8.44M
Категория: ИскусствоИскусство

Иерони́м Босх

1.

Иерони́м Босх
Один из самых загадочных
живописцев в истории
западного искусства
Подготовила студентка
филологического факультета группы
РФ-21
Валужина Екатерина

2.

Биография
На данный момент точные сведения о рождении Хиеронимуса Босха были затеряны в
потоке времени. Ерун Антонисон ван Акен, именно так его звали при рождении,
появился на свет в начале 1450-х в голландском городе Хертогенбос.

3.

Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города
Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом. Дед
Ян ван Акен был первым из известных нам членов семьи,
связанных с живописью. Четверо из его пяти сыновей были
живописцами. Одним из этих сыновей был Антоний ван
Акен - отец Босха.
Именно в семейной мастерской Босх получил свои первые
уроки живописного мастерства. Видимо, учителем
Иеронима был не только его отец, но и приезжавший в
городи и подолгу живший в нём голландский художник Д.
Боутс.
Справа представлена одна из первых сохранившихся
картин Хиеронимуса «Поколение волхвов»

4.

Первое упоминание
Босха в архивных
документах относится к
1474 году, где он
именуется
«Jheronimus»

5.

Творчество
Творчество
Босха
началось
с
росписей деталей различных алтарей,
капелл. Одной из первых выдающихся
работ Иеронима Босха была роспись
створок алтаря в соборе Святого
Иоанна. Надо заметить, что это работа
очень
понравилась
Филиппу
Красивому, который впоследствии стал
королем Кастилии.

6.

Картины Иеронима Босха до сих пор остаются загадкой для искусствоведов.
На его счет записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но
художник никогда не подписывал свои работы.
Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Однако к их полной
разгадке мы не приблизимся, потому что Босх говорил на нескольких языках:
на языке религиозной символики, на языке алхимиков, на языке голландских
пословиц и даже на языке астрологии.
Картины этого художника сложны для понимания, однако благодаря этому
интерес к ним до сих пор не иссякает. Рассмотрим всего несколько шедевров
Босха, которые пленят вас своей загадочностью.

7.

Сад земных наслаждений
1505—1510 гг.

8.

9.

“Сад земных наслаждений” — самая известная
работа Босха. Ее можно рассматривать часами,
но так ничего и не понять. К чему все эти
обнаженные люди, гигантские ягоды,
причудливые фонтаны, диковинные монстры?
Вот как трактуют искусствоведы эту картину: на
левой створке изображён Рай, Бог только что
сотворил Адама и Еву, но босховский рай не
такой уж и «райский». Здесь мы видим и Зло.
Кошка тащит в зубах мышь, а рядом птица
клюёт лягушку.
Почему? Животным дозволено совершать зло,
так как это способ их выживания, а вот для
человека это грех.

10.

На
средней
части
триптиха
множество обнаженных людей
ведут праздный образ жизни. Их
волнуют
лишь
земные
удовольствия, символами которых
являются гигантские ягоды и птицы.
В
Эрмитаже
хранится
копия
центральной части знаменитого
триптиха, что создана на 50 лет
позже последователем Босха. Позы и
жесты
те
же,
только
люди
выполнены в стиле маньеризма с
прекрасными торсами и томными
лицами.

11.

На правой створке мы видим Ад. Здесь изображены те, кто
при жизни увлекался праздной музыкой и обжорством, а
также картежники и пьяницы, гордецы и скупердяи.

12.

Корабль дураков
1495—1500 гг.

13.

Почему картина называется “Корабль
дураков”? Корабль - распространённая
метафора во времена Босха. Таким
образом говорили о церкви. Она должна
была “везти” своих прихожан через
мирскую суету к духовной чистоте.
Только с кораблём Босха что-то не так. Его
пассажиры горланят, пьют и предаются
пустому веселью. Причем так поступают и
монахи, и миряне, не замечающие, что их
корабль уже никуда не плывёт настолько
давно, что через днище успело прорасти
дерево.

14.

Корабль дураков” — это верхняя часть
правой створки триптиха. Нижняя
хранится в Художественной галерее
Йельского университета и называется
«Аллегория
чревоугодия
и
любострастия».
На ней мы видим берег.
Чревоугодие воплощено в образах
купальщиков, собравшихся вокруг
большой винной бочки, верхом на
которой сидит пузатый крестьянин.

15.

Искушение святого
Антония
1505—1506 гг.

16.

17.

Искушение святого Антония - ещё один фантастический
триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ можно
разобрать четыре сюжета из жизни отшельника.
Сначала святого в небе терзают бесы, которых послал
Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными
искушениями.
Измученного святого бесы бросили на землю. Мы
видим, как его обессиленного ведут под руки.

18.

На
центральной
части святой уже
стоит на коленях
среди загадочных
персонажей.
Это
алхимики
пытаются
соблазнить
его
эликсиром вечной
жизни. Спойлер: у
них
ничего
не
вышло.

19.

Босх любил изображать святого Антония. В
2016 году ещё одна картина с этим святым
была признана работой Босха.
Да, маленькие монстры действительно
похожи на босховских. В них нет ничего
страшного, но и метафоричности хоть
отбавляй. Воронка на ножках, нос в виде
черпака и ходячая рыба также вполне
соответствуют настроению картин Босха.

20.

Живописец скончался 9 августа 1516 года,
отпевание совершалось в соборе Святого
Иоанна.
Полгода спустя после смерти Босха его
жена раздала наследникам то немногое,
что осталось после художника.
В родном городе Босха Хертогенбосе в
память о художнике поставили памятник.
English     Русский Правила