Жизнь как горящая свеча
Вопросы для размышления
?
Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись»
Монашеские обеты
Облачение монаха
Свято-Успенский мужской монастырь
Д/З: стр.143-147, задания 4, 5, 6
Использованные ресурсы
6.19M
Категория: РелигияРелигия

Жизнь как горящая свеча

1. Жизнь как горящая свеча

Автор: Рыбьякова Т.П.,
учитель ОПК

2.

Заповеди Божии
? ? – Рождество Пресвятой Богородицы
19 января –
Молитва – это
Что отмечается 19 декабря и 22 мая?

3.

4.

5. Вопросы для размышления

1. Как вы думаете - когда человек свободнее: когда
у него много вещей, имущества, домов, или
когда все его имущество может уместиться в
одном рюкзаке?
2. Бездомные люди бывают очень несчастны. Но
доводилось ли вам слышать или читать о таких
людях, которые добровольно ушли из дома и
избрали образ жизни странников?

6. ?

С другом по-братски
птица без крыльев
После драки
и дорога
Важен тот пост, на который по-солдатски
Командир без воли, что
кулаками не машут
Где тревога, туда
ты поставлен

7.

Для людей естественно жить
вместе, создавать семьи,
давать жизнь детям. Поэтому
одна из самых странных и
удивительных страниц истории
человечества – это появление
монахов или иноков (монах - от
греческого монос - «один»;
инок – от древнеславянского
слова ин, «один»; сравните
слово иной – «другой,
особый»).
Сам он считает, что он не
столько отказался, сколько
согласился: согласился с неким
«зовом» - зовом Бога, который
указал ему на его призвание.

8.

Монах – человек, который
оставил мир, обычную жизнь
для молитвы, потому что его
любовь к Богу превосходит
все иные чувства и желания.
Монах не имеет семьи,
богатств и другого
имущества, за исключением
самого необходимого.
Монахи живут одни или
совместно в монастырях, где
главным занятием является
богослужение и молитва.

9.

Первые христианские
монахи появились в конце
III в. от Рождества
Христова. Они определили
главное правило
монашеской жизни:
«Трудись и молись».
Первый христианский
монах святой Антоний
Великий жил один вдали
от людей и лишь иногда
приходил в село или город
для того, чтобы поменять
сплетенные им корзины
на муку.

10.

Со временем появились и городские монастыри –
общины монахов. У монастырей появились большие
храмы, колокольни, мастерские. В течение многих
веков все книги (и не только церковные)
переписывали именно монахи. И даже школы часто
создавали именно при монастырях.

11. Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись»

Притча «Два весла»
Однажды один монах
перевозил на лодке человека
через реку. На веслах монаха
было написано: "Молись" на
одном и "Трудись" на другом.
- Да, трудиться нужно, рассуждал человек, глядя на
весла, - а вот молиться, так ли
это необходимо?
Ничего не ответил ему
монах, но положил на дно
лодки весло с надписью
"Молись" и продолжал грести
только одним веслом, и лодка
закружилась на месте.

12.

Все монахи должны
обязательно выполнять
различные работы,
которые по
монастырскому уставу
называются
послушаниями.
Стр. 81

13. Монашеские обеты

Нестяжание:
добровольная нищета;
Целомудрие:
исполнение заповедей
Господних;
Послушание:
совершенное отречение
от собственной
воли и послушание
духовному наставнику

14. Облачение монаха

Четки
Ряса
Клобук
Пояс

15.

Мантия
Мантия Патриарха Всея Руси Кирилла

16.

Преподобные – это святые
монахи, проводившие
подвижническую жизнь и
уподобившиеся Христу.
Преподобный Сергий
Радонежский – один из
самых известных и
любимых святых на Руси.

17.

Родился пр. Сергий в
1314 году в городе
Ростов. Родителей звали
Кирилл и Мария. При
посвящении в монахи
дается новое имя, а в
детстве Сергия звали
Варфоломеем. Его
родители часто ходили в
церковь и всегда
помогали бедным
людям. Таким же
добрым и отзывчивым
рос и Варфоломей.

18.

Когда он был ребенком, ему никак не давалась
грамота, товарищи даже смеялись над ним. Однажды
он встретил старца, который помолился о нем и
благословил его. После этого учеба наладилась, а
Варфоломей понял, что никакое знание, никакую
способность не нужно приписывать самому себе, но
только Богу.

19.

После смерти
родителей Варфоломей
принял решение не
идти монахом в какойлибо монастырь, а
удалиться в пустыню и
пошел к своему брату
Стефану в Хотьков
монастырь, чтобы
пригласить его быть
своим товарищем в
пустынножитии.

20.

Несколько дней брели
братья по дремучему
Радонежскому лесу.
Наконец они увидели
холм с пологими
склонами, очень
похожий на маковку. Они
поднялись на его
вершину и очутились на
полянке, чистой, как
будто выметенной к их
приходу.

21.

К вечеру был готов шалаш из ветвей, а утром
закипела работа. Братья рубили деревья, очищали от
ветвей, таскали на своих плечах тяжелые бревна.
Поставили два сруба - для церковки и для кельи.

22.

Братья отправились
пешком в Москву к
самому митрополиту
Феогносту за
благословением на
освящение церкви во
имя Святой Троицы.
После освящения братья
начали
пустынножительствовать.

23.

Но вскоре Стефан,
не в силах вынести
все тяготы
пустынного жития,
ушел в Москву, в
Богоявленский
монастырь.
И Сергий остался
один.

24.

Оставшись в полном
одиночестве, он призвал игумена
Митрофана и принял от него
постриг с именем Сергия, так как
в тот день праздновалась память
мучеников Сергия и Вакха.
Ему было 23 года. Совершив
обряд пострижения, Митрофан
приобщил Сергия св. Тайн.
Сергий же семь дней не выходя
провел в «церквице» своей,
молился, ничего не «вкушал»,
кроме просфоры, которую давал
Митрофан. А когда пришло время
Митрофану уходить, просил его
благословения на жизнь
пустынную. Игумен поддержал
его и успокоил, сколько мог. И
молодой монах один остался
среди сумрачных своих лесов.

25.

О Сергии Радонежском
узнали другие люди. Они
приходили к монаху и
оставались с ним жить,
строить себе деревянные
дома. Люди обращались к
святому за помощью, за
советом, за благословением .
Жил Сергий близ Радонежа,
поэтому и прозывать его
стали Радонежский, т.к. в те
далёкие времена фамилий у
людей не было.

26.

Все работали сообща, вместе.
Сергий Радонежский трудился
вместе со всеми. На
территории монастыря не
было питьевой воды, только
недалеко протекала речка.
Было даже такое, Сергий
Радонежский, пока все спали,
вставал рано утром, шёл на
речку, чтобы потом каждому
рабочему поставить у
крыльца ведро воды. Это ещё
раз говорит о душевной
доброте Сергия и заботе
ближнего. Он всю жизнь был
скромным, милосердным.

27.

Народ страдал от жестокости
монголо-татарского войска.
Русичи не могли победить татар,
так как князья постоянно
ссорились, и каждый князь
защищал только свою землю и не
помогал соседу. Сергий «тихими
и кроткими словами» мог
действовать на самые загрубелые
и ожесточённые сердца; очень
часто примирял враждующих
между собой князей, уговаривая
их подчиняться великому князю
московскому. Сколько тропинок
исходил Святой Сергий,
направляясь к гордым и
непокорным русским князьям,
непримиримо восстающим друг
на друга, неся им слова мира,
любви и доброго напутствия.

28.

Великий московский князь
Дмитрий Донской решил
сразиться с монголотатарами. Перед битвой он
пришел в монастырь к
Сергию Радонежскому за
советом – стоит ли ему
вступать в такую страшную и
трудную битву? Сергий
успокоил, благословил
князя и предсказал победу
русского войска. Что и
свершилось. Много в этом
сражении погибло русских
воинов-богатырей. Но битва
была выиграна, как и
предсказал Сергий
Радонежский.

29.

Прошли долгие годы,
прежде чем Русь
победила всех своих
недругов, объединилась
и стала сильной и
богатой. Много для
этого сделали русские
люди, и одним из них
был Сергий
Радонежский.

30.

На Маковице вырос монастырь — Троице-Сергиева лавра,
который еще при Сергии стал притягательным для тысяч
паломников.

31.

Сегодня Троице -Сергиева лавра – это духовный центр
нашей страны, сердце России, куда ежегодно стекаются
тысячи людей – поклониться мощам преподобного Сергия.

32.

Церковь отмечает память
преподобного Сергия в
день кончины 25
сентября (8 октября),
а также в день обретения
мощей 5 (18) июля
и в Соборе Радонежских
святых 6 (19) июля.

33. Свято-Успенский мужской монастырь

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45. Д/З: стр.143-147, задания 4, 5, 6

46.

47. Использованные ресурсы

А.В.Кураев. Основы православной культуры. Учебник. М.: Просвещение,
2013
О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н.
Яшина. Основы православной культуры. Учебник. М.: Русское слово, 2013
http://azbyka.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%
B9_%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0
%BA%D0%B8%D0%B9
http://bookitut.ru/Prepodobnyj-Sergij-Radonezhskij-Zhizneopisanie-molitvysvyatyni.html
http://www.sestry.ru/church/content/slug/oblachen/oblachen/index_html
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1998#sel=
English     Русский Правила