие рождается из многих знаний и
умений, а основой ораторского искусства является глубокое знание
предмета.
Трактат «Об ораторе». Каноны классической риторики. Образ
идеального оратора:
«Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями
философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа,
голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев…»
13.
РиторикаОпыт классической риторики
обобщен в двенадцати книгах
«Риторических
наставлений»
Квинтилиана.
Он рассматривает риторику как
науку о способности хорошо
говорить и силе убеждать.
Квинтилиан
не
считал
необходимым
жестко
придерживаться риторических
правил и придавал большое
значение
самостоятельности
оратора.
14.
РиторикаГлавным в риторике было:
для греков
для римлян
искусство убеждать
искусство говорить хорошо
В Средневековье:
риторика становится искусством украшения речи
С этого времени она обращена не только к устным, но
и к письменным текстам. Средневековые риторики
писались на латыни. Риторики на национальных
языках появляются в Европе в XVI—XIX веках.
15.
Риторика в РоссииСлово о полку
Игореве
Князь
Владимир
9-10 века
М.В. Ломоносов
Риторическая
школа
Риторика
XVII века
12 век
17 век
18 век
19 век
16.
Периодизация российской риторики (поВ.И. Аннушкину)
1. Риторика Древней Руси (XI-XVII в.в.)
2. Петровский период (к. XVII в.-I пол. XVIII в.)
3. Ломоносовский период (II пол. XVIIIв.- нач. XIX в.)
4. Период расцвета русской научной риторики (нач. XIX в. –
сер. XIX в.)
5. Период кризиса риторики и становление новой теории и
истории словесности: возникновение языкознания и
литературоведения как самостоятельных научных
дисциплин (II пол. XIX в.)
6. Советский период (1920-1990)
7. Период возрождения риторики (начиная с 80-90-х годов)
16
17.
ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО РИТОРИЧЕСКОГО ИДЕАЛАXII век – золотой век древнерусского красноречия. Со
времён введения православия появились две стихии:
— устная народная речь;
— церковно-славянская письменность.
Благодаря двуязычию развивается красноречие.
Государственная деловая сфера – светское красноречие.
Литература – славянский язык, дидактическое красноречие.
Древнерусский язык ассимилируется с церковнославянским. В первой русской риторике был описан диалог.
Господствовала церковь. Расписывалось, как учитель должен
обращаться к ученику. Появляются научные, экономические
трактаты.
18.
1. Риторика Древней Руси(XI – XVII в.в.)
Современная наука располагает достаточным количеством
источников для изучения древнерусского риторического идеала, в
основном это памятники XI-XII вв. и начала XIII в. Исследователи
опираются и на фольклорные материалы, и на произведения
художественной литературы, в первую очередь – на «Слово о
полку Игореве», летописи.
Жанры:
житие, поучение, слово, беседа
Литературные произведения:
• «Поучение Владимира Мономаха» (нач. XII в.)
• «Житие Сергия Радонежского» (1418 г.)
• «Житие протопопа Аввакума» (1673 г.)
Первый русский учебник риторики
1620 г.– «Риторика» Макария
18
19.
Оратор – лицо известное, облеченное доверием народа:церковный деятель, князь, воевода. Эмоции оратора управляют и
верой и убеждениями.
Оратор всегда выражает твердую позицию – это
преимущественно государственные интересы, забота о церкви,
народе. В речах почти всегда содержится поучение или призыв,
нравственные установки, преобладает положительный пример.
Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости;
споры, полемика встречаются нечасто.
Термины, обозначающие риторические понятия
ветийство
риторикия
благоязычие
доброречие
красноглаголание
хитрославие
златоустие
сладкоречие
красноречие
хитроречие и др.
19
20.
2. Петровский период (конец XVII в. – I пол. XVIII в.)1699 год – «Риторика» М.И. Усачёва
1706-1707 г.г. – лекционный курс Феофана Прокоповича
(Киево-Могилянская академия)
3. Ломоносовский период (II пол. XVIII в. – нач. XIX в.)
М.В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию»
(1748 г.).
«О изобретении»
«О украшении»
«О расположении»
«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно
говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»
(М.В. Ломоносов)
20
21.
3. 90-е годы XVIII века1792 г. – А.С. Никольский
«Основания российской словесности»
1792 г. – М.М. Сперанский
«Правила высшего красноречия»
1796 г. – И.С. Рижский «Опыт риторики»
Иван Степанович Рижский (1759-1811)
1786-1796 годы – преподаватель риторики и
логики Санкт-Петербургском горном училище
1796 год – «Опыт риторики…»
«Говорить и писать исправно, т.е. чистым
российским языком, есть долг всякого
благовоспитанного россиянина»
21
(И.С. Рижский)
22.
4. Период расцвета русской научнойриторики (нач. XIX в. – сер. XIX в.)
А.Ф. Мерзляков. Краткая риторика (1809)
А.И. Галич. Теория красноречия (1830)
В.Т. Плаксин. Учебный курс словесности (1843-1844)
К.П. Зеленецкий. Общая риторика (1849) Частная риторика
(1849)
Н.Ф. Кошанский. Общая риторика (1829)
Частная риторика (1832)
Николай Фёдорович Кошанский (1784 – 1831)
1811 – 1828 – профессор русской и латинской словесности
Царскосельского лицея
Модель словесности Н.Ф. Кошанского:
логика – «cила ума»
грамматика, риторика, поэзия – «дар слова»
22
23.
5. Попытки возрождения риторики в России (20-е годыXX века)
1918 г. – Институт живого слова в Петрограде
разработка теории красноречия, теории спора,
теории словесности
30-е годы – слияние с Институтом языкознания
(прекращение деятельности)
6. Советский период в истории русской риторики
(1920-1985/90 г.г.)
культура речи
лингвистика текста
функциональная стилистика
прагматика и др.
23
24.
Русский риторический идеалКрасноречие всегда имеет три признака:
силу чувств,
убедительность
и желание общего блага.
Первые два могут быть и в красноречии мнимом;
последний существенно отличает истинное красноречие
(Кошанский Н.Ф. Общая риторика)
Риторический идеал – образ прекрасной речи.
Риторический идеал – это система наиболее общих
требований к речевому поведению, исторически
сложившаяся в той или иной культуре и отражающая
систему ее ценностей – этических (нравственных) и
24
эстетических.
25.
Древнерусский риторический идеал1. Беседуй только с достойным (ср. посл.: Лучше с
умным камни носить, чем с дураком вино пить).
2. Умей выслушать собеседника
3. Будь кроток в беседе («не свирепствовать словом, не
хулить в беседе…»)
4. Хвала добродетельна, хула (за глаза и в глаза) –
греховна
5. Не будь многословен, груб («Когда в гневе ты, не
говори грубого слова, иначе глупцом тебя назовут…»)
6. Не льсти, не лги
25
26.
Риторические идеалы современной России1. Американский / американизированный
(близок к софистическому)
2. Идеал советской риторики
(идеологизированность, лозунговость,
бездуховность, выхолощенность)
3. Старый отечественный русский идеал
(близок к идеалу Платона и Сократа)
26
27.
Основные характеристики риторического идеалаисторическая изменчивость
национальная специфичность
социальная обусловленность
Истоки русского речевого идеала
Античность (речевой идеал Сократа, Платона,
Аристотеля и Цицерона)
Этические традиции православного христианства,
риторика Византии
«Ораторское красноречие состоит в искусстве действовать
даром слова на разум и волю других и побуждать их к высоким и
нравственным целям»
Константин Петрович Зеленецкий
27
28.
ЭстетикаЭтика
Философия
Логика
Ораторское
искусство
Психология
Языкознание
Педагогика