Похожие презентации:
Теория самореферентных систем
1.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
2.
Выполнил: Б. И. Калинин ,студент 2-го курса
очной формы обучения ЮФ,
группа ЮБ 02/2005
Санкт – Петербург
2022
3.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯЛуман Никлас (1927–1998). Один из
наиболее
видных
современных
немецких
социологов
неофункционалистского направления,
внесший весомый вклад в научную
разработку теории и методологии
социальных систем и социологии
права, власти, государства. В отличие
от
Т.
Парсонса
рассматривает
социальные системы как более
динамичные
образования,
складывающиеся на основе выработки
согласия
между
субъектами
взаимодействия по поводу их действий
и
переживаний.
Развивал
коммуникационную теорию власти и
права.
3
4.
СИСТЕМА ПО Н. ЛУМАНУПод системой Н. Луман понимает
нечто, способное отличать себя от
внешней среды и воспроизводить эту
границу. Именно под такое определение
системы подпадает, по его мнению,
общество. Оно тем и отличается, что
постоянно производит различение себя
и внешней среды, дающее ему право
называться системой. Эта система
является самовоспро- изводящей и
одновременно самореферентной, т. Е.
способной описывать самое себя,
воспроизводя и само это описание.
4
5.
СИСТЕМА ПО Н. ЛУМАНУПри
таком
понимании
социальной
системы
ее
элементами оказываются не
люди и их действия, а их
коммуникации между собой.
Коммуникация – это не просто
передача
информации,
а
смысловой, са- мореферентный
процесс,
приводящий
к
определенному
конструированию социальной
системы
5
Хотя система и окружающий мир
разделены, утверждает Н. Луман,
они не могут существовать как две
стороны друг без друга. Если
система достаточно сложна (а
именно таково общество), она
оказывается в состоянии обратить
на себя самые различные системы и
всего
окружающего
мира,
и
осуществлять вследствие этого
наблюдение самой себя как системы
в окружающем мире
6.
ПОНЯТИЕ САМОРЕФЕРЕНТНОЙСИСТЕМЫ
Самореферентность, в понимании Н. Лумана, есть включение самого себя в
предмет рассмотрения. Следовательно, самореферентная система, хотя и
зависит от окружающего мира и не обходится без него, но детерминирована
отнюдь не им, поэтому может сама себя организовать и выстроить свой
собственный порядок, осуществив тем самым построение своих структур
собственными системными процессами.
Такое понимание самореферентной системы органически связано с трактовкой
Н. Луманом еще одного ключевого понятия в его социологической концепции –
аутопоейтической системы. Он утверждает, что ау- топоейтические системы
производят не только свои структуры, но и свои элементы, а также сети этих
элементов. Сами же элементы системы – это информация, это различия,
имеющие важное значение для развития и существования системы.
6
7.
СПЕЦИФИКА АУТОПОЕЙТИЧЕСКОЙСАМОРЕФЕРЕНТНОЙ СИСТЕМЫ
Специфика аутопоейтической системы состоит в том, что она делает выбор из
самостоятельно сконструированной области информации и тем самым
осуществляет процесс коммуникации между своими различными составными
частями.
Отсюда вытекает ключевая значимость коммуникации аутопоейтической
самореферентной системы. Такая значимость предопределяется тем, утверждает
Н. Луман, что коммуникация является изначально социальной операцией,
поскольку она:
1) Предполагает множество совместно действующих систем сознания (т. Е.
мыслящих
2) Не может быть свойственна ни одному отдельному сознанию;
3) Может быть произведена только в рекурсивной (т. Е. взаимно
возвращающейся) связи с другими коммуникациями, следовательно, в сети
коммуникаций.
7
8.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Luhmann N. Soziale Systeme: Grundriss einer allg. Theorie. Frankfurt a. M.:
Suhrkamp,1984. P. 384. Цит. По: Луман H. Социальные системы: Очерк общей
теории // Западнаятеоретическая социология 80-х годов. М.: ИНИОН, 1989.
2. Матушанская Юлия Григорьевна Социально философский анализ теории систем
Никласа Лумана // Вестник КГЭУ. 2012. №3 (14).
3.
Луман
Н.
Почему
необходима
«системная
теоретическойсоциологии. СПб.: Петрополис, 1994
8
теория»?
//
Проблемы