Работа редактора с Композицией медиатекста
Петр андреевич вяземский. эпиграмма
Из письма А.С. Пушкина к П.А. Вяземскому
Эпиграмма петра вяземского в редакции александра пушкина
Композиция в литературоведении
Композиция в юриспруденции
Композиция в искусстве
Генрих Вёльфлин:
Евгений кибрик:
Владимир фаворский:
Генеральные Эстетические принципы композиции
Композициядля редактора:
Функции композиции в художественном тексте и медиатексте
Редакторская Оценка приемов композиции новости
Редакторская оценка приемов композиции аналитических медиатекстов
Редакторская оценка приемов композиции публицистических медиатекстов
Структурные элементы медиатекста
Функции заголовка
Содержательная функция заголовка
Конструктивная функция заголовочного комплекса
Контактная функция заголовка
Типичные недостатки композиции :
АВТОРСКИЙ ПЛАН текста
Работа редактора над планом текста
Домашнее задание
5.00M

Работа редактора с композицией медиатекста

1. Работа редактора с Композицией медиатекста

РАБОТА РЕДАКТОРА С
КОМПОЗИЦИЕЙ МЕДИАТЕКСТА
Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении
такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве
соразмерности и сообразности.
А. С. Пушкин. Отрывки из писем, мысли и замечания

2. Петр андреевич вяземский. эпиграмма

ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ.
ЭПИГРАММА
Что пользы, — говорит расчетливый Свиньин,—
Мне кланяться развалинам бесплодным
Пальмиры, Трои иль Афин?
Пусть дорожит Парнаса гражданин
Воспоминаньем благородным;
Я не поэт, а дворянин,
И лучше в Грузино пойду путем доходным:
Там, кланяясь, могу я выкланяться в чин.

3. Из письма А.С. Пушкина к П.А. Вяземскому

1825, 10 авг.
ИЗ ПИСЬМА А.С.
ПУШКИНА
К П.А. ВЯЗЕМСКОМУ
Что твой Байрон? перешли мне его прежде печати; да
нет ли стихов покойного поэта Вяземского, хоть
эпиграмм? Знаешь ли его лучшую эпиграмму: Что
нужды? говорит расчетливый etc. Виноват! я
самовластно сделал в ней перемены, перемешав стихи
следующим образом: 1, 2, 3–7, 8–4, 5, 6. — Не напечатать
ли, сказав: Нет, я в прихожую пойду путем доходным,
если цензура не пропустит осьмого стиха, так и без него
обойдемся; главная прелесть: Я не поэт, а дворянин! и
еще прелестнее после посвящения «Войнаровского», на
которое мой Дельвиг уморительно сердится.

4. Эпиграмма петра вяземского в редакции александра пушкина

Э П И Г РА М М А П Е Т РА
В Я З Е М С КО ГО В
РЕДАКЦИИ
А Л Е КС А Н Д РА
ПУШКИНА
Что пользы, — говорит расчетливый
Свиньин, —
Мне кланяться развалинам бесплодным
Пальмиры, Трои иль Афин?
И лучше в Грузино пойду путем
доходным:
Там, кланяясь, могу я выкланяться в чин.
Пусть дорожит Парнаса гражданин
Воспоминаньем благородным;
Я не поэт, а дворянин.

5. Композиция в литературоведении

КО М П О З И Ц И Я В
Л И Т Е РА Т У Р О В Е Д Е Н И И
• КОМПОЗИЦИЯ - (от лат. compositio составление, соединение, сложение) построение художественного произведения:
расположение и взаимосвязь его частей,
образов, эпизодов в соответствии с
содержанием, жанровой формой и замыслом
автора. В самом общем виде выделяют
линейную (например, роман И.А. Гончарова
"Обыкновенная история"), инверсионную
(например, рассказ И.А. Бунина "Легкое
дыхание"), кольцевую (например, рассказ В.
Набокова "Круг") и т. д.

6. Композиция в юриспруденции

КО М П О З И Ц И Я В
Ю Р И С П Р УД Е Н Ц И И
• КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio - сочинение,
составление, примирение; англ. composition) — в
древнем праве возмещение причиненного
вреда, обычно денежное возмещение
родственникам убитого или потерпевшему за
нанесенные ему телесные повреждения. Такое
вознаграждение (в натуре или деньгах)
уплачивалось виновным (обидчиком) и его
родственниками. Размер вознаграждения
обычно устанавливался по взаимному
соглашению, позднее регулировался обычаями.
Система К. как пережиток
первобытнообщинного строя сохранялась на
ранних ступенях развития рабовладельческого и
феодального обществ. Постепенно система К.
была заменена различными видами наказаний.

7. Композиция в искусстве

КОМПОЗИЦИЯ В
ИСКУССТВЕ
«С самого начала уже одно слово
"Композиция" звучало для меня как
молитва. Оно наполняло душу
благоговением. И до сих пор я испытываю
боль, когда вижу, как легкомысленно
зачастую с ним обращаются…»
Василий Кандинский

8. Генрих Вёльфлин:

ГЕНРИХ
ВЁЛЬФЛИН:
• Композиция — это
«...расчлененное целое, в
котором каждая часть
достаточно выразительна
и может быть воспринята
сама по себе, хотя в то же
время ясно видна ее связь
с целым, ее включенность
в целостную форму»

9. Евгений кибрик:

ЕВГЕНИЙ КИБРИК:
«Ничто в композиции не должно повторяться. Ни
величины, ни пятна, ни интервалы — "паузы", ни типы, ни
жесты... Целое просто и нерасторжимо, детали
бесконечно многообразны»

10. Владимир фаворский:

ВЛАДИМИР ФАВОРСКИЙ:
«...цельность предполагает сложность;
только сложное цельно. И не простую
сложность. Сложность такую, которая
предполагает синтез
противоположностей».

11. Генеральные Эстетические принципы композиции

Г Е Н Е РА Л Ь Н Ы Е Э С Т Е Т И Ч Е С К И Е
П Р И Н Ц И П Ы КО М П О З И Ц И И
Принцип соразмерности и
пропорциональности
Принцип единства и гармонии

12. Композициядля редактора:

КОМПОЗИЦИЯ
ДЛЯ
РЕДАКТОРА:
КОМПОЗИЦИЯ - построение литературного
произведения, схема развертывания его
содержания, реализация общего плана, фиксирующего последовательность частей текста, их
взаимосвязь. В качестве синонима термина
композиция может быть использован термин
архитектоника.

13. Функции композиции в художественном тексте и медиатексте

ФУНКЦИИ
КОМПОЗИЦИИ В
ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ТЕКСТЕ И
МЕДИАТЕКСТЕ
Основная функция композиции - достижение
логического единства идеи и темы
произведения. В произведениях
художественной литературы композицию
определяет сюжет, в текстах СМИ, базой
которых является факт, информационный
повод, основой построения служит типовая
схема, композиционный стереотип. При
анализе композиции на первый план выходят
понятия связности и целостности текста.

14. Редакторская Оценка приемов композиции новости

РЕДАКТОРСКАЯ ОЦЕНКА ПРИЕМОВ
КОМПОЗИЦИИ НОВОСТИ
Схемы построения информационных сообщений фиксируют
смысловые отношения между их частями и последовательность этих
частей по так называемому принципу перевернутой пирамиды. В
основе построения –выделение главного новостного факта.
Распределение информации происходит в порядке убывания ее
важности: в хедлайне (ведущей строке) кратко излагается главная
(или единственная) новостная информация, лид раскрывает
содержание новости, может быть выделен как заголовок, корпус
содержит, осталыной текст, проявляет связь фактов, изложенных в
хедлайне и лиде. Бэкграунд представляет сведения справочного
характера, не сообщающие новых фактов, но поясняющие новость.
Графические приемы выделения хедлайна и лида помогают
читателю ориентироваться в содержании сообщения.
Последовательность ответов на шесть «классических вопросов»:
кто? что? когда? где? как? и почему? - определяется автором.

15. Редакторская оценка приемов композиции аналитических медиатекстов

Р Е Д А К ТО Р С К А Я О Ц Е Н К А
П Р И Е М О В КО М П О З И Ц И И
А Н А Л И Т И Ч Е С К И Х М Е Д И АТ Е КС ТО В
• Для аналитических жанров,
предполагающих проведение
исследования, анализ фактов, их
интерпретацию, характерны строгие
логические построения.

16. Редакторская оценка приемов композиции публицистических медиатекстов

РЕ Д А К ТО РСК А Я О Ц Е НК А ПР ИЕ МО В КО МПО З ИЦИИ
ПУ БЛ ИЦИСТИЧЕСКИХ МЕД ИАТ ЕКСТОВ
Для композиции жанров публицистических и художественнопублицистических - приемы образные, близкие приемам художественной
литературы.

17. Структурные элементы медиатекста

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
МЕДИАТЕКСТА
Заголовок
Абзац
Ключевое слово

18. Функции заголовка

Содержательная
(информационная)
ФУНКЦИИ
ЗАГОЛОВКА
Конструктивная
Контактная
(коммуникативная)

19. Содержательная функция заголовка

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
ЗАГОЛОВКА
Заголовки информационных публикаций должны быть
предметны и однозначны, заголовки аналитических и
художественно-публицистических материалов могут
использовать ассоциативные связи, выразителями
которых служат слова и словосочетания, обладающие
для читателя запасом определенных смыслов.

20. Конструктивная функция заголовочного комплекса

КОНСТРУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА
новостных сообщений закреплена стандартом
(см.выше).
в аналитических и художественно-публицистических
текстах в заголовок может быть вынесена фраза,
опорная для смысла, использованы различные
риторические приемы.

21. Контактная функция заголовка

КОНТАКТНАЯ
ФУНКЦИЯ
ЗАГОЛОВКА
служит привлечению внимания к публикации,
пробуждению к ней доверия. Осуществление
контактной функции опирается на знание
психологии читателя, апеллирует к его памяти.
Заголовок может быть доверительным по тону,
использовать эффект неожиданности и другие
приемы, помогающие заинтересовать адресата, но
не должен входить в противоречие с
информационной функцией. Сенсационные
заголовки не только искажают факты, но и
нарушают зачастую этические нормы.
Информативность, точность смысла и формы
заголовка - средство установить контакт с
читателем, заинтересовать его, побудить к
прочтению публикации. Нарочито «красивые»
неточные фразы этой задачи не выполняют.

22. Типичные недостатки композиции :

ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ
КОМПОЗИЦИИ :
• отход от темы;
• неудачно выбранный принцип расположения
частей;
• неоправданное нарушение последовательности
изложения;
• несоразмерность частей;
• неудачные композиционные приемы;
• непрочность связей между частями;
• нечёткость композиционных рамок (неудачный
заголовок, начало, концовка).

23. АВТОРСКИЙ ПЛАН текста

А В ТО РСК И Й ПЛ А Н
Т Е КСТА
- фиксирует тему, требования
жанра, принцип смысловой
группировки материала,
- обеспечивает целостность
текстовой конструкции

24. Работа редактора над планом текста

РАБОТА
РЕДАКТОРА НАД
ПЛАНОМ ТЕКСТА
В своей практике редактор
встречается с планами трёх
видов:
• авторским планом будущего
текста,
• планом уже написанного
текста
• планом редакторских
изменений, включающим
рекомендации по уточнению
и переработке текста.

25. Домашнее задание

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Завершить правку-обработку текста «На
запасном пути» (дедлайн: 23.10.2020).
Проанализировать композицию текста
«Балалайка» с точки зрения редактора.
Составить авторский план текста к
следующему семинару (дедлайн:
26.10.2020)/
Адрес преподавателя: [email protected]
English     Русский Правила