Похожие презентации:
Шатровые храмы
1.
Шатровые храмыАрхитектурный стиль
Храм Успения Пресвятой
Богородицы (1774 г.)
Внутренний вид храмового шатра XVI века
Собор Покрова Пресвятой
Богородицы (1555-1561 г.)
2.
Шатровые храмыШатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший
распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание
шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и
каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют
аналогий в архитектуре других стран.
Церковь Никиты в селе
Елизарово (1556 г.)
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Успенская церковь в Спасо-Евфимиевом
(1647—1650 гг.)
монастыре
(1570-е гг.)
Церковь Покрова в
Медведкове (1640 г.)
3.
Шатёр в Русской архитектуреШатёр – это перекрытие в виде
высокой многогранной пирамиды с
числом граней не менее четырех.
Отношение высоты пирамиды к
диаметру окружности, вписанной в
основание, – не менее 1,5. Сверху
шатра обычно устраивалась главка, но
воображаемая вершина пирамиды
все равно существует.
Шатры складывались из наклонных
рядов камня или кирпича,
деревянные шатры строились на
бревенчатом каркасе.
4.
Шатровые храмыШатровые церкви имеют ряд
характерных особенностей – строгую
центричность плана, вытянутые
вертикальные пропорции,
выразительные наружные объёмы при
скромном внутреннем пространстве.
Для такого типа храма характерна
строительная конструкция наружных
ограждениий. Наружный декор состоит
из закомар и кокошников,
декоративных главок, которые могут
венчать шатёр.
Богоявленская церковь (1787 г.)
5.
Первые шатровые храмыШатровая Троицкая (ныне Покровская) церковь в Александровской Слободе была
построена в 1510-х годах и была первым древнерусским шатровым храмом.
Ранее первым шатровым храмом считалась церковь Вознесения в Коломенском
(1529–1532 годы).
Шатровая Троицкая (ныне Покровская)
церковь
Церковь Вознесения Господня
6.
Теории происхождения шатраОсновные теории происхождения шатра:
– шатровое зодчество Древней Руси произошло от поздней западноевропейской готики (Н.М. Карамзин, И.М.
Снегирев, Л.В. Даль, Е.Е. Голубинский, А.И. Некрасов, Г.К. Вагнер, С.С. Подъяпольский);
– шатровое зодчество сформировалось на базе древнерусской деревянной архитектуры (И.А. Забелин, Ф.Ф.
Горностаев, И.Э. Грабарь, Н.Н. Воронин, П.Н. Максимов, П.А. Раппопорт);
– шатровое зодчество произошло от древнерусских и сербских храмов с повышенными подпружными
арками (Н.И. Брунов);
– шатровое зодчество имеет восточное происхождение (Б.П. Денике, М.Г. Худяков);
– шатровое зодчество сформировалось под влиянием архитектуры древнерусских крепостных башен (М.А.
Ильин, М.Н. Тихомиров);
– на становление шатрового зодчества повлияли древнерусские столпообразные церкви-колокольни (Г.К.
Вагнер);
– древнерусский шатер явился «случайностью в архитектуре» и просто заменил собой купол,
перекрывающий наос (В.В. Кавельмахер);
– шатровое зодчество Древней Руси произошло от романской архитектуры Италии (А.Л. Баталов).
7.
Деревянное зодчество как основной источникдревнерусского шатрового зодчества
В Древней Руси деревянные шатровые храмы
появились существенно ранее каменных и
возводились в большом количестве.
Деревянные церкви благодаря их большому
количеству формировали общий облик
древнерусского храмового зодчества не в меньшей
(если не в большей) степени, чем немногочисленные
каменные храмы.
Таким образом, переход в начале XVI века к
строительству на Руси каменных шатровых храмов
произошел под влиянием многочисленных
деревянных образцов, и шатёр явился прямым
аналогом купола.
Церковь Димитрия Солунского (1784 г.)
8.
Собор Покрова на рвуШедевром шатрового зодчества является
центральный придел храма Василия
Блаженного в Москве, построенный в
честь взятия Казани.
Собор Покрова на рву. Внутренний вид центрального шатра.
(1555—1561 гг.)
9.
Запрет на строительство шатровых храмовШатровыий тип в храмостроительстве
просуществовал недолго, после реформы
Патриарха Никона 1653 года он был
запрещён, как не соответствующиий канону,
вероятно, он воспринимался как слишком
произвольныий и народныий. В
дальнеийшем шатрами перекрывали
главным образом колокольни, иногда шатёр
служит глухим декоративным завершением
храма, имеющего внутри простое сводчатое
перекрытие.
Портрет патриарха Никона с клиром
(Д. Вухтерс, 1660—1665 гг.)
10.
ЗаключениеДревнерусское каменное шатровое зодчество стало органичным продолжением
предшествовавшей ему отечественной архитектурной традиции. Эта традиция
включала и шатровое деревянное зодчество, и каменные купольные храмы, и
широчайший набор связей с мировой архитектурой.
Главной причиной запрета на строительство шатровых храмов было недовольство
церковных иерархов шатром как заменой купола, обязательного в древнерусском
каменном церковном зодчестве.
Именно из-за запрета патриарха Никона шатровое строительство было
прекращено на несколько десятилетий.
11.
Источники:http://rusarch.ru/zagraevsky19.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шатровые_храмы
http://u3a.itmo.ru/documents/iskusstvo/theme2.pdf
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/702016
https://cultshop.ru/uchenie/pervaya-shatrovaya-cerkov-na-rusi.html
https://www.pinterest.ru/pin/353954851959214294/
https://susanintop.com/sight/pokrovskaja-cerkov-s-trapeznoj
Над работой клепался Арсений Шустов всем спасибо я не спал сутки :)