Похожие презентации:
Диалектика. Тема 11
1. Диалектика
2.
3.
4.
Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае иДревней Греции. Ранние философские учения носили стихийноматериалистический и наивно-диалектический характер. Исторически
первой формой диалектики явилась античная диалектика.[5]
В восточной мудрости теоретическое мышление прошло тот же путь:
опора на парность категорий мышления, поиск единого основания у
различных, до прямой противоположности дозревших понятий и идей,
образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем
философских направлениях и школах. Хотя для европейца их
экзотическая форма не совсем привычна, но она — форма единства и
борьбы противоположностей в содержании мыслимого. Она настраивала
теоретическое мышление египтян, арабов, персов, индийцев, китайцев и
других восточных мыслителей на осознание всеобщих его форм, на их
содержательную классификацию, на поиск разумного основания их
взаимоопределяемости. И в центре большинства из них —
противоположность мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному
действию в мире преходящего. Путь достижения такой способности в
смыслочувственно-телесном достижении гармонии с собой и миром
преодолением противоположных моментов переживания и действия.
5. Диале́ктика — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим
Диале́ктика — метод аргументации в философии, атакже форма и способ рефлексивного теоретического
мышления, имеющего своим
предметом противоречие мыслимого содержания этого
мышления.Диалектический метод является одним из
центральных в европейской и индийской философских
традициях. Само слово «диалектика» происходит
из древнегреческой философии и стало популярным
благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более
участников диалога могли придерживаться различных
мнений, но желали найти истину путем обмена своими
мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa
противопоставляется метафизике— такому способу
мышления, который рассматривает вещи и явления как
неизменные и независимые друг от друга.
6. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);
искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений(Сократ);
метод расчленения и связывания понятий с целью постижения
сверхчувственной
(идеальной)
сущности
вещей
(Платон);
учение
о
совпадении
(единстве)
противоположностей
(Николай
Кузанский,
Джордано
Бруно);
способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к
цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях
(Кант);
всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития
бытия,
духа
и
истории
(Гегель);
учение и метод, выдвигаемые в качестве основы познания действительности
и
ее
революционного
преобразования
(Маркс,
Энгельс,
Ленин).
7.
•Диалектика не ограничивается ни терминологией Сократа, нитерминологией Гегеля и Маркса, поскольку она имеет длинную и
запутанную историю, уходящую вглубь веков. Как отмечал Фрейд
в работе «Антитетическое значение первобытных слов»,
антропологическое и филологическое изучение таких древних
языков, как египетский, показывает, что многие слова в
употреблении имели два диаметрально противоположных
значения. Складывается такое впечатление, что «диалектика
пришла в человеческое мышление» через осознание того факта,
что нечто одновременно и является, и не является чем-то.
Значения взаимосвязаны, и во многих случаях эта связь является
связью
противоположностей.
Вторым
истинным
подтверждением
значимости
диалектического
мышления(мышления
основанного
на
категориях диалектики) является школа диалектического
мышления, созданная в Древнем Китае Мо Ди (Mo Ti) (ок. 470 —
ок. 391 до н. э.). Этот философ был современником Сократа (ок.
470 — ок. 399 до н. э.) — замечательная параллель в истории
философии, поскольку ни о каких культурных контактах в то
время не могло быть и речи.
8.
9.
•В то время как восточная философияотнеслась к диалектике благосклонно, о чем
свидетельствует проникновение последней
в буддизм, ее судьба на Западе сложилась явно
неудачно. Диалектические махинации
становятся опорой софистских диспутов —
вовсе не неизбежное последствфие, от которого
предостерегал Сократ, предлагавший для
получения точного знания использовать вместо
этого доказательную (demonstrative) форму
мышления. Доказательное мышление исходит
из «первичных и истинных» предпосылок, т. е. из
таких предпосылок, которые не подлежат
исследованию через диалектическое
противопоставление.
10.
•Доказательное мышление укрепилось в западной философии, вкоторую оно проникло через английский эмпиризм. Современные
кибернетические или
информационные модели познания опираются исключительно на
доказательные концепции значения и рассуждения. Развитие
математики в новое время привело к тому, что математические
объяснения оттеснили диалектику на задний план. Математика
наживает капитал на сингулярности, линейности,
однонаправленности и непротиворечивости, предлагаемых
доказательным рассуждением. Но даже и в этих условиях
философы континентальной Европы, прежде всего в лице Гегеля
и особенно Канта, обеспечили условия для выживания
диалектических концепций разума. По Канту, человек способен
путем рассуждения прийти к противоположности некоторых
данностей, достигая тем самым трансцендентальной
способности и «рефлектирующего» интеллекта, которые
придают активности действующему организму. В известном
смысле, каждый конкретный человек «разрешает» противоречия
жизни путем подтверждения одного значения из множества
открывающихся перед ним возможных значений.
11.
12.
•Ричлак полагает, что современнаяпсихология должна воскресить диалектику,
если хочет создать действительно полную
картину человеческого опыта. Ригель в
значительной степени опирается на
диалектические концепции в своих
оригинальных теориях развития. Также
отмечается быстрый рост
числа эмпирических исследованийсоциальноисторических аналитических работ,
опирающихся на диалектические концепции.
Диалектические теории и полученные на их
основе данные заставляют психологов
задуматься а том, что составляет основу
человеческой природы.