Похожие презентации:
Художественная культура Японии
1. Художественная культура Японии
2. История японской культуры
Япония — странадревнейшей
культуры, истоки
которой восходят к
VIII тыс. до н. э.
3.
Культура Японии сложилась в результате историческогопроцесса, начавшегося с переселения предков японского народа
на
японский архипелаг с материка.
Современная японская культура испытала сильное влияние стран
Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки.
Одной из особенностей японской культуры является её долгое
развитие в период полной изоляции страны от всего остального
мира в период, длившийся до середины XIX века.
4.
На культуру и менталитетяпонцев большое влияние
оказало изолированное
территориальное
положение страны,
географические и
климатические
особенности, а также
особые природные
явления (землетрясения
и тайфуны), что
выразилось в
своеобразном отношении
японцев к природе как к
живому созданию.
5.
Японское искусство было сформировано не без участиякитайской и корейской культур. Огромное влияние на
него оказали буддизм и чисто японская религия
синтоизм, в основе которой лежат обожествление
природы и культ предков.
6. Принципы японского искусства
• саби – красота и естественность• ваби – скромная простота
• сибуй – красота простоты, минимальная обработка
материала
• югэн – недоговоренность
7. Периоды культуры Японии
• Дзёмон (10 тыс. лет до н. э. — 300 до н. э.) — первые образцыкерамики, украшения и женские фигурки догу.
• Яёй (300 до н. э. — 300 н. э.) — земледелие, поливное рисоводство,
изделия из бронзы и железа.
• Ямато (IV века н. э. — VI век н. э.) — культура курганов, скульптуры
ханива; заимствование образцов китайской культуры, создание
кодексов законов.
• Нара (710—794) — проникновение в страну конфуцианства,
даосизма и буддизма.
• Хэйан (794—1185) — начало использования слоговых азбук,
строительство святилища Ицукусима.
8.
• Камакура (1185—1333) — формирование самурайского сословия.• Муромати (1333—1568) — возникновение театра.
• Сэнгоку Дзидай (1467—1568) — проникновение в страну
христианства.
• Адзути-Момояма (1568—1600)
• Эдо (1600—1868) — установление диктатуры Токугава, подавление
христианства, зарождение театра кабуки.
• Мэйдзи (1868—1912) — конец периода самоизоляции, начало
капиталистического пути развития, зарождение японского
кинематографа.
• Тайсё (1912—1926)
• Сёва (1926—1989)
9. Японский язык и письменность
Японский язык всегда был важнойсоставляющей японской культуры.
Преобладающая часть населения страны
разговаривает на японском языке.
Японский язык характеризуется сложной
системой написания.
Словосочетание
«японский язык»
на японском языке
10.
11.
Самая древняя формаяпонского языка носит
название старояпонский
язык, она сложилась
путём заимствования
китайской письменности и
системы иероглифов.
В процессе дальнейшего
развития японского языка
были добавлены новые
способы письма — две
слоговые азбуки
«хирагана» и «катакана»,
что привело к
существенному развитию
японского литературного
языка.
12.
Японские имена записываются с помощью кандзи, состоят изфамилии и имени, фамилия указывается вначале.
13.
14. Иероглиф «Деньги» Иероглиф «Здравствуйте»
Японский язык считаетсяодним из самых сложных для
изучения.
Для транслитерации
японских иероглифов наиболее
распространёнными являются
система ромадзи (латинская
транслитерация) и система
Поливанова (запись японских
слов кириллицей).
Некоторые слова в русском
языке были заимствованы из
японского языка, например,
цунами, суши, караоке, самурай
и т. д.
Иероглиф «Деньги»
Иероглиф «Здравствуйте»
15.
В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носитназвание сёдо (яп. 書道 «путь письма»).
Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской
письменностью.
В старину в Японии признаком культурного человека считалось
владение искусством каллиграфии.
Существует несколько различных стилей написания иероглифов.
Совершенствованием стилей написания иероглифов занимались
буддийские монахи.
16. Литература
Долгое время японская литература испытывала влияние Китая,литературные произведения также создавались на китайском языке.
Первые письменные памятники - собрание японских мифов и
легенд «Кодзики» и историческая хроника «Нихон сёки», созданные в
VII-VIII веках.
В этот же период были созданы поэтические
антологии «Манъёсю» (万葉集) и «Кайфусо»
(懐風藻).
17.
Японская мистическая проза XVII—XIX вековСвод законов Тайхорё
«Повесть о Гэндзи» (Мурасаки Сикибу)
Сказание о Ёсицунэ
Трилогия культовых японских романов ужасов "Звонок",
"Спираль", "Рождение".
Широко известны и за пределами Японии виды поэтических форм
хайку (яп. 俳句), вака (яп. 和歌 «японская песня») и разновидность
последней танка (яп. 短歌 «короткая песня»).
18.
Японские трехстишия (хокку)В самостоятельный жанр эта
поэзия выделилась в XVI веке.
Поэт, пишущий хокку,
называется хайдзин (яп. 俳人).
Одним из самых известных
представителей жанра был
Мацуо Басё.
19. Живопись
Японская живопись (絵画) — один из наиболее древних иизысканных из японских видов искусств, характеризуется широким
разнообразием жанров и стилей.
Для японской живописи, как и для литературы, характерно
отведение ведущего места природе и изображение её в качестве
носительницы божественного начала.
20.
Начиная с X века, в японской живописи выделяют направлениеямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки,
которыми иллюстрировали литературные произведения.
21.
В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель).22.
23.
24.
25.
26.
27.
28. Национальная школа ксилографии
Замечательным завоеванием японского искусства былаксилография (гравюра на дереве), которая служила театральной
афишей, книжной иллюстрацией, поздравительной открыткой и
просто украшением быта.
29. Скульптура
Самым древним из видовискусств Японии является
скульптура.
Начиная с эпохи Дзёмон
изготавливались керамические
изделия, также известны
глиняные фигурки-идолы догу.
В эпоху Кофун на могилах
устанавливались ханива —
скульптуры из обожжёной
глины, поначалу простых
цилиндрических форм, а затем
более сложные — в виде людей,
животных или птиц.
30.
Традиционная японскаяскульптура - это чаще всего
статуи буддистских
религиозных
понятий (татхагата,
бодхисаттва и др.)
В качестве основного
материала для скульптур
использовалось дерево.
Статуи часто покрывали лаком,
покрывали позолотой или ярко
окрашивали. Также в качестве
материала для статуй
использовалась бронза или
другие металлы.
31. Декоративно-прикладное искусство
Взаимодействие прикладного искусства Японии с другими видамиискусств было необычайно тесным. Одни и те же мастера
изготовляли лаковые шкатулки и расписывали керамические
сосуды, ширмы и стены дворцов.
32.
Разновидностью декоративно-прикладного искусстваявляется нэцкэ (根付). Это миниатюрная скульптура,
представляющая собой небольшой резной брелок.
Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока
на традиционной японской одежде кимоно и косодэ,
которая была лишена карманов.
33. Театр
Театр - «маскированная»драма. Одним из ранних
видов театра стал
театр но (能) - XIV-XV вв.
34.
В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японскоготрадиционного театра - кабуки (歌舞伎). Актёры этого театра были
исключительно мужчины, их лица были сложным образом
загримированы.
35.
С конца XVII века стал процветать театр бунраку (文楽) - кукольныйяпонский театр.
36.
37.
38.
39. Музыка
Японская музыка (音楽) включает в себя множество жанров, начинаяот традиционных и свойственных только самой Японии.
Помимо традиционных инструментов и жанров, японская музыка
также известна необычными инструментами вроде «поющих
колодцев» и «поющих чаш».
«Поющий колодец»
«Поющая чаша»
40. Кинематограф
Первые японские киноленты начала XX века имели простыесюжеты. Кинематограф этого периода развивался под влиянием
театра, игра актеров была театральной, женские роли исполнялись
актёрами-мужчинами, использовались театральные костюмы и
декорации.
41.
Поначалу кинематограф считался низким искусством, бытовалопрезрительное отношение к людям, занимавшимся кино.
Признание и авторитет этот вид искусства получил лишь в конце
30-х годов прошлого века.
42.
В 50-е-60-е годы ХХ века японского кинематограф активноразвивается. Эти годы считаются «золотым веком» японского
кинематографа. Появляются жанры исторического, политического
кино, боевики и фантастика.
43.
44.
45. Японская анимация
Аниме (или японская анимация) имеет высокую популярность вовсём мире. Для аниме характерно разделение на жанры для
конкретной целевой группы. Критериями разделения служат пол,
возраст или психологический тип зрителя.
46. Архитектура
Японская архитектура первоначально испытала сильное влияниекитайской архитектуры. Потом японская архитектура разработала
собственные подходы, присущие лишь Японии.
В качестве примеров японской архитектуры можно назвать храмы,
синтоистские святилища и замки в Киото и Наре.
47.
В целом, для японской архитектуры характерно стремление кпростоте. Традиционные деревянные жилые дома простых
японцев максимально приспособлены к климату страны,
сохранились они только в сельской местности.
48.
VII век был отмечен бурным строительством буддийских храмов натерритории Японии. Своеобразием отличались японские замки,
служившие не только для защиты своих хозяев от врагов, но и
символом власти.
49.
Необходимость отстраиватьразрушенные здания после
Второй мировой войны дала
стимул для развития японской
архитектуры. При этом
отстроенные заново города
сильно отличались от
довоенных.
Некоторые современные
архитекторы широко
используют объединение
традиционных японских и
западных архитектурных
влияний.
50. Традиционный японский дом
51. Одежда
В Японии можно встретить дватипа одежды: традиционную
вафуку (和服) и более простую,
повседневную, по европейскому
образцу.
Кимоно (着物) переводится как
«одежда, наряд» — общий
термин для обозначения любой
одежды.
52. Национальная кухня
Основой японской кухни является рис. Помимо своего основногопредназначения как продукт питания рис также служил денежной
единицей, в старину рисом выплачивались налоги и жалование.
Вторым по значимости продуктом питания японцев
является рыба. Япония занимает четвёртое место в мире по
употреблению рыбы и морепродуктов на душу населения.
В современной японской кухне можно легко найти заимствования из
китайской, корейской и тайской кухни.
53.
Особое место в традиционнойяпонской кухне занимает
японская чайная церемония.
В последнее время японская
кухня довольно популярна за
пределами Японии, также
вследствие её низкой
калорийности она считается
полезной для здоровья.
54. Спорт
В Японии популярны бейсбол,футбол и другие игры с мячом.
Также популярны некоторые
виды боевых искусств (дзюдо,
кэндо и карате).
Борьба сумо не является
официальным спортом в
Японии, но считается
национальным видом спорта.
Кюдо - стрельба из лука.
Айкидо - «путь гармоничного
духа».
55. Религия
Из древних японских религиозных верований сформировалисьпредставления синто - основной религии Японии. Основу этого
течения составляет поклонение силам природы. Согласно
представлениям этой религии солнце, деревья, горы, камни и
природные явления являются ками (или микото) и наделены душой.
Им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах.
Храм Синто
56.
Древние японцы считали, что японские острова и люди, населявшиеих, были созданы ками, что нашло своё отражение в японской
мифологии.
С этими представлениями связан также культ императора.
Считалось, что императорская семья происходила от боговсоздателей японского архипелага.
57.
Позже из Индии в страну проникает буддизм, который оказалбольшое влияние на образование, литературу и искусство Японии.
58. Традиции, обычаи, этикет
Для японского общества характерно явно выраженное ощущениепринадлежности к определённой социальной группе (рабочий
коллектив, семья, студенческая группа), что также выражается
в особых отношениях внутри группы.
В Японии большое значение придаётся понятиям о «долге» и
«обязательстве», что является общей социальной нормой
поведения японцев.
В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем
сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает.
59. Послесловие…
Японское искусство оказывает влияние на Европу с ХII века, когдав Англии появилась мебель в японском стиле.
В ХIХ веке большие коллекции японской гравюры собрали писатель
Э.Золя, живописцы Э.Мане и Э.Дега.
В России первая выставка японского искусства состоялась в залах
Петербургской Академии художеств.