Цитаты из романа «Архипелаг ГУЛАГ»
Домашнее задание:
2.87M

А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛаг»

1.

А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛаг»

2.

Не хочу мести, не хочу суда. Хочу, чтобы
люди знали и помнили, как все это было.
Акмал Икрамов Камил, писатель,
расстрелян в 1938 г.

3.

Память – самое дорогое, что есть в сердцах людей. Но в
жизни бывают моменты, которые невозможно вспоминать
без слез. Трагические события откладывают большой
отпечаток на жизни и судьбы людей, нации, поэтому эти
страницы истории надо изучать с особым вниманием.
Политические репрессии – одна из самых трагических
страниц нашей истории. Но это наша история, и изучение ее –
знак памяти и дань уважения невинно пострадавшим. Знание
всех фактов нашего прошлого, особенно трагических, дает
нам полное представление о нас самих, о современности.
Репрессии – карательные меры, наказания,
применяемые государственными органами
в целях подавления или устрашения своих
противников, как реальных, так и мнимых.

4.

Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительнотрудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних, поэтому
А.И. Солженицын вводит понятие «архипелаг»: «лагеря рассыпаны по
всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это
вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с
архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей,
то есть не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве
составляют как бы архипелаг».
– В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе
значительное место занимают произведения, в которых воссоздана
трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху.
Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына,
Ю.Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших
на себе ад ГУЛАГа. Солженицын и Шаламов стали одними из первых в
современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему. Сегодня мы
поговорим о том, как воплотилась лагерная тема в творчестве
Солженицына.

5.

Судьба Солженицына уникальна, это выражается в тяжести испытаний, выпавших
на его долю: война с фашизмом, сталинские лагеря, раковый корпус, внезапная
слава, связанная с опубликованием «Одного дня Ивана Денисовича», затем
замалчивание, запреты, высылка из страны и вновь обретение российского
читателя.
Биография Александра Исаевича почти тождественна биографии
послереволюционной России.

6.

• Обобщающую работу об
архипелаге ГУЛАГе автор задумал
и стал писать весной 1958 года.
Объём её представлялся
меньшим, чем сейчас, но уже
был принят принцип
последовательных глав о
тюремной системе, следствии,
судах, этапах, лагерях ИТЛ,
каторжных, ссылке и душевных
изменениях за арестантские
годы. Некоторые главы были
тогда же написаны, однако
работа прервалась, так как
материала - событий, случаев,
лиц- на основе одного лишь
личного автора и его друзей явно
недоставало.

7.

• С конца 1962 года, автору приходили письма от
бывших заключённых с предложениями о
встрече. В течение 1963 и 1964 годов был собран
обильный материал. Полученную информацию
автор располагал по своему прежнему, теперь
расширенному и умноженному плану.

8.

• Осенью 1964 года был
составлен окончательный план
произведения- в семи частях, и
все новые пополняющие
материалы входили в эту
конструкцию. Работа
продолжалась летом, а осенью
она была прервана, потому что
часть авторского архива
забрали при обыске у его
знакомых. Материалы
«Архипелага ГУЛАГа» тотчас же
увезли друзья автора в
Эстонию, куда затем на две
зимы уезжал Солженицын и
там при содействии бывших
заключенных заканчивал
книгу.

9.

Архипелаг ГУЛаг (подзаголовок книги – «опыт художественного
исследования») – одновременно и историческое исследование с
элементами пародийного этнографического очерка, и мемуары
автора, повествующие о своем лагерном опыте, и эпопея
страданий, и мартиролог – рассказы о мучениках ГУЛАГа. При
строгой документальности это вполне художественное
произведение.

10.

Архипелаг ГУЛаг
В романе Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько собирателя историй,
рассказанных множеством узников (227 соавторов, без имен, конечно). Как и в рассказе
«Один день Ивана Денисовича», повествование строится так, чтобы заставить читателя
воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе. В романе
“Архипелаг ГУЛАГ” А. Солженицын показывает, какие люди попадали в лагерь. Там были
смешаны меньшевики и троцкисты, “вредители” и представители религии, уклонисты и
беспартийные, много-много всех тех, кому не повезло укрыться от страшной сети НКВД.
По-разному ведут себя люди. Одни сломались сразу, другие готовы посадить сотни
людей, дать любые показания. Но были такие, которые не ломались. Для некоторых
узников, к которым прежде всего относится сам автор, пребывание в аду ГУЛАГа
означало взятие духовно-нравственной высоты. Люди внутренне очищались и
прозревали, поэтому у Солженицына неоднократно можно встретить непонятные на
первый взгляд слова благодарности в адрес тюрьмы.

11.

И солженицынский каторжный лагерь, один из
ГУЛАГовского архипелага, – при всей страшной и
несомненной реальности его существования в
нашей истории, в судьбах миллионов людей –
тоже своего рода знак помрачения души и
разума, извращение смысла жизни народа и
общества. Бездарная, опасная, жестокая
машина, перемалывающая всех, кто в нее
попадает…
В «Одном дне Ивана Денисовича» и в «Архипелаге ГУЛАГе»
приведено немало примеров человеческой низости, подлости,
лицемерия. Но тем не менее Солженицын замечает, что
нравственному растлению в лагере поддавались в основном
те люди, которые уже на воле были к этому подготовлены.
Обучиться лести, лжи, «мелким и большим подлостям»
можно везде, но человек должен остаться человеком даже в
самых трудных и жестоких условиях. Более того,
Солженицын показывает, что унижения и испытания
пробуждают в личности внутренние резервы и духовно
освобождают ее.

12. Цитаты из романа «Архипелаг ГУЛАГ»


Каждый из нас – центр вселенной.
• Смирная овца – волку по зубам.
• Человек, внутренне не
подготовленный к насилию, всегда
слабей насильника.
• У каждого всегда дюжина
гладеньких причин, почему он
прав, что не жертвует собой.

13.

Любовь к своим детям –
не доказательство
доброты.
Сон - это лучшее средство
против голода.
Церковные процессы в
провинции, удары по
храмам и монастырям.

14.

Солженицын испытал на себе, что значит быть репрессированным. Посвятил
этой теме свои произведения, поведал миру и своей родине о бесчеловечной
системе насилия и лжи, удерживавшей более семи десятилетий у власти
тиранический режим. В его лице русская культура открыла внутри себя источник
своего спасения, освобождения, возрождения. Солженицыным на всем пути через
адские пропасти Архипелага движет надежда на воскрешение.
В жизни самое страшное – изменить самому себе, жить по формуле «чего
изволите?». В жизни самая тяжелая утрата – это утрата собственной свободы.
Сегодняшний урок не о прошлом, он – о будущем. Ибо, как сказал Евгений
Евтушенко, «мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог
выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение будущего, его
гарант».

15. Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение
«Проблема трагической судьбы
человека в тоталитарном
государстве»
(180-200 слов)
English     Русский Правила