961.39K

А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛаг»

1.

А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛаг»

2.

Не хочу мести, не хочу суда. Хочу, чтобы
люди знали и помнили, как все это было.
Акмал Икрамов Камил, писатель,
расстрелян в 1938 г.

3.

Память – самое дорогое, что есть в сердцах людей. Но в
жизни бывают моменты, которые невозможно вспоминать
без слез. Трагические события откладывают большой
отпечаток на жизни и судьбы людей, нации, поэтому эти
страницы истории надо изучать с особым вниманием.
Политические репрессии – одна из самых трагических
страниц нашей истории. Но это наша история, и изучение ее –
знак памяти и дань уважения невинно пострадавшим. Знание
всех фактов нашего прошлого, особенно трагических, дает
нам полное представление о нас самих, о современности.
Репрессии – карательные меры, наказания,
применяемые государственными органами
в целях подавления или устрашения своих
противников, как реальных, так и мнимых.

4.

Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительнотрудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних, поэтому
А.И. Солженицын вводит понятие «архипелаг»: «лагеря рассыпаны по
всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это
вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с
архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей,
то есть не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве
составляют как бы архипелаг».
– В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе
значительное место занимают произведения, в которых воссоздана
трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху.
Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына,
Ю.Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших
на себе ад ГУЛАГа. Солженицын и Шаламов стали одними из первых в
современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему. Сегодня мы
поговорим о том, как воплотилась лагерная тема в творчестве
Солженицына.

5.

Судьба Солженицына уникальна, это выражается в тяжести испытаний, выпавших
на его долю: война с фашизмом, сталинские лагеря, раковый корпус, внезапная
слава, связанная с опубликованием «Одного дня Ивана Денисовича», затем
замалчивание, запреты, высылка из страны и вновь обретение российского
читателя.
Биография Александра Исаевича почти тождественна биографии
послереволюционной России.

6.

Год рождения – 1918. Гражданская война, голод, террор
и детство без отца, который умер за несколько месяцев
до рождения Саши.
Год мужания – 41-й. Выпускник физмата Ростовского
университета идет в офицерскую школу, потом на фронт.
Солженицын командует артиллерийской батареей. По
окончании войны имеет чин капитана, награжден
орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной
Звезды.

7.

В феврале 45-го – излом судьбы: Солженицын арестован за критику Сталина в
письме другу детства, которое было просмотрено контрразведкой. 8 лет
исправительно-трудовых лагерей «за антисоветскую агитацию и попытку
создания антисоветской организации».

8.

1947 – переведен как математик в
Марфинскую «шарашку» – НИИ
МВД-КГБ, где пробыл до 1950 г.
Позднее эта «шарашка» будет
описана в романе «В круге
первом». С 1950 в экибастузском
лагере (опыт общих работ
воссоздан в рассказе «Один день
Ивана Денисовича»). Здесь он
заболевает раком. В лагерях
работает чернорабочим,
каменщиком, литейщиком.
1953 – Солженицын на «вечном
ссыльнопоселении» в ауле КокТерек (Джамбульская область,
Казахстан).

9.

Дважды лечился в Ташкенте от
рака; в день выписки из
больницы в 1955 задумана
повесть о страшном недуге –
будущий «Раковый корпус»
(1963–1966). В ней отразились
впечатления автора от
пребывания в Ташкентском
онкологическом диспансере и
история его исцеления.

10.

История жизни главного героя Олега Костоглотова напоминает
судьбу самого Солженицына: отбывший срок в лагерях по
надуманному обвинению, ныне он – ссыльный.
В год начала оттепели – 56-й – его реабилитируют. Солженицын
поселяется в средней полосе России у героини будущего
рассказа «Матренин двор», преподает в сельской школе
математику и физику.

11.

1959 – за три недели написан рассказ «Щ-854 (Один день
одного зэка)», который в 1961 через товарища по Марфинской
шарашке литературоведа Копелева передан в журнал «Новый
мир». Непосредственно у Хрущева Твардовский добивается
разрешения на публикацию рассказа, получившего название
«Один день Ивана Денисовича».

12.

62-й – год прорыва: на фоне
краткосрочного расцвета свободы в
СССР впервые публикуется рассказ
Александра Солженицына «Один день
Ивана Денисовича». Журнал «Новый
мир» становится первым кругом
известности писателя. "Один день
Ивана Денисовича" потряс читателей
знанием о запретном – лагерной жизни
при Сталине. Впервые открылся один из
бесчисленных островков архипелага
ГУЛАГ. За ним стояло само государство,
беспощадная тоталитарная система,
подавляющая человека.

13.

Круг замкнулся в 65-м: конец оттепели, КГБ захватывает
архив Солженицына. Травля, письма с осуждением, под
которыми заставляют подписываться всех подряд, запрет на
публикации. «В круге первом» и «Раковый корпус» выходят в
свет только за рубежом.
1967/68 – закончен «Архипелаг», который сам автор
определил как «окаменелую нашу слезу».

14.

Архипелаг ГУЛаг (подзаголовок книги –
«опыт художественного исследования») –
одновременно и историческое
исследование с элементами пародийного
этнографического очерка, и мемуары
автора, повествующие о своем лагерном
опыте, и эпопея страданий, и мартиролог –
рассказы о мучениках ГУЛАГа. При строгой
документальности это вполне
художественное произведение.

15.

Архипелаг ГУЛаг
В романе Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько собирателя историй,
рассказанных множеством узников (227 соавторов, без имен, конечно). Как и в рассказе
«Один день Ивана Денисовича», повествование строится так, чтобы заставить читателя
воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе. В романе
“Архипелаг ГУЛАГ” А. Солженицын показывает, какие люди попадали в лагерь. Там были
смешаны меньшевики и троцкисты, “вредители” и представители религии, уклонисты и
беспартийные, много-много всех тех, кому не повезло укрыться от страшной сети НКВД.
По-разному ведут себя люди. Одни сломались сразу, другие готовы посадить сотни
людей, дать любые показания. Но были такие, которые не ломались. Для некоторых
узников, к которым прежде всего относится сам автор, пребывание в аду ГУЛАГа
означало взятие духовно-нравственной высоты. Люди внутренне очищались и
прозревали, поэтому у Солженицына неоднократно можно встретить непонятные на
первый взгляд слова благодарности в адрес тюрьмы.

16.

И солженицынский каторжный лагерь, один из ГУЛАГовского архипелага, – при
всей страшной и несомненной реальности его существования в нашей истории,
в судьбах миллионов людей – тоже своего рода знак помрачения души и
разума, извращение смысла жизни народа и общества. Бездарная, опасная,
жестокая машина, перемалывающая всех, кто в нее попадает…
В «Одном дне Ивана Денисовича» и в «Архипелаге ГУЛАГе» приведено
немало примеров человеческой низости, подлости, лицемерия. Но тем не
менее Солженицын замечает, что нравственному растлению в лагере
поддавались в основном те люди, которые уже на воле были к этому
подготовлены. Обучиться лести, лжи, «мелким и большим подлостям»
можно везде, но человек должен остаться человеком даже в самых
трудных и жестоких условиях. Более того, Солженицын показывает, что
унижения и испытания пробуждают в личности внутренние резервы и
духовно освобождают ее.

17.

Том 1
Вступление
Часть первая. Тюремная
промышленность
Глава 1. Арест
Глава 2. История нашей канализации
Глава 3. Следствие
Глава 4. Голубые канты
Глава 5. Первая камера -- первая любовь
Глава 6. Та весна
Глава 7. В машинном отделении
Глава 8. Закон -- ребенок
Глава 9. Закон мужает
Глава 10. Закон созрел
Глава 11. К высшей мере
Глава 12. Тюрзак
Часть вторая. Вечное движение
Глава 1. Корабли Архипелага
Глава 2. Порты Архипелага
Глава 3. Караваны невольников
Глава 4. С острова на остров

18.

Том 2
Часть третья. Истребительно-трудовые
Глава 1. Персты Авроры
Глава 2. Архипелаг возникает из моря
Глава 3. Архипелаг дает метастазы
Глава 4. Архипелаг каменеет
Глава 5. На чем стоит Архипелаг
Глава 6. Фашистов привезли!
Глава 7. Туземный быт
Глава 8. Женщина в лагере
Глава 9. Придурки
Глава 10. Вместо политических
Глава 11. Благонамеренные
Глава 12. Стук -- стук -- стук...
Глава 13. Сдавши шкуру, сдай вторую!
Глава 14. Менять судьбу!
Глава 15. ШИзо, БУРы, ЗУРы.
Глава 16. Социально-близкие
Глава 17. Малолетки
Глава 18. Музы в ГУЛаге
Глава 19. Зэки как нация
Глава 20. Псовая служба
Глава 21. Прилагерный мир
Глава 22. Мы строим
Часть четвёртая. Душа и колючая
проволока
Глава 1. Восхождение
Глава 2. Или растление?
Глава 3. Замордованная воля
Глава 4. Несколько судеб

19.

Том 3
Часть пятая. Каторга
Глава 1. Обречённые
Глава 2. Ветерок революции
Глава 3. Цепи, цепи...
Глава 4. Почему терпели?
Глава 5. Поэзия под плитой, правда под камнем
Глава 6. Убежденный беглец
Глава 7. Белый котёнок
Глава 8. Побеги с моралью и побеги с инженерией
Глава 9. Сынки с автоматами
Глава 10. Когда в зоне пылает земля
Глава 11. Цепи рвём наощупь
Глава 12. Сорок дней Кенгира
Часть шестая. Ссылка
Глава 1. Ссылка первых лет свободы
Глава 2. Мужичья чума
Глава 3. Ссылка густеет
Глава 4. Ссылка народов
Глава 5. Кончив срок
Глава 6. Ссыльное благоденствие
Глава 7. Зэки на воле
Часть седьмая. Сталина нет
Глава 1. Как это теперь через плечо
Глава 2. Правители меняются, Архипелаг остаётся
Глава 3. Закон сегодня
Послесловие

20.

Цитаты из романа
«Архипелаг ГУЛАГ»
Каждый из нас – центр вселенной.
• Смирная овца – волку по зубам.
• Человек, внутренне не
подготовленный к насилию, всегда
слабей насильника.
• У каждого всегда дюжина
гладеньких причин, почему он
прав, что не жертвует собой.

21.

Любовь к своим детям –
не доказательство
доброты.
Сон - это лучшее средство
против голода.
Церковные процессы в
провинции, удары по
храмам и монастырям.

22.

Солженицын испытал на себе, что значит быть репрессированным. Посвятил
этой теме свои произведения, поведал миру и своей родине о бесчеловечной
системе насилия и лжи, удерживавшей более семи десятилетий у власти
тиранический режим. В его лице русская культура открыла внутри себя источник
своего спасения, освобождения, возрождения. Солженицыным на всем пути через
адские пропасти Архипелага движет надежда на воскрешение.
В жизни самое страшное – изменить самому себе, жить по формуле «чего
изволите?». В жизни самая тяжелая утрата – это утрата собственной свободы.
Сегодняшний урок не о прошлом, он – о будущем. Ибо, как сказал Евгений
Евтушенко, «мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог
выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение будущего, его
гарант».
English     Русский Правила