Средневековое искусство Западной Европы
Средневековое искусство Западной Европы
Варварские государства непрерывно враждовали друг с другом. В условиях постоянной опасности главным достоинством жилых построек
«Каролингское возрождение»
.
«Ворота» с надвратным залом в Лорше (ок. 800г., Германия)
Церковь Св. Иоанна Крестителя (ок. 800) в Мюнстере (Швейцария),
Каролингские фрески на сюжеты из Ветхого и Нового заветов.
В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В 781—89 гг. по заказу Карла Великого в
Мастер псалтири Людовика. Валаамова ослица
2. Романский стиль
Замок Лош, Франция, был построен на вершине скалистого утеса.
Монастырь Клюни. XI—XII вв. Франция.
Церковь Сен-Сернен в Тулузе. 1096-1250
Церковь Сен-Мадлен в Везле. 1120-50.
Собор Сен-Лазар (Святой Лазарь). Отён, Бургундия
Церковь Сен-Мадлен в Везле 1120-1150. Тимпан главного портала.
Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне.
ПУАТЬЕ (Собор Нотр-Дам-ла-Гранд)
Церковь Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату. Конец XI - начало XII вв.
Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном (замок
Замок Лош, рубеж XI—XII вв.
Замок Лош, рубеж XI—XII вв
Фреска церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату. Конец XI - начало XII вв.
Германия
Церковь Санкт Михаэль в Хильдесхайме, 1001-31 гг., Германия
Собор в Шпейере (1030 - между 1092 и 1106)
Собор в Майнце. 1081-XIX в.
Собор в Вормсе. 1170-1240
1030-XIX в. Собор в Шпейере
Cобор в Бамберге
Двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме
Изображения сцен из Ветхого и Нового заветов.
О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого
Англия
Вестминстерское аббатство
Лондонский Тауэр (1077 и позже)
Интерьеры романских храмов Англии
Италия
Церковь Сант-Амброджо в Милане.
Церковь Сант-Амброджо в Милане
Церковь Сан-Микеле в Павии
Собор в Модене
Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе (XI—XIV вв.)
Фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи
Житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе
Житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе
Школа монастыря Монтекассин Миниатюры
3. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Окна капелл украсили цветными витражами, через которые солнечные лучи наполняли хор радужным мерцанием.
Схема готического храма
Вид сверху
Витражи готического храма
Нижнюю часть составляли входные двери - порталы. Они оформлялись либо в виде крылец (Реймсский собор),
либо как уходящая внутрь паперть (площадка перед входом в храм) - «перспективный портал» (Нотр-Дам в Париже).
Фиала в готике – наконечник колоны
Ребра пирамидальной крыши и ребра пинаклей украшали фигурными крючками - краббами, или кроссами.
Порталы и окна имели высокие остроконечные щипцы - вимперги.
Внутреннее пространство храма
Соборы наполняли скульптурой снаружи и изнутри. Перспективные стрельчатые порталы украшали статуями королей, святых, ангелов,
Цокольная зона, свободная в романских храмах, в готических украшена разно-образными композициями в квадрифолиях
Квадрифолии Амьенского собора
Шартрский собор
Водосточные желобы, гаргули, делали в виде фигурок драконов, гномов и фан- тастических чудовищ.
Особое внимание уделялось скульптуре внутри соборов, которая наряду с рельефами и ажурными орнаментами раскрашивалась.
Шпалера "Слух" из серии "Дама с единорогом". Деталь
Маркграф Эккерхард и маркграфиня Ута.
Донатор Дитмара с супругой
Шартрский собор в Лане
Кафедральный собор в Суассоне
Собор аббатства "Сен-Дени"
Церковь Сен-Шапелъ – Святая капелла
Руанский собор
Контрольные вопросы
14.45M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Средневековое искусство Западной Европы

1. Средневековое искусство Западной Европы

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Волгоградский социально-педагогический колледж»
Средневековое искусство
Западной Европы
Чечина Антонина Ивановна,
преподаватель изобразительного искусства
г. Волгоград

2. Средневековое искусство Западной Европы

1.
2.
3.
делится на следующие периоды:
Дороманское искусство
«Великое переселение народов»
Меровингское искусство
«Каролингское возрождение»
Романское искусство
Готическое искусство

3.

1. Дороманское искусство
В IV в. началось вторжение
племен из Северной Европы и
Азии на территорию Римской
империи, получившее
наименование «Великого
переселения народов».
Наступил этап Средневековья —
исторической эпохи,
продолжавшейся почти десять
столетий.

4.

Племена варваров постоянно
перемещались с места на место,
в силу этого их искусство того
времени представлено не
архитектурными памятниками, а,
в основном, оружием,
ювелирными изделиями и
различной хозяйственно-бытовой
утварью, найденными в древних
погребениях и кладах.
Варварские мастера отдавали
предпочтение ярким краскам и
дорогим материалам — серебру,
золоту, драгоценным камням.

5.

6.

В V—VIII вв. на территории бывшей
Западной Римской империи
возникли государства германских
племен:
-остготов (позднее — лангобардов)
в Италии,
- вестготов в Испании,
- франков в Галлии (современных
Германии и Франции),
- англо-саксов в Британии.
В это же время варварские народы
обратились в христианство.

7. Варварские государства непрерывно враждовали друг с другом. В условиях постоянной опасности главным достоинством жилых построек

считалась их
защищенность — в результате
появились надежные и хорошо
укрепленные сооружения — замки.
Замки возводили на возвышенных
местах и окружали высокими
насыпями и глубокими рвами.

8.

Меровингское искусство

9.

10.

Для эпохи меровингов
типичны баптистерии (в
Пуатье, IV—XI вв.), подземные
церкви-крипты (Сен-Лоран в
Гренобле, кон. VIII в.) и церкви
базиликального типа;
зачастую в постройках
использовались античные
мраморные колонны.

11. «Каролингское возрождение»

В 800 г. папа Лев III возложил на
франкского короля Карла
Великого (768—814) «корону
римских императоров», — в
Западной Европе возродилась
империя. Под владычеством
Карла Великого оказалась
значительная часть территории
бывшей Западной Римской
империи. Со времен этого
императора европейские государи
стали называть себя королями.

12. .

Из архитектурных памятников
«Каролингского ренессанса» до
наших дней дошли немногие.
Среди них — капелла
императорской резиденции в
Ахене (788—805, Германия),
«ворота» с надвратным залом в
Лорше (ок. 800, Германия) и др.
Ахенская капелла и надвратная
постройка в Лорше —
нетрадиционные сооружения
раннего Средневековья.

13.

Капелла императорской резиденции в
Ахене (788—805, Германия)

14.

15.

16. «Ворота» с надвратным залом в Лорше (ок. 800г., Германия)

-

17. Церковь Св. Иоанна Крестителя (ок. 800) в Мюнстере (Швейцария),

18. Каролингские фрески на сюжеты из Ветхого и Нового заветов.

19.

20. В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В 781—89 гг. по заказу Карла Великого в

дворцовой книгописной мастерской в Ахене
было создано Евангелие Годескалька

21.

22.

23. Мастер псалтири Людовика. Валаамова ослица

24. 2. Романский стиль

В X—XII вв. (а в ряде мест — и в XIII в.)
в искусстве Западной Европы
господствовал так называемый
романский стиль, явившийся одним
из важных этапов развития
средневекового искусства.
Романский стиль впитал в себя
элементы позднеантичного и
меровингского искусства, культуры
«Каролингского возрождения», а
также искусства эпохи Великого
переселения народов

25.

Отдельные романские постройки
и комплексы (монастыри,
церкви, замки) обычно
возводились среди сельского
ландшафта и господствовали
над округой, как земное подобие
«града божьего» или наглядное
выражение могущества
феодального владыки.
Романские постройки
гармонировали с природным
окружением.

26. Замок Лош, Франция, был построен на вершине скалистого утеса.

27.

Характерными особенностями построек
романского стиля были массивные
стены, тяжеловесность которых
подчеркивалась узкими проемами окон
и ступенчато углубленными порталами
(входами), а также высокие башни,
ставшие одним из главных элементов
архитектурной композиции.
Романское здание представляло собой
систему простых стереометрических
объемов (кубов, параллелепипедов,
призм, цилиндров), поверхность
которых расчленялась лопатками,
аркатурными фризами и галереями,
ритмизирующими массив стены, но не
нарушающими его монолитной
целостности.

28. Монастырь Клюни. XI—XII вв. Франция.

29. Церковь Сен-Сернен в Тулузе. 1096-1250

30. Церковь Сен-Мадлен в Везле. 1120-50.

31. Собор Сен-Лазар (Святой Лазарь). Отён, Бургундия

32. Церковь Сен-Мадлен в Везле 1120-1150. Тимпан главного портала.

33. Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне.

34. ПУАТЬЕ (Собор Нотр-Дам-ла-Гранд)

35. Церковь Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату. Конец XI - начало XII вв.

36. Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном (замок

Лош,
рубеж XI—XII вв.).

37. Замок Лош, рубеж XI—XII вв.

38. Замок Лош, рубеж XI—XII вв

39.

На первом этаже башни располагались
кладовые, на втором — комнаты
господина, над ними — помещения для
слуг и охраны, в подвале — тюрьма.
На вершине башни выставлялся дозор.
Как правило, замок был окружен
глубоким рвом. Мост, перекинутый
через ров к главной башне, в случае
опасности поднимали и закрывали им
главные ворота башни. В конце XII в.
на крепостных стенах появились
башни с бойницами и галереи с
люками в полу — чтобы бросать камни
или лить кипящую смолу на
нападающих.

40. Фреска церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату. Конец XI - начало XII вв.

Фреска церкви Сен-Савен-сюрГартан в Пуату.
Конец XI - начало XII вв.

41. Германия

В Германии наиболее полно и
ярко романский стиль
воплотился в архитектуре.
Постройкой, которая подводила
итоги исканиям раннего этапа
средневековья, стала церковь
Санкт-Михаэль в
Хильдесхайме (1010—33).

42. Церковь Санкт Михаэль в Хильдесхайме, 1001-31 гг., Германия

43. Собор в Шпейере (1030 - между 1092 и 1106)

44.

Новый масштаб немецкой
архитектуре придали такие
грандиозные сооружения, как собор
в Шпейере, первое здание которого
было начато в 1030 г. В германских
землях разителен контраст между
скромными, в каком-то смысле
аскетическими церквами,
возведенными в реформированных
монастырях, и знаменитыми
«имперскими» соборами в Майнце
(1081—XIX в.), Вормсе (1170—1240)
и Шпейере (1030—XIX в.)

45. Собор в Майнце. 1081-XIX в.

46. Собор в Вормсе. 1170-1240

47. 1030-XIX в. Собор в Шпейере

48.

На рубеже XII—XIII вв. в
Германии существовал так
называемый переходный
стиль, сочетавший в себе
романские и готические
черты (собор в Бамберге,
1186—1237).

49. Cобор в Бамберге

50.

Эпоха романики в Германии отмечена
строительством ряда значительных
светских зданий и фортификационных
укреплений. Характерные для немецкой
романики идеи величия императорской
власти нашли выражение в
строительстве императорских дворцов
(пфальцев). Непременной
принадлежностью пфальца был
«палас» — ряд помещений дворцового
типа. Парадные залы начали возводить
и в замках крупных феодалов.

51.

Скульптуру в романский период в
Германии размещали, как правило,
внутри храмов; на фасадах она
стала появляться лишь в конце XII.
Сначала это были рельефные
вставки, позднее — развернутые
композиции. Широко представлены
рельефные украшения распятий
(Брауншвейгское распятие, ок.
1160), светильников, купелей,
надгробий, реликвариев, подставок
для чтения книг и т.д.

52.

Замечательным памятником
скульптуры являются двери
церкви Санкт-Михаэль в
Хильдесхайме (1015), целиком
отлитые из бронзы и
украшенные рельефами с
изображениями сцен из Ветхого
и Нового заветов. Выдающимся
памятником скульптуры поздней
романики в Германии стали
рельефы Бамбергского собора
(ок. 1230).

53. Двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме

54. Изображения сцен из Ветхого и Нового заветов.

55.

В так называемый «оттоновский»
период (вторая половина X —
первая половина XI вв.) наступил
расцвет немецкой живописи.
Характерный пример
раннесредневековой живописи
Германии — росписи церкви Св.
Георгия в монастыре Оберцелле
(конец X в.), который находится на
острове Рейхенау на Боденском
озере.

56.

Тематика росписей — сюжеты из
Нового завета (чудесные деяния
Христа и др.). Изображения
даются на условных
архитектурных фонах, либо на
цветных горизонтальных
полосах. Во всех композициях
фигура Спасителя занимает
центральное место.

57.

Наиболее ярко особенности
оттоновского искусства
проявились в книжной
миниатюре. Большая часть
сохранившихся рукописей
созданы в монастыре Оберцелле.
Выдающимися произведениями
искусства мастеров этой школы
по праву считаются миниатюры
«Евангелия Оттона III» и «Книги
евангельских чтений Генриха II».
Другим центром искусства
миниатюры был Трир.

58. О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого

Григория»

59. Англия

В Англии к моменту нормандского
завоевания в 1066 г. была создана
превосходная школа книжной
миниатюры, влияние которой
ощущалось на материке. Напротив,
островная архитектура — хотя при
строительстве Вестминстерского
аббатства (1049—65) был учтен опыт
континентальных мастеров —
пребывала по сравнению с
Нормандией на более архаической
стадии развития.

60. Вестминстерское аббатство

61.

При Вильгельме Завоевателе был
воздвигнут лондонский Тауэр (1077 и
позже). Специфической
особенностью английского
культового зодчества стало
соединение в одном здании типов
монастырского и приходского
храмов. В силу этого протяженность
нефов и хора была увеличена, более
того — они становились почти
равными друг другу. Вытянутость
планов стала чрезвычайно
характерна для соборов Англии,
узкие трехнефные здания достигали
в длину 170 м.

62. Лондонский Тауэр (1077 и позже)

63.

Интерьеры романских храмов
Англии поражают разнообразием
архитектурной фантазии.
Внушительность сочетается
здесь со стремлением к
сложным обработкам и
подразделениям (интерьеры
соборов в Ромзи, XII в., и
Саутуэлле, первая половина XII
в.). В наружном облике
английских храмов зодчие
отдавали предпочтение
архитектурному декору.

64. Интерьеры романских храмов Англии

65.

Живописное искусство
Англии романской эпохи
сохранилось, главным
образом, на страницах
рукописных книг. Они были
созданы по преимуществу в
скрипториях на юге страны.
Наиболее значительными
были мастерские Кентербери
и Винчестера.

66. Италия

В Италии раннее развитие
городов наложило отпечаток на
характер зодчества XI—XII вв.
Наряду с обычными для всей
Европы замками, крепостями,
монастырскими комплексами
здесь развивалась и собственно
городская архитектура. Возник тип
многоэтажного богатого жилого
дома, строились здания цехов и
торговых гильдий.

67.

В культовом зодчестве итальянские
строители стойко придерживались
базиликального типа для храмов и
центрического для крещален;
кампанилы (колокольни) в плане
были круглыми или квадратными.
Главными центрами романской
архитектуры в Италии были
Ломбардия и Тоскана. Важной вехой
в истории итальянского зодчества
была предпринятая после
землетрясения 1117 г. перестройка
церкви Сант-Амброджо в Милане.

68. Церковь Сант-Амброджо в Милане.

69. Церковь Сант-Амброджо в Милане

70.

В ломбардских церквах XII в.
особая роль принадлежала
фасадам. В их убранстве
применялись лизены, карликовые
галереи, выносные портикикрыльца, скульптурный декор. К
выдающимся произведениям
романского стиля относятся
церковь Сан-Микеле в Павии
(1117—55), собор в Модене (1099—
1164 и первая четверть XIII в.).

71. Церковь Сан-Микеле в Павии

72. Собор в Модене

73. Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе (XI—XIV вв.)

74.

Романская живопись Италии
сформировалась под влиянием
раннехристианского искусства и
византийской культуры. Наиболее
значительными ее центрами были
Рим и монастыри Южной Италии.
Центральный памятник романской
живописи на юге Италии — фрески
церкви Сант-Анджело-ин-Формис
близ Капуи (между 1072 и 1087),
возникновение которых связано с
деятельностью аббата монастыря
Монтекассино Дезидерия (1058—87),
поклонника византийской культуры.

75. Фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи

Фрески церкви Сант-Анджело-инФормис близ Капуи

76.

77.

В церкви сохранилась большая часть
живописного ансамбля. Его программа
включает ветхозаветные и евангельские
сцены на стенах нефа, Христа во славе с
символами евангелистов в апсиде и
Страшный суд на западной стене.
Живописцы переработали византийские
образцы в романском духе: росписи
стали экспрессивнее и тяжелее по
формам, иконография дополнилась
западными элементами
эсхатологического плана. Фигуры в
композициях грузные, с укороченными
пропорциями, объемы переданы
тяжелыми тенями, при этом художники
не всегда понимали суть византийского
живописного приема.

78.

Рим в фресковых росписях сохранил
свое особое лицо и свои
традиционные привязанности.
Центральный памятник Рима эпохи
высокого средневековья —
житийные сцены нижней церкви СанКлементе (около 1100). По
сравнению с экспрессивной и
монументальной живописью церкви
Сант-Анджело-ин-Формис работа
римского художника поражает своей
изысканностью и тонким колоритом.

79. Житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе

80.

Полны деликатности и
благородства
орнаментальные мотивы,
особенно бордюр под
сценами из жизни св.
Алексия с изображениями
цветов и птиц, навеянный,
несомненно, искусством
античной поры.

81. Житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе

82.

Важную сторону развития
итальянской живописи XII—
XIII вв. составили станковые
произведения — живописные
триптихи и распятия.
Мы их встречаем в Лацио,
Пизе, Лукке.

83.

Мастерство итальянских
живописцев проявилось
также в искусстве
иллюстрирования книги.
Ведущее место среди
книгописных мастерских
занимала школа монастыря
Монтекассино. Миниатюры
украшали также и светские
книги.

84. Школа монастыря Монтекассин Миниатюры

85. 3. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Между романским стилем и
готикой нет четкой
хронологической границы.
Готика явилась высшей
ступенью средневекового
искусства и первым в истории
общеевропейским
художественным стилем.

86.

«Французской манерой»,
застывшей в камне музыкой»
называли этот стиль французы;
«маниера готика» - презрительно
окрестили его итальянцы,
намекая на варварское племя
готов, в III—V вв. вторгавшихся в
пределы Римской империи, хотя
к моменту возникновения
готического стиля о них в Европе
почти забыли.

87.

Родиной готического стиля
считается Франция, а его основой –
церковное зодчество.
В 1137 г. Сугерий, настоятель
монастыря Сен-Дени, начал
перестройку церкви аббатства,
служившего со времен Меровингов
усыпальницей королей, в связи с
необходимостью увеличения ее
внутреннего пространства. Для
облегчения сводов и уменьшения
нагрузки на стены в обходе и
капеллах строители возводили
каркасные арки - нервюры (от фр.
nervur - ребро).

88. Окна капелл украсили цветными витражами, через которые солнечные лучи наполняли хор радужным мерцанием.

Фасад расчленялся по вертикали на три
части посредством
контрфорсов или выступающих
«лопаток», что символически
соотносилось с идеей Троицы.
Такие архитектурные приемы позволили
увеличить собор в высоту до 154 м, что
было выше даже египетских пирамид.
Стена, не являясь более несущей
конструкцией, заменялась окнами с
цветными вставками - витражами.

89. Схема готического храма

90. Вид сверху

91. Витражи готического храма

92. Нижнюю часть составляли входные двери - порталы. Они оформлялись либо в виде крылец (Реймсский собор),

Нижнюю часть составляли входные двери порталы. Они оформлялись либо в виде
крылец (Реймсский собор),

93. либо как уходящая внутрь паперть (площадка перед входом в храм) - «перспективный портал» (Нотр-Дам в Париже).

94.

Над порталами во втором ярусе
располагалась аркадная галерея либо
три окна. Выше опять галерея, и фасад
завершался либо щипцом (фронтоном,
который не отделен от стены карнизом,
а является как бы ее продолжением),
либо пинаклем (декоративной
башенкой). Пинаклями украшались также
контрфорсы. По обеим сторонам из
общей массы нартекса вырастали две
башни. На шпиле башни, расположенной
над средокрестием, помещали петуха символ христианского бодрствования
либо фиал (декоративное завершение в
виде распустившегося крестоцвета,
фигурной пирамидки).

95.

96. Фиала в готике – наконечник колоны

97. Ребра пирамидальной крыши и ребра пинаклей украшали фигурными крючками - краббами, или кроссами.

98. Порталы и окна имели высокие остроконечные щипцы - вимперги.

99.

Для оконных проемов использовали
стрельчатую форму дуги, но чтобы
сделать окно более красивым,
применяли горбыли - каменные
вертикальные перегородки, в верхней
части переходящие в причудливый
каменный узор, главным мотивом которого служили трилистник, роза,
качающееся пламя.
Концы трансепта обыгрывались как
самостоятельные фасады с
великолепными порталами и окнамирозами.

100.

101.

Внутреннее пространство
готического храма также
членилось на три зоны: нижнюю
составляла аркада, среднюю трифорий (галерея над средними
нефами, аркада которой выходит
в центральный неф), верхнюю окна.
Вся конструкция готического
храма, устремленная вверх.

102. Внутреннее пространство храма

103. Соборы наполняли скульптурой снаружи и изнутри. Перспективные стрельчатые порталы украшали статуями королей, святых, ангелов,

ветхозаветных царей.

104.

105. Цокольная зона, свободная в романских храмах, в готических украшена разно-образными композициями в квадрифолиях

Цокольная зона, свободная в романских
храмах, в готических украшена разнообразными композициями в
квадрифолиях (четырехлистник,
представляющий собой в орнаменте
крест, вписанный в квадрат.)
В Амьенском соборе, к примеру, в
квадрифолиях даны аллегорические
изображения месяцев.
В Шартрском соборе в цоколе
поместилось около ста сюжетов из
жизни ремесленников, изготовивших и
передавших витражи в собор.

106. Квадрифолии Амьенского собора

107. Шартрский собор

108. Водосточные желобы, гаргули, делали в виде фигурок драконов, гномов и фан- тастических чудовищ.

Водосточные желобы, гаргули, делали
в виде фигурок драконов, гномов и фантастических чудовищ.

109.

110.

Нововведением готической
скульптуры явилась капитель
с растительным орнаментом.
На смену причудливым
романским существам пришли
мотивы местной флоры:
дубовые листья, листья
плюща, земляничные кустики,
чертополох, виноградные
лозы, плети хмеля.

111.

112. Особое внимание уделялось скульптуре внутри соборов, которая наряду с рельефами и ажурными орнаментами раскрашивалась.

113.

Главной составляющей готической
скульптуры стала мемориальная
пластика: значительное место в
оформлении интерьеров соборов
заняли надгробия. Они представляли
собой довольно простые композиции,
центром которых являлась лежащая
фигура усопшего в полный рост со
сложенными на груди руками.
Ведущее место в интерьере храма
отводилось алтарному образу - иконе
или статуе Божьей Матери - и фигурам
святых, заключенным в архитектурно
оформ Матери - и фигурам святых,
заключенным в архитектурно
оформленную нишу.

114.

115.

116.

117.

Полихромная роспись стен, колонн и
скульптур усиливалась расочностью
развешанных вдоль нефов шпалермильфлёров (от фр. mille fleurs - тысяча
цветов), в которых изображения фигур
располагались на темном фоне, сплошь
усеянном цветами.
Название шпалер связано с праздником
Тела Господня, когда улицы, по которым
двигалась процессия, украшали
занавесями с наколотыми на них живыми
цветами. Декор был заимствован
средневековыми ткачами.

118. Шпалера "Слух" из серии "Дама с единорогом". Деталь

Шпалера "Слух" из серии "Дама с
единорогом". Деталь

119.

Место стенных росписей в готических
храмах заняли витражи. По мнению
аббата Сугерия, картины в окнах
предназначались единственно для того,
чтобы показывать простым людям, не
умеющим читать Священное Писание, во
что они должны верить. По
разнообразию тематики витражи
готического собора соперничали со
скульптурой. Помимо композиций на
библейские и евангельские сюжеты,
отдельных фигур Христа, Марии,
апостолов на них помещались эпизоды
из легенд о святых, изображениями
исторических событий, назидательных
притч, занятых работой по украшению
храма ремесленников

120.

121.

122.

Никогда ранее цвет и свет не играли такой
символической роли. Считалось, что цветом
готики является фиолетовый - цвет молитвы и
мистического устремления души, как
соединение красного цвета крови и синего
цвета неба.
Синий цвет считался также символом
верности. Поэтому в витражах преобладали
красные, синие и фиолетовые краски. Наряду с
ними особой любовью пользовались
оранжевый, белый, желтый, зеленый. Едва
переступив порог храма, посетитель попадал в
стихию радужного мерцания струящегося из
окон окрашенного света, к которому
добавлялись сияние свечей, блеск золота,
создающие ощущение ирреальности
пространства. Казалось, что церковь-корабль
действительно плывет.

123.

Блестящим примером
индивидуализации образа и
проявления мирского духа во
множестве бытовых и конкретных
деталей являются двенадцать статуй
феодалов – основателей собора в
Наумбурге. Здесь вряд ли можно
говорить о портретности, ведь
основатели храма умерли за сто
пятьдесят лет до того, как появились
их изображения.
Тем не менее донаторов скульпторы
изобразили как своих современников,
облачив в одежды эпохи и наделив
индивидуальными характеристиками:

124.

страдание написано на лице донатора
Дитмара, «убитый» начертано на его
щите; суровый, мужественный и
хладнокровный Экехард
противопоставлен безвольному
Герману, изображенному юношей,
потому что он умер раньше брата.
Одним из самых глубоких образов в
готической пластике является образ
Уты, супруги маркграфа Экехарда,
глубоко чувствующей, трепетной и
вместе с тем величественной и гордой.
Индивидуальные характеристики
каждого подчеркивают также мечи,
щиты, украшения, движение
драпировок, жесты рук.

125. Маркграф Эккерхард и маркграфиня Ута.

126. Донатор Дитмара с супругой

127.

Готический стиль держался в Европе
свыше трех веков и прошел три
основные стадии развития. В период
зарождения и в последующее столетие
он определялся как ранняя готика (XIIXIII вв.). В XIV в. он получил название
«лучистая готика» от формы
горбылей в окне-розе, лучами
расходящихся
от центра. Дальнейшее развитие
стиля в XV в., характеризующееся
избытком украшений, излюбленным
Мотивом которых стало качающееся
пламя свечи, определило его новое
название - «пламенеющая готика».

128. Шартрский собор в Лане

129. Кафедральный собор в Суассоне

130. Собор аббатства "Сен-Дени"

Собор аббатства "Сен-Дени"

131.

Особое место среди готических
соборов занял собор Парижской
Богоматери - Нотр-Дам де Пари,
призванный стать главным храмом
Франции в связи с растущим
значением Парижа. Это одно из самых
грандиозных сооружений пятинефная базилика, вмещающая до
девяти тысяч человек.
Начатое в 1163 г. с восточной
части, строительство было в
основном завершено в начале XIII в.

132.

133.

134.

135.

Реймсский собор, ставший местом
коронации французских монархов,
называли «каменной симфонией».
Масса здания, тяжелая у земли, по
мере подъема становится все
более легкой: массивные
контрфорсы маскируются
многочисленными башенками,
придающими им живописный вид;
скульптура оторвана от плоскости
стены; башни служат лишь для
того, чтобы выразить движение
вверх, к небу.

136.

137.

138.

Вершиной развития стиля «лучистой
готики» стала церковь Сен-Шапелъ –
Святая капелла, построенная в XIII в.
при Людовике IX Святом в Париже
предположительно архитектором
Пьером де Монтеро.
Строилась она как королевская
Церковь для вывезенного из
Константинополя тернового венца
Христа, который, по представлениям
того времени, был атрибутом,
указывающим на избранность
королевской власти.

139.

140.

141. Церковь Сен-Шапелъ – Святая капелла

142.

Двухэтажная капелла должна была
служить для него драгоценным
хранилищем. Цокольный трехнефный
этаж с нависающими сводами,
имитирующими усыпанное золотыми
звездами небо, с узкими боковыми
проходами и множеством изящных, ярко
раскрашенных в синий и красный цвета
с золотыми звездами и королевскими
лилиями колонн, выступал полным
контрастом к высокому однонефному
верхнему залу с шатром над терновым
венцом в алтарной части. Здесь
почти отсутствуют стены: пространство
между опорами свода на две трети всей
высоты заполнено двухчастными
витражными окнами.

143.

В Нормандии крупнейшим является
Руанский собор, включавший много
черт местной архитектуры: мощную
башню - тибурий - над
средокрестием, высокие тяжелые
башни на растянутом западном
фасаде. На юге Франции новые
формы появились после жестокого
подавления «альбигойской ереси», и
храмы напоминали крепости с узкими
высоко поднятыми окнамибойницами и башнями.

144. Руанский собор

145.

Завершающий этап развития готики «пламенеющая готика» (XIV-XV вв.) - характеризовался в архитектуре избытком
украшений, спирально закрученными
фиалами, наподобие языков пламени.
Боковые нефы церквей, строившихся в этот
период, часто выводились на одинаковую
высоту с главным «кораблем», в результате
чего весь храм приобретал вид большого и
светлого зала, чему в немалой степени
способствовали крайне тонкие пучки опор с
веерообразно расходящимися из них
нервюрами, создавая прихотливый
зонтичный свод с многочисленными
лучами.
Наиболее ярким образцом стиля
«пламенеющей готики» стал кафедральный,
собор в Руане.

146.

Искусство «пламенеющей готики» красочное, изысканно декоративное, крайне
экзальтированное: «готическая кривая» при
скульптурном изображений человеческой
фигуры дошла до невозможных изгибов;
беспокойные складки драпировок, словно
разлетающиеся от неведомого вихря, стали
отличительной чертой одежды того
времени, отраженной в живописи и
архитектуре; появилась мода на башмаки
с загнутыми вверх носами и серебряными
колокольчиками.
В живописи и миниатюре стали изображать
страдания Христа и мучения святых с
грубым натурализмом, но в стиле
«пламенеющей готики» были созданы и
наиболее изысканные ювелирные
украшения, шпалеры, миниатюры.

147. Контрольные вопросы

1. Назовите основные направления
развития дороманского искусства.
2. Расскажите о монастырском зодчестве
и основных школах книжной миниатюры
«каролингского возрождения».
3. Каковы отличительные особенности
романского и готического стиля.
4. Расскажите о сюжетах скульптурного
декора романского стиля.
5. Дайте примеры наиболее
значительных архитектурных
сооружений романского и готического
стиля.
English     Русский Правила