20.36M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Архитектура русского государства XV –XVI века

1.

2.

XV –XVI века

3.

В годы правления Ивана III Москва стала центром
единого государства. В то время и в 16 в. происходило
окончательное сложение русского феодального
государства, росли производительные силы,
расширялись торговые связи, возникали
предпосылки для образования единого
всероссийского рынка. Процессы эти протекали
отнюдь не гладко, а в жестокой политической и
классовой борьбе. Одно за другим потеряли свою
самостоятельность отдельные княжества, подчинился
господству Москвы Великий Новгород. При Иване IV к
России присоединились древние русские земли на
западе, расширилась се территория и на восток.
Намного поднялся международный престиж Руси,
завязывались оживленные дипломатические
сношения со странами Западной Европы, папской
курией, государствами Востока. Русские послы стали
частыми гостями германского императора,
венецианских дожей, турецкого султана. Москву
охотно посещали иностранные инженеры,
архитекторы, мастера различных профессий.

4.

Московский Кремль. Стены и башни. 1485-1495 гг. Верхние части башен
надстроены в 17 в. Вид с юго-востока. Башни (слева направо) Константино-Еленинская, Набатная, Царская, Спасская.
Когда Москва стала столицей
единого общерусского
государства, на ее архитектуру
было обращено особенное
внимание. В начале 16 в.
окончательно сложился
ансамбль Московского Кремля.
Еще в 1462 г. под руководством
В. Д. Ермолина (скульптора,
исполнившего в 1464 г.
горельефную фигуру св.
Георгия) старые кремлевские
стены и башни были коренным
образом перестроены и
приспособлены к новому,
«огневому» бою. В конце 15 в.
кремлевские стены приобрели
современный вид (кроме
шатровых завершений башен,
которые были в основном
сооружены в 80-х гг. 17 в.).

5.

Легко представить себе, какое
грандиозное впечатление
производил Кремль - великолепный
ансамбль древнерусского зодчества в 16-17 вв., возвышаясь среди низких
деревянных строений. Его стены и
башни, суровый и мужественный
характер которых обусловлен
прежде всего жизненной
необходимостью, обладают и
огромной художественной
выразительностью.
Колокольня Ивана
Великого в Московском
Кремле. 1505-1508 гг.
Надстройка - 1600 г.,
звонница - 30-е годы 16 в.
Вид с юго-запада.
Московский Кремль сооружен у
слияния Москвы-реки и Неглинки
(которая сейчас протекает в тоннеле
под Александровским садом).
Некогда и со стороны Красной
площади он был отделен рвом от
остального города. В плане Кремль
представляет собой довольно
правильный треугольник. Подобно
многим средневековым ансамблям,
Московский Кремль приобрел свой
окончательный вид в результате
многовекового строительства.

6.

7.

Успенский собор в Московском Кремле. 1475-1479 гг.
Вид с юга
В Успенском соборе получили дальнейшее
развитие лучшие традиции русского
храмового зодчества. Фиораванти
тщательно изучил русскую архитектуру и
глубоко проникся ее спецификой. Он
включил в оформление фасадов
московского храма ряд характерных
деталей владимиро-суздальского
зодчества - перспективные порталы,
аркатурный фриз и др. Однако новые
строительные приемы обусловили и
значительное отличие Успенского собора
от его прототипа, владимирского
Успенского собора: геометрическую
правильность плана и всех архитектурных
деталей, а также принципиально новое
решение внутреннего пространства.
Новизна не только в том, что в соборе нет
хоров. Главным является зальный
характер помещения, его единство и
нерасчлененность. Огромные круглые
столбы не производят впечатления
мощных опор, сдерживающих
колоссальную тяжесть куполов, а лишь
подчеркивают свободный рост всего
сооружения, создавая необыкновенную
обширность и легкость внутреннего
пространства.

8.

9.

Успенский собор в Московском Кремле. План.
Собор отличается
монументальностью своих
форм и величавой
торжественностью.
Компактность его строгого
силуэта достигнута прежде
всего близко поставленными
мощными куполами, среди
которых выделяется
центральный купол.
Впечатлению силы немало
способствует и скупой декор,
лишь подчеркивающий
суровую неприступность
белокаменных стен.
Кристальная четкость
внешнего облика собора
выражается и в делении
фасадов на равные части,
которые отделены друг от
друга пилястрами. Последние
увенчаны капителями и
плавными дугами закомар.

10.

Работа итальянских архитекторов в
Кремле сыграла положительную роль в
развитии русского зодчества. Русские
мастера широко восприняли
ренессансную строительную технику и
стали пользоваться точными
измерительными инструментами. Самое
же главное в том, что в древнерусское
зодчество проникли некоторые
архитектурные идеи итальянского
Возрождения, влияние которых сказалось
в большей ясности сооружений благодаря
использованию классического ордера.
Вместе с тем применение декора,
характерного для итальянского зодчества
15 в. наложило отпечаток светскости и на
церковные здания Древней Руси.
Благовещенский собор в Московском Кремле.
1484-1489 гг. Вид с северо-востока.
Проникновение в древнерусскую
архитектуру форм итальянского
Возрождения нисколько не поколебало ее
исконных основ. Напротив, итальянцы,
работавшие на Руси, всегда подчинялись
той системе, которая была выработана на
протяжении многих столетий русскими
зодчими. Вот почему на сооружениях,
авторами которых были выходцы из
Милана, Болоньи, Венеции, лежит яркий
отпечаток русских национальных
художественных вкусов и их творения
органично вошли в историю
древнерусской архитектуры.

11.

На Руси существовали два типа
деревянных церквей. Первый прямоугольный в плане сруб (клеть),
покрытый двускатной кровлей, которая
увенчана главкой. К этому основному
объему примыкают более низкие срубы с
восточной (алтарь) и западной стороны
(притвор), также покрытые двускатной
кровлей (такова Лазаревская церковь
Муромского монастыря в Карельской
АССР, 14 в.). Второй тип - так называемые
шатровые церкви, характерный признак
которых - высокая центральная башня с
маленьким куполом. Шатровые церкви
отличаются большой динамичностью и
живописностью. В общем городском или
сельском ансамбле они выделялись своей
устремленностью вверх,
монументальностью, нарядностью.
Формы деревянных шатровых храмов,
великолепным примером которых могут
служить Никольская церковь в селе
Панилове (1600) и церковь Климента в
селе Уне (1501), Архангельской области,
оказали сильное влияние на храмовую
архитектуру 16 в. Деревянная храмовая
архитектура продолжала развиваться в 17
и 18 вв. Именно в это время она обрела
свои зрелые формы, о чем
свидетельствует замечательная церковь
погоста Кижи (нач. 18 в.).
Никольская церковь в селе Панилове Архангельской
области. 1600 г. Вид с юго-запада.

12.

Продольный разрез.
Преображенская церковь погоста Кижи. Карельская
АССР. Начало 18 в. Вид с северо-запада.

13.

Однако влияние деревянной
архитектуры на каменную нельзя
представлять упрощенно. Среди
шатровых каменных храмов 16 в.
первой по времени является церковь
Вознесения в Коломенском (1532),
возведенная, по преданию, в честь
рождения наследника Василия III будущего царя Ивана IV Грозного.
Формы этой церкви связаны не только
с деревянным зодчеством. Издавна на
Руси строились надвратные шатровые
церкви; шатер был обычным
покрытием и крепостных башен.
Таким образом, можно считать
несомненным, что в коломенской
церкви сочетались различные
традиции, идущие и от крепостного
строительства, и от каменной
церковной архитектуры, и от
деревянного зодчества.
Церковь Вознесения в селе Коломенском близ
Москвы. 1532 г. Вид с юго-востока.

14.

Динамичный характер церкви Вознесения резко
отличает ее от обычных пятиглавых и одноглавых
церквей. Устремленность ввысь, пронизывающая все
ее формы, выражена и во внутреннем пространстве,
где энергичное движение вверх подчеркнуто
настойчиво повторяющимися вертикалями узких
окон, угловых ниш и мощных пилястр, идущих от пола
до шатрового завершения. Внешний облик храма
отличается гармоничной ясностью, монолитностью,
кристальной четкостью всех частей, сливающихся в
неразрывное целое. На красиво обработанном арками
подклете, где прежде были открытые галереи «гульбищ» возведен четверик, на котором расположен
восьмерик, завершенный высоким и стройным
шатром.
Церковь Вознесения в Коломенском. Продольный разрез.

15.

Переходы от каждой из этих
частей к другой с помощью
декоративных закомар и
кокошников придают всему
сооружению впечатление
естественного роста. Кажется, что
храм вырастает из земли, и это
еще усиливает его связь с
пейзажем. Решающее значение
имеют вертикальные членения,
подчеркнутые пилястрами
четверика и восьмерика. Они в
наибольшей мере придают храму
динамичность, которая
усиливается также острыми
углами вимпергов и вытянутыми
вверх кокошниками. Благодаря
отсутствию абсиды храм выглядит
одинаково со всех сторон, что
придает ему особую цельность.
Церковь Вознесения в Коломенском. План

16.

Наиболее замечательным
архитектурным памятником 16 столетия
явился Покровский собор (храм Василия
Блаженного), построенный в 1555 -1560
гг. в честь взятия Казани Иваном
Грозным. Это выдающееся произведение
русского средневекового зодчества.
Собор сооружен русскими архитекторами
Бармой и Посником (некоторые
исследователи предполагают, что Посник
и Барма - одно лицо), которых, без
сомнения, можно причислить к
гениальнейшим зодчим. Первоначально
вид храма был иным, нежели в настоящее
время. Он не имел яркой окраски, хотя
сочетание кирпича и белого камня и
тогда придавало ему большую
нарядность; его галереи были
открытыми; к храму лишь впоследствии
были пристроены придел Василия
Блаженного и колокольня. Однако
позднейшие (конца 16 и 17 в.)
пристройки, а также раскраска,
произведенная в 17 в., не нарушают его
целостности.
Собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного) в
Москве. 1555-1560 гг. Общий вид с северо-запада.

17.

План.
Собор Покрова на рву (храм
Василия Блаженного) в Москве.
Поперечный разрез.
Храм Василия Блаженного поражает
живописным великолепием, производит
поистине сказочное впечатление - настолько
разнообразны архитектурные формы этого
сооружения, состоящего из девяти церквейстолпов, подобных храмам в Коломенском и
Дьякове. Впрочем, сравнение с этими
сооружениями заставляет говорить и о
существенном отличии. В храме Василия
Блаженного нет ясности и чистоты церкви
Вознесения, в то же время он лишен
тяжеловесности дьяковского храма. В целом
же архитектура Покровского собора
производит торжественное и пышное
впечатление, что достигается сложным
сочетанием внешних объемов и сказочно
затейливым декором. Кокошники, машикули,
вимперги, лопатки, различные узоры куполов
(первоначальные шлемовидные главы в
конце 16 в. были заменены современными
гранеными луковичными) и другие детали
храмового и крепостного зодчества были
использованы строителями с беспримерной
щедростью. Применены и различные
элементы деревянной архитектуры.
Внутреннее пространство девяти приделов
собора невелико и тесно. По сравнению с
храмами предшествовавших столетий здесь
достигается определенный, совершенно
незнакомый прошлому эффект
последовательного чередования замкнутых,
изолированных друг от друга интерьеров.
English     Русский Правила