12.03M
Категория: ИскусствоИскусство

Художественная культура. Развитие бытового жанра в живописи (В.Г. Перов)

1.

Художественная культура. Развитие
бытового жанра в живописи (В.Г. Перов).
Товарищество передвижных выставок.
Выполнила студентка 2 курса
Группы ИС-А
Исечко Александра

2.

XIX век - эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей
ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества.
Русские художники в своих работах отражали различные идеалы национального
подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных
академическими устоями. Век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в
котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории
отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения
жизни народа.

3.

– Бытовой жанр – это жанр изобразительного искусства, изображающий
реальную повседневную жизнь людей. Чаще всего на полотнах художников,
работающих в бытовом жанре, изображены сюжеты сложившегося жизненного
уклада. Это могут быть праздники и будни, труд и отдых, нравы, обычаи,
взаимоотношения.
Русская бытовая живопись второй половины XIX века поражает
прежде всего широтой, с которой в ней охвачены наиболее
существенные стороны тогдашней действительности. Одно из первых
мест занимает в ней русская деревня того времени. „Крестьянский
вопрос сделался единственным предметом всех мыслей, всех
разговоров",—писал Н. Чернышевский еще незадолго до крестьянской
реформы, и это положение сохранялось в течение многих, многих лет.

4.

Большую роль в становлении жанровой и портретной живописи передвижников сыграло творчество Василия
Григорьевича Перова (1833—1882). В художественной деятельности Перова, начало которой падает на конец 50-х
годов, коренятся многие из тех тенденций, которые получат свое дальнейшее и своеобразное развитие в искусстве
70—80-х годов. Перов был одним из первых московских живописцев, которые горячо поддержали предложение
Мясоедова о создании вольного общества художников. Он не колеблясь подписался под Уставом и состоял в числе
немногих учредителей Товарищества. Но оставался он в Товариществе только семь лет. Уже в 1877 году он вышел из
его состава. Это была первая серьезная потеря, понесенная Товариществом.
Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862
Перов В.Г. Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866

5.

Перов был первым и крупнейшим нашим обличителем в жанровой живописи. В
своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Он прошел выучку в
академии, и академики, не замечая того, чем грозило его искусство, одобрительно
принимали его ранние жанры.
„Проводы покойника" Перова так
общеизвестны, что от современного
зрителя легко ускользает, что значила
способность художника из множества
деревенских впечатлений выбрать силуэт
согбенной спины крестьянки, очертание
понурой лошадки, хмурое небо, пригорок,
на который взбираются сани, и создать из
этого картину, хватающую за сердце, как
заунывная песня.

6.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в
развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом
русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство
Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и
влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда - ни до, ни
после этого - искусство русских художников не было так близко и понятно народным
массам.
Василий Суриков - Боярыня Морозова, 1887
Валентин Серов. (Портрет Мамонтовой), 1887

7.

Несомненно, что возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда это было
особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его
социальной окраски. К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят
умудренные некоторым опытом общественной деятельности. К этому времени у них складывается
твердое убеждение, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы
обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых
правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со
зрителем, с народом
.
Исаак Левитан - Тихая обитель, 1891

8.

Идея создания Товарищества передвижных выставок обещала многое. Возможность
приобрести необъятную народную аудиторию становилась реальной. Мечта нескольких
поколений художников воочию воплощалась в жизнь. Но ни для одного из предшествующих
поколений она не была так бесконечно привлекательна, как для поколения,
сформированного общедемократическим подъемом конца 50-х — начала 60-х годов.
Илья Репин - Бурлаки на Волге, 1870-1873

9.

В итоге предварительных встреч и переписки создавшаяся в Москве
инициативная группа направила 23 ноября 1869 года письмо, обращенное в
петербургскую Артель. В нем содержалось предложение объединиться для организации
подвижных выставок (слово "передвижные" пришло позже) и просьба к Артели — "по
возможности представить этот проект в одном из Ваших четверговых собраний, на общее
усмотрение".
Алексей Саврасов - Грачи прилетели, 1871
Михаил Нестеров - Видение отроку Варфоломею

10.


Письмо и проект были действительно зачитаны на одном из "четвергов" Артели. Аудитория встретила их с
большим подъемом. Тут же многие из присутствующих своими подписями подкрепили предложение
москвичей. Замечательный документ этот хранится ныне в отделе рукописей Государственной Третьяковской
галереи. Все подписи под текстом — их двадцать три — отчетливо различимы. Почти все это имена художников
обеих столиц. Приведем их полностью: Г.Мясоедов, В.Перов, Л.Каменев, А.Саврасов, В.Шервуд,
И.Прянишников, Ф.Васильев, А.Волков, М.П.Клодт, Н.Дмитриев-Оренбургский, Н.Ге, И.Крамской, К.Лемох,
К.Трутовский, Н.Сверчков, А.Григорьев, Ф.Журавлев, Н.Петров, В.Якоби, А.Корзухин, И.Репин, И.Шишкин,
А.Попов.

11.

Спасибо за внимание
English     Русский Правила