1.63M
Категория: ИскусствоИскусство

Анализ произведения станковой живописи В.Г. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом»

1.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ
В. Г. ПЕРОВ «ПРИЕЗД ГУВЕРНАНТКИ
В КУПЕЧЕСКИЙ ДОМ»
Выполнил: ст. гр. 21К
Пильщикова С. И.
Проверил: Буркова Л. Ф.

2.

Годы жизни: 1833 (Тобольск) – 1882 (село Кузьминки)
С 1843 по 1846 г. обучался в арзамасском училище, далее в
арзамасской художественной школе имени А. В. Ступина, которую
он не окончил, но имел там успехи.
В 1853 г. был принят в Московское училище живописи, ваяния и
зодчества. Его приютил у себя преподаватель Егор Яковлевич
Васильев.
В 1856 г. за портрет двоюродного брата был награждён малой
серебряной медалью Академии художеств.Через год картина
«Приезд станового на следствие» была отмечена большой
серебряной медалью. В 1860 г. получил малую золотую медаль за
работу «Первый чин».
Год спустя картина «Проповедь в селе» принесла Перову большую
золотую медаль, а картина «Сельский крестный ход на Пасхе»
вызвала большие споры в обществе и была запрещена к показу в
России. Её приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
В декабре 1862 посетил несколько немецких городов,
познакомился с коллекциями их музеев, потом прибыл в Париж,
где прожил 2 года. Но он очень тосковал по родине, поэтому
досрочно вернулся в Москву.
В 1865 г. полотно «Проводы покойника» завоевало первую премию
на московском конкурсе Общества любителей художеств.
ВАСИЛИЙ
ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ
За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом»,
написанные в 1866 г., Перов был удостоен звания академика.

3.

В 1867 г. Несколько полотен Перова было представлено на
Всемирной выставке в Париже. Они получили высокие оценки
критиков и публики.
В 1869 г. Вместе с Г. Мясоедовым Перов основал Товарищество
художественных передвижных выставок и стал членом его
правления на 7 лет.
В 1870 г. Картины «Странник» и «Птицелов» принесли Перову
звание профессора.
В 1871 г. Перов представил на 1-й выставке передвижников картину
«Охотники на привале», чуть позднее он стал преподавателем в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1873 г. живописец участвует в венской Всемирной выставке. В том
же году он начинает писать этюды к работе «Суд Пугачёва». Он
создаст 3 варианта, но ни один автора не удовлетворит.
В 1874 г. по мотивам романа Тургенева «Отцы и дети» художник
написал картину «Старики-родители на могиле сына».
В 1875 г. Перов пробует себя в роли писателя. Некоторые его статьи
печатаются в журналах. А в 1877 г. он покидает Товарищество
передвижников.
В 1878 г. он снова участвовал во Всемирной парижской выставке,
представив на ней 6 работ.
Последней работой художника стало большое полотно «Никита
Пустосвят. Спор о вере». Картина осталась незаконченной. В
возрасте 48 лет Василий Григорьевич Перов умер от чахотки.
Автопортрет,
1851 г.

4.

ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА
ТВОРЧЕСТВА
Творчество Перова явилось толчком для развития
критического реализма в русской живописи.
Мастер бытового жанра и психолог, Перов
выступает в ряде случаев и как тонкий
пейзажист, и как автор выдающихся портретов.
Многие ранние работы отличаются
обличительным восприятием, представляя собой
живописные карикатуры своего времени.
Когда В. Перов жил в Париже, он написал ряд
интересных картин со сценами европейской
уличной жизни.
Перов много и плодотворно работал, создавая
картины на социальные темы. В работах
середины 60-х гг. художник с глубоким
сочувствием показывает несчастную жизнь
бедняков.
В 1868-1869 гг. живописец много работал в
портретном жанре, стараясь передать особенности
характера и духовного мира своих героев.
По заказу Павла Третьякова в 1871-1872 гг. Перов создаёт ряд
портретов русских литераторов и научных деятелей. Среди них
выделяются портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С.
Тургенева.
Василий Перов здорово отразил в своих картинах нравы, типы,
взгляды и интересы своей эпохи.
Во многих своих произведениях Перов обличает существующий
строй, с большим мастерством и убедительностью показывает
тяжелую долю народа.

5.

МЕСТО КАРТИНЫ
«ПРИЕЗД ГУВЕРНАНТКИ
В КУПЕЧЕСКИЙ ДОМ»
В ТВОРЧЕСТВЕ В. ПЕРОВА
Картина относится к жанровой живописи, потому
что она знакомит нас с жизнью людей давно
ушедших времен.
На полотне «Приезд гувернантки в купеческий дом»
Василий Перов отразил набиравший силу после
отмены крепостного права в 1861 году новый типаж
– купца и фабриканта, постепенно становившегося
новым хозяином жизни.
Перова волновало столкновение двух
противоположных миров. В 1865 году художник
специально отправился на знаменитую
Нижегородскую ярмарку, куда ежегодно съезжались
купцы со всех концов империи. Перов внимательно
за всеми наблюдал и «подобрал» нужные для
написания картины типажи, а через год на выставке
Академии художеств представил своё творение. За
эту картину, а также за не менее известную
«Тройку», Василий Григорьевич получил звание
академика живописи.
Полотно «Приезд гувернантки в купеческий дом»
было типичной картиной для 1860-х годов, и не
только в творчестве В.Г. Перова. Небольшого
размера, с четко выявленным сюжетом, взятым из
жизни со всеми ее обыденными подробностями, эта
картина была характерной для живописи тех лет.

6.

Василий Перов изобразил на своём полотне юную
девушку, которая приехала наниматься гувернанткой в
купеческий дом, т.к. в 19-м просвещенном веке было
принято, чтобы детей помещиков и купцов обучали люди
из образованных и интеллигентных слоев общества.
На полотне две главные фигуры – купец и девушка.
Основательная, с широко расставленными ногами,
уверенная в себе и в своем хозяйском положении, фигура
купца. Лицо его с высокомерием, снисходительностью и
с некоторым любопытством рассматривает прибывшую.
Тоненькая фигура девушки – полная противоположность
хозяину. Склонив голову в поклоне, она одновременно
достает из сумочки какие-то бумаги, скорее всего,
документы о себе и о своем образовании.
Неуверенность, обреченность и страх перед будущей
жизнью в этом доме талантливо обозначил художник в ее
фигурке. При этом гувернантка имела в семье
непонятное положение. С одной стороны — она была
образованной и свободной девушкой , поэтому не
считалась прислугой. Но и ровней хозяевам
воспитательница не была, поскольку на них работала.
СОДЕРЖАНИЕ КАРТИНЫ
«ПРИЕЗД ГУВЕРНАНТКИ
В КУПЕЧЕСКИЙ ДОМ»

7.

Все в этой картине выглядит необычно: светлая комната
с кружевными портьерами, золотые звездочки на обоях,
гирлянды зелени, полированная мебель, портрет одного
из представителей рода. Но у зрителя сразу же
возникает ощущение, что это всего лишь декорация, а
истинная жизнь дома напоминает о себе темными
проемами дверей и столпившимися в них людьми.
Фигуры остальных участников композиции отодвинуты
на второй план, но они даже более интересны и
колоритнее в проявлениях своих чувств, автор все
написал на их лицах.
Сын купца с ухмылкой поглядывает на девушку. У него
явно закрались разнообразные мысли на счёт неё. Сам
Перов назвал это взгляд «бессовестным
любопытством».
За спиной купца столпились его дочери и жена. Они
также не отличаются воспитанностью — увидев гостью
они выпучили глаза и раскрыли рты. Купчиха уже
готова задавать различные каверзные вопросы.
Возможно, рада приезду новой гостьи только девочка в
розовой юбке. Скорее всего, именно для неё и наняли
гувернантку.

8.

Слева выглядывают слуги торговца. Их интерес к новой
персоне не меньше других, но в их глазах нет высокомерия.
Там же, в темном углу, все еще лежит чемоданчик и
шляпница гувернантки.
Наверное, девушка, получив хорошее образование, мечтала
вовсе не о такой судьбе. Вряд ли хоть кто-то в этом доме
понимает, зачем купеческим дочерям знать иностранные
языки и светские манеры.
Унижение человеческого достоинства, столкновение
интеллигенции и мещанства раскрываются у В. Перова с
такой полнотой сочувствия и презрения, что и сегодня мы
принимаем все близко к сердцу, как и первые зрители
картины.
«Приезд гувернантки» часто ругали за недостаток колорита,
и даже А.А. Федоров-Давыдов говорил: «Одна из
острейших по тематике, впечатляющих картин В. Перова,
эта последняя, неприятна в живописном отношении. Тона
этой картины неприятно режут глаза». А ведь яркость и
насыщенность цветов на этой картине радуют глаз. Следует
только приглядеться, как с помощью цветов выделена
центральная группа, как мягко, но определенно по цвету
взяты фигуры второго плана.

9.

МОЁ МНЕНИЕ О
КАРТИНЕ «ПРИЕЗД
ГУВЕРНАНТКИ В
КУПЕЧЕСКИЙ ДОМ»
Картина мне понравилась. Прежде всего тем, что в
ней тщательно проработаны детали.
Молодая девушка, приехавшая в богатый дом,
безусловно, понимает, что ее ожидает здесь.
Хозяин дома, конечно же, чувствует себя
хозяином жизни, но отторжения у меня он не
вызывает.
Мне понятно любопытство домочадцев. Наверное,
на их месте я бы тоже хотела посмотреть на нового
человека в своём доме.
А что касается социального неравенства, эта
картина показывает лишь то, что было
нормальным для 19 века.

10.

Глядя на картину, хочется верить, что у девушки
жизнь в этом доме будет несложной, и первое
впечатление от встречи не оставит и следа в
душе у гувернантки.
Также считаю, что богатство – это не всегда
воспитанность и дружелюбие.
Сегодня картина «Приезд гувернантки в
купеческий дом» находится в Москве в
Третьяковской галерее.
Благодаря картинам того времени, можно
многое узнать о жизни прошлых эпох.

11.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила