Похожие презентации:
История судебного красноречия. (Лекции 2-3)
1. История судебного красноречия
Лекция 2«Вернемся к истокам, обратимся к
бесценному опыту» «гениев
мысли и слова» прошлого.
Тенекова А. М.
1
2. План:
1.2.
3.
4.
Ораторское искусство софистов.
Риторическое учение Сократа.
Суть риторики по Платону.
Риторическая концепция
Аристотеля.
5. Цицерон об искусстве красноречия.
6. Русская риторика имперского
периода.
Тенекова А. М.
2
3. План:
7. Вклад М. В. Ломоносова в теориюораторского искусства.
8. Русское судебное красноречие к. XIX
– XX вв.
9. Общие правила судебных ораторов.
10. «Советы лекторам А. Ф. Кони».
11. Судебная речь в к. XX в.
Тенекова А. М.
3
4. Н. П. Карабчевский:
«Судебное красноречие – красноречиеособого рода. На него нельзя
смотреть лишь с точки зрения
эстетики. Вся деятельность
судебного оратора – деятельность
боевая. Это – вечный турнир перед
возвышенной и недосягаемой «дамой с
повязкой на глазах». Она слышит и
считает удары, которые наносят
друг другу противники, угадывает и
каким орудием они наносятся».
Тенекова А. М.
4
5. 1. Ораторское искусство софистов
Софисты:
«бродячие учителя красноречия»;
первые европейские интеллигенты;
профессиональные преподаватели
риторики;
от греч. sophistes – искусник, мудрец.
Тенекова А. М.
5
6. Горгий
Историческая справка• «Отец риторики», основатель
риторики.
• Обучаясь у Корака из Сицилии,
превзошел своего учителя и стал
благодаря своему ораторскому дару
и выучке, фигурой выдающейся.
Тенекова А. М.
6
7. Горгий
Риторические взгляды и убеждения:• Жизненный ориентир и цель –
угождать собственным
потребностям, его голос – голос
обывателя, трезвый и
разрушительный в своей
непобедимой логике здравого
житейского смысла.
Тенекова А. М.
7
8. Риторические убеждения софистов
1. Цель оратора –убедительность, а не раскрытие
истины. Человек – мерило всей
окружающей жизни, он может в
своих личных, часто корыстных
целях действовать без всякого
ограничения, невзирая на
мораль.
Тенекова А. М.
8
9. Риторические убеждения софистов
2. Убеждать может толькоискусно составленная речь,
при этом не важно,
соответствует она истине
или нет (Горгий).
3. Красноречие требует
огромного труда (Протагор).
Тенекова А. М.
9
10. Приемы овладения красноречием Протагора
• Речи должны быть ни короткими,ни длинными.
• Речь должна воздействовать на
чувства слушателей.
• Для этого следует использовать
определенные языковые
средства, уметь закруглять мысли.
Тенекова А. М.
10
11. Риторические убеждения софистов
4. Задача софиста – научитьделать слабое менее
сильным. Истинный оратор
должен одну и ту же речь и
восхвалять, и порицать.
Тенекова А. М.
11
12. «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ
Историческая справкаГреческий философ
Сократ (470 – 399 до
н. э.) жил в Афинах.
С юности обучался
софистике,
риторике, увлекался
музыкой,
математикой,
астрономией и
философией.
Тенекова А. М.
12
13. «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ
Историческая справкаВ 399 году на 70летнего Сократа
Мелетом был подан
донос, в котором
философ обвинялся
в том, что он не
признает богов и
развращает
молодежь.
Тенекова А. М.
13
14. «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ
Историческая справкаДело Сократа
разбиралось в суде, в
котором участвовал 501
человек. Сократ
отказался от помощи
своих учеников и
друзей. На суде говорил
просто, не унижаясь, не
заискивая, уверенный в
своей правоте.
Тенекова А. М.
14
15. «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ
Историческая справкаНо приговор был суров.
За оправдание Сократа
был подан 221 голос,
против – 280. Сократ
встретил смертный
приговор без всякой
злобы и с величайшим
мужеством, «не
бледнея, выпил чашу с
ядом цикуты».
Тенекова А. М.
15
16. Речь Сократа на суде (отрывок)
«Граждане афиняне, как же я могупредлагать себе наказание, если я
считаю, что я ни в чем не виноват? Я
даже думаю, что я полезен государству
тем, что разговорами своими не даю
вашим умам впасть в спячку и тревожу
их, как овод тревожит зажиревшего коня.
Поэтому я бы назначил себе не
наказание, а награду – ну, например, обед
за казенный счет, потому что я ведь
человек бедный»
Тенекова А. М.
16
17. Риторическое учение Сократа
1. Оратор должен хорошо разбиратьсяв предмете речи.
2. Правила построения речи: начинать
нужно со вступления, затем
необходимо изложить материал,
потом привести доказательства,
далее сделать правдоподобные
выводы.
Тенекова А. М.
17
18. Риторическое учение Сократа
3. Правило ведения диалога(беседы): он начинается с вопроса к
собеседнику; на ответ собеседника
приводятся контраргументы и
следующие вопросы, которые
ставят собеседника в тупик. Система
вопросов, рассуждений и
аргументов беседы должны помочь
найти истину, единственно
правильный ответ на вопрос.
Тенекова А. М.
18
19. Риторическое учение Сократа
4. Мысли и высказывания должныбыть связными и
последовательными, четкими и
определенными, обоснованными и
аргументированными,
непротиворечивыми.
Тенекова А. М.
19
20. Разговор Сократа с Евфидемом о справедливости (отрывок)
У Сократа был молодой друг по имениЕвфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не
терпелось стать взрослым и говорить
громкие речи в народном собрании.
Сократу захотелось его образумить.
- А скажи: если один человек нарочно
читает и пишет с ошибками, а другой
ненарочно, то какой из них грамотней?
Тенекова А. М.
20
21. Разговор Сократа с Евфидемом о справедливости (отрывок)
- Наверное, тот, который нарочно:ведь если он захочет, он сможет
писать и без ошибок.
- А не получается ли из этого, что и
намеренный обманщик лучше и
справедливее ненамеренного: ведь
если он захочет, он сможет
говорить с народом и без обмана?
Тенекова А. М.
21
22. Разговор Сократа с Евфидемом о справедливости (отрывок)
- Не надо, Сократ, не мне такого, я ибез тебя теперь вижу, что ничего-то я
не знаю и лучше бы мне сидеть и
молчать.
И Евфидем ушел домой, не помня
себя от горя.
Тенекова А. М.
22
23. Божественный Платон – человек-легенда
Историческаясправка:
Великий греческий
философ, ученик
Сократа, жил в 427
– 347 годах до н. э.
Платон (греч.
Широкий,
широкоплечий) –
прозвище,
настоящее имя –
Тенекова А. М.
Аристокл.
23
24. Божественный Платон – человек-легенда
Историческаясправка:
Платон купил на
окраине города
здание старого
гимнасия с садом и
основал
философскую
школу Академию
(385 – 529 гг до н. э.)
Тенекова А. М.
24
25. Божественный Платон – человек-легенда
Историческая справка:Умер в 347 г., по
преданию, в день
своего рождения.
Погребение
совершили в
Академии, роднее
для него не было
места.
Тенекова А. М.
25
26. Суть риторики по Платону
1. Риторика есть сноровка, т. е.умение, ловкость, которым можно
научиться, развить в себе. Искусству
подлинного и убедительного
красноречия можно научиться, если у
тебя есть природные задатки
оратора, прибавив к ним знания и
упражнения, а «в чем ты ими
пренебрегаешь, в том и будет твое
слабое место».
Тенекова А. М.
26
27. Суть риторики по Платону
2. Сноровка в речи помогаетзащититься в условиях
аристократического соседства, в
судебной борьбе; помогает человеку
обрести более выгодное положение
в обществе, завоевать уважение
сограждан и улучшить свои
материальные дела.
Тенекова А. М.
27
28. Суть риторики по Платону
«Сила речи заключается ввоздействии на душу». Души разные,
поэтому и слушатели разные. Задача
оратора – понять, какого человека
какими речами удастся убедить, т. е.
оратор должен быть психологом.
Он свободно и могущественно
владел всеми оттенками выражений
Тенекова А. М.
28
29. Суть риторики по Платону
Сам Платон свободно имогущественно владел всеми
оттенками выражений; для каждого
движения человеческой души умел
найти нужное и единственно точное
слово.
Тенекова А. М.
29
30. Суть риторики по Платону
3. Платон придает риторике новый смысл.В практике диалогов он устанавливает
иной вид речи – диалектической, которая
предполагает совместный и бесстрастный
поиск истины оратором и его аудитории.
Основа такой речи – духовная мораль, по
которой несправедливо пострадать –
значит обречь на муки того, кто причинил
несправедливое страдание.
Тенекова А. М.
30
31. Суть риторики по Платону
4. Правила красноречия:будьте вежливы во время споров и
беседы; постарайтесь для выражения
своих мыслей найти точные, яркие слова,
различные средства художественной
выразительности; правильно оцените
выступления друг друга; будьте
благородно сдержанны, доброжелательны
во время возникшего спора и ведите себя
пристойно.
Тенекова А. М.
31
32. Суть риторики по Платону
6. Чтобы речь была хорошей,прекрасной, оратор должен постичь
истину о том предмете, о котором
собирается говорить.
Тенекова А. М.
32
33. Риторическая концепция Аристотеля
Историческая справкаРодился на севре
Греции в семье врача
и друга царя Аминты
(384 – 322 гг до н. э.).
прибыл в Афины,
чтобы получить
образование и
поступил в Академию
Платона, стал одним
из лучших его
учеников.
Тенекова А. М.
33
34. Риторическая концепция Аристотеля
Историческая справкаУчил сына
македонского царя
Александра.
Открыл школу –
Ликей, где
преподавал,
прогуливаясь с
учениками в парке,
ведя дискуссии по
запутанным вопросам
логики и метафизики.
Тенекова А. М.
34
35. Риторическая концепция Аристотеля
Историческая справкаВвел обычай для
друзей
«Пиршественные
обеды». Всю жизнь
интересовался
ораторским
искусством, читал
лекции по риторике в
Академии Платона.
Написал трактат
«Риторика».
Тенекова А. М.
35
36. Риторическая концепция Аристотеля
1. Риторика – искусство убеждать.2. Речи делятся на три вида:
совещательные, судебные и
торжественные (эпидейктические).
Дело речей совещательных –
склонять или отклонять; судебных
– обвинять или оправдывать;
торжественных – хвалить или
порицать.
Тенекова А. М.
36
37. Риторическая концепция Аристотеля
Речи судебные.Мерила несправедливого поступка:
• О поступке судят по тому вреду,
который он приносит. «Величайшим
считается то преступление, для
которого нет равносильного
наказания; каждое наказание кажется
ничтожным перед ним,
Тенекова А. М.
37
38. Риторическая концепция Аристотеля
- и то преступление, от которого нетисцеления, потому что трудно и даже
невозможно вознаградить за него, - и
то, за которое потерпевший не может
получить удовлетворение, потому
что причиненное ему зло
неисцелимо; суд же и наказание и
есть некоторого рода исцеление».
Тенекова А. М.
38
39. Риторическая концепция Аристотеля
Закон.• Если же писаный закон соответствует
положению дела, то следует говорить, что
клятва «судить по своему лучшему
разумению» дается не для того, чтобы
судить против закона, но для того, чтобы
судья не оказался клятвопреступником в
тех случаях, когда он не знает, что говорит
закон.
Тенекова А. М.
39
40. Риторическая концепция Аристотеля
2. Условия, при соблюдениикоторых оратор сможет убедить
слушателей. Психология
общения. Оратор должен знать
людей, их нравы и чувства,
настроения, чтобы
воздействовать на сердца
слушателей.
Тенекова А. М.
40
41. Риторическая концепция Аристотеля
Юноши:«страстны, вспыльчивы и
склонны следовать гневу. Они
слабее гнева, ибо по своему
честолюбию они не переносят
пренебрежения и негодуют, когда
считают себя обиженными».
Тенекова А. М.
41
42. Риторическая концепция Аристотеля
Люди старого возраста:«подозрительны, сильно не любят и
не ненавидят, но любят, как бы
готовясь возненавидеть, и ненавидят,
как бы намереваясь полюбить,
потому что жизнь их смирила. Они не
щедры, потому что имущество – одна
из необходимых вещей, а вместе с
тем они знают по опыту, как трудно
приобрести и как легко потерять».
Тенекова А. М.
42
43. Риторическая концепция Аристотеля
3. Особенности стиля.Речь должна быть правильной, ясной,
выразительной, благозвучной,
уместной. Необходимо использовать
различные стилистические средства в
зависимости от того, с какой
аудиторией оратор имеет дело. Кроме
того, «для каждого рода речи пригоден
особый стиль».
Тенекова А. М.
43
44. «Небо послало на землю Цицерона…»
Историческая справкаМарк Тулий Цицерон
(106 – 43 до н. э.)
родился недалеко
от Рима в семье
римского всадника,
который «чуть ли не
всю жизнь провел в
литературных
занятиях»
Тенекова А. М.
44
45. «Небо послало на землю Цицерона…»
Историческая справкаМальчик отличался
необыкновенной
любовью к наукам,
владел греческим
языком ловчее, чем
плугом, и знал
правила просодии
лучше правил
рукопашного боя.
Тенекова А. М.
45
46. «Небо послало на землю Цицерона…»
Историческая справкаУсердно занимаясь
философией,
правом, риторикой,
поэзией, твердо
решил посвятить
свою жизнь
адвокатскому
ремеслу.
Тенекова А. М.
46
47. «Небо послало на землю Цицерона…»
Историческая справкаВ 70 году произнес
обвинительную речь
против Верреса и стал
величайшим оратором.
Публиковал все свои
речи. раскрыл
преступление, за
которое сенаторы
присвоили ему звание
«отца отечества».
Тенекова А. М.
47
48. «Небо послало на землю Цицерона…»
Историческая справкаЗа выступления
против Антония,
сторонника Цезаря,
был убит. Его голова
и руки были
выставлены на
трибуне в Риме.
Тенекова А. М.
48
49. Цицерон об искусстве красноречия
1. Создал три крупных произведения:«Об ораторе», «О знаменитых
ораторах» («Брут», «Оратор».
2.
Предмет риторики
Структура любой
речи на любую
тему и в любой
области знания
Искусство
передавать знания
с помощью речи
Тенекова А. М.
49
50. Цицерон об искусстве красноречия
3. Практика оратора – гражданскийспор, в котором мало кто
интересуется позитивным знанием, а
речь идет о том, чтобы в словесной
борьбе выиграть дело. Оно относится
только к публичной ораторской речи
в пределах гражданских споров.
Ораторика требует эрудиции в
позитивных знаниях.
Тенекова А. М.
50
51. Цицерон об искусстве красноречия
4.Изучение
обстоятельств
дела
Правила
создания речи
Поиск ядра
(спорного
вопроса)
Тенекова А. М.
Разработка и
доказательство
доводов,
выведение
заключения
51
52. Цицерон об искусстве красноречия
5. Технология составление речейИзобретение (inventio)
Расположение (dispositio)
Словесное выражение (elocutio)
Запоминание (memoria)
Произнесение (actio)
Тенекова А. М.
52
53. Цицерон об искусстве красноречия
6. Структура речи: вступление,название и его толкование,
повествование, описание,
доказательство, опровержение,
обращение к чувствам,
заключение.
Тенекова А. М.
53
54. Цицерон об искусстве красноречия
7. Практика устно-письменныхвзаимодействий: речи пишутся,
заучиваются, произносятся,
стенографируются,
распространяются письменно.
Тенекова А. М.
54
55.
«Духовный регламент»Петра I
1. От оратора
требуются
определенные
внутренние
качества:
честность,
объективность,
скромность.
Тенекова А. М.
55
56.
«Духовныйрегламент»
Петра I
2. Оратор должен
хорошо владеть
мимикой,
жестами,
занимать
определенную
позу.
Тенекова А. М.
56
57. Русская риторика имперского периода
«Духовный регламент» Петра I3. Он должен обладать чувтсвтом
меры, не терять собственного
достоинства.
4. Нельзя читать речь по бумажке,
ритор должен речь свою твердо
«изусть» выучить, «дабы дуро
каждого видна была»
Тенекова А. М.
57
58. Отец российского красноречия – Михаил Васильевич Ломоносов
Историческая справкаРодился на берегу
Северной Двины.
Блестяще окончил
Московскую духовную
академию, учился в
Петербурге, в
Германии, в
Марбургском
университет. Служил
до конца жизни в
Академии наук в
России.
Тенекова А. М.
58
59. Отец российского красноречия – Михаил Васильевич Ломоносов
Историческая справка«Историк, ритор, механик,
химик, минеролог, художник
и стихотворец, он все
испытал и во все проник:
первый углубляется в
историю отечества,
утверждает правила
общественного языка его,
дает законы и образцы
классического
красноречия…»
Тенекова А. М.
59
60. Отец российского красноречия – Михаил Васильевич Ломоносов
Историческая справка1743 г. «Краткое
руководство к
риторике на пользу
любителей
сладкоречия»;
1748 г. «Краткое
руководство к
красноречию».
Тенекова А. М.
60
61. Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства
1. Красноречие есть искусство овсякой материи красно говорить
и тем преклонять других к
своему об оной мнению.
2. К приобретению оного требуется
пять следующих средствий:
Тенекова А. М.
61
62. Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства
Первое – природные дарования.
Второе – наука.
Третье – подражание авторов.
Четвертое – упражнение в
сочинении.
• Пятое – знание других наук.
Тенекова А. М.
62
63. Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства
3. Настоящий оратор должен нетолько убеждать доказывая, он
обязан постичь «всю глубину
сердец человеческих», чтобы
силой красноречия склонить
слушателей на свою сторону.
4. Следует заботиться о чистоте
стиля.
Тенекова А. М.
63
64. Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства
5. Во время произнесения речинеобходимо:
• заботиться о ее правильном
звуковом оформлении;
• избегать тавтологии;
• соблюдать понятный порядок слов;
• не пропускать нужных слов.
Тенекова А. М.
64
65. Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства
6. Необходимо так строить своевыступление, доказательство
определенных мыслей (тезисов),
чтобы в начале речи находились
сильные доводы, «которые
послабее, те в средине, а самые
сильные на конце».
Тенекова А. М.
65
66. Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства
7. Не стоит засорять языкиностранными словами.
Тенекова А. М.
66
67. Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства
Без нужды перенимаемыеиностранные слова представляют
опасность для развития
национальной культуры, они
незаметно засоряют русский язык,
«вкрадываются к нам
нечувствительно, искажают
собственную красоту нашего языка,
подвергают его всегдашней перемене
и к упадку преклоняют».
Тенекова А. М.
67
68. Русское судебное красноречие к. XIX – XX вв.
Ораторы – юристы:А. Ф. Кони, В. Д. Спасович, А. И.
Урусов, Н. П. Карабчевский, П. А.
Александров, К. К. Арсеньев, В.
И. Жуковский, Ф. Н. Плевако, А.
В. Лохвицкий и другие.
Тенекова А. М.
68
69. Александр Яковлевич Пассовер (1840 – 1910)
Экслибрис А. Я. Пассовера(Оттиск каучукового штемпеля
2-ой половины XIX века)
Тенекова А. М.
69
70.
Александр Яковлевич Пассовер - известныйадвокат. Родился в 1840 году в городе Умани
Киевской губернии, отец и дед его были врачами.
По окончании курса по юридическому
факультету в Московском университете, А. Я.
Пассовер был командирован за границу для
подготовки к профессуре. Возвратившись в
Москву, он блистательно выдержал экзамен на
степень магистра государственного права, но, был
вынужден, ввиду вновь наступивших течений,
отказаться от научной деятельности, а несколько
лет спустя - и от службы по судебному ведомству
(он занимал сначала должность секретаря
прокурора Московской судебной палаты, Д. А.
Ровинского, а потом товарища прокурора при
Владимирском окружном суде).
Тенекова А. М.
70
71.
«Я полагаю, что и для нас самих в будущем и для поколенийадвокатов, призванных сменить нас, полезно сохранить
письменное удостоверение разных случаев, событий и
приключений, которые относятся к нашей профессии, ко
всему сословию, которые показывают, как в Одессе
общество, публика, суд, присяжные понимали задачу и
положение адвокатуры, как присяжные поверенные
исполняли обязанности, законом на них возложенные и
отстаивали права, тем же законом им присвоенные. Пусть
память о том и о другом не пропадет для истории»
(А.Я. Пассовер, 5 сентября 1873 г., Одесса).
Тенекова А. М.
71
72. Дело Вальяно
Тенекова А. М.72
73. Общие правила судебных ораторов
1. Прямота и правдивость, особаячестность ума и сердца,
неспособность на ложь и
хитрость.
2. Благоразумие: в речи должны
иметь место рассудительность и
здравый смысл.
Тенекова А. М.
73
74. Общие правила судебных ораторов
3. Скромность оратора в суде,стремление думать не о себе, а о
деле.
4. Тактичность, предельная
осторожность и чувство меры.
Необходимость в использовании
всего того, что позволит
выяснить истину.
Тенекова А. М.
74
75. Общие правила судебных ораторов
5. В своей личной жизнисудебный оратор не должен
выходить за пределы правил
принятой и строгой морали.
Судебный оратор не должен
забывать о своей репутации.
Тенекова А. М.
75
76. Анатолий Федорович Кони
Историческаясправка
Годы жизни (1844 –
1927).
Брался только за
те дела, которые
отвечали его
нравственным
принципам.
Тенекова А. М.
76
77. «Советы лекторам» А. Ф. Кони
• Необходимо тщательно готовиться квыступлению.
• Внешний вид судебного оратора
должен быть приличен и прост.
• Для оратора важен тон речи. его
следует менять, то понижая, то
повышая, делая логические
ударения.
Тенекова А. М.
77
78. «Советы лекторам» А. Ф. Кони
• Необходимо проявлять творчество иизбегать шаблона.
• Речь должна быть эмоциональной.
• Конец речи должен закруглить ее, т.
е. быть логически связан с началом.
Тенекова А. М.
78
79. Судебная речь в XX веке
1. В судебных процессах «редкопроизносятся пышные фразы и длинные
цитаты из художественных
произведений».
2. В речи преобладает сухой официальноделовой стиль.
3. Идеалом большинства современных
юристов становится знание предмета
речи, а не риторические навыки.
Тенекова А. М.
79
80. История судебного красноречия
Благодарим всех, кто внимательнослушал лектора!!!!
Тенекова А. М.
80