230.10K
Категория: ПедагогикаПедагогика

Детская музыкальная одаренность

1.

2.

Музыкальная одаренность – высшее и крайне
идеализированное проявление музыкальных
способностей.

3.

Сущность понятий музыкальная одаренность
установлена в работах Б.В. Асафьева, Б. Л. Яворского,
А. Л. Готсдинера, Б. М. Теплова, В. И. Петрушина, Г. М.
Цыпина, К. Орфа. З. Кодаи.
Структуре музыкальной одаренности
посвящены работы Т. Ф. Цыгульской, Ю. А. Цагарелли,
Д. К. Кирнарской, К. В. Тарасовой, И. А. Курбатовой и
др.

4.

Долгое время одаренность рассматривали, как
божественный дар и лишь в середине XIX века
сформировалось представление о наследственной
природе этого дара. Ребенок рождается на свет с
определенными способностями, задача родителей
вовремя их заметить и направить его
интеллектуальное развитие в нужном направлении.
Получив от родителей «еще незаполненный сосуд»,
задачей педагога становится развитие
интеллектуально-творческого потенциала ребенка.
Развитие одаренной личности ребенка становится
одной из главных задач в системе общего образования.
Изменение традиционных методов преподавания
требует поиск наиболее результативных путей
воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

5.

блестящий музыкальный слух
2. феноменальная память,
3. пластичный и прекрасно
скоординированный двигательный
«аппарат»,
4. невероятная обучаемость («схватывание
на лету»)
5. титаническая работоспособность.
1.

6.

Музыкальноодаренные дети характеризуются некоторыми общими
чертами:
с самого раннего возраста они отличаются повышенным
любопытством в отношении любых звучащих объектов,
незнакомых тембров;
в 2-3 года они хорошо различают все мелодии, которые слышат;
узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают;
рано и свободно читают ноты с листа;
способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на
музыкальных занятиях;
дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием
музыки;
к 4 годам играют по слуху, сразу двумя руками, т. е. с
гармонизацией;
в возрасте около 5 лет характерно стремление воспроизводить на
инструменте все слышимое;
легко овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких
музыкальных инструментах одновременно;
с 4-5 лет у них наблюдается склонность (иногда сильная
потребность) импровизировать;

7.

Основные признаки музыкальной
одаренности у детей начинают проявляться с
раннего возраста:
Проявление музыкальной
впечатлительности и отзывчивости на
музыку;
Попытки пения;
Двигательная реакция на музыкальный
ритм;
Предпочтения одного музыкального
произведения другому.

8.

Музыкально одаренные мальчики чаще обладают
некоторыми чертами, которые принято считать типично
«девичьими»:
тонкой чувствительностью,
рефлексивностью,
мечтательностью,
наивностью,
сильной эмоциональной зависимостью от матери (от отца,
от педагога).
Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще
обладают чертами «мальчишескими»:
они независимы,
упрямы,
честолюбивы,
более склонны к самоутверждению,
могут разбрасываться.

9.

Музыкальность – своеобразное сочетание
способностей и эмоциональных сторон личности,
проявляющихся в музыкальной деятельности.
Главным показателем музыкальности является
эмоциональная отзывчивость на музыку, а к
основным способностям относят музыкальный слух
и чувство ритма.
В музыкальном слухе он выделяют два
компонента:
1. перцептивный, связанный с восприятием
мелодического движения (ладовое чувство)
2. репродуктивный (способность к слуховому
представлению мелодии).
Неосновными компонентами комплекса
музыкальности считается тембровый,
динамический, гармонический и абсолютный слух.

10.

Основные музыкальные способности, которые необходимо
развивать у детей:
1. Эмоциональный отклик на музыку – способность
чувствовать характер, настроение музыкального
произведения;
2.
2. Способность к переживанию в форме музыкальных
образов;
3. 3. Способность к творческому восприятию музыки;
4.
4. Музыкальных слух – способность вслушиваться,
сравнивать, оценивать наиболее яркие средства
музыкальной выразительности;
5.
5. Ладовое чувство – способность чувствовать
эмоциональную выразительность звуковысотного
движения;
6.
6. Чувство ритма – способность активно-двигательного
переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

11.

Преподаватель должен понимать, что
музыкальная одаренность специфична, вопервых учитель должен уметь распознать
музыкальные и творческие способности
ребенка, которые часто прячутся за его
недисциплинированностью или
странностью, во-вторых, учитель должен
правильно оценить возможности ребенка и
помочь ему развивать его творческие
способности.

12.

В развитых странах широко практикуется
выявление, диагностирование одаренных
детей. В зарубежном опыте весьма
поучительная разработка особых учебных
программ, рассчитанных на детей с
повышенными возможностями. Уже создано и
применяется множество таких программ, они
конкурируют между собой.
При этом уделяется особое внимание
подготовке учителей для работы с особо
восприимчивыми к обучению и творческими
детьми.

13.

В настоящее время учеными и практиками
стала осознаваться необходимость специально
организованного обучения одаренных детей и
целенаправленной работы по выявлению и
развитию их потенциала.
В итоге появились образовательные
учреждения, учебные и социальные программы,
общественные организации и фонды,
занимающиеся выявлением и развитием
одаренных детей (Целевая федеральная
программа «Одаренные дети», лаборатория
«Психология одаренности» в Психологическом
институте РАО и пр.).

14.

На что же должен обратить внимание педагог при
работе с музыкально - одарёнными детьми?
Прежде всего, надо постараться создать на
музыкальном занятии благоприятную атмосферу
взаимопонимания, необходимо постоянно
стимулировать ребёнка к творчеству во всех его
проявлениях.
По своей природе детское творчество синтетично и
часто носит импровизационный характер. Оно дает
возможность значительно полнее судить об
индивидуальных особенностях и своевременно
выявить способности у детей.
К примеру, во время проведения распевок или
физкульт- минуток, я предлагаю любому ребенку
придумать своё упражнение и предложить его
исполнить всей группе.

15.

Только благодаря постоянным упражнениям,
связанным с систематическими занятиями, мы
поддерживаем и развиваем способности у детей.
Дети, у которых выявляются ярко выраженные
способности к вокальному исполнению, становятся
солистами. С ними в дальнейшем также ведется
индивидуальная работа.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в
исследовательской и поисковой активности – это одно
из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в
творческий процесс обучения и воспитывает в нём
жажду знаний, стремление к открытиям, активному
умственному труду самопознанию.

16.

В работе с одаренными детьми целесообразно
положить следующие принципы педагогической
деятельности:
• принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации
обучения;
• принцип создания условий для совместной работы
учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимися помощи,
наставничества.

17.

Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок.
По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже
неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова
полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный,
озорной, своенравный ».
В своей практике мы часто сталкиваемся с такими детьми,
но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в
развитии их способностей больших успехов.
Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с
учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают
своими поступками, что они « намного лучше, чем о них
думают». Они всегда готовы помочь организовать любое
мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на
сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или
танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты.
Педагогу необходимо выстраивать индивидуальную
траекторию творческого развития каждого ребенка.

18.

Процесс развития музыкально одаренного ребенка будет
эффективным, если:
1.приоритетными будут педагогические задачи личностного
развития с высоко моральными ориентирами, воспитания
характера, эмоционально-волевой сферы ребенка,
позитивного отношения к жизни;
2.будут созданы условия, обеспечивающие позицию ребенка как
субъекта своего развития, самопознания, самоорганизации;
3.педагогический процесс будет адекватен специфике процесса
обучения музыканта как художественно-творческой
деятельности;
4.педагогическими факторами будут выступать художественная
ориентационно - развивающая среда и педагогическая
поддержка, направленная на развитие личностной,
эмоциональной сфер.

19.

В работе с одаренными детьми нужно
избегать 2-х крайностей:
• возведение ребенка на пьедестал,
подчеркивания его особых прав,
• с другой стороны – публичного принижения
достоинства или игнорирования
интеллектуальных успехов во время борьбы
со “звездностью”.
“К любому ребёнку следует относиться с
надеждой и ожиданием…”

20.

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей
ребенка играют родители юных дарований.
Известный музыковед Г. Ганзбург условно разделил родителей на 4
группы, в зависимости от их отношения к обучению музыке своих
детей:
1.родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, связанные с
музыкальным обучением, считающие, что их детям «медведь на ухо
наступил». В этом случае родители как раз и выступают в роли
медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их
музыкального образования.
2.Родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к
искусству и обучают детей из соображений престижа.
3.Родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не
суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой
прекращают.
4.И, наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с
преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно
и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой
для всех части общего образования.

21.

Феномен музыкальной одаренности: двойной
портрет
Если всмотреться в портреты и судьбы тех музыкантов,
которые вошли в историю искусства не только своим
творчеством, но и своей необыкновенной одаренностью,
то сразу обращают на себя внимание два, если можно так
выразиться, типа музыкальной одаренности.
Первый из них — «моцартовский» — представлен
яркими фигурами музыкальных вундеркиндов.
Второй тип (условно говоря, «баховский») — это
«аутодидакты» (от греч. auto — само; didaktikos —
поучающий), одаренность которых наиболее ярко
проступает в подростковом или юношеском возрасте,
часто вне какого-либо влияния среды (или даже вопреки
ему) и даже без систематического специального обучения.
Аутодидакты самостоятельно и невероятно быстро
проходят путь от врат искусства к его пьедесталам.

22.

Величайшая певица прошлого столетия Аделина Патти(1843—1919)
символизировала собой редкий тип певицы-вундеркинда. Свой первый
концерт она дала в семь лет, исполнив классические арии. Она обладала
редкой красоты голосом и виртуознейшей вокальной техникой. Ее
исполнительская деятельность продолжалась шестьдесят (!) лет.
А вот крупнейший певец нашего столетня Титта Руффо (1877—1953)
впервые попал в оперный театр только в семнадцать лет и под сильным
впечатлением от этого у него внезапно открылся голос (тенор).
Музыкальная биография его кажется даже немного мистичной. В
восемнадцать лет он так же внезапно потерял голос. Однажды, когда юноша
шутливо копировал голос одного певца (Оресте Бенедеттн), голос опять
внезапно вернулся к нему, но стал баритоном. Тнтта Руффо учился музыке в
общей сложности около года. В двадцать лет он уже с успехом дебютировал
в «Лознгрине» Вагнера, начав профессиональную деятельность, которая
продолжалась около тридцати лет. Он никогда не учился в школе и
фактически не имел никакого образования. Но предельно обостренная
наблюдательность, живой ум, прекрасная память, напряженная, в течение
всей жизни работа, высокое чувство собственного достоинства позволили
ему успешно исполнять самые сложные партии классического оперного
репертуара. Не говоря уже о том, что он обладал гениаль ной вокальной
интуицией, мгновенно схватывая все особенности механизма подачи звука,
безошибочным ощущением законов дыхания, огромным актерским
дарованием, особым физиологическим строением певческого аппарата (т.н.
«природная» постановка голоса).
English     Русский Правила