9.09M
Категория: ИскусствоИскусство

Сальвадор Дали. Самопровозглашенный и самовлюбленный гений

1.

«Бежать впереди истории гораздо
интереснее, чем описывать её».
Сальвадор Дали
Подготовила Преподаватель ДХШ № 5 г. Лодейное Поле Крючкова Т.А.

2.

«Сюрреализм - это я!».
Сальвадор дали
самопровозглашенный
и самовлюбленный
гений,
стремившийся всегда
быть в центре
внимания, своим
экстравагантный
творчеством совершил
прорыв в сюрреализме.
Он оказал огромное
влияние на
современное искусство
таким знаковым
работам, как
«Постоянство памяти»,
«Искушение святого
Антония» и «Мадонна
Порт-Льигата».

3.

4.

11 мая 1904 года в семье состоятельного нотариуса-каталонца Сальвадора Дали-иКуси появляется на свет сын. Супружеская пара к тому времени уже пережила
потерю любимого первенца Сальвадора, который умер в двухлетнем возрасте от
воспаления мозга, поэтому было принято решение второму ребенку дать такое же
имя. В переводе с испанского оно означает «Спаситель».
Мать младенца Фелипе Доменеч сразу начала опекать и баловать сына, тогда как
отец оставался строг к своему отпрыску. Мальчик рос капризным и очень
своенравным ребенком. Узнав в 5 лет правду о своем старшем брате, он стал
тяготиться этим фактом, что еще больше повлияло на его неокрепшую психику.

5.

В 1908 году в семье Дали появилась дочь Ана Мария Дали, которая в
дальнейшем стала близкой подругой своего брата. Мальчик с раннего детства
увлекся рисованием, и это у него неплохо получалось. В подсобном помещении
Сальвадору соорудили мастерскую, где он часами уединялся для творчества.
Картина Дали «Сумеречный старик»
Несмотря на то, что в школе он
вел себя вызывающе и плохо
учился, отец отдал его на уроки
живописи к местному художнику
Рамону Пичоту. В 1918 году в
родном Фигерасе состоялась
первая выставка работ юноши.
На ней были представлены
пейзажи, на создание которых
Дали вдохновили живописные
окрестности города. До последних
лет Сальвадор останется
большим патриотом Каталонии.

6.

Уже в первых работах молодого
художника видно, что он с особой
старательностью осваивает техники
письма импрессионистов, кубистов и
пуантилистов. Под руководством
профессора художественных
искусств Нуньенса Дали создает
картины «Тетушка Анна за шитьем в
Кадакесе», «Сумеречный старик» и
другие. В это время молодой
художник увлекается европейским
авангардом, он читает труды Фрейда,
Ницше. Сальвадор пишет и
иллюстрирует небольшие рассказы
для местного журнала. В Фигерасе он
приобретает определенную
известность.

7.

Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: на 47
году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей
супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив
в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя
вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого
франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза
выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании
позволило молодому Дали завести нужные знакомства.
«Корзинка с хлебом»

8.

Портрет моего отца
(1925)

9.

Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль,
они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора.
Скандальное поведение и
отсутствие академического
художественного образования не
помешали Сальвадору Дали уже
спустя несколько лет получить
мировую известность. Его
работами этого периода стали:
«Порт-Альгер», «Молодая женщина,
увиденная со спины», «Женская
фигура у окна», «Автопортрет»,
«Портрет отца». А произведение
«Корзинка с хлебом» даже
попадает на международную
выставку в США. Основной
моделью, которая постоянно
позировала художнику для
создания женских образов в это
время, становится его родная
сестра Ана Мария.

10.

«Автопортрет с Рафаэлевской шеей»

11.

Скандальное поведение и
отсутствие академического
художественного образования
не помешали Сальвадору Дали
уже спустя несколько лет
получить мировую
известность. Его работами
этого периода стали: «ПортАльгер», «Молодая женщина,
увиденная со спины»,
«Женская фигура у окна»,
«Автопортрет», «Портрет отца».
А произведение «Корзинка с
хлебом» даже попадает на
международную выставку в
США. Основной моделью,
которая постоянно позировала
художнику для создания
женских образов в это время,
становится его родная сестра
Ана Мария.

12.

13.

1929 год принес перемены в личную жизнь Сальвадора Дали и его
родственников. Он встретил единственную любовь всей жизни - Елену Ивановну
Дьяконову, эмигрантку из России, которая на тот момент была женой поэта Поля
Элюара. Она называла себя Гала Элюар и была старше художника на 10 лет.

14.

После первой же встречи Дали и Гала никогда больше не расставались, а его отец
и сестра пришли от этого союза в ужас. Сальвадор-старший лишил своего сына
всех финансовых дотаций со своей стороны, а Ана Мария разорвала с ним
творческие отношения. Новоиспеченные любовники поселяются на песчаном
берегу в Кадакесе в небольшой лачуге без удобств, где Сальвадор начинает
создавать свои бессмертные творения.
Через три года они официально расписываются, а в 1958 году состоялось их
венчание. Долгое время пара жила счастливо, пока в начале 60-х годов не
начался разлад в их отношениях. Пожилая Гала жаждала плотских утех с
молоденькими мальчиками, а Дали стал находить утешение в кругу юных
фавориток. Для своей жены он покупает замок в Пуболе, куда может приезжать
только с согласия Галы.

15.

Около 8 лет его музой была британская модель Аманда Лир, с которой
Сальвадора связывали лишь платонические отношения, ему достаточно было
часами наблюдать за своей пассией и наслаждаться ее красотой. Карьера
Аманды разрушила их отношения, и Дали без сожаления расстался с ней.
Сальвадор Дали с
женой

16.

Аманда Лир.

17.

Лучшие картины
Первой знаменитой работой художника считается полотно «Постоянство памяти», на
котором изображены стекающие со стола жидкие часы на фоне песочного пляжа.
Сейчас картина находится в США в Музее современного искусства и считается
самой известной работой мастера. При содействии возлюбленной Галы начинают
проходить экспозиции Дали в различных городах Испании, а также в Лондоне и НьюЙорке.

18.

Гения замечает меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который по высокой цене
скупает его картины. На эти деньги возлюбленные приобретают себе приличный
дом рядом с городком Порт-Льигата, что находится на берегу моря.
В этом же году Сальвадор Дали делает еще один решительный шаг навстречу
будущему успеху: он присоединяется к обществу сюрреалистов. Но и здесь
эксцентричный каталонец не вписывается в рамки. Даже среди бунтарей и
возмутителей традиционного искусства, таких как Бретон, Арп, де Кирико, Эрнст,
Миро, Дали выглядит белой вороной. Он входит в конфликт со всеми участниками
движения и в итоге провозглашает свое кредо - «Сюрреализм - это я!».
Сон

19.

«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»

20.

После прихода Гитлера к власти в Германии у Дали начинаются недвусмысленные
фантазии по поводу политика, что находит свое выражение в художественном
творчестве, и это тоже возмущает его коллег. В итоге, накануне Второй мировой
войны Сальвадор Дали разрывает свои отношения с группой французских
художников и уезжает в Америку.
«Загадка
Вильгельма Телля»

21.

За это время он успел поучаствовать в создании сюрреалистического фильма
Луиса Бонюэля «Андалузский пес», который имел большой успех у публики, а
также приложил свою руку ко второй картине своего друга «Золотой век». Самой
знаменитой работой молодого автора этого периода стала «Загадка Вильгельма
Телля», в которой он изобразил советского лидера компартии с большой
обнаженной ягодичной мышцей.
Кадры из фильма "Андалузский пес»

22.

Среди нескольких десятков полотен этого времени, которые выставлялись на
персональных выставках в Великобритании, США, Испании и Париже, можно
выделить «Мягкую конструкцию с вареными бобами, или Предчувствие
гражданской войны». Картина появилась буквально перед началом гражданской
войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».
Скульптура Дали
«Телефон-омар»

23.

После посещения Италии в
1936 году Дали начал
буквально бредить
искусством итальянского
Возрождения. В его
творчестве появились
черты академизма, что
стало еще одним из
противоречий с
сюрреалистами. Он пишет
«Метаморфозы Нарцисса»,
«Портрет Фрейда», «Гала Сальвадор Дали», «Осенний
каннибализм», «Испания».

24.

Жираф в огне.
Дерево, масло
35Х27 см 1937 г.

25.

В письме поэту Андре Босману в
1959 году Рене Магритт
раскритиковал «Жирафа в огне» : «дали
переборщил. Получилась не очень
удачная – ибо проста и бесполезнагротескная карикатура на картину
(«Прекрасная пленница»), ……Уже не
первый раз Дали доказывает свою
принадлежность к этому убогому миру,
в котором принято посещать папу и
высоко ценить историко- религиозную
живопись».
Жираф в огне помещен на второй
план – его вытеснила безликая
женская фигура с выдвинутыми
ящиками, опирающаяся на костыли.
Зти тревожные фигуры высятся на
фоне насыщенного ярко-голубого
неба, а в низкой линии горизонта
угадываются очертания морского
побережья.

26.

La Belle captive (Прекрасная пленница),
Рене Магритт,

27.

Рене Магритт
«Открытие огня» 1935 г.

28.

«Сон Венеры»
Последней работой в стиле сюрреализма считается его «Сон Венеры», который
появился уже в Нью-Йорке. В США художник не только занимается живописью, он
создает рекламные плакаты, оформляет магазины, работает с Диснеем и Хичкоком,
помогая им с художественным оформлением фильмов. В это же время он пишет
свою знаменитую автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им
самим», которая моментально раскупается.

29.

В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает
холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность. Помимо
этого, после ядерного взрыва в Японии в творчестве гения появляются новые
мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что
проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома». Критики отнесли
эти полотна к стилю мистического символизма.
«Слоны»

30.

Атомная Леда

31.

С этого периода Дали
начинает писать также
полотна на религиозные
сюжеты, такие как «Мадонна
Порт-Льигата», «Тайная
вечеря», «Распятие или
гиперкубическое тело»,
некоторые из них даже
получили одобрение
Ватикана. В конце 50-х он по
предложению своего друга
бизнесмена Энрике Берната
разрабатывает логотип
знаменитого леденца на
палочке «Чупа-Чупса»,
которым стало изображение
ромашки. В обновленном
виде оно до сих пор
используется дизайнерами
производства.
“Мадонна Порт-Льигат”, 1950

32.

Если вы любите отгадывать загадки, то вам нужно попытаться понять мысли
Сальвадора Дали, когда он писал свои картины. Это сложно, но возможно.
Если вы смотрите на его полотна и полностью недоумеваете, это нормально,
потому что, чтобы их понять, нужно знать значение символов Дали. Его
картины нужно расшифровывать с помощью словарика далинианских
символов
Разберем его монументальную картину “Мадонна Порт-Льигат”. Может показаться,
что это Дева Мария с Христом. Забудьте! Это Гала и Сальвадор Дали. Здесь нет
Бога, нет Христа и Мадонны. Есть Великий Дали. Свою “божественную” природу,
свой имидж гения Дали подчеркивал много раз. Он создавал бренд своей
личности. Если Дали это Бог, то кем же будет его Гала Конечно, Мадонной, его
матерью, его девой, его жизнью, его вселенной. Как говорил Дали: “Я люблю Гала
больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег”. Его любимая
мама, которая прививала ему мысль о том, что он гений, видимо, еще до его
рождения. Дали говорил, что он обрел гениальность в утробе своей матери. Он
боготворил ее за это. Она была матерью Творца, а значит Бога. Смерть матери он
переживал крайне тяжело. И вот он встречает Гала, которая так же уверяет его в
том, что он гений и заботиться о нем так же, как Мама. Образ матери и Галы стал
единым для Сальвадора. Наконец, он смог принять смерть матери. Теперь у него
была Гала.

33.

Расколотая гробница
символизирует крах и
поверхностность всего
окружающего мира. Эта картина
вдохновлена классическим
изображением Мадонны с
младенцем «Мадонна со святыми
и герцогом Урбинским» Пьеро
делла Франчески. Именно
гробница, изображенная на
картине делла Франчески
разлетается, так же как и яйцо с
раковиной, висящие над
Мадонной. Разлетается вдребезги
все, остаются только Дали и Гала.
«Мадонна со святыми и герцогом
Урбинским» Пьеро делла Франчески
(1472—1474)..

34.

Художник приоткрывает тайну. Что же составляет “внутренность”
Мадонны. Конечно, это ее сын. Он расположен в окне в теле Мадонны,
т.е. внутри Галы. Что составляет жизнь Галы Конечно, Сальвадор. А что
внутри у него Хлеб. Дали чрезвычайно почитал хлеб. Хлеб — это сытая
жизнь. Младенец Дали боится нищеты, это составляет его нутро. Среди
художников у Дали было прозвище Avida Dollars, “алчный до долларов”.
Сарказм был в том, что это анаграмма его имени.
Первую версию этой картины Дали преподнес Папе Римскому в дар.
Сирьёоозноо По истине, Дали человек-сенсация. Конечно, все это
выглядело как прозрение заблудшей души, вернувшейся в лоно церкви.
На самом деле, Дали хотел просить разрешения на венчание с Галой,
муж которой был еще жив. Задумав написать религиозную картину, Дали
взял образец картину делла Франчески, но не удержался и вновь
написал себя и Галу. Некоторые почуяли подвох. Эдвард Джеймс
поддерживающий молодого, еще неизвестного Дали, написал ему
письмо о картине “Мадонна Порт-Льигат”:

35.

«…..И пусть твоя большая «Мадонна» технически
проработана и трудолюбиво выполнена, но она
настолько источает цинизм, а религиозное
расположение духа и набожное лицемерие,
скрывающееся за ее концепцией, настолько
фальшиво, что когда подходишь к этому холсту,
то уже за много метров от него положительно
воняет сугубой поверхностностью и ничем не
вдохновленными измышлениями.”

36.

“Мадонна Порт-Льигата”
(1949)- первая версия

37.

“Мадонна Порт-Льигата” (1950)
- вторая версия.

38.

Дали является автором логотипа «Чупа-Чупса»

39.

Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход.
Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод Коко Шанель и дружат с
ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными
усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени.
В обществе создается культ художника.
Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он
фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на
прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные
фото в популярных изданиях того времени.
Парадоксальная и
неподражаемая Коко
Шанель.

40.

Федерико Гарсия Лорка.

41.

Сальвадор Дали с муравьедом

42.

Закат творческой биографии
художника начался в 70-х годы в
связи с ухудшением его
состояния здоровья. Но попрежнему Дали продолжает
генерировать новые идеи. В эти
годы он обращается к
стереоскопической технике
письма и создает картины
«Полигидрас», «Рыбакподводник», «Оле, Оле,
Веласкес! Габор!». Испанский
гений начинает строить
большой дом-музей в Фигерасе,
который получил название
«Дворец Ветров». В нем
художник запланировал
разместить большую часть
своих картин.

43.

Дом-музей Дали «Дворец Ветров»

44.

В 70- е годы у Сальвадора начинается обострение его психической болезни. Он
крайне истощен галлюцинациями, а также страдает от избытка психотропных
медикаментов, которые ему прописывают врачи. Медики не без основания считали,
что Дали страдает шизофренией, которая получила осложнение в виде болезни
Паркинсона.
Могила
Сальвадора
Дали

45.

Постепенно старческое расстройство стало отнимать у Дали способность держать
кисть в руке и писать картины. Смерть любимой жены в 1982 году окончательно
скосила художника, и в течение некоторого времени он лежит в больнице с
воспалением легких. Через 7 лет сердце старого гения не выдерживает, и он
умирает от недостаточности миокарда 23 февраля 1989 года. Так закончилась
история любви художника Дали и его музы Галы.
В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает
множество премий и наград от правительства
Испании, его делают почетным профессором
академии искусств Парижа. В своем
завещании, которое было обнародовано
после смерти Дали, эксцентричный художник
указал, что все его состояние в 10 млн
долларов он передает Испании.

46.

Джордж Оруэлл: «Он болен, а его картины
омерзительны»

47.

Сюрреалистический словарь символов Сальвадора Дали
Ангелы — мистические существа, наполнявшие Дали душевным трепетом.
Наверное, поэтому зачастую он изображал их рядом со своей возлюбленной
Гала. Крылатые небожители символизировали для автора чистоту
и возвышенность. («Падший ангел», 1951)
Аппараты — антоним символов разлагающейся материи и предмет восхищения
художника как ярого приверженца науки. («Аппарат и рука», 1927)
Выдвижные ящики — символ подсознательного, скрытых желаний. (Скульптура
«Венера Милосская с ящиками», 1936)
Горящий жираф — образ грядущей войны, который стал появляться на полотнах
Дали накануне Второй мировой. («Сотворение чудовищ», 1937)
Груши — легко считываемое олицетворение страстно желанных женских форм.
Помимо этого имеет и иное, весьма неожиданное, значение — любовь Иисуса
к человечеству.

48.

Венера Милосская с ящиками
Сальвадор Дали
1936, 98 см

49.

Кипарис. Сидя за школьной скамьей, Дали частенько поглядывал в окно,
на растущие за ним кипарисы, пытаясь по падающему на их листья свету,
понять, сколько осталось до конца учебного дня. С тех пор эти деревья-свечи
стали для него символом измерения времени. («Окостенение кипариса
на рассвете», 1934)
Костыль — опора, предмет, который художник использует во многих картинах
для поддержки мягких структур. («Мягкий автопортрет с жаренным салом»,
1941)
Кузнечик — с детства художник панически боялся этих насекомых, потому
на его полотнах они символизируют страх. («Просвещенные удовольствия»,
1929)
Лев — символ мужской потенции. На всех картинах Дали царь зверей
изображен в позиции превосходства. («Приспосабливаемость желаний»,
1929)
Лобстер — символ девственной невинности. «Как лобстеры, молодые
девушки изысканны внутри. Как у лобстеров, их щит — произведение
архитектуры. Как лобстеры, они краснеют, когда кто-либо хочет сделать
их съедобными». («Кадриль лобстеров», 1969)

50.

Морской ёж. Излюбленный деликатес сюрреалиста символизирует с одной
стороны совершенство, с другой — контраст в восприятии: сначала люди
наталкиваются на колючки и лишь потом поглощают нежнейшее мясо. Похожей
смысловой нагрузкой Дали наделил и улитку, которая стала одним из ключевых
символов его творчества. (Обнаженный Дали, созерцающий пять
упорядоченных геометрических тел, превращающихся в корпускулы,
из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворенная лицом
Гала, 1954)
Муравьи — символизируют для Дали смерть и распад, но в то же время,
вожделение. Как-то раз художнику приснилась ладонь с отверстием посредине,
из которого появлялись насекомые. Этот образ он процитировал в киноленте
«Андалузский пес», созданной совместно с режиссером Луисом Бонюэлем. Их
плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь
особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида
искусства и показываем работы разных мастеров. )
Мухи — олицетворение паранойи и духовного разложения (Святой Нарцисс
и мухи, 2973)
Мягкие часы. В переводе на язык простых смертных — относительность
времени. Образ часов Дали как-то раз разглядел в поглощаемом им горячем
сыре. (Треугольный час, 1933)
Осел — отголосок психологической травмы, полученной Дали в детстве, когда
он увидел разлагающуюся тушу осла. («Мед слаще крови», 1941)

51.

Привидения в белых одеждах. Дали казалось, что эти существа скрывают
свои тела под саванами от стыдливости, поэтому он сделал их ее символами.
(«Призрак сексуальной привлекательности», 1934)
Разлагающиеся животные — нечто слезливое-сентиментальное и потому
чуждое Дали в искусстве. («Дохлый осел», 1928)
Рог носорога — безупречная красота. Испанца восхищала математическое
совершенство этой формы, которую он предлагал сделать единицей
измерения всех объектов. («Носорогообразная Фигура Илисса Фидия»,
1954)
Слоны — животные, символизирующие доминирование. Несмотря на это,
их тела всегда опираються на тонкие хрупкие ноги, что говорит о зыбкости
величия и власти. («Искушение святого Антония», 1946)
Усы — элемент стиля, ставший своеобразным брендом. «Я хотел превзойти
Ницше даже своими усами, — писал сюрреалист. Мои — не были
депрессивными и смятыми музыкой Вагнера. Нет! Они должны были быть
тонкими, империалистическими и взмывать в небо».
Хлеб — страх нищеты («Ретроспективный бюст женщины», 1933)

52.

Ретроспективный бюст
женщины Дали.

53.

Сальвадор Дали. «Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда,
пытающийся садомизировать краюшку португальского хлеба». 1932
Холст, масло. 16,8×32 см Частное собрание

54.

Лицо Мэй Уэст (сюрреалистическая комната) (1934-1935).

55.

56.

57.

58.

Функционирования
объекта
символически
сюрреалистической
обуви

59.

«Разница между
сюрреалистами и
мной заключается в
том, что сюрреалист —
это я»
«Я иду, а за мной
толпой бегут
скандалы»
Творческое наследие Сальвадора Дали огромно, оно будет удивлять и восхищать,
раздражать и волновать многие поколения людей, ведь он всегда следовал
принципу: Жизнь Дали — грешника и праведника, мистификатора и мятежника —
была долгой, но не вечной, однако произведения художника сделали его имя
бессмертным. Сейчас более всего многих волнует завещание гениального
мастера, судьба его многомиллионного состояния. Но мы не будем поддаваться
соблазну и искушению подсчитывать чужие капиталы, а вот задумаемся тому, что
Дали оставил нам и всему Человечеству.

60.

https://obiskusstve.com/1249942447897184358/skandalno-izvestnaya-madonnasalvadora-dali/
whitepageshistory.ru
http://www.publy.ru/post/11303
https://artchive.ru/publications/299~Kak_eto_ponjat_slovar_simvolov_Salvadora_
Dali
http://figgery.com.ua/rene-magritt-filosofskie-zagadki-i-syurrealizm-v-odnom-litse/
https://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/67622/
English     Русский Правила