Похожие презентации:
Игровые технологии
1. Игровые технологии
1. Сущность игровых технологий2. Основные условия, направления и
функции реализации игровой
технологии
3. Методическое обеспечение
дидактической игры
2. 1. Сущность игровых технологий
Человек - игрушка Бога.Этому - то и надо следовать.
Надо жить играя.
Платон.
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет
то же значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре,
таким во многом он будет в работе. Поэтому
воспитание будущего деятеля происходит, прежде
всего, в игре...»
А.С. Макаренко
3. 1. Сущность игровых технологий
Разработкой теории игры, ее методологическихоснов, выяснением ее социальной природы,
значения
для
развития
обучаемого
в
отечественной педагогике занимались Л. С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Д.
Ушинский, Н.Я. Михайленко и др.
Педагогику игры, место игры в педагогическом
процессе, строение игровой деятельности
руководство
игрой
разрабатывали
Н.А.
Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев,
С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.
4. 1. Сущность игровых технологий
В зарубежной педагогике и психологии 3. Фрейд, Ж. Пиаже и Э. Берн, Р. Винклер, ГХ. Гадамер, Ж.-П. Сартр и др.Исследована и обоснована роль игры в
онтогенезе личности, в развитии основных
психических функций, в самоуправлении и
саморегулировании личности, в процессах
социализации — в усвоении и использовании
человеком общественного опыта.
5. 1. Сущность игровых технологий
В философии и культурологии игра - способ бытиячеловека, средство постижения окружающего мира,
изучаются аксиологические основания игры и
этнокультурная ценность игрового феномена.
В
педагогической
науке
феномен
игры
рассматривается как способ организации воспитания
и обучения, как компонент педагогической культуры,
изучаются формы и способы оптимизации игровой
деятельности современного поколения.
В психологии игра рассматривается как средство
активизации психических процессов, средство
диагностики, коррекции и адаптации к жизни,
исследуются социальные эмоции, сопровождающие
игровой феномен.
6. 1. Сущность игровых технологий
Ф. Шиллер рассматривал игру как один издейственных факторов формирования мировоззрения
человека.
Г. Спенсер особое внимание обращал на
упражняющую функцию игры.
Й. Хейзинга обратил внимание на значение игры как
источника культуры.
...Игра старше культуры, ибо культура предполагает
наличие человеческого общества, а животные вовсе
не ждали появления человека, чтобы он научил их
играть.
7. 1. Сущность игровых технологий
Главные структурные единицы игры (Д.Б. Эльконин):- роли, которые берут на себя играющие;
- сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из
жизни взрослых, воспроизводятся играющими;
- правила игры, которым играющие подчиняются.
Игра как деятельность включает: целеполагание, планирование,
реализация цели, анализ результатов.
Игра как процесс:
•роли, взятые на себя играющими;
•игровые действия как средство реализации этих ролей;
•замещение реальных предметов игровыми;
•реальные отношения между играющими;
•сюжет (содержание) – область действительности, условно
воспроизводимая в игре.
8. 1. Сущность игровых технологий
Черты, присущие большинству игр (С.А. Шмаков ):- свободная развивающая деятельность,
предпринимаемая по желанию самого человека, ради
удовольствия от самого процесса деятельности, а не
только от результата («процедурное удовольствие»);
- творческий, в значительной мере
импровизационный, активный характер этой
деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности,
соперничество, состязательность, конкуренция
(«эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих
содержание игры, логическую и временную
последовательность ее развития.
9. 1. Сущность игровых технологий
Ю.М. Лотман, С.Л. Рубинштейн, Д.Э. Эльконин и др.выделяют такое
главное свойство игры , как
амбивалентность, т.е. игра предполагает реализацию
одновременно реального и условного поведения, но при
этом отмечается, что воображаемы только условия, в
которые «человек играющий» себя мысленно ставит,
чувства, которые он в этих воображаемых условиях
испытывает, - это подлинные чувства.
Условность
игровых
отношений
мобилизует
и
активизирует возможности личности, способствует
реализации человеком своего творческого потенциала,
побуждает его искать новые, еще неосвоенные способы
решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая
предписываемые игровой ролью правила и нормы
поведения и отношений
10. 1. Сущность игровых технологий
По мнению Д.Н. Узнадзе игра является формойпсихогенного поведения, т.е. внутренне присущего,
имманентного личности.
Игру как пространство «внутренней социализации»
ребенка и средство усвоения социальных установок
представлял себе Л.С. Выготский.
А.Н. Леонтьев, характеризует игру как свободу
личности в воображении, «иллюзорная реализация
нереализуемых интересов».
В.С. Кукушин считает, что игра – это вид деятельности
в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение
общественного
опыта,
в
котором
складываются и совершенствуется самоуправление
поведением.
11. 1. Сущность игровых технологий
Классификация игр по Г.К. Селевко :По области деятельности: физические, интеллектуальные,
трудовые, социальные и психологические.
По характеру психологического процесса: - обучающие,
тренинговые, контролирующие, обобщающие; - познавательные,
воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные,
творческие;
коммуникативные,
диагностические,
профориентационные, психотехнические.
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые,
деловые, имитационные и игры-драматизации.
По предметной области: - математические, физические,
экологические; - музыкальные, театральные, литературные; - трудовые,
технические; - физкультурные, спортивные, военно-прикладные,
туристические, народные; - обществоведческие, управленческие,
экономические.
По игровой среде: - без предметов / с предметами; - настольные,
комнатные, уличные, на местности; - компьютерные, телевизионные,
ТСО; - технические, со средствами передвижения.
По продолжительности : - короткие игры, - игровые оболочки,
- длительные развивающие игры
12. 1. Сущность игровых технологий
П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров делят детские игры на виды:1. Психологические и физические игры и тренинги: двигательные
(спортивные,
подвижные,
моторные)
экстатические,
экспромтные
игры
и
развлечения
освобождающие игры и забавы - лечебные игры (игротерапия)
2. Интеллектуально – творческие игры: - предметные забавы сюжетно-интеллектуальные игры - дидактические игры (учебнопредметные, обучающие, познавательные) - строительные,
трудовые, технические, конструкторские - электронные,
компьютерные игры - игровые методы обучения
3. Социальные игры: - творческие, сюжетно-ролевые
(подражательные, режиссерские, игры – демонстрации) - деловые
игры
(организационно-деятельностные,
организационнокоммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые,
имитационные)
4. Комплексные игры (коллективно-творческая досуговая
деятельность).
13. 1. Сущность игровых технологий
Функции игры как педагогическогофеномена культуры
Социокультурное назначение игры
Функция межнациональной коммуникации
Функция самореализации человека в игре
Терапевтическая функция игры
Функция коррекции в игре
Развлекательная функция игры.
14. 1. Сущность игровых технологий
В метод обучения игра превращается приусловиях:
- наполнения технологии определенным
содержанием;
- придания содержанию дидактического
смысла;
- наличия мотивации обучаемых;
- установления дидактических связей с
другими методами обучения.
15. 1. Сущность игровых технологий
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, чтоучебная игра:
• Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека
любого возраста.
• Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее
участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой
игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и
физическое напряжение.
• Мотивационна по своей природе.
• Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться
глубинного личностного осознания; позволяет оказывать на них
воспитательное, терапевтическое воздействие;.
• Многофункциональна.
• Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе
которой лежит соревновательный аспект.
• Нивелирует значение конечного результата.
• В процессе обучения отличается наличием четко поставленной ситуационной
цели и соответствующего ей педагогического эмоционально-делового (т.е. не
формально-неравнодушного) результата.
16. 2. Основные условия, направления и функции реализации игровой технологии
Игровая технология - последовательность действийпедагога по отбору, разработке, подготовке игр,
включению
детей
в
игровую
деятельность,
осуществлению самой игры, подведению итогов,
результатов игровой деятельности (Прутченков А.С)
В учебной практике выделяют дидактические,
имитационные,
проблемные,
сюжетные,
ситуационные, ролевые, деловые игры.
Учебная игра - специальный вид деятельности,
направленным на усвоение определенных знаний,
умений и навыков, а также средство обучения,
основной педагогический смысл и назначение
которого - создать условия для саморазвития
личности обучающихся
17. 2. Основные условия, направления и функции реализации игровой технологии
В зависимости от дидактических целей:игры для изучения нового материала;
игры для закрепления;
игры для проверки знаний;
обобщающие игры;
релаксационные игры - паузы.
При планировании педагогической работы в
определенных случаях важно разделять игры по
количеству участников на:
• групповые,
• индивидуальные,
• диалоговые (парные),
• массовые.
18. 2. Основные условия, направления и функции реализации игровой технологии
В современной школе игровая технологияиспользуется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий
для освоения понятия, темы и даже раздела
учебного предмета;
как элементы (иногда весьма
существенные) более обширной технологии;
в качестве технологии занятия или его
фрагмента (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
19. 2. Основные условия, направления и функции реализации игровой технологии
Игровая форма занятий создается на уроках при помощиигровых приемов и ситуаций, выступающих как средство
побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций по
направлениям:
•дидактическая цель ставится перед учащимися в форме
игровой задачи;
•учебная деятельность подчиняется правилам игры;
•учебный материал используется в качестве её средства, в
учебную деятельность вводится элемент соревнования,
который переводит дидактическую задачу в игровую;
•успешное выполнение дидактического задания
связывается с игровым результатом
20. 2. Основные условия, направления и функции реализации игровой технологии
При использовании игровых технологий науроках необходимо соблюдение условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным
целям урока;
2) доступность для учащихся данного
возраста;
3) умеренность в использовании игр на
уроках.
21. 2. Основные условия, направления и функции реализации игровой технологии
Виды уроков с использованием игровых технологий:1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с
использованием игровых заданий (урок - соревнование,
урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с
использованием заданий, которые обычно предлагаются
на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока
(начало, середина, конец; знакомство с новым
материалом, закрепление знаний, умений, навыков,
повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии,
вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться
между учащимися разных классов одной параллели.
22. 2. Основные условия, направления и функции реализации игровой технологии
Специфику игровой технологии в значительнойстепени определяет игровая среда: различают
игры с предметами и без предметов, настольнопечатные; комнатные, уличные, на местности,
компьютерные и с ТСО, а также с различными
средствами передвижения
Психологические механизмы игровой
деятельности опираются на фундаментальные
потребности личности в самовыражении,
самоутверждении, саморегуляции,
самореализации.
23. 2. Основные условия, направления и функции реализации игровой технологии
Целью игровых технологий является решение рядазадач:
дидактических (расширение кругозора,
познавательная деятельность; формирование
определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности и др.);
развивающих (развитие внимания, памяти, речи,
мышления, воображения, фантазии, творческих идей,
умений устанавливать закономерности, находить
оптимальные решения и др.);
воспитывающих (воспитание самостоятельности,
воли, формирование нравственных, эстетических и
мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества,
коллективизма, общительности и др.);
социализирующих (приобщение к нормам и
ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
24. 3.Методическое обеспечение дидактической игры
Б.П. Никитин делит дидактическую игру на три этапа:На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создает
радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть.
На втором этапе учитель выступает не только как наблюдатель, но
и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на
помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.
На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского
творчества при решении игровых задач.
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех
основных направлениях (Е.И. Удальцова):
подготовка к проведению дидактической игры,
ее проведение
анализ.
25. 3.Методическое обеспечение дидактической игры
Оптимальные способы использования игровойдеятельности в системе уроков следующие:
- Весь урок строится как сюжетно-ролевая игра;
- Во время урока, как его структурный элемент;
- Во время урока несколько раз создаются
игровые ситуации (с помощью сказочного
персонажа, игрушки, необычного способа
постановки задачи, элементов соревнования и
т.д.).
Игра не обеспечивает устойчивого положительного
отношения младших школьников к учебному процессу,
если используется эпизодически.
26. 3.Методическое обеспечение дидактической игры
Требования к учебной игре и условиям еёпроведения (А.Деркач):
1.Психологические требования:
•Релевантность
•Мотивированность всех субъектов учебного
процесса
• Психологическая и интеллектуальная
готовность
• Атмосфера дружелюбия, взаимопонимания и
сотрудничества.
• Учет индивидуальных особенностей учеников характер, темперамент.
27. 3.Методическое обеспечение дидактической игры
2.Требования социально-психологическогохарактера:
•Взаимодействие, общение и сотрудничество
участников игры
•Компетентность участников общения в области
той или иной затрагиваемой проблемы
•Наличие коммуникативных умений
•Содержание значимо для участников, игровое
действие должно завершаться получением
определённого результата.
28. 3.Методическое обеспечение дидактической игры
3.Педагогические требования :•Четкое определение цели игры в соответствии с
задачами учебного процесса.
•Учебные игры должны составлять систему,
предполагающую их определённую
последовательность и постепенное её
усложнение.
• Учет особенностей группы и её членов.
•Определение содержания и хода игры.
•Обеспечение методическими материалами:
заданиями, инструкциями, реквизитом,
документацией и т.д
29. 3.Методическое обеспечение дидактической игры
Существуют ли ограничения для проведения дидактических игр?• Не стоит организовывать учебную игру, если ученики
недостаточно знают тему;
• Не целесообразно внедрять игры на итоговых уроках
и экзаменах, если они не использовались в процессе обучения;
• Не следует применять игры с тех предметов и программных
тем, они не могут дать положительного эффекта.
Если после игры знания, умения и навыки учащихся не растут, это
означает, что игра не является эффективной и результаты ее
внедрения отрицательные, тогда нужно искать причины
негативных последствий. Их может быть две:
1) качество самой игры низкое и не отвечает требованиям.
2) методика проведения игры неправильна.
30. 3.Методическое обеспечение дидактической игры
1. Подготовка игры.1) Предварительная подготовка учащихся к игре.
2) Подготовка непосредственно перед игрой.
2. Введение в игру.
1) Предложение игры детям.
2) Объяснение правил игры.
3) Выбор участников игры.
3. Ход игры.
1) Начало игры.
2) Развитие игрового действия (кульминация).
3) Заключительный этап учебной игры.
4. Подведение итогов. (Оценка и поощрение школьников).
Чтобы избежать проблем, необходимо:
1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет
производиться оценка результатов;
2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд
(участников), которые не заняли призовых мест;
3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть
предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно
были сильнее.
5. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).
31. Выводы:
Преимущества игровых технологий:• активизация и интенсификация процесса обучения;
• воссоздание межличностных отношений,
процедуры принятия коллективных решений
обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные
условия профессиональной деятельности;
• гибкое сочетание разнообразных приемов и
методов обучения (от репродуктивных до
проблемных);
• моделирование практически любого вида
деятельности.
32. Выводы:
Негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:• во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры
занимает много времени. Часто это приводит к тому, что дети не
успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал;
• во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т. е. нарушается
строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это
наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к
путанице, к сомнительным результатам;
• в-третьих, после проведения игр (и это особенно касается младших и
средних классов) бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на
что жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок;
• в-четвертых, при проведении парных, групповых и коллективных
форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в
нездоровое соперничество, что не всегда успевают заметить учителя,
а тем более предотвратить. Это приводит к испорченным
взаимоотношениям между детьми вне игры.
В игре нет полной предсказуемости. Много разных проблем встает перед
учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно
тратить на нее на уроке и т. д.
33.
Домашнее задание:Технология знаково-контекстного обучения в
профессиональной педагогике — доктор
психологических наук, профессор А.А.
Вербицкий.