Похожие презентации:
Философия средневековья. Философия эпохи Возрождения
1.
Философиясредневековья.
Философия эпохи
Возрождения
2.
Средневековая философия• Средневековая философия охватывает тысячелетний
период, приблизительно с V по XV вв. Между
античной и средневековой философией нет четко
обозначенных границ. Истоки философии
Средневековья — в античной философии, затем
некоторое время она формировалась одновременно с
религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
• Философия Средневековья — своеобразный
исторический тип философии. Она представлена
множеством имен, различных школ и направлений.
Вместе с тем она отличается рядом присущих ей в
целом особенностей.
3.
4.
Первый изних –
древнегреческая
философия,
прежде всего
в ее
неоплатоновской
традиции
2
1
Истоки средевековой философии
Тесная связь со
Священным
Писанием,
которое является
исчерпывающей и
универсальной
парадигмой
философского
знания о Боге,
мире, человеке и
истории.
Философия
средневековья
имела два
основных
источника своего
формирования.
Второй
источник –
Священное
Писание.
5.
Основными чертамисредневековой религиозной
философии являются ее
теоцентризм и догматичность.
Теоцентризм предполагает, что Бог является
главной целью философских исследований.
Бог трактуется как причина всего сущего и
высшая реальность.
На смену необходимости обосновывать свою точку
зрения в античной философии приходит догматизм.
• Эта установка предполагает формирование
догматов – утверждений, которые не требуют
доказательства и являются предметом веры.
6.
В философии средневековья выделяют дваосновных этапа: патристика (2 – 8 вв.) и
схоластика (11 – 14 вв.). Однако
теологическая философия возникла
значительно раньше, в эпоху поздней
античности. В конце 2 и в 3 вв. образованные
христиане стали выступать в защиту
христианства, используя греческую
философию и те приемы убеждения, которые
были выработаны за многие века развития
античной философии. Это движение получило
название апологетики (от греч. «речь в
защиту»).
7.
Патристика – это учение отцов церкви, то есть наиболеепризнанных, авторитетных теологов того времени. Исследователи
выделяют греческую (восточную) и римскую (западную)
патристику. Наиболее знамениты в греческой патристике
Каппадокийцы. В трудах каппадокийцев христианство предстает
законной преемницей античной философии, как некоторая
попытка ее самопреодоления. Основной заслугой каппадокийцев
считается решение тринитарной проблемы – проблемы
соотношения трех лиц Бога
8.
Схоластика – это не столько определенная доктрина, сколькофилософия и теология, преподававшаяся в средневековых школах
(отсюда и происхождение названия). Этот период обычно
связывают с появлением первых европейских университетов.
Схоластическая философия характеризуется академичностью,
сложностью содержания, акцентом на формально-логической
стороне рассуждения.
9.
Основные направления средневековой философии10.
Византийская философия являетсясоставной частью средневековой
христианской философии. Ее
представители, считавшие философию
служанкой богословия, обосновывали
догматы религии, доказывавшие бытие
бога и бессмертие души.
Еврейская философия средневековья
развивалась в исламском мире и
зависела от арабской культуры. В
качестве своего источника она имела
неоплатонизм, аристотелизм и
мистические элементы иудейского
учения, которые содержались в кабале.
11.
12.
13.
Спекулятивная дисциплина,которая даёт основанное на разуме
толкование исламским
догматам и называется
каламом (’ильм алькалам). Обращение к
разуму как
к высшей инстанции при
решении тех или иных
вопросов объединяло калам
с фальсафа.
14.
Восточный аристотелизм, восточныйперипатетизм (араб. - фальсафа,
т.е. философия) — средневековая мусульманская
философия IX—XII веков, опирающаяся на
авторитет Аристотеля.
Крупнейшими представителями этого направления
были Аль-Кинди, Ибн Сина, Аль-Фараби, Ибн
Рушд.
Одной из особенностей восточного аристотелизма
был теоцентризм, что проявлялось в его
совмещение с неоплатонизмом. Однако Бог скорее
понимался как вечный двигатель, существующий
при вечной материи. Критику идей этого
направления дал Газали
15.
Суфи́зм или тасаввуф (араб. ( —التصوفэзотерическое течение в исламе,
проповедующее аскетизм и
повышенную духовность, одно из
основных направлений
классической мусульманской
философии. Последователей суфизма
называют суфиями.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Вопросы ДЗ:1. Формирование средневековой
философии и ее особенности.
2. Патристика и схоластика.
Номинализм и реализм.
3. Арабо-исламская философия.
4. Византийская и еврейская
философия.
5. Философия эпохи Возрождения