1.48M
Категория: ИсторияИстория

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек

1.

Вопрос 9
Выполнили: Куропятников и Емельянов

2.

3.

Итальянский художник и учёный, изобретатель,
писатель, музыкант, один из крупнейших
представителей искусства Высокого Возрождения,
яркий пример «универсального человека».

4.

• Эпоха Возрождения ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях
человеческой культуры, в том числе и в философии. Достаточно назвать имена Николая
Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо
Кампанеллы. Именно с ними связаны новые идеи в философии, которая пришла на
смену господству средневековой схоластики и патристики.
• Эпоха Возрождения для большинства стран Европы — это эпоха зарождения
капиталистических отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы
с феодальной реакцией, глубоких социальных конфликтов. Одновременно это эпоха
развития естествознания, эпоха великих географических открытий. В это время
человечество расширило свои познания об окружающей среде, о живом мире,
космосе. Были сделаны первые шаги в систематизации растений, возникла научная
анатомия, положив начало современной медицине, открыто кровообращение.
Значительные открытия сделаны в астрономии, математике, механике.

5.

• Гуманистическая философия второй половины XV в., поставив в
центре своего внимания человека, подчеркнула величие его
разума и право на свободную творческую мысль. Подрывая веру
в догму и авторитет, гуманисты расчищали почву для развития
научного познания мира, новый шаг к которому был сделан
успехами естествознания в конце ХV - начале XVI века. Именно
эта область науки стала в ХVI в. средоточием свободомыслия,
обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и
оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего
мира бил признан опыт, научный эксперимент, что укрепило
реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и
человеку.

6.

• Первый шаг в этом направлении был сделан гениальным мыслителем, ученым,
инженером и художником Леонардо да Винчи (1452-1519). "Леонардо был самым
последовательным и самым ярким представителем того нового, основанного на
эксперименте метода, целью которого было научное познание природы". Выступив
решительным противником умозрительного знания и бесплодного философствования,
Леонардо считал лишенной ценности мысль, не входящую за пределы чистого
созерцания, не соединенную с действием и не подтвержденную практикой. "И если ты
скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в
этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и
прежде всего потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без
которого нет никакой достоверности". И далее: "Мысленные вещи, не прошедшие
через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только обманчивую.",
но конкретное чувственное познание мира - лишь начало опыта, который, как полагал
Леонардо, в полной мере раскрывается тогда, когда ученый постигает природу вещей,
изменяя их своими руками - проводя физический эксперимент, создавая инженерную
конструкцию или рисунок.

7.

8.

• Гениальные мысли великого ученого подтверждались, когда сравнительно
недавно были найдены так называемые мадридские кодексы Леонардо да
Винчи, содержащие его наблюдения и изобретения в различных областях
знания. Последователи были поражены глубиной научно-технического
предвидения великого флорентийца. В XV веке он разработал идеи,
нашедшие воплощение лишь через триста-четыреста лет, а некоторые стали
осуществимыми только в наши дни. Его рисунки - чертежи настолько точны,
что позволили сотрудникам Национального музея науки и техники в Милане
изготовить модели ряда изобретений великого флорентийца: водяную пилу
с автоматической подачей бревна, винторезный станок, копёр, лебедку,
станок насекания, напильники; а совсем недавно, по точному рисунку
ученого американская фирма стада выпускать полистиреновые водоходы.

9.

• Отстаивая новый метод познания, ученый утверждал, что ошибки никогда не
рождаются экспериментом, но коренятся в мышлении исследователя, в его
невежестве: "опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши,
которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти".
• По убеждению Леонардо, опыт - лучший учитель и его не заменят никакие книги:
"мудрость есть дочь опыта". "Не доверяйте же, исследователи, авторитетам, призывал он, - которые одним воображением хотели посредствовать между
природой и людьми; верьте лишь тем, кто не только указаниями природы, но и
действиями своих опытом приучил ум свой понимать, как опыты обманывают тех,
кто не постиг их природы".
• Практика, по убеждению ученого, "должна быть основана на хорошей теории".
• "Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без
руля или компаса".

10.

11.

• Посредником между опытом и знанием ученый считал математику, он видел
в математике метод научного познания; он широко использовал математику
в экспериментальных исследованиях физической природы. "Никакой
достоверности нет в науке там, - утверждал он, - где нельзя приложить ни
одной из математических наук и в том, что не имеет связи с математикой".
• леонардо возрождение гуманизм реалистический
• Леонардо решительно отошел от предшествующей научной тенденции. Но
этот отход был предопределен отчасти достижениями самой
гуманистической мысли (Ричино, Пико, особенно Альберти) и, открывая
новый этап в ее развитии, Леонардо обогатил гуманистическое
мировоззрение реалистическим обоснованием познавательных и
творческих возможностей человека.
• В его понимании знание оказывается не только великой способностью
человека, но и жизненной потребностью, необходимостью, определяющей
его отношение к окружающему миру.

12.

• С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в
безграничных творческих возможностях человека - и в этом он был прямым
продолжателем Альберти. "Там, где природа кончает производить свои виды, замечал Леонардо, - там человек начинает из природных вещей создавать с
помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей".
• Гений Леонардо поднимал на новую ступень ренессансное представление о
человеке, его созидательной мощи, ставя на реальную, практическую основу сами
эти представления. И в этом наиболее радикальный смысл гуманистической мысли
Возрождения. Разрыв с христианским мировоззрением здесь особенно заметен:
"Если мы подвергаем сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, - писал
Леонардо, - тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против
ощущений, каковы, например, вопросы о сущности бога и души и тому подобные,
по поводу которых всегда спорят и сражаются. И поистине всегда там, где не
достает разумных доводов, так их заменяют крик, чего не случается с вещами
достоверными".
• Хотя Леонардо назвал себя "человеком без книжного образования", подчеркивая
этим, что он мало связан с кругом гуманистов-философов и филологов, и хотя в
действительности ему была ближе среда ремесленников и художников, он поднял
значение "механических искусств", куда входила и живопись, до уровня "свободных
искусств". Тем самым он положил начало сближению разных областей знания естественных и гуманитарных - в рамках единой "истиной науки", одним из
оснований которой утверждалась тесная связь теории и практики.

13.

• Леонардо к неоплатонизму остался равнодушен и пошел совсем иным путем. Он строил
свои умозаключения на натуралистических - естество-испытательных и художественнореалистических принципах, а не на платонических - мистических. Величие Леонардо
состояло в том, что он первым понял недостаточность этического освоения
действительности и, исходя из этих же гуманистических посылок начал борьбу за познание
и подчинение природы человеку. По всей видимости, натурфилософский гуманизм в XVI в. это, в сущности, третий заключительный этап развития гуманистического мировоззрения:
"здесь оно получает завершение и исчерпывает себя".
English     Русский Правила