32.90M
Категория: ИскусствоИскусство

Живопись Венеции

1.

2.

«Веселящуюся Венецию особенно легко представить себе по полотнам Каналетто,
художника ХVII столетия

3.

(около 1430-1516)
Художник развивает и совершенствует
накопленные его предшественниками
достижения . Он поднимает венецианское
искусство Возрождения в целом на более
высокую ступень. Художнику свойственно
удивительное чувство монументальной
значительности формы, ее внутренней
образно-эмоциональной содержательности. В
его картинах зарождается связь настроения,
создаваемого пейзажем, с душевным
состоянием героев композиции, что является
одним из замечательных завоеваний живописи
нового времени вообще. Вместе с тем в
искусстве Джованни Беллини - и это самое
важное - с необычайной силой раскрывается
значительность нравственного мира
человеческой личности.

4.

Джованни Беллини. Мадонна с греческой надписью.
1470-е гг. Милан, галерея Брера

5.

«Мадонне с греческой надписью» Это отдаленно
напоминающее икону изображение скорбно-задумчивой
Марии, нежно обнявшей печального младенца, говорит также
и еще об одной традиции, от которой отталкивается мастер, традиции византийской и, шире, всей европейской
средневековой живописи Однако отвлеченная
одухотворенность линейных ритмов и цветных аккордов
иконы здесь решительно преодолена Сдержанно-строгие в
своей выразительности цветовые соотношения жизненно
конкретны. Краски правдивы, крепкая лепка объемно
моделированной формы весьма реальна. Утонченно ясная
печаль ритмов силуэта неотделима от сдержанной жизненной
выразительности движения самих фигур, от живого
человеческого, а не отвлеченно-спиритуалистического
выражения печально-скорбного и задумчивого лица Марии, от
грустной нежности широко раскрытых глаз младенца.
Поэтически одухотворенное, глубоко человеческое, а не
мистически преображенное чувство выражено в этой такой
простой и скромной на вид композиции.

6.

7.

Преображение. 1480-е гг. Неаполь, Музей Каподимонте

8.

В
"Преображении"
Музея
Коррер
жестко
прорисованные
фигуры
Христа
и
пророков
расположены на небольшой скале, напоминающей
одновременно и большой постамент к монументу и
иконную "лещатку". Несколько угловатые в своих
движениях фигуры, в которых не достигнуто еще
единство жизненной характерности и поэтической
приподнятости
жеста,
отличаются
стереоскопичностью. Светлые и холодно-ясные,
почти кричащие краски объемно моделированных
фигур окружены холодно-прозрачной атмосферой.
Сами фигуры, несмотря на смелое применение
цветных теней, все же отличаются однотонной
равномерностью
освещения
и
известной
статичностью.

9.

(1477-1510)

10.

11.

«Мадонна Кастельфранко» передаёт
сущность
эстетического
идеала
художника. В центре его постоянного
внимания – прекрасный человек,
находящийся в полной гармонии с
природой. В картинах Джорджоне
всегда есть сдержанный лиризм и
особое человеческое обаяние
Джорджоне. Мадонна Кастельфранко. Около 1504 г. Кастельфранко, собор

12.

Джорджоне. Мадонна Кастельфранко. Около 1504 г. Кастельфранко, собор

13.

На фоне спокойного предзакатного пейзажа под сенью дуба
стоит, задумчиво облокотясь на балюстраду, стройная
Юдифь. Плавная нежность ее фигуры по контрасту
оттеняется массивом ствола могучего дерева. Одежды мягкоалого цвета пронизаны беспокойно-ломаным ритмом складок,
как бы далеким отзвуком пронесшегося вихря. В руке она
держит опертый острием о землю большой обоюдоострый
меч, холодный блеск и прямизна которого контрастно
подчеркивают гибкость полуобнаженной ноги, попирающей
голову Олоферна. По лицу Юдифи скользит неуловимая
полуулыбка. Эта композиция, казалось бы, передает все
очарование образа юной женщины, холодно прекрасной,
которой вторит, как своеобразный музыкальный
аккомпанемент, мягкая ясность окружающей мирной природы.
Вместе с тем холодное режущее лезвие меча, неожиданная
жестокость мотива - нежной нагой ступни, попирающей
мертвую голову Олоферна, - вносят ощущение смутной
тревоги и беспокойства в эту, казалось бы, гармоническую,
почти идиллическую по настроению картину.

14.

Джорджоне. Юдифь. До 1504 г. Ленинград, Эрмитаж

15.

16.

Погруженная в тихую дрему, нагая Венера изображена Джорджоне
на фоне сельского пейзажа, спокойный пологий ритм холмов
которого так гармонирует с ее образом. Атмосфера облачного дня
смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую
выразительность форм. Как и иные творения Высокого
Возрождения, джорджоневская Венера в своей совершенной
красоте замкнута и как бы "отчуждена", а вместе с тем и
"взаимоотнесена" и к зрителю и к созвучной ее красоте музыке
окружающей ее природы. Не случайно она погружена в ясные
грезы тихого сна. Закинутая за голову правая рука создает единую
ритмическую кривую, охватывающую тело и замыкающую все
формы в единый плавный контур.
Безмятежно светлый лоб, спокойно изогнутые брови, мягко
опущенные веки и прекрасный строгий рот создают образ
непередаваемой словами прозрачной чистоты.
Все полно той кристальной прозрачности, которая достижима
только тогда, когда ясный, незамутненный дух живет в
совершенном теле.

17.

«Три философа»

18.

(1487-1576)

19.

Даная (1546)

20.

В раннем периоде Тициан работал вместе с Джорджоне, и его произведения
этого периода перекликаются с произведениями Джорджоне, например, "Любовь
земная и небесная", "Флора" - они безмятежные по настроению, знойные и
глубокие по краскам.
Но Тициан по сравнению с Джорджоне менее лиричен и утончен, его женские
образы более земные, но по-своему не менее обаятельны. От них исходит
успокоительное веяние душевной свежести и здоровья. Спокойные,
золотоволосые, пышнотелые женщины Тициана - то обнаженные, то в богатых
нарядах - это как бы сама невозмутимая природа, сияющая "вечной красотой", не
добрая и не злая, не умная и не глупая и в своей откровеннной чувственности
абсолютно целомудренная.
Работая в различных жанрах,Тициан непрерывно совершенствовал свою
живописную "технику" и достиг в ней такого совершенства, такой свободы и
смелости, которая поражала тогда и поражает сейчас.
Тициан прожил 99 лет, причем самым плодотворным и самым значительным
оказался поздний период его жизни. В конце его жизни страну постигает
бедствие: ее опустошает эпидемия чумы, от чумы и умер ТицианВ картине
изображен миф о том, как к царевне Данае явился возлюбленный Зевс в виде
золотого дождя.

21.

22.

У родника, сделанного в виде античного мраморного саркофага, из которого льется струя
прозрачной воды, сидят две прекрасные, похожие друг на друга женщины: обнаженная
богиня любви Венера и нарядно одетая золотоволосая земная женщина, олицетворяющая
земную любовь. Меж ними, склонившись к воде, маленький Амур вылавливает лепестки
роз. Пейзаж в картине полон безмятежного покоя.Эта картина звучит как гимн красоте и
любви и проникнута наслаждением жизни
Любовь земная и любовь небесная (1516)

23.

Венера перед зеркалом (1555)

24.

Одна из самых великолепных картин, написанных уже
старым Тицианом. Здесь художник показывает античную
богиню Венеру как живую, земную женщину, которая
любуется собой перед зеркалом. Амуры помогают ей:
один держит зеркало, а другой подает венок из
драгоценных камней. С невиданным правдоподобием
художник передал теплоту и мягкость кожи, легкость
золотистых волос, переливчатость шелка, пушистость
бархата, мерцание драгоценностей - все кажется живым и
реальным.

25.

26.

Портрет Павла III с внучатыми племянниками (1546)

27.

Перед нами произведение шекспировского склада:
портрет папы Павла III, главного покровителя
инквизиции, властного, хитрого и деятельного; с ним его внучатые племянники - Алессандро и Оттавио
Фарнэзе.
Страшный по своему непреклонному реализму
портрет. Недоверие и тайная вражда связывает всех
троих. Хищный и дряхлый старец в папской мантии
напоминает загнанную в угол крысу, которая готова
метнуться куда-нибудь в сторону, но пути отрезаны.
Что-то шепчет папе фальшиво-подобострастный
Оттавио. Ему противопоставлен умный, внешне
спокойный Алессандро.
В картине чувствуется атмосфера назревающего
предательства, коварства, интриг. И позже эти
раболепные вассалы действительно предали своего
господина и дядю, Тициан предугадал то, что должно
было свершиться в действительности.

28.

Портрет Карла V с собакой (1533)

29.

Карл V - один из выдающихся правителей своей эпохи, король
Испании из династии Габсбургов. Разносторонне образованный,
знал несколько языков. Вел многочисленные войны, в результате
которых присоединил большое количество стран. Жителей своей
страны держал "в черном теле", поскольку страну свою он
рассматривал как сундук с деньгами. Вспыхивали бунты, однако он
их жестоко подавлял Истощенный непрерывными войнами и
стоящий на грани нервного срыва, Карл V в 1556 году отрекся от
престола и удалился в монастырь. С эксцентричной выдумкой он
провел в 1558 году своеобразную генеральную репетицию своих
похорон. Завернутый в саван и окруженный держащими свечи
монахинями, император лежал на катафалке и в таком состоянии
участвовал в литургии. А вскоре, 21 сентября правитель мира умер.

30.

Венера Урбинская (1538)

31.

Вакх и Ариадна

32.

Эта работа выполнена Тицианом для украшения феррарского дворца д
Эсте.
Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем
Ариадны. Увидев прекрасную девушку, Вакх спускается со своей
колесницы, запряженной леопардами, чтобы поднять ее к себе. Ариадна в
испуге отворачивается от бога вина. Силуэт Ариадны выделяется на фоне
моря и неба. К ней в стремительном движении устремляется Вакх,
прекрасное тело которого укрыто единственной одеждой в виде
развевающегося яркого розового плаща. За Вакхом - шествие его
спутников: это и танцующие нимфы с тамбуринами, и девушки, несущие
сосуды для вина, и сатиры. Все они образуют единую праздничную толпу,
упивающуюся радостями жизни.
Прекрасен окружающий сцену пейзаж. Высоко над танцующими нимфами
и фавнами деревья раскинули свои разноцветные кроны. У самого
горизонта можно рассмотреть почти растворившийся в дымке мифический
город. Тонкие белые облака словно прорезают небо.
Работа удивительно декоративна. Но все-таки главное в ней - это
безмолвный диалог между Ариадной, всем своим существом стремящейся
к морю, где еще может быть виден парус уплывающего корабля Тесея, и
Вакхом, как бы говорящим ей этим, что Тесей принадлежит прошлому, а
все ее будущее связано с ним.

33.

Саломея (ок. 1515)

34.

Согласно библейской легенде, Саломея - иудейская царевна, дочь
Иродиады и падчерица царя Ирода. Царь Ирод заключил пророка
Иоанна Крестителя в темницу за то, что тот обличал Ирода,
отнявшего у своего брата жену Иродиаду и грубо тем самым
нарушившего иудейские обычаи. Но казнить пророка Ирод не
решался, поскольку тот был очень популярен в народе. Однажды на
пиру по случаю дня рождения Ирода падчерица Саломея настолько
угодила отчиму своим танцем, что тот пообещал выполнить любую
ее просьбу, вплоть до подарка в виде полцарства. Саломея
посоветовалась со своей матерью, и Иродиада, которая люто
ненавидела Иоанна Крестителя за то, что он жестко осуждал ее за
прилюбодейство, велела попросить у Ирода голову пророка.
Повинуясь повелению, Саломея попросила у Ирода голову Иоанну
Крестителя. Ирод в ужасе от просьбы падчерицы, но выполняет это
желание девушки.

35.

Динарий кесаря (ок.1516)

36.

Однажды, пытаясь подловить Христа в слове, религиозные учителя
израильтян Его спросили, можно ли давать подать кесарю или нет?
Христос попросил римский динарий, монету, которой и платили
подать императору. На римской серебряной монете, которую ему
дали, был изображен римский император в лавровом венке и
надпись"Тиберий кесарь, Август..." По тогдашним представлениям
тот, кто был изображен на монете, являлся ее владельцем. Кесарю и
надо было отдавать то, что ему принадлежит. Вопрос о подати
императору, по мнению иудеев, был трудным, решался простым
взглядом на римский динарий. Поэтому Христос. глядя на динарий,
спросил: "Чье это изображение и надпись?" - "Кесарево", - ответили
Ему. Иисус ответил своими знаменитыми словами:"Отдавайте
кесарю кесарево, а Божие Богу",

37.

Святой Сенбастьян (ок.1570)

38.

Самое позднее произведение Тициана. В нем он выразил свои
страдания и тоску в связи с постигшими его страну бедами:
инквизиция, эпидемия чумы. Куда делась прежняя безмятежность в
его предыдущих картинах! Герой этого полотна стоек и мужествен
до конца, но его окутывает и затопляет мрак. Глаза полны глубокой
тоски. Какое-то грозовое марево плывет, клубится, вспыхивает
красными проблесками и сгущается в темную тучу. Здесь нет места
цветущему, спокойному царству красок. Здесь краски почти
однотонны. Возможно здесь сказался возраст художника, ему почти
100 лет, зрение уже далеко не то, однако, эта гамма как нельзя
лучше передает состояние героя.

39.

Кающаяся Мария Магдалина (1565)

40.

Можно без конца стоять в Эрмитаже перед "Кающейся Марией
Магдалиной" и наслаждаться такой жизненностью, такой
естественностью, в которой, кажется, не хватает только ее дыхания.
Следы слез на цветущем лице, припухшая верхняя губа и
покрасневшая кожа над ней, то, как струятся по плечам и груди
густые волны волос металлического отлива, - все дает зрителю
такую полноту чувственного погружения, на какую только способна
живопись. В "Кающейся Магдалине" чувствуется душевная скорбь
Тициана: никогда раньше его кисть не решилась бы написать
молодое прекрасное женское лицовоспаленным от слез, и
пейзажный фон у него никогда не был таким тревожным.

41.

(1518-1594)

42.

Благовещение (1581)

43.

Купание Сусанны (1555)

44.

Картина написана на сюжет из библейской легенды о Сусанне и
лживых старцах. В Вавилоне у богатого жителя Иоакима была очень
красивая молодая жена Сусанна. К Иоакиму часто приходили
зажиточные горожане, чтобы побеседовать, спросить совета.
Однажды, когда мужа не было дома, к нему пришли двое судей из
числа старейшин и случайно увидели Сусанну, и воспламенились к
ней страстью. Сусанна, не зная, что во дворе гости, решила
искупаться, а судьи спрятались за деревьями и стали похотливо
наблюдать. А потом стали домогаться ее любви. Когда же Сусанна в
гневе отказала. они закричали на всю улицу, что застали ее с
юношей, изменяющей мужу. Сбежался народ и Сусанну обвинили а
измене. Ее схватили и повели на расправу. В это время к толпе
подошел пророк Даниил, он спросил, в чем дело. Ему рассказали,
но Даниил решил проверить показания похотливых старцев. Он
предложил всем вернуться в дом Иоакима и спросил, под каким
деревом Сусанна предавалась любви. Один старец сказал, что под
мастиковым, а другой - под зеленым дубом. Так Даниил уличил их
во лжи, а Сусанне вернул честное имя.

45.

46.

Св.Марк освобождает раба (1548)

47.

Эту картину Тинторетто написал, когда ему было около 30 лет.
Именно с нее началось признание художника. Полотно было
заказано Братством Св.Марка для Скуола ди Сан-Марко - одной из
самых крупных венецианских благотворительных организаций того
времени. Сюжет картины взят из жизни св.Марка, который считался
небесным покровителем Венеции. Сюжет состоит в следующем:
некий раб-христианин ушел без согласия своего господина в
Александрию, чтобы поклониться там мощам св.Марка. Когда раб
возвратился домой, разгневанный господин приказал казнить его,
сначала перебив рабу ноги и выколов глаза. Но небесный
покровитель не оставил своего почитателя - он явился в момент
казни и спас раба от неминуемой гибели. Художник показал раба,
лежащего на земле, а с небес чудесным образом устремился вниз
св.Марк и мученик оказался свободным от веревок.. И молот,
которым палач должен был перебить рабу ноги, оказался расколот
на куски. Палачи и множество зевак в ужасе отпрянули,
пораженные увиденным, когда светящаяся фигура св.Марка
ринулась вниз. Полотно привлекает динамизмом, живостью

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

Распространенный сюжет , однако, у Тинторетто новое его
решение. Здесь действие происходит не в богатом доме, а скорее,
в народной таверне, полутемной, с низкими потолками и простым
длинным столом. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в
глубину помещения. На первом плане слуги достают из корзин
припасы, любопытная кошечка заглядывает в корзину, - с
истинной венецианской любовью художник изображает бытовые
предметы. Но слуги не видят, что при словах Христа целые сонмы
бесплотных прозрачных ангелов появляются под потолком.
Возникает
причудливое
освещение:
призрачное
свечение
ангелов, колеблющийся свет в светильнике, свет ареолов вокруг
апостолов и Христа.
Эмоциональным центром картины является в глубине холста
Христос, его прекрасная голова высвечена нимбом. Как кротко и
задумчиво его лицо, как добра его рука на плече припавшего к
нему Иоанна! Выразительны фигуры апостолов.
Яркие
вспышки
в
полумраке,
светотеневые
контрасты,
клубящийся и расходящийся клубами свет, игра теней, усиливает впечатление движения, смятенности.

59.

Творчество Тинторетто завершает развитие художественной
культуры Возрождения в Италии
Художественная культура итальянского Возрождения оказала
мощное воздействие на дальнейшее развитие европейской
культуры в целом. В последующие два века на смену Возрождению
приходят барокко и академизм
English     Русский Правила