Похожие презентации:
Лагерная проза
1.
Лагерная проза2. Судьба человека в тоталитарном государстве
3.
4. Расстреляны во время репрессий
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29. Варлам Шаламов 1907 -1982
Всем, кто клеймен был статьею полсотнивосьмою,
кто и во сне окружен был собаками, лютым
конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречен на тюремную робу до гроба,
кто был судьбой обручен кандалами, колючкой,
цепями
им наши слезы и скорбь, наша вечная память!
(Т.Руслов)
30. Варлам Шаламов
«Жизнь поэтаШаламова,
Судьба поэта
Шаламова –
Одна огромная рана
На груди у всех,
Кто талантлив»
А. Суршков
31.
17 лет провел Шаламов в колымскихлагерях. В 1937 году последовал первый
арест по 58 статье.
Пять лет Колымских лагерей растянулись
на пятнадцать, так как в 1943 году
добавили ещё 10 лет за антисоветскую
агитацию: он назвал Бунина русским
классиком.
Но он выжил, чтобы рассказать.
Настоящую правду принёс Шаламов в
своих коротких рассказах.
32.
«У отца я училсякрепости душевной».
Отец писателя
Тихон Николаевич Шаламов.
(1868–1933 гг.)
33.
«Ей обязан я стихами».Мать писателя
Надежда Александровна
Шаламова.
(1870–1934 гг.)
34.
Варлам Шаламов В. Шаламов выпускникВологда
Вологодской единой
1908 г.
трудовой школы № 6
1923 г.
Москва
1932 г.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Я забыл погоду детства,Теплый ветер, мягкий снег.
На земле, пожалуй, средства
Возвратить мне детства нет.
И осталось так немного
В бедной памяти моей –
Васильковые дороги
В красном солнце детских дней,
Запах ягоды–кислицы,
Можжевеловых кустов
И душистых, как больница
Подсыхающих цветов.
Это все ношу с собою
И в любой люблю стране.
Этим сердце успокою,
Если горько будет мне.
48.
И — пусть на свете не жилец –Я — челобитчик и истец
Невылазного горя.
Я — там, где боль,
Я — там, где стон,
В извечной тяжбе двух сторон,
В старинном этом споре.
«Атомная поэма»
49.
Лагерь — не противопоставление ада раю,а слепок нашей жизни, и ничем другим быть не
может.
«Вишера. Антироман»
Я — северянин. Я ценю тепло,
Я различаю — где добро, где зло.
Мне нужен мир, где всюду есть дома,
Где белым снегом вымыта зима.
Мне нужен клен с опавшею листвой
И крыша над моею головой.
Я — северянин, зимний человек,
Я каждый день ищу себе ночлег.
Вишерский лагерь
1930-1931 г.г.
Центральная больница
заключенных,
пос. Дебин (Левый берег)
1947 г.
50.
Документынашего
прошлого
уничтожены,
караульные
вышки
спилены, бараки сровнены с землей,
ржавая колючая проволока смотана
и увезена куда–то в другое место.
На
развалинах
«Серпантинки»
процвел иван-чай — цветок пожара,
забвения,
враг
архивов
и человеческой памяти.
Были ли мы?
Колыма, пос. Кюбюма,
ноябрь 1952 г.
Отвечаю: «были» — со всей выразительностью
протокола, ответственностью,
отчетливостью документа.
Документ о реабилитации В. Т. Шаламова
51. Колымская эпопея Шаламова
Колымские рассказыЛевый берег
Артист лопаты
Очерки преступного мира
Воскрешение лиственницы
Перчатка, или КР-2
Воспоминания о Колыме
Антироман
52.
Музей истории репрессий Пермь-3653. Колымские лагеря
54.
Колымские лагеря55.
Вишерские лагеря1930-1931 г.
56.
Лагерь. Его устройство, режим,социальная иерархия лагерной
жизни, её законы.
Каково назначение лагерей, по
мнению автора?
57.
«Лагерь был великой пробойнравственных сил человека,
обыкновенной человеческой
морали, и девяносто девять
процентов людей этой пробы не
выдерживали» («Инженер
Киселев»).
58.
Каким был состав заключённых?Какими методами в лагере
пытались уничтожить в
человеке всё человеческое?
59.
Что способствует духовной деградации?Голод и холод
Побои и издевательства
Огромность сроков
Непосильная работа
Разочарование
Отсутствие перспективы
Большие расстояния
Противостояние государственной
машины, системы
60.
“Лагерный опыт не может быть кому-то полезен,ибо в его основе нежизнь …”
“Собственная кровь, собственная судьба — вот
требование сегодняшней литературы…”
“Я летописец собственной души, не более…”
“Формула моей жизни — сопротивление злу!”
“Я мечтал стать Шекспиром, но лагерь всё
сломал…”
“Я — там, где боль, я — там, где стон…”
“На свете нет ничего более низкого, чем намерение
забыть эти преступления…”
61.
«Колымскиерассказы» —
зеркало, отражающее дно
лагерного мира. Жизнь на этом
дне состоит в ожидании смерти
от непосильного труда, голода,
невыносимого холода,
пожирающего душу страха.
62.
Что спасает человека в этойбесчеловеческой жизни?
Почему одни ломались, а другие
нет?
Как менялась психология людей
сломленных?
63.
Испокон веку продавший душу терялспособность сопротивляться. Менялась
точка отсчёта – если я продался, значит и
другие продажны, значит, человек по
природе своей продажен, значит, грош
цена всему человечеству, лучшей участи
никто не заслуживает – как говорится,
судит по себе, и одновременно исчезает
точка опоры. Человек становится рабом,
скотиной, слепым исполнителем. А
винтик ввинчивают, гвоздь вбивают
молотком, если согнётся – выкидывают.
64.
Что помогает тому, кто прошёлвсе круги лагерного ада,
подняться и победить в себе
растоптанного человека?
65.
Что помогает человеку выжить?Инерция?
Надежда на чудо?
Любовь к жизни, вера в себя?
Стремление выжить?
Труд?
Человеческое достоинство?
Участливость и доброта?
66.
Страшен, горек, безжалостен мир,представленный в книге Варлама
Шаламова, сложенной, как мозаичная
фреска, из камешков рассказов.
Промыв сотни человеческих судеб,
Шаламов бережно добывает из вечной
мерзлоты злобы, ненависти,
жестокости, равнодушия золотые
крупицы доброты, человечности,
любви.
67.
Писатель ценит, запоминает и заноситна страницы книги каждое
проявление доброты не только
потому, что они были необычайно
редки, но и потому, что они были
вызовом палачам. Доброта была —
бунтом.
68.
“Собственная кровь, собственная судьба —вот требование сегодняшней литературы…”
“Я летописец собственной души, не более…”
“Формула моей жизни — сопротивление
злу!”
“Я мечтал стать Шекспиром, но лагерь всё
сломал…”
“Я — там, где боль, я — там, где стон…”
“На свете нет ничего более низкого, чем
намерение забыть эти преступления…”
69.
70.
Домашнее заданиеСочинение-рецензия на один из рассказов
В.Т.Шаламова.
Сочинение-размышление «Не замирайте, друзья
мои, ни перед ложью, ни перед подлостью,
учитесь мужеству, будьте порядочными
людьми» (А.Галич) (На материале жизни и
творчества В.Шаламова).
Конспект статьи учебника
71.
72. Условия труда
“Летом воздух был слишком тяжёл для сердечников,зимой невыносим. В большие морозы люди прерывисто
дышали. Никто здесь не бегал бегом, разве только
самые молодые, и то не бегом, а как-то вприпрыжку.
Тучи комаров облепляли лицо – без сетки было нельзя
сделать шага. А на работе сетка, душила, мешала
дышать. Поднять же её было нельзя из-за комаров.
Работали тогда по шестнадцать часов, и нормы были
рассчитаны на шестнадцать часов. Если считать, что
подъём, завтрак, и развод на работу, и ходьба на место
её занимают полтора часа, то на сон после тяжёлой
физической работы на воздухе оставалось всего четыре
часа. Человек засыпал в ту самую минуту, когда
переставал двигаться, умудрялся спать на ходу или стоя.
Недостаток сна отнимал больше силы, чем голод”.
(“Татарский мулла, или чистый воздух”)
73. Условия существования
“Мы научились смирению, мы разучилисьудивляться. У нас не было гордости, себялюбия,
самолюбия, а ревность и страсть казались нам
марсианскими понятиями и притом пустяками. Мы
понимали, что смерть нисколько не хуже, чем
жизнь, и не боялись ни той, ни другой. Великое
равнодушие овладело нами”.
(“Сухим пайком”)
“От голода наша зависть была тупа и бессильна,
как каждое из наших чувств. У нас не было силы на
чувства, на то, чтобы искать работу полегче, чтобы
ходить, спрашивать, просить"...
(“Сгущённое молоко”)
74. «Надгробное слово»
Почемурассказ так называется?
Какое впечатление производит рассказ,
начинающийся словами: "Все умерли:"?
Все: это кто, почему, как?
О чем мечтают люди в рождественскую
ночь? Чья мечта поразила вас больше
всего, почему?
Что является сюжетом рассказа ?
Какова основная идея произведения?
75. «Заклинатель змей»
Почему же рассказ так называется? Когоможно считать заклинателем змей?
Почему Платонов согласился все-таки
рассказывать романы? Можно ли его
осуждать?
Согласие Платонова "тискать романы" это проявление силы или слабости?
Почему у Платонова развилась сердечная
болезнь?
Каково авторское отношение к такому
способу улучшить свое положение?
Как изображен Сенечка? Что он собой
олицетворяет?
76. "Последний бой майора Пугачева".
"Последний бой майора Пугачева".О чем повествует этот рассказ?
Почему в начале рассказа автор сравнивает аресты
1930-х и 1940-х годов? Чем отличались бывшие
фронтовики от других заключенных?
Расскажите о судьбе майора Пугачева. Какова судьба
его товарищей? Как повлиял на них опыт войны?
Как вели себя заключенные во время побега?
Почему в госпитале не было раненных заключенных?
Зачем лечили Солдатова?
Почему рассказ завершается гибелью Пугачева?
Какое чувство остается после прочтения рассказа? Как
проявляется авторское отношение к героям?
Почему Шаламов, утверждавший, что удачных побегов
на Колыме быть не может, прославил майора
Пугачева? В чем же подвиг майора Пугачева?
77.
“Мы все понимали, что выжить можно толькослучайно. И, странное дело, когда-то в молодости
моей у меня была поговорка при всех неудачах и
провалах: “Ну, с голоду не умрём”. Я был уверен,
всем телом уверен в этой фразе. И я в тридцать
лет оказался в положении человека, умирающего с
голоду по-настоящему, дерущегося из-за куска
хлеба буквально, – и всё это задолго до войны.
Человек счастлив своим умением забывать. Память
всегда готова помнить только хорошее. Хорошего
не было, не было его ни впереди, ни позади путей
каждого из нас. Мы были отравлены Севером
навсегда, и мы это понимали”.
(“Сухим пайком”)
78.
79.
Тайна"Колымских рассказов" в том, что
при всем отрицательном автор сумел
показать, что люди остаются людьми
даже в нечеловеческих условиях.
Есть способ бороться с этой системой:
не принимать ее правил, побеждать ее
силой искусства и гармонии.
Особенности "новой прозы" Шаламова:
документальность, лаконизм
повествования, наличие деталисимвола.
80. Фотографии последних лет
81.
17 января 1982 года ВарламШаламов скончался от
крупозного воспаления легких.
Гражданской панихиды в
Союзе писателей, который
отвернулся от Шаламова,
было решено не устраивать,
а отпеть его, как сына
священника, по православному
обряду в церкви.
Похоронили писателя на
Кунцевском кладбище,
недалеко от могилы Надежды
Мандельштам, в доме
которой он часто бывал в 60е годы. Пришедших
проститься было много.