Похожие презентации:
Народничество и "Народная Воля" в кинематографе
1.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеШкола № 20 Невского района Санкт-Петербурга
Народничество и "Народная Воля" в кинематографе
Выполнил: Техов Давид,
обучающийся 9 Б класса
Руководитель: Гусакова Татьяна Петровна,
Учитель истории
Санкт-Петербург
2022
2.
Вступление• Сразу после свержения царизма к народнической теме обратился
отечественный кинематограф. В картотеке Н.А.Троицкого
зафиксированы всего 12 художественных кинофильмов, снятых о
героях народничества с 1917 г. и поныне. Из них почти половина — 5
фильмов были созданы между февралем и октябрем 1917 г. ИЗ этого
становится понятно, что сразу после революции к многом
кинорежиссёрам и писателям пришло вдохновение и поднялся
моральный дух. А снимаю фильмы в период с октября по февраль они
показывали советскую власть в лучшем свете и тем самым поднимая её
уважение в обществе.
3.
Кинофильмы снятые в послереволюционное время.
• Уже в апреле 1917 г. самый выдающийся в России того времени кинорежиссер Я. А.
Протазанов снял фильм «Андрей Кожухов» (по роману Степняка-Кравчинского) с
«королем экрана» Иваном Мозжухиным в главной роли. Фильм строго следовал
исторической правде, производил сильное впечатление и не сходил с экрана до 1925 г.
Фильм повествует о истории Сергея Михайловича Степаняк-Кравчинского — выходец
из дворян, революционер-народник, террорист, в 1878 году убивший шефа
жандармов Н.В.Мезенцова и бежавший после этого за границу. Находясь в эмиграции,
продолжил активную организаторскую, агитационную, пропагандистскую деятельность
против правительства Российской империи. Занимался публицистической и
журналистской деятельностью, писатель и переводчик.
• А в мае 1917 г. вышел на экран другой фильм Протазанова. Назывался он «Не надо крови
(Дело Ольги Перновской)», но рассказывал — тоже вполне достоверно — о борьбе и
гибели Софьи Перовской, роль которой исполнила известная актриса МХАТ и Малого
театра О. В. Гзовская (ей, кстати, тогда было, как и Перовской в 1881 г., 27 лет); роль
студента исполнил начинающий В.Г.Гайдаров.
4.
Кинофильмы снятые в послереволюционное время.
• В августе того же 1917 г. второй по значению кинорежиссер
дореволюционной России (считавший себя первым) П. И. Чардынин, не
желая уступать Протазанову, выпустил свой фильм «Софья Перовская»,
который специалисты ставят вровень с фильмами Протазанова,
лучшими в то время.
• Тем же летом режиссер Б. Н. Светлов поставил фильм «Бабушка русской
революции», повествующий о Екатерине Константиновне БрешкоБрешевской — деятель русского революционного
движения, народница, одна из основателей и лидеров партии
социолистов-революционеров, а также её боевого крыла — Боевой
организации. Известна как «Бабушка русской революции».
• Наконец, 2 октября 1917 г. вышел на российский экран «Домик на
Волге» режиссера В. А. Старевича (основоположника отечественной
анимации) — фильм по одноименной повести Степняка-Кравчинского.
5.
Кинофильмы снятые впосле революционное
время.
• После Октябрьской революции еще в 20-е годы
замечательный кинорежиссер А. В. Ивановский
поставил два интересных фильма на революционнонародническую тему. Особенно значим первый из них
— «Дворец и крепость» (1924 г.) по сценарию историка
П. Е. Щеголева и писательницы О. Д. Форш — лучший, в
оценке специалистов, исторический фильм раннего
советского кино. Он стал первым советским фильмом,
проданным за границу, и с успехом демонстрировался в
Германии, Франции, скандинавских и прибалтийских
странах. Фильм давал кинопанораму народнического
движения от Герцена до Александра Ульянова. В нем
действовали Каракозов и Нечаев, Желябов и Перовская,
картинно представлено цареубийство 1 марта 1881 г.,
причем все подчинялось исторической достоверности.
6.
Кинематограф после развала СССР.• На кировском телевидении вятским кинорежиссером Мариной Дохматской снят документальнопублицистический сериал «Как устроена Россия»
По масштабу это действительно эпохальное произведение: фильм охватывает героев и события трех веков девятнадцатого, двадцатого и двадцать первого. В огромный временной пласт вписано множество событий,
картина очень плотно населена людьми разных возрастов, профессий и социальных слоев. Документальные
кадры чередуются с игровыми, причем куски из старых советских фильмов выбраны точно и вставлены к месту
– они служат фоном для документального повествования. Первый фильм – «Уроки» – перенасыщен
персонажами, которые говорят о разном, стягивая в тугой клубок множество сложных тем. Терроризм вчера и
сегодня, взаимоотношения личности и власти, проблемы демократии, воспитание и образование в
дореволюционной России и в современном обществе, становление мировоззрения подростка – уж слишком
много всего здесь понамешано.
Режиссер параллельно монтирует довольно подробно изложенную историю народовольца Степана
Халтурина и историю современного журналиста Сергея Бачинина, но смысл этих сопоставлений непонятен,
зритель тужится сделать, так сказать, самостоятельное умозаключение, но не может.
Мы видим, как с памятника Степану Халтурину снимается кисея – прием довольно избитый, говорящий о том,
что с образа народовольца стирается хрестоматийный глянец.
7.
Кинематограф 21 века8.
Итоги• Подводя итоги, я могу сказать что образ террориста-народовольца
сильно изменился за после революционное время. Если после
революции - это был образ на подобии святого, человека который
жертвует собой ради народа, то в наше время - это образ угрозы
человечеству, опасная личность которая ассоциируется скорее с
всепоглощающей тьмой нежили с ярким светом озаряющим путь в
яркое и светлое бедующее.