Похожие презентации:
Святой преподобный Сергий Радонежский
1.
Святойпреподобный
СЕРГИЙ
РАДОНЕЖСКИЙ
2. Явление отроку Варфоломею
• Се́ргий Ра́донежский, вмиру Варфоломе́й
родился 3 мая 1314 года
(дата условная),
преставился 25 сентября
1392 года.
• Монах Русской
Православной церкви,
основатель Троицкого
монастыря под Москвой
(нынеТроице-Сергиева
лавра), преобразователь
монашества в Северной
Руси.
- Что вам известно о сюжете этой картины?
3.
• Варфоломей пригласилстарца домой. Родители
приняли его хорошо, как и
обычно странников. Старец
позвал мальчика в моленную
и велел читать псалмы.
Ребенок отговаривался
неумением. Но посетитель
сам дал книгу, повторивши
приказание.
• Тогда Варфоломей начал
читать, и все были
поражены, как он читает
хорошо.
• А гостя накормили, за
обедом рассказали и о
знамениях над сыном.
Старец снова подтвердил,
что теперь Варфоломей
хорошо станет понимать Св.
Писание и одолеет чтение.
4. Рождение и детство
• На том месте, где родилсяСергий, построен Варницкий
монастырь
• В своём рассказе первый
биограф Сергия
Радонежского Епифаний
Премудрый сообщает, что
будущий святой, получивший
при крещении имя
Варфоломей (в честь
апостола Варфоломея),
родился в селе Варницы
(близ Ростова) в семье
боярина Кирилла, служилого
ростовских удельных князей,
и его жены Марии.
5.
Родителей можнопредставить себе
людьми почтенными и
справедливыми,
религиозными в
высокой степени.
Помогали бедным и
охотно принимали
странников.
Около 1328 года сильно
обедневшая семья
Варфоломея была
вынуждена перебраться
в город Радонеж.
6. Стремление к монашеству
• Еще в юности в душе Варфоломея возниклои укрепилось желание посвятить себя
монашеской жизни; достигнув
двадцатилетнего возраста, он решился
постричься в монахи. Родители не
возражали, но просили дождаться их смерти:
братья Стефан и Петр жили отдельно своими
семьями, и Варфоломей был единственной
опорой своих родителей в годы болезненной
старости и скудости.
7. Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.
Через два-три годаон похоронил отца и
мать и отправился в
ХотьковоПокровский
монастырь, где уже
иночествовал его
овдовевший брат
Стефан.
8. Труды Сергия
Стремясь к «строжайшемумонашеству», к
пустынножительству, он
оставался здесь недолго и,
убедив Стефана, вместе с
ним основал пустынь на
берегу реки Кончуры, на
холме Маковец посреди
глухого Радонежского бора,
где и построил (около 1335
года) небольшую
деревянную церковь во имя
Святой Троицы, на месте
которой стоит теперь
соборный храм также во имя
Святой Троицы.
9.
Уход брата Стефана• Не выдержав слишком
сурового образа жизни,
Стефан вскоре уехал в
московский Богоявленский
монастырь, где позднее
стал игуменом.
• Варфоломей, оставшись в
полном одиночестве,
призвал некоего игумена
Митрофана и принял от
него постриг под именем
Сергия, так как в тот день
праздновалась память
мучеников Сергия и Вакха.
Ему было 23 года.
10.
Один среди сумрачных радонежских лесов.• Совершив обряд
пострижения, Митрофан
приобщил Сергия св.
Тайн.
• Сергий же семь дней не
выходя провел в
«церквице» своей,
молился, ничего не
«вкушал», кроме
просфоры, которую давал
Митрофан. А когда
пришло время Митрофану
уходить, просил его
благословения на жизнь
пустынную. Игумен
поддержал его и успокоил,
сколько мог.
• И молодой монах один
остался среди сумрачных
своих лесов.
11.
• Выдержит ли в грозном лесу,в убогой келий? Страшны,
наверно, были осени и
зимние метели на его
Маковице! Ведь Стефан не
выдержал же. Но не таков
Сергий. Он упорен,
терпелив, и он «боголюбив».
• Так прожил он, в полном
одиночестве, некоторое
время.
• Сергий увидел раз у келий
огромного медведя, слабого
от голода. И пожалел.
Принес из келии краюшку
хлеба, подал — с детских
ведь лет был, как родители,
«странноприимен».
Мохнатый странник мирно
съел. Потом стал навещать
его. Сергий подавал всегда.
И медведь сделался ручным.
Юность Преподобного Сергия. Нестеров М.В.
12. Дионисий. Икона «Сергий Радонежский в житии», XV век
• Но сколь ни одинок былпреподобный в это время, слухи о
его пустынничестве шли. И вот
стали являться люди, прося взять к
себе, спасаться вместе. Сергий
отговаривал. Указывал на трудность
жизни, на лишения, с ней
связанные. Жив еще был для него
пример Стефана. Все-таки —
уступил. И принял нескольких…
• Построили двенадцать келий.
Обнесли тыном для защиты от
зверей.
• Келии стояли под огромными
соснами, елями. Торчали пни только
что срубленных деревьев. Между
ними разводила братия свой
скромный огород. Жили тихо и
сурово.
13.
Сергий подавал во всем пример. Самрубил келии, таскал бревна, носил
воду в двух водоносах в гору, молол
ручными жерновами, пек хлебы, варил
пищу, кроил и шил одежду. И наверно,
плотничал теперь уже отлично. Летом
и зимой ходил в той же одежде, ни
мороз его не брал, ни зной.
Телесно, несмотря на скудную пищу,
был очень крепок, «имел силу противу
двух человек».
Был первым и на службах.
Нестеров М. В.
«Труды Сергия Радонежского»
(триптих, левая сторона)
14. «Желание игуменства,— говорил,— есть начало и корень властолюбия»
Так шли годы. Община жила
неоспоримо под началом
Сергия. Монастырь рос,
сложнел и должен был
оформиться. Братия желала,
чтобы Сергий стал игуменом. А
он отказывался.
— Желание игуменства,—
говорил,— есть начало и корень
властолюбия.
Но братия настаивала.
Несколько раз «приступали» к
нему старцы, уговаривали,
убеждали. Сергий сам ведь
основал пустынь, сам построил
церковь; кому же и быть
игуменом, совершать литургию.
Настояния переходили чуть не в
угрозы: братия заявляла, что,
если не будет игумена, все
разойдутся. Тогда Сергий,
проводя обычное свое чувство
меры, уступил, но тоже
относительно.
— Желаю,— сказал, — лучше
учиться, нежели учить;
лучше повиноваться, нежели
начальствовать; но боюсь суда
Божия;
не знаю, что угодно Богу;
святая воля Господа да будет!
15.
По словам одногосовременника, Сергий
«тихими и кроткими
словами» мог
действовать на самые
загрубелые и
ожесточённые сердца;
очень часто примирял
враждующих между
собой князей, уговаривая
их подчиняться великому
князю московскому
(например, ростовского
князя — в 1356,
нижегородского — в
1365, рязанского Олега и
др.), благодаря чему ко
времени Куликовской
битвы почти все русские
князья признали
главенство Дмитрия
Иоанновича.
16.
Князь московский Дмитрий Иванович в сопровождении князей, бояр и воевод
поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.
Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и, согласно
"Сказанию о Мамаевом побоище", отправил с ним двух иноков княжеского рода,
хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю. Хотя, по канонам Русской
Православной церкви, монахам и священнослужителям запрещено участвовать в
боевых действиях.
17.
СергийРадонежский
благословляет
Пересвета перед
Мамаевым
побоищем.
• Миниатюра Летописного
свода Ивана Грозного, 15581576
18.
• П.Рыженко. ПреподобныйСергий благословляет князя
Дмитрия на битву
• «Пример помощи Божией в
сопротивлении злу. По
молитвам св. Сергия
Радонежского русским
воинством была
одержана победа в
Куликовской битве»
19.
• После Куликовской битвы великий князьДимитрий стал относиться ещё с
большим благоговением к
радонежскому игумену и пригласил его
в 1389 скрепить духовное завещание,
узаконивающее новый порядок
престолонаследия от отца к старшему
сыну.
20. Игумен земли русской
• Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергийосновал ещё несколько монастырей:
• Благовещенский монастырь на Киржаче,
• Старо-Голутвин близ Коломны,
• Высоцкий монастырь,
• Георгиевский на Клязьме)
• Во все эти обители он поставил
настоятелями своих учеников.
21.
• Более 40 обителей было основано егоучениками:
• Саввой (Саввино-Сторожевский близ
Звенигорода),
• Ферапонтом (Ферапонтов),
• Кириллом (Кирилло-Белозерский),
• Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и
др., а также его духовными собеседниками,
такими, как Стефан Пермский.
22.
• Собор РождестваБогородицы в
СавинноСторожевском
монастыре
23. Чудеса преподобного Сергия
• Согласно житию, Сергий Радонежскийсовершил множество чудес. Люди
приходили к
• Как утверждает житие, однажды он
воскресил мальчика, который умер на
руках отца, когда он нёс ребёнка к
святому для исцеления
24. Старость и кончина преподобного Сергия
• Прожив 78 лет и достигнувглубокой старости, Сергий, за
полгода прозрев свою кончину,
призвал к себе братию и
благословил на игуменство
опытного в духовной жизни и
послушании ученика,
преподобного Никона.
• Накануне кончины преподобный
Сергий в последний раз призвал
братию и обратился со словами
завещания:
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте
страх Божий, чистоту душевную и любовь
нелицемерную…»
25 сентября 1392 года.
25. Почитание преподобного Сергия
Обретение мощей преподобного СергияЧерез 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены
нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий
Логофет; день 5 июля является одним из дней памяти
святого.
При этом на языке древней церковной литературы
нетленные мощи — это не нетленные тела, а
сохранившиеся и неистлевшие кости. 11 апреля 1919
года, во время кампании по вскрытию мощей, мощи
Сергия Радонежского подвергались вскрытию в
присутствии специальной комиссии с участием
представителей церкви. Останки Сергия были найдены в
виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского
одеяния, в котором он был похоронен.
26. Рака с мощами Преподобного Сергия находится в Троицком соборе лавры
В 1920—1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в зданиилавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви.
27. Написание жития преподобного Сергия
• Наиболее известным источником сведений онём, равно как и замечательным памятником
древнерусской словесности, является
легендарное Житие Сергия, написанное в
1417—1418 годах его учеником Епифанием
Премудрым, а в середине XV века
значительно переработанное и дополненное
Пахомием Логофетом. В последующем число
вариантов жития Сергия существенно
увеличилось.
28. Почитание Сергия Радонежского
• Почитание Сергия Радонежского возникло раньше,чем появились формальные правила канонизации
святых (до Макарьевских соборов русская церковь не
знала обязательной соборной канонизации). Поэтому
нет документальных известий о том, когда и как
началось его почитание как православного святого и
кем оно было установлено.
• Возможно, что Сергий «сделался общерусским
святым сам собою, по причине своей великой
славы».
• Уже в 1427 году, спустя пять лет после обретения
мощей Сергия, на его родине в Варницах был
основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь (ныне
подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры).
29.
• Преподобный Сергий – всенародно чтимый святой, он всемсердцем любил Бога и людей. Он умел объединять людей,
изничтожать вражду, быть выше болезненных претензий и
обид, подниматься до духовной ступени миротворцев,
которым Спаситель обещал блаженную жизнь. Поучимся у
преподобного. Помолимся ему о нашей земле.
30.
•«Без Сергия Радонежского русская душа не полна... При всем множествелюбимых и почитаемых в нашем народе святых, Сергиева святость
несколько особого сложения — сложенная из русского представления о
своем идеале... К Сергию народ не мог охладеть, это значило бы отказаться
от себя. В самые тяжкие для общей судьбы моменты в русском сердце
слышались его участливые слова: «Не скорби, чадо».
31.
32.
33.
34.
Автор презентации –Патрина Нина Павловна,
учитель высшей категории
гимназии №5
г. Дзержинский