468.65K
Категория: ИсторияИстория

Средневековая культура Западной Европы

1.

Средневековая
культура Западной
Европы
ВЫПОЛНИЛ: СЛЮСАРЕВ АРТЁМ
ГРУППА: СП-1-20

2.

Культура западноевропейского средневековья охватывает более чем
двенадцативековой отрезок трудного, чрезвычайно сложного пути, пройденного
народами этого региона. В эту эпоху были существенно раздвинуты горизонты
европейской культуры, сформировалось историко-культурное единство Европы при
всей неоднородности процессов в отдельных ее частях, образовались
жизнеспособные нации и государства, сложились современные европейские языки,
были созданы произведения, обогатившие историю мировой культуры, достигнуты
значительные научные и технические успехи. Культура средневековья —
неотторжимая и закономерная часть общемирового культурного развития, обладающая в то же время своим глубоко самобытным содержанием и оригинальным
обликом.

3.

Начало формирования
средневековой культуры
Раннее средневековье иногда называют «темными веками», вкладывая в это
понятие некий уничижительный оттенок. Упадок и варварство, в которые
стремительно погружался Запад в конце V—VII вв. в результате завоеваний и
непрекращавшихся войн, противопоставлялись не только достижениям римской
цивилизации, но и духовной жизни Византии, не пережившей столь трагического
перелома при переходе от античности к средневековью. Но именно в период
раннего средневековья решались кардинальные задачи, определившие будущее
Европы. Первая и главнейшая из них — закладывание основ европейской
цивилизации, ибо в древности не было «Европы» в современном понимании как
некой культурно-исторической общности с единой судьбой в мировой истории. Она
начала реально формироваться — этнически, политически, экономически и в
культурном отношении — в раннем средневековье как плод жизнедеятельности
множества народов, населявших Европу издавна и вновь пришедших: греков,
римлян, кельтов, германцев, славян и др.

4.

Еще в поздней античности христианство стало той объединяющей оболочкой,
которая смогла вместить самые разные взгляды, представления и настроения — от
тонких теологических доктрин до языческих суеверий и варварских обрядов. В
сущности, христианство времени перехода от античности к средневековью являлось весьма восприимчивой (до определенных пределов) формой, отвечающей
потребностям массового сознания эпохи. Это было одной из важнейших причин его
постепенного усиления, поглощения им других идеологических и культурных
явлений и соединения их в относительно унифицированную структуру. В этом
отношении огромное значение для средневековья имела деятельность отца
церкви, крупнейшего теолога, епископа Гиппонского Аврелия Августина,
многоплановое творчество которого, по существу, очертило границы духовного
пространства средних веков вплоть до XIII в., когда была создана теологическая
система Фомы Аквинского.

5.

Каролингское возрождение
Первые ощутимые плоды этого взаимодействия были получены в период Каролингского
возрождения - подъема культурной жизни, происходившего при Карле Великом и его ближайших
преемниках. Для Карла Великого политическим идеалом была империя Константина Великого. В
культурно-идеологическом отношении он стремился к консолидации разноплеменного
государства на основе христианской религии. Об этом свидетельствует тот факт, что реформы в
культурной сфере были начаты с сопоставления различных списков Библии и установления ее
единого канонического текста для всего Каролингского государства. Тогда же была осуществлена
реформа литургии, установлено ее единообразие, соответствие римскому образцу.
Реформаторские устремления государя совпали с глубинными процессами, происходившими в
обществе, которое нуждалось в расширении круга образованных людей, способных
содействовать практическому осуществлению новых политических и социальных задач. Карл
Великий, хотя сам, по свидетельству его биографа Эйнхарда, так и не смог научиться писать,
постоянно заботился о развитии образования в государстве. Около 787 г. был издан
«Капитулярий о науках», обязывающий создавать школы во всех епархиях, при каждом
монастыре. В них должны были учиться не только клирики, но и дети мирян. Наряду с этим была
проведена реформа письма, составлялись учебники по различным школьным дисциплинам.

6.

Образование. Школы и
университеты
Средневековье унаследовало от античности основу, на которой строилось
образование. Это были семь свободных искусств. Грамматика считалась «матерью
всех наук», диалектика давала формально-логическое знание, основы философии
и логики, риторика учила правильно и выразительно говорить. «Математические
дисциплины» — арифметика, музыка, геометрия и астрономия мыслились как
науки о числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии.
С XI в. начинается устойчивый подъем средневековых школ, система образования
совершенствуется. Школы подразделялись на монастырские, кафедральные (при
городских соборах), приходские. С ростом городов, появлением все время
увеличивавшегося слоя горожан и расцветом цехов набирают силу светские,
городские частные, а также гильдейские и муниципальные школы, не подвластные
юрисдикции церкви. Учащимися церковных школ были бродячие школяры —
ваганты, или голиарды, происходившие из городской, крестьянской, рыцарской
среды, низшего клира.

7.

Обучение в школах велось на латинском языке, только в XIV в. появились школы с
преподаванием на национальных языках. Средневековье не знало устойчивого
деления школы на начальную, среднюю и высшую, учета специфики детского и
юношеского восприятия и психологии. Религиозное по содержанию, по форме
образование носило словесно-риторический характер. Начатки математики и
естественных наук излагались отрывочно, описательно, часто в фантастической
интерпретации. Центрами обучения навыкам ремесла в XII в. становятся цехи.

8.

Знания о природе
К XIII в. обычно относят зарождение интереса к опытному знанию в Западной
Европе. До той поры здесь преобладало отвлеченное, основанное на чистом
умозрении знание, часто бывшее весьма фантастическим по содержанию. Между
практическим знанием и философией лежала пропасть, казавшаяся
непреодолимой. Естественнонаучные методы познания не разрабатывались.
Преобладали грамматические, риторические и логические подходы. Не случайно
средневековый энциклопедист Винсент из Бовэ писал: «Наука о природе имеет
своим предметом невидимые причины видимых вещей». Связь с материальным
миром осуществлялась через посредство громоздких, нередко фантастических
абстракций. Своеобразный пример этого давала алхимия. Средневековому
человеку мир казался познаваемым, но исполненным необычных вещей,
населенным диковинными существами, вроде людей с песьими головами. Грань
между реальным и высшим, сверхчувственным миром зачастую стиралась.

9.

Рыцарская культура
Яркой и столь часто романтизировавшейся впоследствии страницей культурной
жизни средневековья была рыцарская культура. Ее создателем и носителем
являлось военно-аристократическое сословие, зародившееся еще в раннем
средневековье и достигшее расцвета в XI—XIV вв. Своими корнями идеология
рыцарства уходит, с одной стороны, в глубины самосознания варварских народов,
а с другой — в развитую христианством концепцию служения, вначале
толковавшегося как чисто религиозное, но в средние века приобретшего намного
более широкое значение и распространившегося на область чисто светских отношений, вплоть до служения даме сердца.

10.

Городская культура
С XI в. центрами культурной жизни в Западной Европе становятся города.
Антицерковная вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с
народным творчеством наиболее ярко проявились в развитии городской литературы, которая с самого своего возникновения создавалась на народных наречиях в
противоположность господствовавшей церковной латиноязычной литературе. В
свою очередь городская литература способствовала процессу превращения
народных наречий в национальные языки, развивавшемуся в XI—XIII вв. во всех
странах Западной Европы.
English     Русский Правила