4.50M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

«Нижегородский след» Леонардо да Винчи

1.

«Нижегородский след»
Леонардо да Винчи
Секция № 2 «Нижний Новгород: город
славы и верности России»
К 800-летию основания Нижнего
Новгорода
Выполнил
Чабан Степан Евгеньевич,ученик 9 «а» класса МБОУ «Школа № 1»
г. Богородска Нижегородской области
Руководитель Алешутина Вера Николаевна, учитель истории высшей
категории МБОУ «Школа № 1» г.Богородска Нижегородской области

2.

Нижегородский
кремль называют
каменным ожерельем.
13 башен как бы
нанизаны на
причудливо
извивающуюся ленту
кремлевских стен.
Нижегородский кремль строился в начале XVI века, когда в Италии жил
и творил гений Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. История
возведения крепости на Волге окутана множеством тайн и легенд. Самые
смелые из них предполагают, что к строительству приложил руку сам
великий мастер Леонардо да Винчи. Долгое время историки
отмахивались от этой гипотезы.
Однако, исследования последнего времени позволяют предположить
наличие определенного сходства некоторых архитектурных элементов
фортификационных сооружений в Нижнем Новгороде и итальянских
городах.

3.

Первым имя Леонардо да Винчи в связи со строительством нижегородского
кремля упомянул горьковский архитектор Святослав Леонидович
Агафонов, проводивший реставрацию крепости в 50-60-е годы XX века.
Исследуя русское каменное зодчество, он обратил внимание на сходство
нижегородского кремля и итальянских крепостей. Подобную мысль
высказывал и другой известный нижегородский краевед И.А.Кирьянов

4.

По словам нижегородского историка и краеведа Александра Данилова,
между Россией и Италией существовали очень тесные дипломатические
связи. В Италии того времени была великолепная школа мастеров. В одном
только Милане, помимо Леонардо да Винчи, насчитывалось больше 40
мастеров самого высокого уровня.
Всех их при своем дворе собрал герцог
Лодовико
Мария
Сфорца
(на
иллюстрации).
Совершенно
естественно,
что
между
ними
неизбежно
происходил
обмен
знаниями и навыками. Поэтому если
присмотреться
к
итальянским
крепостям
XV-XVI
веков
и
нижегородскому кремлю, то сходство
невозможно не заметить.
В
Нижний
Новгород
приехал
признанный
мастер
крепостного
строительства
Пьетро
Франческо(Фрязин), а вместе с ним его
помощник – Джованни Татти.

5.

Совсем
недавно
нижегородскими учеными
было сделано удивительное
открытие – оказывается,
нижегородский кремль был
построен по принципам
«золотого
сечения»,
которое
действительно
активно
использовал
великий
художник
Леонардо да Винчи.
Если прочертить параллели между некоторыми
башнями Кремля, то обнаружится, что они
пересекаются в полном соответствии с правилом
«золотого сечения». В плане Нижегородский кремль
представляет из себя усеченную спираль Фибоначчи.
Леонардо Пизанский по прозвищу Фибоначчи –
первый крупный математик средневековой Европы,
который вывел ряд бесконечных чисел, заключенных
в особую пропорцию(1 1 2 3 5 8 13 21…).

6.

Если присмотреться к итальянской крепости Имола, в перестройке
которой принимал участие Леонардо да Винчи, то можно увидеть,
что в ней, как и в Нижегородском кремле, использовался принцип
вынесенных за линию стен бастионов. В обоих сооружениях нижняя
часть стен сложена сплошным каменным массивом, на котором
возвышаются ряды арок, несущих боевой ход.

7.

Удивительным образом при строительстве нижегородского кремля
использовался новейший способ нанесения круговой карты – по
сути, первый аналог чертежа с высоты птичьего полета(к сожалению,
эта карта не сохранилась). Подобный метод использовался и
мастером Леонардо да Винчи при переустройстве крепости Имола

8.

Характерной деталью, объединяющей Нижегородский кремль и
итальянскую крепость Имола, является то, что тыльная сторона
стены расчленена арками, которые представляют собой как бы
плоские, заглубленные в стену ниши. Одни из арок глухие, другие
снабжены боевыми камерами. Как правило, между арками с
камерами находятся по две глухие арки. Камеры арок довольно
большие, сводчатые и весьма высокие. Арки, перекрывающие
несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого
является увеличение прочности стены при экономии материала.

9.

С первого взгляда обращает на себя внимание сходство общего облика
русских и итальянских средневековых крепостей, особенно заметное при
сравнении формы двурогих зубцов, почти одинаковых в Нижегородском
кремле и на стенах крепости Имола. Это как бы символическое изображение
двурогих зубцов, обычных в итальянском крепостном строительстве и
прочно вошедших в русскую архитектуру после постройки Московского
кремля. Однако Нижегородский кремль с самого начала своего
существования имел деревянную кровлю, и «работающая на силуэт» форма
зубцов оказывалась совершенно излишней, поэтому их сложили
прямоугольными.

10.

Посетители отмечают на
территории
Кремля
большое количество ветров.
Это
не
случайно.
В
Нижегородском летописце
отмечается такой факт: «В
1396
году
в
Нижнем
Новгороде
была
такая
сильная буря, что вихрем
подняло человека с телегой и
лошадью так высоко, что даже глазом его не видно было: только на другой
день нашли на луговой стороне Волги одну лошадь – мертвую и телегу,
повисшую на высоком дереве; человека же так и не отыскали».
Исследователи предполагают, что в Нижегородском кремле строителямиитальянцами был зашифрован древнейший прототип вихревого двигателя,
известный во времена Леонардо да Винчи. Используемый в нем вихревой
эффект мог применяться для защиты стен, имеющих большую парусность,
или для отвода пороховых газов после стрельбы с целью увеличения
скорострельности.

11.

Заключение
Изучив мнения исследователей-специалистов, можно сделать вывод о том,
что сам Леонардо да Винчи не мог участвовать в работах по строительству
Нижегородского кремля– скорее всего, он даже не догадывался о
существовании Нижнего Новгорода. Однако кто-то из итальянских мастеров
привез приемы возведения оборонительных сооружений в Россию. Ведь
практически все элементы Нижегородского кремля имеют итальянское
происхождение, а эти детали остались в набросках мастера и были
воплощены им при строительстве
итальянских крепостей.
English     Русский Правила