782.99K
Категория: ФилософияФилософия

Гносеология как учение о познании

1.

ГНОСЕОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ
О ПОЗНАНИИ

2.

Гносеология
— раздел философии, в котором
изучаются проблемы природы и
возможностей познания, отношения
знания к реальности, исследуются
всеобщие предпосылки познания,
выявляются условия его
достоверности и истинности.
НО! Употребляется еще в двух
значениях:
1) как учение о всеобщих
механизмах и закономерностях
познавательной деятельности как
таковой;
2) как философская дисциплина,
предметом исследования которой
является одна форма познания —
научное познание (эпистемология)

3.

Гностицизм и агностицизм – основные
подходы к проблеме познания.
Две основные точки зрения на процесс
познания:
Гностицизм
Агностицизм
(как правило, материалисты)
оптимистично смотрят на настоящее и
будущее познание. Мир познаваем, а
человек обладает потенциально
безграничными возможностями
познания.
(часто – идеалисты) неверие либо в
возможности человека познавать мир,
либо в познаваемость самого мира
или же допускают ограниченную
возможность познания. (Иммануил
Кант)
материалисты считают познание
процессом, в результате которого
материя через свою отражательную
способность – сознание – изучает
сама себя.
идеалисты считают познание
самостоятельной деятельностью
идеального разума;

4.

Познание
– процесс целенаправленного
активного отображения
действительности в сознании
человека.
В ходе познания выявляются
разнообразные грани бытия,
исследуется внешняя сторона
и сущность вещей, явлений
окружающего мира, а также
субъект познавательной
деятельности – человек –
исследует человека, то есть
самого себя.
Инструменты познания: книг,
рисунков, объектов
материальной культуры.

5.

Основные формы познания
Чувственное познание Рациональное познание
• Ощущение;
• Восприятие;
• Представление.
Воображение (научное). Фантазия
(научная).
• Понятие,
• Суждение,
• Умозаключение.
Иррациональные формы
познания (интуиция и т. д.).

6.

Виды познания:
Научное познание
Ненаучное познание
Признаки:
•объективность
• точность
•универсальность
•систематизированность
• доказательность
Признаки:
•субъективность
•неточность
•опора на индивидуальный опыт
•несистематизированность
Виды ненаучного познания:
1) Обыденное
2) Мифологическое
3) Религиозное
4) Философское
5) Игровое
6) Художественное

7.

8.

ИНТУИТИВНОЕ И МИСТИЧЕСКОЕ
ПОЗНАНИЕ
Особенности интуитивного познания
Особенности мистического познания
•Интуицией - способность человека к
мгновенному схватыванию истины;
это мыслительная способность
человека, позволяющая ему проникать
в сущность вещей. Интуиция может
посетить человека, как в активном, так
и в пассивном, спящем состоянии.
•Интуиция поддается
экспериментальному изучению. (Я. А.
Пономарев, Олтон, К.Факуоару.)
Мистическое познание (от греч.
«таинственный», «тайна») направлено
на познание Абсолютной реальности
то есть, иными словами, на познание
Истины.
Во все времена были, так называемые
«мистики» - те, кто оказывался
носителем особых знаний о
сокровенных тайнах бытия. Мистиками
были Христос и Будда, Магомет и Лаоцзы. Они же передавали свой опыт
остальным - создавали школы,
привлекали учеников.

9.

В начале ХХ века У.Джемс
определил четыре признака мистического опыта:
1. интуитивность (происходит активизация правого полушария
и затормаживание деятельности левого). Т.о. мистическое
познание неразрывно связано с познанием интуитивным;
2. бездеятельность физического тела. Однако при этом
происходит активизация всех тонких тел (вплоть до их
отделения от физического);
3. проникновение в иное пространство и время (тонкие тела
могут этого достичь, но физическое привязано к нашему
пространственно-временному континууму. Не случайно,
смерть воспринимается как освобождение души от
физического, плотного тела – «якоря»).
4. невыразимость мистического опыта обычными словами
(поэтому часто притчевая форма выражения мысли,
символизм). Апофатизм. Следствием является
противоречивость языка разных религий, что порождает
конфликт понятий, уводящий человека от сути проблемы.

10.

Теория истины
Истина — отражение объекта
познающим субъектом,
воспроизведение его таким, каким
он предположительно существует
сам по себе, как бы вне и
независимо от познающего
субъекта и его сознания. Истиной
может называться само знание
(содержание знания) или сама
познанная действительность.
Она отождествляется с самой
сущностью, является одним из
самых важнейших
мировоззренческих понятий,
находится в одном ряду с такими
ключевыми явлениями, как Добро,
Зло, Справедливость, Красота.

11.

Классический и неоклассический
подходы к теории истины
Классический подход
- корреспондентская концепция
(мысль и действительность
соответствуют друг другу, а
представление совпадает с
реальностью). Истина - это
соответствие знания объекту,
действительности.
- авторитарная(представляет собой
глубокие убеждения или
абсолютное доверие авторитету);
- теория истины в философии как
очевидности (истина является
ярким и четким представлением);
- теория истины в качестве опыта,
который имеет подтверждение.
Неоклассический
подход предусматривает такие
концепции:
- прагматическую теорию
(эффективность и полезность
знания);
- конвенциональную (истина
является следствием
соглашения); дефиниция
(строгое определение термина)
истины и её содержание носят
условно-договорный характер.
- когерентную теорию (истина
выступает в качестве
согласованных знаний).

12.

ВИДЫ ИСТИНЫ
Абсолютная – это
несомненное,
неизменное, раз и
навсегда установленное
знание.
Не может быть
опровергнуто.
Относительная – это
неполное,
ограниченное знание.
Мир бесконечно
изменчив,
возможности
познания зависят от
условий своего
времени и
определяется уровнем
развития духовной
культуры.

13.

Основные критерии истины
English     Русский Правила